Лес по лицензии

Инициатива тверских законодателей нашла поддержку в правительстве

...В стране, находящейся е период перестройки, не только каждый законопроект, но каждая его отдельная черта может чувствительно отозваться на благо страны.
П.А. Столыпин
(из выступления на первом заседании
Второй Государственной Думы, 1907г.)

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел проект федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон от 25 сентября 1998года№ 158-ФЗ"0 лицензировании отдельных видов деятельности», внесенный Законодательным Собранием Тверской области в порядке законодательной инициативы.
Принято решение о возвращении законопроекта для выполнения требований Регламента Госдумы по его внесению.
Проект федерального закона, о котором идет речь, был рассмотрен на заседании Законодательного Собрания 28 сентября 2000 года по предложению заместителя председателя постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике депутата С.Н. Киселева.
В постановлении Собрания по этому вопросу к депутатам Госдумы от Тверской области Т.А. Астраханкиной, А.В. Бездольному, В.А. Зорькину, B.C. Опекунову, A.M. Шелехову была высказана просьба поддержать законодательную инициативу.
Суть предлагаемых изменений в действующий Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» заключается в том, чтобы дополнить одну из его статей всего двумя абзацами всего из четырех слов: «заготовка древесины; переработка древесины». Слов-то немного, но их значение, вес переоценить трудно.
Проблема регулирования лесных отношений назрела давно и волнует многих: как простых граждан, так и руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, лесохозяйственных предприятий. В процессе разработки закона «О лесах Тверской области» в Законодательное Собрание поступило множество дельных предложений, направленных на рациональное использование, охрану и защиту лесных ресурсов. Но не все из них могут быть реализованы в пределах правового пространства, предоставленного федеральным законодательством. То, что оно противоречиво, - факт общеизвестный. Десять лет мы живем в новых социально-экономических условиях. За это время принято множество законов. Более двух лет действует федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности, но до сих пор в соответствии с ним заготовка и переработка древесины не относятся к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Вместе с тем отсутствие лицензирования порождает многочисленные нарушения в сфере лесопользования: хищнические порубки, отрицательно воздействующие на окружающую природную среду, бесконтрольный вывоз кругляка и пиломатериалов, подрывающий экономику и наносящий ощутимый урон законным интересам населения. Предприятия, не имеющие лицензии (в большинстве своем это частные пилорамы), осуществляют деятельность бесконтрольно. Они, как правило, не зарегистрированы в установленном законом порядке, и, соответственно, не платят налогов. В результате бюджеты всех уровней несут значительные финансовые потери от недополучения налогов и лицензионных сборов.
На основании статьи 81 Лесного кодекса, которая гласит, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в представленном в Госдуму проекте федерального закона предлагается подвергнуть деятельность по заготовке и переработке древесины государственному регулированию в форме лицензирования. Регулируя посредством лицензирования отношения, возникающие в процессе лесопользования, законопроект направлен на обеспечение единой государственной политики в сфере лесопользования. Тем самым он защищает интересы и права граждан, их здоровье и экологическую безопасность.
Проблема лесов - не только тверская проблема, но и общероссийская. Поэтому законодательная инициатива тверских депутатов поддержана органами законодательной власти ряда регионов России, например, Свердловской, Калужской областей и других. Почему же Совет Госдумы отклонил инициативу Законодательного Собрания Тверской области? В письме, подписанном председателем Госдумы Г.Н. Селезневым, указаны такие причины: а) в случае принятия внесенного законопроекта для его реализации потребуются средства из государственного бюджета; б) подобные законопроекты могут быть внесены в Госдуму только при наличии заключения Правительства Российской Федерации и финансово-экономического обоснования.
Конечно, какие-то средства из госбюджета на содержание лицензирующих органов потребуются, но доходы, полученные от уплаты налогов и лицензионных сборов, с лихвой их компенсируют. И финансово-экономическое обоснование законопроекта нужно, но можно ли в Твери сделать расчет за всю Россию? Вряд ли. Зато Госдуме сделать такой расчет вполне по силам. Вот и получается, что Совет Госдумы формально отнесся к тверской инициативе, не разглядев в ней государственного интереса, не пожелав помочь подготовить необходимые документы или реализовать эту идею в рамках своих полномочий.
Стремясь довести разрешение проблемы лицензирования отдельных видов лесопользования до логического завершения, депутаты Законодательного Собрания Тверской области на заседании в октябре прошлого года приняли обращение к председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, в котором содержалось аналогичное законодательной инициативе предложение.
И вот из Министерства природных ресурсов России пришел ответ, в котором сообщается, что соответствующий нормативный акт разработан и находится на согласовании в заинтересованных ведомствах, после чего будет представлен на утверждение в Правительство Российской Федерации.
 
«Тверские ведомости», №10 (1144) 2 – 8 февраля 2001


Рецензии