Анализ

Анализ эпичнейшей партии «Романов - Домрачев»
Люблю я поиграть с Сергеем, многому у него можно поучиться, массу интересных вещей он знает. Партии с ним получаются насыщенные и интересные. Эта стала вишенкой на торте. Вы можете посмотреть видео с воспроизведенной партией по ходам, а ниже будет мой подробный анализ.
В редакторе видеозапись не воспроизводится
1:18



Добавьте описание

1. A:g7 Df:g7
2. Ah2 Lf5
3. Ld2

Дебют с разменом одного агрессора. После размена белые получают бонус в виде связанного черного либератора f5. Но также получают пассивного доминатора i1, который долгое время будет вынужден защищать слабого прогрессора i2. При неточности черных, белые грозят маневром агрессора g4 - c4 с вилкой на доминатора и интеллектора, улучшенный вариант ловушки-бумеранг (хотя называть ее так некорректно - в этом варианте бумеранга нет, белые просто выигрывают качество, ведь белый либератор стоит на d4 и защищает интеллектора от контратаки черного агрессора). У черных есть несколько хороших ответов, Сергей выбирает наиболее агрессивный.



Создать карусель            
Добавьте описание
4. … Ab5
Черные в свою очередь связывают либератора b4.
5. a-b2 i5
6. Lh3 h4
7. g3 Ld5
8. Id1 рокировка, чтобы развязать либератора d4
8. … If6
9. Lf3??
Зевок. Белые увлеклись и не заметили, что черные тоже освободились от связки и прогрессор g3 перегружен защитой сразу двух фигур. Потеря фигуры неизбежна.



Создать карусель            
Добавьте описание
9. … h3:h4
Грозит потеря второй — две фигуры белых под атакой. Бить прогрессором h4 нельзя, так как сразу следует L:f3 с вилкой. Находится контратака, уводящая агрессора из под боя и защищающая дефенсора e1, который тоже скоро станет объектом нападений.
10. Ag4! Dmi6
11. g:h3 L:f3
12. Dfg1 g5! Точнейший удар от Сергея. Агрессор пинком выбивается со своей защитной позиции. Af2 играть нельзя ввиду Ld3! и агрессор теряется, а в след за ним и дефенсор. Отдать последнего сразу — меньшее из зол.
13. Ae4 A:e1
14. Dma3 f4
Домрачев продолжает гнать моего агрессора, чтобы оставить без защиты и второго белого дефа. Кажется, можно сдаваться.
15. Dmg2!?



Создать карусель            
Добавьте описание
Сдача партии еще никому не приносила победы! Пользуясь шахматным правилом, которое можно сформулировать так: «если проигрываешь — обостряй!», мне удается найти крайне острый ход, который, кажется, с ног на голову переворачивает позицию. Черным грозит одновременно и мат в три хода, и потеря агрессора. Я на некоторое время (а именно на время раздумий моего партнера по игре) впал в эйфорию: белые играют без материала и находятся в шаге от победы! Интеллектор, ты ли это? Оказывается и в этой чрезвычайно стратегичной игре находится место красивым тактическим идеям? Позиция на доске вышла очень нехарактерной для этой размеренной позиционной интеллектуальной игры.
Сергей долго думал, пока я бился в экстазе от красоты позиции и от неминуемой победы. Я уже мысленно представлял эту партию в учебниках, которая стала бы украшением любой книги, как Бессмертная партия Андерсена в шахматах. Но на то Сергей Домрачев и главный Интеллектор нашего сообщества, чтобы находить невообразимые ходы даже в столь, на первый взгляд, безвыходных ситуациях…
Сергей долго думал и… Разрушил мое ожидание победы и чувство наслаждения от нахождения мной потрясающего хода, ответом:
15. … Ld4!?
Эта жертва либа освобождает прогрессору черных поле d5 и дает черным важнейший темп.
(Алексей Яворский, проведя тщательнейший анализ этой позиции, нашел еще более красивый и куда более страшный для белых ответ 15… Dmg5!! Доминатор защищает гекс g6, а белые не могут его побить, так как на взятие последует Ld4 с матом в один ход. Потрясающе! А ход черных, сделанный ими в этой партии, как я выяснил позднее, все же проигрывает. Но, забегая вперед скажу, что в партии верного варианта, увы, я не нашел. Жаль вдвойне, так как, и вы в скором времени убедитесь, он был невероятно красив)
16. Dm:d4 c-d5
17. Dmg2??

![Желтая стрелка - было сыграно. Красная - как следовало

Роковая ошибка! Оказывается, я мог еще выиграть партию! Надо было играть 16. A:g7!! Dm:g7 17. Dm:f5 Ie7 18. Dm:f3. У белых два прогрессора за агрессора и намного более активная позиция. Черные имеют целый ряд проблем: грозит Dmi5 с неминуемыми матовыми угрозами, висит прогрессор a6, атаковано поле f6, потеря которого тоже кончится матом, да и в целом черный интеллектор крайне слаб, в то время как к белому не подобраться. Поэтому, хоть черный агрессор и физически может съесть дефа g1, делать этого нельзя — поражение наступит мгновенно. На диаграмме снизу можно воочию увидеть, не побоюсь тавтологии, колоссальную доминацию белых доминаторов, в то время как черные вне игры.

![Как могла бы сложиться партия, если бы белые подняли ход 16.

Увы, нужный ход я в партии не нашел.
В партии белые отыгрывают фигуру, но их песенка спета — контригра потухла. Сергей успевает закрыться от сквозящих маневров белых доминаторов. Далее черные хладнокровно реализовали материальный перевес. 17. … d-e5!
18. A:g7 Dmd5
19. c-d2 Dmh6
20. d3 A:g1
21. Dm:a6 Ae4
22. A:e4 e5-e4
23. c3 e:d3
24. c:d3 Dme5
Белые сдались.
Эта партия заставила меня посмотреть на игру Интеллектор с новой стороны и дала пищу для размышления. Эта партия ввела меня в состояние эйфории, и я еще несколько дней анализировал ее за доской. Благодарю моего партнера по игре, потрясающего Сергея Домрачева за такие эмоции!


Рецензии