Промышленная политика. Взгляд в будущее

Комментарий к закону Тверской области
«Об основах промышленной политики Тверской области»

Являясь ведущей отраслью народного хозяйства, промышленность определяет устойчивость социально-экономического развития Тверской области. Хотя с 1990 по 2000 гг. объем промышленного производства сократился более чем в два раза, тем не менее в прошлом году наблюдался рост около 8 процентов, в текущем году прогнозируется также увеличение производства в промышленном комплексе на уровне 4-5 процентов.
Разумеется, хотелось бы не только сохранить такие темпы, но и ускорить их, чтобы наверстать упущенное. Этим целям и послужит закон Тверской области от 28.06.2001 года № 153-ОЗ-2 «Об основах промышленной политики Тверской области».
Итак, что такое промышленная политика? Как следует из закона, это система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности с целью наполнения бюджетов области и муниципальных образований. Причем осуществляются эти меры органами государственной власти Тверской области, то есть закон определяет основные направления государственного регулирования этого сектора экономики. При этом предстоит решить сложную задачу: регулирование должно быть эффективным, ориентирующим свободных предпринимателей на общественно полезную деятельность, создающим условия для роста производства общественно полезных благ и самореализации граждан в созидательном труде. Органом, координирующим реализацию промышленной политики и ответственным за ее проведение, является Администрация области.
Как уже сказано, конечной целью промышленной политики является наполнение бюджетов области и муниципальных образований. Ну, а чтобы ее достичь, необходимо строго следовать указанным в законе направлениям и принципам. Наиболее важные из них: защита интересов тверских товаропроизводителей и повышение их конкурентоспособности, опора на программно-целевой метод, оптимальное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов, демонополизация производства.
Инерционное развитие экономики оказалось тупиковым. Поэтому особое значение имеет продекларированный в законе принцип дифференциального подхода к поддержке различных отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экономической безопасности, а также научно-технических перспектив. На тотальную поддержку денег не хватит, а время не ждет: жители области ждут от государственной власти конкретных шагов по преодолению той нищеты, в которой оказалось большинство вполне квалифицированного и работоспособного населения. Закон нацеливает на выбор приоритетов для оказания господдержки, например, это могут быть машиностроение, электроэнергетика или легкая и пищевая промышленность. Эти отрасли занимают наибольший удельный вес в структуре промышленности, соответственно и в налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней, и именно в них целесообразнее направлять поток инвестиций. Тем самым могла бы быстрее решиться и проблема занятости населения, так как работа поддерживаемых отраслей в полную силу потребует привлечения значительных трудовых ресурсов – в этом социальная значимость применения данного принципа.
Как указано в законе, концепция промышленной политики разрабатывается на срок до 5 лет Администрацией области и утверждается Законодательным Собранием. В ее разработке принимают участие органы местного самоуправления, субъекты промышленной деятельности, профсоюзы и научные организации. Тем самым обеспечивается гласный и обоснованный подход в определении критериев выбора приоритетов и мер государственной поддержки на основе прогнозов и программ социально-экономического развития области.
В концепции промышленной политики отрасли промышленности подразделяются на три уровня: устойчиво функционирующие, потенциально перспективные и депрессивные. Для каждой из них могут быть предусмотрены прямые или косвенные меры господдержки, предоставляемые, подчеркиваем, на конкурсной основе с обязательным предоставлением субъектами промышленной деятельности бизнес-планов.
Что такое прямые и косвенные меры государственной поддержки промышленности? Прямые – это предоставление налогового кредита, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, освобождение от уплаты налогов в областной бюджет, предоставление в аренду госимущества на льготных условиях и другие. Косвенные – это содействие в расширении рынков сбыта продукции субъектов промышленной деятельности, преимущественное размещение среди них государственного областного заказа и содействие в заключении контрактов по федерального госзаказу, в привлечении иностранных инвестиций.
Концепция промышленной политики является основой для разработки ее слагаемых программ развития промышленности. Они содержат конкретные мероприятия по реализации концепции. Законом предусмотрены и меры контроля – Законодательное Собрание не реже одного раза в год рассматривает отчет о выполнении как концепции промышленной политики области, так и составляющих ее программ.
Информационно-аналитическое обеспечения промышленной политики осуществляется Администрацией области. Оно включает в себя анализ развития промышленности и распространение результатов анализа, ведение реестров и баз данных субъектов промышленной деятельности, рекламную и ярмарочно-выставочную деятельность.
Закон принят и в нем, напоминаю, определены основы промышленной политики. Более четкие очертания механизмы промышленной политики приобретут в других нормативных правовых актах, содержание которых будет вытекать из принятого закона.

«Тверские ведомости»


Рецензии