Законодательное обеспечение инвестиционного процес

На данном этапе вопросы законодательного обеспечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации имеют первостепенное значение. В каждом регионе складываются свои подходы к работе с инвесторами, есть успехи и неудачи. Сейчас как никогда важно аккумулировать и максимально использовать положительный опыт формирования регионального инвестиционного климата. Анализ причин, сдерживающих инвестиционную активность, должен помочь регионам разработать конкретные меры по ее стимулированию.

В Тверской области в последние годы сохраняется устойчивый рост инвестиций. В 2003 году на развитие экономики и социальной сферы области за счет всех источников финансирования использовано 19,6 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что на 23% больше, чем в 2002 году (для сравнения: по Российской Федерации этот показатель составил 12,2%). Наибольшие объемы инвестиций направлены в промышленность и транспортный комплекс – соответственно 65% и 12%. Среди отраслей промышленности лидирует электроэнергетика – более 50% от общего объема инвестиций. В регионе активно развивается строительство. По объему инвестиций в основной капитал Тверская область занимает 3 место (после г. Москвы и Московской области) среди 18 регионов Центрального федерального округа.
Однако достигнутые результаты были бы невозможны без соответствующего правового обеспечения. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» по итогам двух последних лет отметило Тверскую область (наравне с Новгородской областью и Татарстаном) как территорию с наиболее благоприятным законодательным фоном.
Депутаты Законодательного Собрания Тверской области последовательно решают задачу по созданию для инвесторов благоприятного режима работы. Принят и действует пакет региональных законов, направленных на стимулирование инвестиционного процесса. Главным из них является закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области». Развивая закон, депутаты внесли в него изменения, предусматривающие предоставление предприятиям субсидий из областного бюджета для компенсации части затрат на осуществление инвестиционных проектов.
На создание благоприятных условий для инвесторов направлен принятый Законодательным Собранием закон области «О предоставлении инвестиционного налогового кредита».
Как известно, если инвесторы не находят в областном бюджете строк о гарантиях по инвестиционным кредитам, то их заинтересованность в инвестициях резко уменьшается. Привлечь необходимые средства можно только на основе государственных гарантий. С этой целью был принят региональный закон «Об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета». В прошедшем году право на получение госгарантий предоставлено трем промышленным предприятиям, еще пяти организациям выделены субсидии на компенсацию 50% затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов.
Нельзя не отметить и еще один немаловажный фактор, напрямую влияющий на инвестиционной климат – обеспечение права интеллектуальной собственности. На сегодняшний день отечественные и иностранные инвесторы явственно ощущают недостаточную защищенность прав на изобретения, бренды, торговые марки и другие результаты интеллектуального труда. Установление четких границ инновационного процесса невозможно без развитого федерального законодательства об авторских правах. К сожалению, такой закон до сих пор так и не принят Государственной Думой.
 Тем не менее депутаты Законодательного Собрания в рамках своих полномочий развивают региональное правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности. В регионе действует закон «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области». Областные законодатели всецело поддерживают процесс создания национальной инновационной системы и ее региональной составляющей, формирование соответствующей нормативно-правовой среды. Одной из приоритетных задач депутаты считают формирование соответствующей нормативно-правовой основы и конкурентной среды.
За последние годы в регионе значительно увеличился объем финансирования научных разработок. В областном бюджете на 2004 г. на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрено выделить 5,9 млн. руб. Конечно, цифра эта не очень большая, однако следует подчеркнуть, что за период 1999-2002 гг. финансирование науки из областного бюджета увеличилось более чем в пять раз. Депутаты уверены, что в результате согласованных усилий органов государственной власти области и научно-инженерной общественности будет создана эффективная региональная система поддержки инновационного предпринимательства. От продажи сырьевых ресурсов Тверская область должна перейти к торговле на мировом рынке наукоемкими и конкурентоспособными средствами производства, товарами и услугами.
