Разные разности Часть III Глава X

Можно конечно воскликнуть: ах, детство – беззаботная пора! Ага, беззаботная! А взрослых слушаться, а в школу ходить? Ещё те заботы. Это с точки зрения взрослых, она беззаботная, потому что ребенок не знает взрослой жизни вообще, а только готовится к ней.

Кто–то когда–то сказал, что весь мир театр, все люди в нем актёры. Как это звучит в оригинале не помню, поэтому возьму такую редакцию – вся жизнь театр, все люди в ней, актеры. Жизнь человеческую действительно можно сравнить с театром, вернее, со спектаклем, а сам спектакль условно разделить на четыре этапа: репетиция, генеральная репетиция, собственно сам спектакль и то, что происходит после спектакля, когда спектакль как таковой вроде бы и закончился, но не совсем и не до конца.

***

Согласно этой теории детство как раз соответствует этапу под названием репетиция. Правда в настоящем театре репетиции уделяется гораздо больше времени, чем самому спектаклю. Но там актеры играют чужую жизнь, а в жизни мы играем свою, наверное потому и времени отведено мало.

Детство, это приблизительно четырнадцать лет из всей жизни человеческой. У всех продолжительность детства одинакова, хоть некоторые и умудряются оставаться детьми на протяжении всей жизни, играть роли детей.

Если в театре перед началом репетиций происходит распределение ролей, а уж на самой репетиции каждый из актеров «осваивает» именно свою роль, то в жизни ребенку пьеса дается целиком, в том объеме который он в состоянии воспринять. То же самое и с ролями в ней, можно выбрать любую, отрепетировать её и сыграть. И неважно, что одну и ту же роль могут одновременно играть несколько «актеров». На сцене не может быть сразу нескольких Хлестаковых, а в жизни пожалуйста, сколько угодно.

***

Говорят, человек приходит в этот мир и уходит из него голым. Это конечно верно, но в большей степени для вещей материальных. Особенно это заметно в момент появления человека на свет. А что, помимо родовой памяти и памяти вида, которые являются чуть ли не родными сестрами и заложены в генах у новорождённого больше ничего нет. Ему, причём за короткий срок, предстоит много узнать и многому научиться.

Маленькому человеку предстоит узнать всё об окружающем его мире. Повторюсь, человек за первые десять лет своей жизни получает половину от всей информации об окружающем мире и мироустройстве, вторая половина растягивается лет этак на шестьдесят – семьдесят.

Многому придется научится. Обратите внимание, как ребенок учится ходить, сколько в нем настойчивости и целеустремленности. Пусть это и можно списать на инстинкт, но всё равно показательно.

Вроде бы мелочь, но надо будет научиться завязывать шнурки. В своё время я никак не мог научиться их завязывать так, как это делают все. Ну и что, придумал свой способ, отличный от общепринятого, так и завязываю по сей день. А тот способ, которому пытался научиться и не научился, уже и не помню. Самое главное научился же.

***

Это происходит как бы само собой, хоть и не без помощи взрослых. Ребенок, повторяя многому учится у родителей или же у тех взрослых с которыми общается. Фраза из старого анекдота на детсадовскую тему: «Эх, мюзикА бы!», есть не более чем бездумное повторение, копирование, а соответственно и обучение.

Заложенное в каждом человеке «просыпается» и требует реализации. Любопытство, как инструмент познания окружающего, наряду с поведенческим повторением в один прекрасный момент становится чуть ли не главенствующим.

Детские вопросы смешат и поражают. Как вам такой: «Почему у снега рта нету?». А действительно, почему? Вопросы постоянно, лавина вопросов, на них надо найти ответы, детство ждать не будет, оно скоротечно и стремительно.

***

Почему–то принято вздыхать по поводу скоротечности молодости, но не детства. Детство же интереснее. Из детских ощущений мне запомнились ощущения новизны окружающего и новизны происходящего, этакое лёгкое состояние тайны. Вспоминать–то, такое состояние вспоминается, но ощутить его уже не получится, как ни старайся.

Для того чтобы понять что такое детство надо быть взрослым, а для того чтобы ощутить что это такое надо быть ребенком. В отличии от взрослого ребенок этого и не осознает, может быть потому, что сравнивать не с чем?

