Чтобы выйти из кризиса, достаточно нескольких лет

В этом убежден председатель постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике Законодательного Собрания Александр Ражев.

Прошло почти два года работы Законодательного Собрания Тверской области второго созыва. Что удалось сделать, какие законопроекты готовятся к рассмотрению? На эти и другие вопросы отвечает председатель постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике А.В. Ражев.
- Мы, депутаты, избранные в Законодательное Собрание Тверской области в декабре 1997 г., пришли в законодательную власть с огромным желанием многое сделать, изменить к лучшему жизнь избирателей округа, всех жителей области. Однако многим из нас пришлось испытать некоторое разочарование, так как осуществить эти благие намерения оказалось не так-то просто. Законов мы приняли много. Вступили в действие подготовленные нашим комитетом и принятые Законодательным Собранием законы: «О науке и научно-технической политике в Тверской области», «О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области», «О порядке создания на территории Тверской области зон экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства», «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области» и другие.
Закон «О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области» принят для государственной поддержки предприятий малого бизнеса, что, несомненно, позволит укрепить их финансовое положение, увеличить объем выпускаемой продукции и создать новые рабочие места. Таким образом, реализуется формула - государственное вмешательство способствует развитию предпринимательства, а предпринимательство развивает экономику области, что в целом направлено на удовлетворение социальных нужд общества.
Принятый Законодательным Собранием в июле 1999 года закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» имеет также важное значение для развития экономики Верхневолжья. В настоящее время основная доля инвестиций падает на субъект Федерации, на собственные привлеченные средства предприятий. Для привлечения инвестиций необходим благоприятный инвестиционный климат. Нужно создать на территории области механизм привлечения инвестиций и работать как с российскими, так и с иностранными инвесторами. В этом предназначение закона.
Однако вступление в силу упомянутых законов – только первый шаг на пути создания нормативно-правового поля, регламентирующего меры поддержки малого бизнеса, и результаты их действия не появятся мгновенно. Необходимо продолжить работу в этом направлении, подготовить к принятию Законодательным Собранием законы «О градообразующих предприятиях», «О государственном регулировании цен (тарифов) в Тверской области».
-  Вы удовлетворены итогами работы комитета?
- Не совсем. Принятие законов, которые способствуют развитию собственных товаропроизводителей, проходит очень тяжело, поскольку в настоящее время мы находимся в условиях устаревших экономических отношений. Хотя и не это главное. Количество принятых законов пока не перерастает в их качество. Помните, какое большое количество постановлений принимали партийные органы. Но выполняли их далеко не всегда. Как в поговорке, пошумели-пошумели и разошлись. Значит дело не в количестве, а в качестве, точнее – в системе координат для принятия решений, то есть в Конституции. Существующее сегодня в России государственное устройство не позволяет на местах, в регионах, на уровне органов законодательной и исполнительной власти произвести нужные изменения. Ключевые позиции формирования налоговой политики, ценообразования, поддержки товаропроизводителей находятся в компетенции центра, большая армия чиновников федеральных органов власти стоит на страже их соблюдения. Результат известен - село развалилось, промышленность не работает, на Кавказе идет война.
Вырисовывается картина фактического распада страны. Федеральные и областные законы не исполняются, не существует единого правового пространства.
Отгороженность центра от регионов достигла критической величины. Российские регионы рассматриваются не как партнеры, а как источник ресурсов и пассивный объект для социальных экспериментов.
Настала пора вносить в Конституцию поправки, а лучше бы - заменить ее полностью: слишком много поправлять требуется. Это главная задача новой Государственной Думы РФ, депутатов которой через месяц нам предстоит выбирать.
-  А что вы считаете своей личной задачей?