Только высокотехнологичные отрасли способны обеспечить нашему региону, всей России в целом глобальные конкурентные преимущества. В то же время инновационный потенциал не может быть создан без решения проблемы управленческой модернизации наших предприятий. Особую значимость приобретают вопросы подготовки кадров для инновационного предпринимательства, создания таких высокоорганизованных форм инновационной деятельности, как социально-инженерные парки. Экономике региона крайне не хватает инновационных менеджеров, способных заниматься внедрением научных разработок, поскольку наши вузы таких специалистов готовят пока в крайне ограниченном количестве.
Основная проблема в этой сфере заключается в полной оторванности науки от производства. К сожалению, многие «прорывные» изобретения лежат мертвым грузом. Их внедрение станет возможным в рамках региональной инновационной программы. Важно подчеркнуть, что при этом главная роль в запуске механизма инноваций отводится государству. В этой связи следует отметить, что инновационное развитие регионов в значительной мере сдерживается отсутствием федерального закона о государственной поддержке инновационной деятельности.
Регулирующее влияние на формирование инвестиционного климата оказывает налоговое законодательство. Инвестор, принимая решение вложить средства, наряду с экономическим риском учитывает и потенциальную доходность реализуемого проекта. Поэтому особое значение приобретает сбалансированность налогового регулирования инвестиционной деятельности. С одной стороны, нужно помогать инвесторам, с другой - пополнять областной бюджет, не допуская потери доходных источников. В настоящее время депутаты Собрания работают над законопроектом «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, направляющим собственные средства на создание новых и техническое перевооружение действующих производств». Цель законопроекта – решение проблемы вложения собственных средств предприятий в основной капитал. На сегодняшний день эта доля в общем объеме инвестиций в регионе не превышает 20%. Хотя в развитых странах производители используют лишь до 25% собственных средств, а 75% составляют инвестиции со стороны, в российских условиях пока надежнее полагаться на собственные силы.
Как известно, после снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24% предприятия, вкладывающие собственные средства в инвестиции, оказались в сложном положении. Организации лишились ранее действовавших льгот, которые предоставлялись при условии направления части прибыли на модернизацию производства, освоение новых технологий и т.п. Теперь льготы упразднены, и сложилась парадоксальная ситуация - при пониженной ставке объем поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет области уменьшился: в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 25,7%, а в 2003 г. по сравнению с 2002 г. – еще на 1,3%. Тенденция очевидна: прибыль уводится от налогообложения, шансы предприятий инвестировать в собственное производство уменьшаются, инвестиционный процесс внутри организаций затухает.
Полагаем, что, несмотря на всю «немодность» рассуждений о льготах, на федеральном уровне следует незамедлительно вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Было бы целесообразным вообще освободить от всех налогов вновь создаваемые производства на срок окупаемости вложений.
Сдерживает инвестиционную активность и то обстоятельство, что до сих пор на федеральном уровне не до конца решены вопросы, связанные с выкупом земельных участков под промышленными предприятиями, разграничением собственности на землю. Недостаточная правовая защищенность собственности также провоцирует низкую инвестиционную активность.
Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на тот факт, что банковские структуры и потенциальные субъекты кредитования зачастую с трудом находят общий язык. Доля банковских кредитов в структуре инвестиций, направленных в тверскую экономику, явно недостаточна для достижения высоких темпов экономического развития. В 2002 году банки инвестировали в основной капитал крупных и средних предприятий области только 418,1 млн. рублей (3,8%). В 2003 году доля банков в общем объеме инвестиций не превысила 4-5 процентов. В структуре привлеченных ресурсов преобладают краткосрочные и среднесрочные средства – до 1 года. Из-за высокой стоимости и жестких требований банков по срокам и условиям возвратности средства кредитных организаций для большинства предприятий области остаются малодоступными. Полагаем, что на федеральном уровне необходимо интенсифицировать банковскую реформу.
Серьезный толчок развитию экономики даст массовое вовлечение населения в инвестиционные процессы. Это могут быть ипотечные программы, продажа земли и другие проекты. Строго говоря, получить ипотечный кредит можно и сейчас, но лишь под высокий процент и на сравнительно короткий срок, причем в основном в Сбербанке. Сегодня подобный кредит по карману тому, кто и без него в состоянии купить себе жилье. Поэтому назвать этот способ улучшения жилищных условий массовым никак нельзя. Нужно всемерно развивать ипотеку, вовлекая в ипотечный процесс банковский капитал.
