Почему в России ничего не производится

Многие россияне сокрушаются о том, что в России-де "ничего не производится"; чего ни коснись — всюду импорт: автомобили корейские, айфоны, одежда и обувь китайские, самолёты "Боинг" американские.
Где же, собственно, российское производство? Почему бы у нас не восстановить все остановленные заводы и не начать развивать, к примеру, лёгкую промышленность?

Хорошо известно, что лёгкая промышленность в СССР финансировалась по остаточному принципу, и её продукция чаще всего уступала импортной по качеству.

На импортные изделия советским государством установливались более высокие цены; так, импортные женские зимние сапоги стоили в СССР от 80 до 120 рублей — целую месячную зарплату; тем не менее, импортная продукция всегда пользовалась в СССР огромным спросом.

Но в последние десятилетия китайцы сумели выиграть по цене, вследствие чего дешёвый, но не долговечный китайский ширпотреб заполонил все российские рынки.

В то время, как Россия находилась в глубоком упадке в результате "шоковой терапии", за рубежом лёгкая промышленность продолжала активно развиваваться, и догнать нам заграницу будет чрезвычайно трудно. В таком положении оказались и многие другие отрасли, в частности, машиностроение, автопром и авиапром.

Поэтому сегодня очень трудно продукции российского легкопрома конкурировать с импортной продукцией, как по цене, так и по качеству. Не могут быть массово построены швейные и обувные фабрики, как это было в СССР, поскольку отечественная продукция заведомо не выдержит конкуренции с зарубежной.

Во всём мире цена на изделия лёгкой промышленности (как и на продукцию автопрома) едва превышает себестоимость продукции, и данные виды деятельности являются либо малоприбыльными, либо убыточными.

И тем не менее, продукция отечественной лёгкой  промышленности  активно продаётся не только внутри страны, но и за рубежом; по итогам 2018 г. экспорт продукции легкопрома вырос на 4,5% в сравнении с 2017 г., достигнув почти полутора миллиарда (1,46) долларов [1].

Производство трикотажных изделий в 2019 г. составило 150 млн штук (что на 11 млн штук больше, чем в 2018 г.). Отечественные обувные фабрики обеспечивают не более 10 процентов внутреннего порога потребления; на 6 человек производится одна пара обуви в год; конечно, этого количества совершено недостаточно для такой страны, как Россия. Но работы по увеличению производства продукции лёгкой и обувной промышленности ведутся, финансирование увеличивается.

Следует сказать, что ввиду очередного кризиса и резкого падения жизненного уровня населения россияне стали меньше приобретать одежды и обуви; часто россияне покупают новую обувь тогда, когда реально ходить не в чем, причём покупают наиболее дешёвые вещи.

Вспоминаю: как-то я приехал на рынок за "кроссовками"; остановился возле знакомого продавца (по внешности, не с гор), у которого ранее уже покупал обувь, спросил о цене.

— 600 рэ пара! — бойко ответил тот.
— Дороговато, — засомневался я.
— Бери за 400!
Я усмехнулся:
— Да у меня столько денег нет!
— А сколько у тебя есть? — поинтересовался тот.
 — 150.
— На, держи! — и продавец вручил мне "кроссовки", которые оказались надёжными — не помню уже, сколько сезонов я в них проходил. Замечу: кроссовки — явно не российского производства, о чём в тот момент я вовсе не думал.

Экспорт бытовых стиральных машин в 2018 г. вырос до 1833 тыс. штук.
Экспорт отечественных бытовых холодильников в 2018 г. вырос за год на 26% до 730 тыс. штук.

В 2007 году я как раз искал в магазинах холодильник; мне понравилась своим дизайном "Юрюзань". Но такой же по цене и дизайну лицензионный холодильник "Snaige" производства г. Калининград имел в два раза меньший заявленый расход электроэнергии (1,23 кВт*час в сутки против трёх), что немаловажно в процессе эксплуатации. В итоге, победил "Snaige".

В 2019 году экспорт автомобилей (в основном, легковых) вырос на 17% до $4 млрд. Основной поставщик, «АвтоВАЗ», реализовал в 2019 г. на зарубежных рынках около 50 тысяч машин[2].