Ребенок изо всех сил, так сказать, хочет поскорее вырасти, стать большим. Куда он так торопится, лично я не знаю, да и вряд ли кто знает. Может быть потому что детство ограничено по времени, отведенном физическим ростом и половым созреванием, может быть. Если старость можно как–то растянуть и продлить тем же здоровым образом жизни или ещё чем–то относительно эффективным, то с детством такой фокус не пройдёт, бац, и оно закончилось. Конечно, маленькая толика детства в человеке остаётся и остаётся на всю жизнь, та же способность удивляться не иначе как из детства, но это уже не то, не в том количестве и эмоциональном качестве.

***

Ребенку жизненно необходимо спросить и расспросить обо всём, всё потрогать, попробовать на зуб, посмотреть, что там находится внутри? Это ему необходимо для того, чтобы в будущем принимать верные решения на основе однажды полученных знаний, как от взрослых, так и путем собственных исследований вещей его окружающих.

Не беру на себя роль педагога, кстати, в переводе с древнегреческого, педагог, это раб, сопровождающий ребенка в школу и не более того, и уж тем более советчика. Но попробуйте в разговорах со своим ребенком «сменить пластинку» c «отстань» или «подрастешь, поймешь» на «а ты как думаешь почему?» или, «а ты как думаешь, что это такое?». Помимо того что самому ведь интересно, что из себя представляет река в глазах ребенка и почему она течет именно в ту сторону, а не в другую? Так ребенок начинает учиться думать и анализировать, и дай Бог, чтобы это вошло у него в привычку.

Все дети активны и непоседливы, оно и понятно, энергия плещет через край. Наверное потому и много её, этой энергии, времени отпущено мало, а сделать надо много и надо успеть всё сделать. На смену детству придет юность, а у неё свои задачи и поэтому желательно «не оставлять хвостов по пройденному материалу». Вот и не устаёт ребенок: энергия трансформируется в любопытство, любопытство в действие.

Есть такие мультяшные обезьянки, то что они вытворяют, заставит содрогнуться даже законченного флегматика. А ведь на самом деле, если посмотреть на их похождения чуть повнимательнее, они не безобразничают и уж тем более не хулиганят. Таким образом они познают окружающий их мир и через якобы шалости изменяют его. А несуразности происходят только потому, что обезьянки еще мало знают и мало умеют, вот и выглядит это в глазах людей взрослых и серьезных, форменным безобразием. Интересно, а что по поводу этого мультфильма думают дети? Мама – обезьяна, так та вообще, выше всяких похвал. Сколько терпения и такта по отношению к своим детям. А может быть она уже  сошла с ума и потому ведёт себя так спокойно и терпеливо? Не знаю, не знаю.

***

Одна из основных проблем и несуразностей, которую иногда ребенок «хлебает через край» состоит в том, что родители, школа да и общество в целом, якобы воспитывая маленького человека и уча его жизни, на самом деле «лепят» из него то, что нужно именно им, а не ребёнку.

Воспитатель в детском саду в первую очередь заинтересован в том, чтобы ребёнок вёл себя как можно более спокойно и был послушным, так за ним уследить проще. А ребёнок потому и носится как угорелый, что каждый раз узнает что–то новое даже в том, что видел уже много раз. И ищет, обязательно ищет то, что ему будет очень интересно, в идеале, ищет свою роль в спектакле под названием жизнь. А воспитатель вместо того, чтобы раньше ребёнка увидеть то, что ему интересно и показать ему это, потом его можно будет смело оставлять один на один с этим самым интересным, с места не сдвинешь, постоянно одергивает его, заставляя вести себя так, как это удобно для него, а не для ребёнка. И наплевать воспитателю, Татьяне Викторовне, что перед ней маленький хулиган, который лет через сорок, изменит жизнь человечества до неузнаваемости, а пока он это ищет и этому учится, потому и ведёт себя так. Возможно Татьяна Викторовна об этом никогда не узнает, а если узнает, то будет гордиться и рассказывать, какого великого человека она воспитала. Она ли его воспитала? Скорее он сам себя воспитал, вопреки её стараниям. Я, можно сказать, стыдливо не упомянул родителей, им тоже «выгоден» послушный ребенок. Тихий и послушный ребенок, это НЕНОРМАЛЬНО, нормально, когда всё наоборот, для ребенка нормально.
Понятно, у взрослых жизненного опыта больше, они знают: «КАК», согласен, но они не знают: «ЧТО». Не знают они, что нужно ребенку и порой даже не пытаются узнать. Узнав «ЧТО», можно гораздо проще и эффективнее применить известное взрослым «КАК». Вот и получается, воспитанием детей в основном занимаются «недипломированные» специалисты в лице родителей и общества, которое почему–то называют улицей. Улица улице рознь: прямая и чистая, и кривая, вся замусоренная. И та и другая – улицы. И каждый в ребенке хочет видеть своё, вернее, сделать из него своё. А всего делов–то, изначально помочь ребенку найти то, что надо ему и только ему, а дальше все пойдет как по маслу.

