Местное самоуправление как идёт реформа

В конце апреля 2006 года в России широко отмечалось столетие российского парламентаризма. Сто лет истории Государственной Думы – это еще и сто лет истории обсуждения вопроса о местном самоуправлении в Российском парламенте.
Но если в начале прошлого века вопросы местного самоуправления были предметом дискуссий, то в современный период развития государства российского они находят свое практическое разрешение. Об этом убедительно свидетельствует практика применения основополагающего федерального закона о местном самоуправлении. Разграничение полномочий между органами публичной власти требует анализа и оценки эффективности принятых решений, совершенствования принятых законов.
В начале мая в Старице состоялся семинар-совещание на тему: «О практике реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обсуждались проблемы правового, организационного и методического обеспечения реформы местного самоуправления, а также вопросы законодательства. В семинаре приняли участие главы муниципальных образований, находящихся на территории Старицкого района, председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по государственному устройству и местному самоуправлению Н.А. Егорова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета по безопасности В.А Васильев.
Семинар–совещание открыл вступительным словом глава муниципального образования «Старицкий район» С.Ю. Журавлев. Он рассказал об опыте осуществления местного самоуправления, развития муниципальной экономики, разграничения полномочий и формирования местных бюджетов.
С докладом на тему семинара выступила Н.А. Егорова. Она отметила, что за время, прошедшее со дня принятия федерального закона, установившего новые принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в Тверской области проделана значительная работа: на территории области образованы 362 новых муниципальных образования в сельских и городских поселениях, установлены их границы. Успешно решена ответственная задача по избранию представительных органов вновь образованных муниципалитетов. С этой целью областные законодатели приняли законы «Об обеспечении подготовки и проведения выборов вновь образованных муниципальных образований на территории Тверской области» и «Об органах и должностных лицах местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Тверской области». Законодательно установлены полномочия избирательных комиссий, порядок утверждения схемы избирательных округов, численность и порядок избрания представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований. Формирование 46 территориальных избирательных комиссий потребовало внесения изменений в законы «О схеме управления Тверской областью», «О Реестре должностей государственной гражданской службы Тверской области», «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Тверской области».
Таким образом, региональное законодательство приведено в соответствие с федеральным законодательством и работает в развитие Федерального закона №131-ФЗ. Комитет Законодательного Собрания по государственному устройству и местному самоуправлению внимательно отслеживает этот процесс. С целью изучения проблем на месте члены комитета неоднократно выезжали в муниципальные образования для проведения семинаров, "круглых столов". Организованы депутатские слушания, анализируются обращения, поступавшие от органов местного самоуправления. Приняты необходимые нормативные правовые акты, подготовлены методические рекомендации.
Одним из самых сложных вопросов реформы местного самоуправления является его финансовое обеспечение. Предусмотренные законом доходные источники муниципальных бюджетов пока не обеспечивают полного и качественного осуществления органами местного самоуправления установленных полномочий. Местные налоги - налог на имущество физических лиц и земельный налог – приносят в местные бюджеты всего около восьми-девяти процентов от всех доходов и потому не могут дать муниципалитетам финансовой самостоятельности. В связи с этим в ряде муниципальных образований местные бюджеты формируются в основном за счет финансовой помощи из областного бюджета. И, к величайшему сожалению, как подчеркнула депутат Егорова, большинство муниципальных образований являются дотационными.
По проблеме практической реализации Федерального закона №131-ФЗ выступили главы вновь образованных муниципалитетов. В концентрированном виде суть их рассуждений сводилась к следующим выводам и предложениям.
 Ограниченность собственных доходов, неурегулированность межбюджетных отношений - вот та реальность, с которой сталкиваются муниципальные образования. Опыт формирования местных бюджетов в соответствии с положениями 131-ого закона и Бюджетного кодекса показали, что предусмотренная законодательством процедура оказания финансовой помощи местным бюджетам не позволяет обеспечить эффективное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. И поэтому требуется корректировка законодательства.
Одним из вариантов может быть предоставление регионам права по согласованию с соответствующими представительными органами муниципальных образований - заменять дотации, предоставляемые из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и районных фондов финансовой поддержки поселений дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов.
Предлагалось отнести решение вопросов обеспечения населения услугами учреждений культуры, охраны объектов культурного наследия, создание условий для развития физической культуры и спорта также и к вопросам местного значения муниципальных районов.