- Те основные идеи, с которыми я шел на выборы в Законодательное Собрание, прошли испытание временем, обрели четкость и стройность. Если говорить кратко, то это консолидация в Тверской области всех производительных сил в универсальный хозяйственный механизм, в котором продукция тверских предприятий реализуется в нашей же области, с тем чтобы сохранялись рабочие места и окупались затраты на производство продукции. Излишки можно вывозить, а ввозить надо как можно меньше. Всю продукцию сельхозпредприятий следует реализовывать и использовать здесь, в области, чтобы люди могли иметь достаточное количество дешевых, по сравнению с Москвой, продуктов. Если говорить кратко, главное направление в моей деятельности в Законодательном Собрании как председателя комитета по экономике, аграрной и промышленной политике - это подъем собственной экономики, поддержка собственных товаропроизводителей.
- Ваше мнение, что нужно сделать для оздоровления российской экономики?
- Делать ставку на малый и средний бизнес возможно до определенных пределов. Результаты реформ заставляют нас пересмотреть подходы к их осуществлению. Необходимо перенести акцент в реформах с малого и среднего бизнеса на бизнес большой: ресурсодобывающие отрасли, энергетику, тяжелую промышленность, военно-промышленный комплекс и, конечно, сельское хозяйство, а также на естественные монополии.
Причем на этот раз мы не должны повторить ошибку, пустив все изменения по воле ветра и волн. Необходимо государственное регулирование этих процессов, соответственно изменение законодательства. Схематично этот подход можно определить как самоопределение товаропроизводителя в устойчивых правилах поведения, выработанных государством. Для большого бизнеса – это усиление государственного регулирования. Поддержка же федеральными органами предпринимательства должна носить характер оптимальных правил, устранения препятствий на пути организации малого и среднего бизнеса. Сам процесс должен уйти в ведение регионов. Мы должны создать условия, чтобы процессу развития деловой активности и предпринимательства не препятствовала бы отраслевая бюрократия на местах.
Возрождение предприятий и регионов - вот самый действенный показатель эффективности законодательства.
- Александр Васильевич, какие приоритеты вы выделяете в развитии экономики?
- В первую очередь надо поддержать село. Это не только продовольственная безопасность, это безопасность страны в целом. Также необходимо поддержать перерабатывающую промышленность и пищевую промышленность. Ведь здесь производится ликвидная продукция, которая дает быстрый оборот денег, и естественно, эти деньги способствуют оживлению экономики. Легкая и текстильная промышленность также приносят быстрые и «живые» деньги, а это очень важно в условиях кризиса банковской системы, к тому же не видно, как из этого кризиса собираются выходить. Самое главное - нужно восстановить управляемость финансовыми потоками, в том числе и обеспечить, наконец, валютный контроль.
Но не только из-за того не удается наладить жизнь, что плохи федеральные законы. Непринятие нужных решений на областном уровне имеет ту же причину – дефицит политической воли. Особенно это заметно в работе нашего Собрания. В действиях некоторых депутатов, в мотивах их голосования по важнейшим вопросам отсутствует определенность, ясная позиция, зато присутствует дух воздержания от принятия важных решений. Отдельные депутаты даже не считают нужным присутствовать на заседаниях, из-за этого возникают проблемы с кворумом.
- Многие экономисты считают, что главным виновником всех наших бед является проведенная преступным образом приватизация, в результате которой мы получили не работающую, а омертвленную собственность.
- Необходимо навести порядок в области прав собственности. Требуется не только прямое и эффективное управление государственной собственностью, но и контроль за соблюдением общественных интересов при управлении частной и другими формами собственности.
Определить порядок управления имуществом, находящимся в государственной собственности, призван закон «Об управлении государственным имуществом Тверской области», первоначальный вариант которого находится сейчас на ознакомлении депутатов Законодательного Собрания – членов нашего комитета.
Нужно разработать механизмы эффективного распоряжения природными ресурсами, которые являются общенациональным достоянием. Возьмем, к примеру, лес. Социально-экономическое значение наших лесов трудно переоценить. Без преувеличения, лес - главное богатство Тверской области. Проблема регулирования лесных отношений и приведение их в соответствие с Лесным кодексом назрела давно и нуждается в скорейшем разрешении. Этой теме, а также обсуждению проекта Закона «Леса Тверской области» были посвящены депутатские слушания, состоявшиеся в конце октября в поселке Максатиха. То есть законодатели стараются и должны создать условия для наиболее эффективного использования природного потенциала региона и находящейся на его территории собственности.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные пути разрешения социальных проблем?
