Теперь у леса один хозяин

Комментарий к закону Тверской области «О лесах»

Закон этот ждали давно. Без преувеличения для нашей области он - один из основных, поскольку главным богатством Верхневолжского края является лес – источник здоровья населения, сырья для деревообрабатывающей промышленности. Однако потенциал лесного фонда области используется неэффективно. Положение усугубляется хищническим разворовыванием лесных богатств, пожарами и болезнями леса.

Действующий до последнего времени областной закон «О лесах в Тверской области», принятый еще в 1995 году, устарел и не решал накопившихся в лесном хозяйстве проблем. К тому же он вошел в противоречие с Лесным кодексом РФ, введенным в действие в феврале 1997 года.
Принятый Законодательным Собранием новый закон Тверской области «О лесах» от 28.06.2001 № 152-ОЗ-2 («Тверские ведомости» №60, 27 июля -2августа 2001 г.) регулирует лесные отношения при использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов так, как это определяет Лесной кодекс. Основополагающим положением закона является то, что весь лесной фонд на территории области, включая леса сельскохозяйственных организаций и других пользователей, находится в федеральной собственности. И управляет им, то есть обеспечивает права владения, пользования, распоряжения лесным фондом, его учета и контроля, единый орган – государственная лесная служба Комитета природных ресурсов по Тверской области. Теперь у леса – один хозяин.
Закон устанавливает, что гражданин или юридическое лицо имеют право собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельных участках, переданных в их собственность. Однако владеть, пользоваться и распоряжаться этой растительностью собственники могут только в рамках лесного законодательства, то есть рубка может быть и запрещена с учетом режима лесопользования на данной территории. И только тем лесом, который появился на земельном участке после передачи его в собственность, можно распоряжаться по своему усмотрению без получения разрешительных документов на право рубки.
Конечно, всем хотелось бы узнать – а можно ли беспрепятственно, как и раньше, ходить в лес, собирать грибы, ягоды. Да, граждане имеют право пребывать в лесах, но их права могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, решений суда, органов государственной власти и местного самоуправления.
Специальная глава закона посвящена описанию полномочий органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления области в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда. Полномочия четко разграничены. Законодательное Собрание совершенствует лесное законодательство, устанавливает ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, утверждает расходы областного бюджета на воспроизводство лесов.
Полномочия исполнительной власти области значительно расширились, так как в соответствии с Лесным кодексом многие функции управления лесным фондом перераспределены с федерального уровня на уровень субъекта Федерации. В полномочия органов исполнительной власти области входят предоставление участков леса в аренду, безвозмездное и краткосрочное пользования, установление ставок лесных податей, арендной платы, перевод лесных земель в нелесные, осуществление государственного контроля и другие.
Органы местного самоуправления законом не наделяются полномочиями по управлению лесным фондом. Раньше они имели больше прав, в том числе по предоставлению льгот по платежам в лесной фонд. Теперь им переданы следующие полномочия Администрации области: распределение древесины для нужд школ, дошкольных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения; выявление и выставление участков леса на аукционы и конкурсы; участие в мероприятиях по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней. Необходимо отметить, что для выполнения определенных законом полномочий органам местного самоуправления выделяются соответствующие финансовые средства в объеме, установленном законом об областном бюджете.
В законе подробно описаны правила лесопользования. Особо отмечено, что осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые выдаются лесопользователю ежегодно и дают право на указанный в них вид лесопользования в конкретном объеме и месте. Указаны основания и порядок ограничения и прекращения прав пользования лесными участками. Например, принудительное прекращение права пользования лесным участком возможно в случаях систематических нарушений лесопользователем лесного законодательства и правил пользования лесным участком, невнесение платежей, невыполнение лесовосстановительных и противопожарных работ.
Если вы пожелаете взять в пользование участок леса свыше 100 кубометров, закон в качестве условия требует наличия специализированной лесозаготовительной техники и обученных работников в целях соблюдения и технологии лесосечных работ. В аренду лес предоставляется по решению Администрации области, которое, в свою очередь, должно основываться на представлениях государственной лесной службы или результатах конкурса. Это очень важно, чтобы не начался процесс массового захвата лесов, их раздача задаром в долгосрочную аренду. С этой же целью предоставление лесов в аренду должно осуществляться гласно и с учетом интересов населения. Субаренда и выкуп арендованных участков запрещены. Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов на срок до 49 лет на основании решений как областной, так и районных конкурсных комиссий. Уровень проведения конкурса определяет Администрация области.
Лесные участки могут предоставляться и в краткосрочное пользование. Как правило, заготавливаемая на них древесина идёт на удовлетворение потребностей бюджетных организаций и используется строго по целевому назначению для строительства, ремонта и отопления зданий. Объемы краткосрочного пользования на платной основе, льготного отпуска и реализации на аукционах в разрезе районов опять же устанавливает Администрация области. Кстати, на аукционе и аренде в законе сделан акцент как на основных формах лесопользования.
Как же проводятся лесные аукционы? Они организуются и проводятся государственной лесной службой или ее лесхозами. Основное условие участия в аукционе – квалифицированная оценка лесопользователя, необходимы также регистрация организации, физического или юридического лица на территории области и, что очень важно для развития местного лесопромышленного комплекса, переработка древесины на территории области.
Законом устанавливаются порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование. По договору, на срок до 49 лет участки передаются сельхозорганизациям, общественным объединениям охотников в пределах объемов, утвержденных Администрацией области.
Описаны условия заготовки пней, коросты, бересты, сосновой и еловой лапки. Что касается сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, технического сырья, то, во-первых, они должны осуществляться без причинения вреда лесу, во-вторых, за побочные пользования лесом взимается плата в размерах, установленных Администрацией области.
В законе детально освещены вопросы организации лесного хозяйства, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Установлены виды платежей за пользование лесным фондом и порядок финансирования расходов на ведение лесного хозяйства. Законодатели позаботились и о том, чтобы были прописаны меры ответственности за нарушение лесного законодательства, чтобы лес не превращался в источник незаконной наживы.
Обширный получился закон, но это и хорошо - в нем есть все необходимое на сегодняшний день, чтобы решить сложную задачу эффективного использования лесных богатств, их восстановления и сохранения для будущих поколений. И чтобы это произошло не на словах, а на деле, надо всем нам строго следовать духу и букве закона. Это – веление времени.

«Тверские ведомости», июль 2001


Рецензии