Экспорт телевизоров в 2018 г. вырос на 19,3% до 1168 тыс. штук.[3]

Экспорт бытовых стиральных машин в 2018 г. вырос на 2,8% до 1833 тыс. штук.

Экспорт электронагревательных устройств (водонагреватели, электрические и микроволновые печи, утюги, электрочайники и т. п.) в 2018 г. вырос на 30% до 190 млн долл.

Экспорт бытовых электромеханических устройств (мясорубки, соковыжималки и т. п.) в 2018 г. вырос на 25% до 38,4 млн долл.

То есть,  Россия экспортирует  автомобили, телевизоры, стиральные машины, холодильники и прочие электроприборы в огромных количествах, а мы всё повторяем, что "в России ничего не производится"!

Кроме того, в России в 2018 г. также было произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 5,12 трлн рублей.

Сбор урожая зерна составил 113 млн тонн, из них отправлено на экспорт 43 миллиона тонн. За 2018 год экспортировано продукции сельского хозяйства на $24,8 млрд. Сегодня Россия практически полностью обеспечивает себя необходимыми продуктами питания; недостающее количество молока и говядины закупается за границей.

Но если мы не можем конкурировать с рядом стран, например, по пошиву рубашек и обуви, то способны составить конкуренцию по многим другим, не менее важным позициям. В России производится очень много продукции, не относящейся к лёгкой промышленности.

Ставропольский завод "Монокристалл" является лидером мирового производства сапфиров, которые используются в светодиодах, в производстве смартфонов, планшетов и умных часов, для стекол камер, сенсоров отпечатков пальцев, а также дисплеев. Продукция экспортируется в 29 стран мира.
В связи с растущим спросом производство кристаллов ежегодно увеличивается на 50%.

Сфера применения продукции завода: микроэлектроника, оптоэлектроника, машино- и приборостроение, медицина, солнечная энергетика.

Выработка электроэнергии в 2019 г. составила 1118 млрд кВт*ч — это новый исторический максимум. По производству электроэнергии Россия занимает 4-е место в мире после Китая (6,4 трлн), США (4,3 трлн) и Индии (1,4 трлн кВт*час).
Высокий показатель производства и потребления электроэнергии говорит о высоком уровне развитии промышленности страны.

В том числе, рекордные показатели достигнуты на АЭС (209 млрд кВт*ч) и ГЭС (196 млрд кВт*ч); остальная энергия произведена на ТЭС.

Ядерных реакторов экспортировано в 2018г г. на сумму более 9 млрд долларов, что составляет более 2% экспорта. Согласимся с тем, что изготовить ядерный реактор значительно сложнее, чем сшить рубашку, и далеко не каждая страна способна на это.

Портфель заказов компании «Росатом» насчитывает 33 атомных электростанции по всему миру на сумму, превышающую 130 миллиардов долларов. Строительство примерно дюжины из них уже ведется — например, в Бангладеш, Индии и Венгрии.

При том, что Франция, Южная Корея, США и Китай строят АЭС в нескольких странах мира, в настоящее время серьёзных конкурентов России на мировом рынке нет[4].

Ежегодно ставятся рекороды по выпуску тепловозов, электровозов и вагонов (в советское время пассажирские вагоны производились в основном в ГДР); советский парк локомотивов заменяется быстрыми темпами.

В России высоко развита химическая помышленность. Одна только компания Еврохим имеет на балансе более 15 предприятий.

Многие с ностальгией вспоминают советские счастливые времена, когда на каждом заводе трудились десятки тысяч человек, благодаря чему в СССР не было безработицы, и мечтают о восстановлении остановленных когда-то заводов.

Но времена изменились, начали применяться новые технологии, и число работающих при той же производительности предприятия сократилось в 10 раз.

Если раньше на заводе трудились 100 токарей, то сегодня их заменяет один не самый мощный обрабатывающий центр и один наладчик к нему.

Возьмём для примера Ростсельмаш, основанный в 1929 г. Ростсельмаш (РСМ) — российское предприятие, производящее зерноуборочные комбайны и прочую сельхозтехнику 150 моделей. Является самым крупным на Юге России предприятием, имеет представительство на 4 континентах.