- К сожалению, социальная справедливость - сегодня прочно забытое понятие. Мы помним и высочайший уровень социальной защищенности, и бесплатные медицинское обслуживание и образование, и решение, пусть не бесспорным образом, жилищной проблемы и другие плюсы из недалекого прошлого. Несправедливо огульно очернять наше прошлое, все лучшее, что облегчает, улучшает жизнь людей, все социальные завоевания социализма надо использовать в настоящем и развивать в будущем.
Но решение социальных вопросов, как известно, невозможно без развития экономики, без политической воли. Значит, встанет задача повышения деловой активности населения на основе поддержки предпринимательства, и главное, на основе возвращения творческому, производительному труду высокого социального статуса. Значит, встанут вопросы государственного устройства, местного самоуправления в силу того, что сегодняшнее государственное устройство - путь к развалу России, развалу государственности. Отсутствие вертикали власти, ее расчленение ведет к неуправляемости территорий, их экономическому упадку и социальной деградации.
От вновь избранной Госдумы мы ждем, что она вместе с президентом завершит реформу территориальных органов федеральной исполнительной власти, которые порой не помогают, а препятствуют нормальным рыночным преобразованиям.
- Патриотические лозунги ныне выкрикивают как с левого, так и с правого флангов, так и из центра политической борьбы. Это понятие стало объединяющим для политиков разного окраса. Как вы понимаете патриотизм?
- Патриотизм – любовь к своему народу, Родине, в моем понимании, должны стоять выше целесообразности, стоять даже выше закона. Нужно любить свою землю и свой народ, тогда все сложится и сладится. Пример для подражания есть - это белорусский президент, который не имея большого опыта, но имея много противников, сумел создать условия для развития сельского хозяйства и промышленности республики. Мы сегодня должны очень постараться, чтобы создать союз с Белоруссией, а затем с Украиной, и, может быть, с Югославией, поскольку тот мрак, в который сейчас погрузилась Россия, белорусам, украинцам, югославам, да и многим другим нашим собратьям не нравится. Некоторые из них против союза с Россией. Это, конечно, недальновидная позиция, но под ней есть основа: например, белорусы не желают опускаться до уровня России. В Белоруссии больше порядка, выше уровень социальной защищенности, и самое главное, чего нам не хватает, есть уверенность в завтрашнем дне. Поэтому недостаток патриотизма у наших государственных деятелей - это наша беда.
- В чем Вы видите выход?
- Изменение политического курса находится в руках федеральных властей. Решение главных наших проблем возможно только на федеральном уровне, в том числе в Государственной Думе. Жизнь нашу определяли теоретики: макроэкономисты, монетористы. Население негативно воспринимает весь десятилетний путь реформ, который прошла Россия. Поэтому так важно избирателям на этот раз выбрать депутатами тех людей, которые не на словах, а на деле смогут повернуть движение России к лучшей жизни.
Избиратели должны проголосовать так, чтобы обанкротившиеся политики не проскочили в Госдуму, не зацепились вновь за власть. Сегодня там должны быть люди, знающие практическую жизнь, поработавшие на хозяйственной, предпринимательской работе и сумевшие в это трудное время не благодаря государственной системе, а вопреки ей все-таки сохранить предприятия, обеспечить людей работой, зарплатой и верой в будущее.
У меня есть уверенность, что нам нужны не десятилетия и века, чтобы выбраться из этой ямы, а достаточно нескольких лет напряженного упорного труда, может быть, два урожая на селе - два-три года, и мы сможем значительно улучшить жизнь населения. Для этого нужно взять в твердые руки бразды правления, смело менять сложившиеся подходы, скорректировать политический курс для создания лучших условий жизни россиян.

«Тверские ведомости», №94 (1019) 19-25 ноября 1999 года


Рецензии