Принятый Государственной Думой в конце 2003 г. федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» устанавливает виды ипотечных ценных бумаг, порядок и процедуру эмиссии. Однако в существующем виде закон не создает условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство. Как и в случае с юридическими лицами – организациями, высокие процентные ставки банковских кредитов и короткие сроки их возврата являются основными причинами недоверия граждан к ипотеке. Кроме того, нечетко проработаны механизмы господдержки, включая льготный налоговый режим для участников ипотеки.
Другими словами, наше ипотечное законодательство нуждается в дальнейшем развитии. Выпуск ипотечных ценных бумаг должен помочь собрать деньги для предоставления кредитов под более низкие проценты и соответственно сделать ипотеку более распространенным явлением. Банк должен иметь достоверную информацию о так называемой кредитной истории клиента. Развитие этих процессов сдерживается отсутствием федерального закона.
В числе приоритетных законопроектов, которые будут внесены в Государственную Думу в 2004 году, Правительство РФ назвало корректировку Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Хотелось бы, чтобы предлагаемый механизм инвестирования пенсионных накоплений граждан в полной мере учитывал инвестиционные потребности регионов.
В целях повышения эффективности инвестиций, на наш взгляд, было бы целесообразным разработать федеральную программу развития производительных сил регионов с учетом их местных ресурсов и других факторов. Деньги населения стали бы источником финансирования программы, а кредитные организации, например, Сбербанк, - ее финансовым инструментом.
Следовало бы вообще подвергнуть инвентаризации всю государственную инвестиционную политику. Сейчас экономика России стоится на принципах многоукладности, и каждый регион развивает собственную программу реализации имеющегося потенциала. При такой системе качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, к тому же между регионами развивается довольно напряженная конкурентная борьба за инвестора путем предоставления льгот, гарантий и т.п. Разнообразие льгот дробит единое инвестиционное пространство, затрудняет получение объективной информации. Зарубежные инвесторы начинают протестовать против чрезмерной конкуренции между регионами. Практика показывает, что для инвесторов более важны региональные гарантии и льготы, а также общая для страны стабильность правовых условий. Именно она определяет надежность вложений и стимулирует инвестиционный процесс.
Органы власти Тверской области стараются широко рекламировать инвестиционные возможности Верхневолжья. Стало доброй традицией проведение инвестиционных форумов. В конце прошлого года в Твери прошла международная бизнес-конференция «Тверская перспектива: инвестиции, рабочие места, программа развития». Законодательный орган государственной власти области намерен и впредь создавать максимально благоприятные условия для всех инвесторов. Для тех из них, кто действует на приоритетных направлениях социально-экономического развития области, будут предусмотрены специальные условия, которые возможны при действующем федеральном законодательстве. Таковы основные направления инвестиционной политики Тверской области на ближайшее будущее.
Тверской регион, обладающий наиболее динамично развивающейся экономикой, является весьма инвестиционно привлекательным. Верхневолжье только выиграет, если будут установлены кооперированные связи региона с другими субъектами Федерации по развитию как промышленной, так и аграрной сфер. По нашему мнению, регионы должны объединить инвестиционный потенциал на базе межрегиональной кооперации в рамках федеральных округов и осуществлять совместную реализацию крупных инвестиционных проектов межрегионального характера. Нужна общефедеральная структура в составе Правительства РФ, которая сформировала бы государственную базу данных о региональных инвестиционных площадках и оказывала помощь потенциальным инвесторам – как отечественным, так и зарубежным.
В завершение хотелось бы отметить, консолидация усилий законодательных органов государственной власти в поиске эффективного правового обеспечения инвестиционного процесса, несомненно, даст положительный результат, поможет сформулировать приоритеты в деятельности региональных и федеральных структур для привлечения инвестиций. Из всего перечисленного можно сделать главный вывод – роль и ответственность государства в разработке и реализации инвестиционных проектов должна возрастать.

Журнал «Экономика и управление», №2 (17) 2004


Рецензии