Продукция, производимая компанией, поставляется в 50 стран мира. Доля продукции на мировом рынке уборочной агротехники достигает 17%. На российском рынке доля продукции составляет 70%.

Несмотря на непрерывный рост объёмов производства, число работающих сократилось с 50 тысяч в СССР до сегодняшних 10 тысяч.

Но и в наше время строятся заводы, на которых работают тысячи человек.

Например, это строящаяся дальневосточная верфь "Звезда" (г. Большой Камень),на которой уже начали производить газовозы и гигантские танкеры ледового класса «Афрамакс» водоизмещением в 350 тыс. тонн, длиной до 300 метров и шириной до 75 метров. А в 2020 году запланирована закладка двух ледоколов "Лидер", это будут самые большие и мощные ледоколы в истории.

Сравним: в январе этого года президент Беларуси Лукашенко сделал альтернативную закупку норвежской нефти объёмом в 80 тысяч тонн; смехотворное количество, следует заметить. Так вот, один-единственный танкер «Афрамакс» может перевезти в четыре раза большее количество нефти.

Численность работников дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» достигла 3,5 тысяч человек. По окончании строительства верфи число работников должно увеличиться до 7,5 тысяч человек.

Таким образом, если оценивать размеры предприятий по численности сотрудников, на данный момент верфь соответствует гигантскому даже по меркам СССР заводу в 35 тысяч человек и уже скоро достигнет 75 тыс человек. Для сравнения: численность рабочих судоверфи в г. Николаев, где строились крейсера и авианосцы, в лучшие годы достигала 40 тысяч человек.

Далее, можно назвать завод "ЗапСибНефтехим", проектной стоимостью 650 млрд. рублей — один из самых амбициозных и дорогих проектов в истории России. Основное назначение завода — глубокая переработка значительных объемов побочных продуктов нефтегазодобычи Западной Сибири, в том числе попутного нефтяного газа, и импортозамещение наиболее востребованных на российском рынке полимеров.

И ещё пять гигантских заводов стоимостью более 100 млрд рублей, которые сейчас строятся в России:

1. Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) — 790 млрд. рублей
2. Арктик СПГ-2 — проект компании «Новатэк» по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала), 600 млрд. рублей
3. Ямал СПГ (4-я очередь) — 300 млрд. рублей
4. Судоверфь «Новатэк» в Белокаменке (ЦСКМС, ранее известна как Кольская верфь) — 120 млрд. рублей
5. Тайшетский алюминиевый металлургический завод — 120 млрд. рублей


Часто критики говорят, что если в России что и строится, то это всё добыча сырья. Но даже «Запсибнефтхим» и Амурский ГПЗ — это не добыча, а переработка. А к добыче можно отнести разве что СПГ-проекты, да и то с натяжкой (тем более, если учесть, что в Ямал СПГ-4 оборудование российское). Но среди крупнейших проектов сразу два — это самое что ни на есть машиностроение:

1) Судостроительный комплекс "Звезда" на Дальнем Востоке — строительство мощных  ледоколов и танкеров класса «Афрамакс».

2) «Судоверфь Новатек» в Белокаменке — строительство крупнотоннажных морских сооружений.

Причём, даже сырьевые, казалось бы, проекты на самом деле тащат за собой высокотехнологичные машиностроительные заводы.

Кроме того, построено или ещё строится масса менее объёмных по масштабам проектов, о которых население широко не оповещается, но можно узнать о них на сайте "Сделано у нас".

И все эти проекты уже приносят огромную прибыль, намного превышающую расходы на приобретение дешёвой продукции ширпотреба.



Ссылки:


1) ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ "РОССИЙСКОЙ НЕДЕЛИ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - 2019"

2) Экспорт российских автомобилей резко вырос в прошлом году

3) Экспортные достижения машиностроения России в 2018 г. Часть 3: приборы, электроника, бытовая техника
   http://sdelanounas.ru/blogs/118424/

4) Россия — мировой лидер по экспорту атомных реакторов
   http://inosmi.ru/politic/20180810/242959266.html


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.