***

Поскольку живу я уединенно, и вообще, человек по натуре замкнутый и малообщительный (не вру, правда не верят), основными источниками впечатлений от происходящего вокруг для меня служат наблюдения во время прогулок. Так вот, однажды услышал такое, мама говорила мальчугану лет десяти–двенадцати:
–  Я сказала, будешь ходить на английский! Он ещё выбирать будет! – причём сказано это было с такой интонацией, что даже не знаю с чем и сравнить, как–то не придумывается.

А теперь представьте что будет, если попытаться заставить эту мамашу перед походом в гости к подруге одеть свое новое платье, а чтобы похвалиться, задом наперед или вверх ногами? Представили? Даже звучит дико, не то что смотрелось бы, о реакции я вообще молчу. А ведь ситуация с платьем и с английским языком – ягоды одного поля.

Почему же тогда ситуация, когда мальчугана заставляют учить–изучать английский язык выглядит вполне нормально, а ситуация с маминым платьем – нарочно не придумаешь? Потому что он ещё сопляк, а она уже взрослая? А что, в детстве у ребенка своей жизни нету, или она ему не принадлежит? А если не принадлежит, то почему?

Бабушка хотела, но не стала пианисткой, дедушка любит рыбалку. Папа до сих пор любит рисовать, но в детстве родители от него отмахнулись и определили в секцию бокса. Мама из коряг и деревяшек фигурки человечков и животных мастерит, хоть и работает юристом.

Бабушки – две, дедушки – два, родителей тоже два. Каждый из них кем–то в детстве хотел стать, но не стал. Хотел чему–то научиться, но не научился, такое бывает сплошь и рядом. Вот и случается, к счастью не повсеместно, что они видят в своих: внуке, внучке, сыне, дочке, вторую попытку для реализации несбывшихся начинаний. Но дело в том, что их шестеро, а ребенок один и вокруг помимо перечисленного, существует еще куча интересных вещей и если у ребенка не окажется музыкального слуха, то ему хоть чуть–чуть да «повезет».

***

А ведь бывает и так: отец художника Василия Верещагина запретил упоминать имя сына в доме после того, как тот после окончания Морского корпуса вышел в отставку и поступил в Академию художеств. А отец Алексея Козлова, великолепного джазового музыканта, основателя и руководителя джаз–рок группы “Арсенал”, перед смертью проклял сына за то, что тот стал музыкантом и играет джаз. Выводы делайте сами.

Тяжелый, но благодарный «труд» подсказывать «КАК» уважая и ценя «ЧТО», выбранное ребенком. Можно сказать идеальный вариант, и воспитание присутствует, и ребенку полная свобода, свобода выбора жизненного пути.

Утром, в детском саду, играли в песочнице и услышали далекий гудок тепловоза, до железнодорожной станции было километров пять, не меньше. И кто–то из ребят сказал, что это поезд по Сибири едет, поверили.

Бегали вприпрыжку, по кругу. Причём, довольно–таки долго бегали, а воспитательница сидела на стуле в сторонке. А удивлялся и не мог понять, почему она не бегает с нами, ведь это так весело. Сегодня я её прекрасно понимаю.

Однажды нам двоим, уж не помню почему, не хватило места в палате, а было время тихого часа, и нас уложили отдыхать в кладовке, где хранились матрасы и другие постельные принадлежности. Это были счастливейшие два часа чуть ли не во всей жизни. Нас никто не заставлял спать и вообще в эту кладовку не заглядывал. Поэтому мы смело не спали и не притворялись что спим, а как мне тогда казалось, с большим удовольствием проболтали друг с другом уж не помню о чем, помню что разговор был очень интересным.

И ещё, свою первую пятерку, в первом классе и в школе вообще, я получил в день своего рождения. Спешу «огорчить», мой день рождения не в мае месяце, чуть пораньше.

Просто вспомнилось, вот и написал, без какой– либо задней мысли.


Рецензии