Выступающие коснулись также вопросов разграничения объектов государственной и муниципальной собственности. И опять камень преткновения – финансовая проблема. Оформление прав собственности муниципальных образований связано с государственной регистрацией прав, недвижимого имущества, технической инвентаризацией объектов, землеустройством. На все нужны деньги. Но даже все налоговые и неналоговые доходы, пополняющие местные бюджеты, не обеспечивают формирования достаточной собственной доходной базы.
Другой причиной ухудшения финансового положения муниципальных образований их главы назвали закрепление полномочий без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников. Так получилось с осуществлением мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной работе.
Кроме того, муниципалитеты несут дополнительные расходы, связанные с организацией обучения должностных лиц местного самоуправления. Далеко не полностью решены проблемы кадрового обеспечения, повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципалитетов, методической помощи.
По мнению участников семинара, в межбюджетных расчетах должна быть решена, прежде всего, первоочередная проблема - выплата зарплаты, расчеты за тепло-энергоносители, содержание и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры. Для обеспечения реальной сбалансированности местных бюджетов и стимулирования органов местного самоуправления по развитию налоговой базы на соответствующих территориях необходимо увеличивать налоговые доходы местных бюджетов.
Руководители муниципалитетов ясно представляют, что в основном от муниципальных властей зависит, насколько успешной будет реализация приоритетных национальных проектов, объявленных Президентом России.
В заключение семинара выступил В.А. Васильев. Он сказал: «Федеральный закон получился достаточно сложным, и не все его нормы согласуются с реальными возможностями. Да, существует организационные и финансово-экономические проблемы становления органов местного самоуправления. Да, существуют проблемы, прежде всего, в организации работы новых муниципальных образований. Реформа пришла в сельские поселения, которые сегодня находятся в сложной социально-экономической ситуации. Из-за отсутствия развитой социальной инфраструктуры люди, особенно молодежь, выезжают из сельской местности. Если раньше председатель колхоза давал деньги на ремонт школы, сельского клуба или моста через речку, то сегодня общественно- экономические отношения изменились.
Но точно так же как нельзя прекратить реальную жизнь в наших городах и селах, так нельзя остановить развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Работа по совершенствованию федерального закона, безусловно, продолжается. Требуется корректировка ряда его положений, подготавливаются соответствующие инициативы. Именно на уровень муниципальных образований были направлены практически все социальные инициативы Президента России В. Путина. Это заставляет федеральных законодателей постоянно думать о том, какие необходимо создать условия, чтобы процесс начавшейся реформы не приостановился. Поэтому опыт организации местного самоуправления в Тверской области очень важен.
Несбалансированность местных бюджетов наряду с недостатком кадров на местах, и неотрегулированностью имущественных вопросов - вот главные причины, заставившие законодателей пойти на 3-х годичную отсрочку вступления в силу реформы местного самоуправления. Решение о закреплении на федеральном уровне за муниципальными образованиями ограниченного круга налогов вызвано объективными причинами. Они заключаются в том, что в случае передачи муниципалитетам большего числа налогов дефицит средств возникнет уже на региональном уровне. Но, тем не менее, меры по повышению сбалансированности доходов и расходов в местных бюджетах назрели. В 2006-2008 годах мы получили возможность отработать и усовершенствовать нормативно-правовую базу для реализации 131-го закона. В перспективе планируется подготовить поправки, позволяющие увеличить до 40-50 процентов доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований, отнести транспортный налог к местным налогам. Надо больше использовать права и обязанности регионов передавать дополнительные налоги своим муниципальным образованиям.
Реформа осуществляется в интересах людей и, соответственно, касается каждого гражданина. И это не просто красивые слова. Наипервейшей задачей муниципальных органов власти является создание нормальных условий жизни: строительство и ремонт школ уборка мусора, благоустройство территории. Местная власть всегда должна быть рядом с человеком, заботиться о людях. Хотелось бы, чтобы руководители муниципалитетов вносили предложения по совершенствованию законодательства, действовали более настойчиво и целеустремленно по отстаиванию интересов населения».
Участники семинара пришли к единодушному мнению о необходимости укреплять контакты депутатов представительных органов власти от федерального до местного уровней с целью повышения эффективности прав и обязанностей местного самоуправления, совершенствования правового регулирования его деятельности.


Рецензии