Иоселиани Отар. Бунтарь и максималист

Бунтарь и максималист. Человек парадоксального ума. Его высказывания категоричны, спорны, но мудры.

Фильмы Иоселиани напоминают мне чем-то рассказы Чехова. Идет некое повествование. Ритмичное, неспешное. Ты смотришь на поступки главных героев и не замечаешь, как к концу картины эти маленькие и, зачастую, незаметные шаги приводят к необратимым последствиям. Это по-настоящему тебя потрясает! Все как в жизни…

В его фильмах нет крупных планов. Никогда. Крупный план — это вход в личность. А если план общий, то вы видите личность издалека, через поступки, движения. Есть некая притчевость и пронзительность, когда речь идет о дружбе, верности и предательстве.

Если б все жили как молодой человек из «Листопада», — наверно, наш мир был бы надёжнее, безопаснее, миролюбивее и просто добрее.

В этих цитатах удивительное отношение этого талантливого человека к жизни, работе, искусству.

«Ты думаешь, что пожилые люди благородны и мудры. Поверь мне, старость никого не переделывает, а лишь усугубляет недостатки».

«Знаешь, чем дама отличается от товарища? Товарищ всегда нальет»

«Произнося что-то, надо что-то сказать».

«Есть ошибочное советское понятие, что при помощи искусства можно воспитать людей, дать им направление. Ерунда. Просто есть круг людей, который думает так же, как и мы, и когда я читаю какую-нибудь книгу, и она мне нравится — она мне и нравится потому, что это мои чувства, но только как хорошо, как здорово автор их сумел сформулировать».

«Меня расстраивает то, что мы утратили способность жить спокойно: писать акварели, играть на фортепьяно, принимать гостей, вести дневники, устраивать пикники. Почему у нас не хватает на все это времени? Почему я не могу прийти к человеку без предварительного звонка и быть уверен, что он будет мне рад? Чем все так заняты? Пушкин, Мусоргский, Маяковский тоже работали как безумные, но у них оставалось время на общение с людьми, развлечения, светскую жизнь, даже на пьянство. А потом этот наглец и безобразник Эдисон все испортил: граммофон, лампочка, телефон — это ужасные изобретения. Они съели у нас время. Я еще помню времена, когда писал письма, неспешно работал, у меня был досуг, а потом я уехал на технически оснащенный Запад, и часы, дни, годы стали утекать сквозь пальцы».

Здоровья и долгих лет Вам, Отар!


Рецензии