История за историей. Гл. 15. Сам удар

Мемуарный рассказ поэта

   Я долгое время проработал мастером сборочного участка гироскопии. Моё рабочее место с местным телефоном 705 находилось в технологической комнате № 6 рядом с комнатой основной сборки гироскопов №5.
   Стены были отделаны белым мрамором, колонны, перегородки и двери из нержавейки и стекла. Смотрелось это как витрины сегодняшних магазинов, а тогда это было несколько в диковинку. Рабочие места сверкали чистотой, работяги - в белых лавсановых костюмах, на головах - белые колпачки-пилотки, на ногах кожаные тапочки.
   Вспоминая прошедшие в работе годы, я написал Марш гироскопистов:

Марш гироскопистов. Цеху 50

Мы разошлись как в море корабли,
Ныряя в жизнь всяк на своей подлодке.
Мы жемчуга меняли на рубли,
И жизнь, как океан, мы мерили на сотки.

Прекрасных дам на танец приглашали…
Стихов бедлам для дам мы создавали…
А рядом тральщики тянули мины в трале…
А ледоколы льдины нам ломали.

Мы – за столом, у пирса на причале,
Сидим и пьём, чтоб не было печали…
На горизонте мечутся дельфины…
Нас снова ждут подлодки и пучины.

Мы разошлись как в море корабли,
Ныряя в жизнь всяк на своей подлодке,
Мы жемчуга меняли на рубли,
И жизнь, как океан, мы мерили на сотки.

 
Скажи ты мне, а что такое сотка?
А это - чарка доброго вина,
Что мастера употребляли для заводки...
За гироскопы брали ордена...

Ещё в проектах были телефоны,
А мы уже ловили, друг, микроны.
Их ровно десять собирает эта сотка.
У нас с тобой морская, друг, работка.

 Мы – за столом, у пирса на причале,
Сидим и пьём, чтоб не было печали…
На горизонте мечутся дельфины…
Нас снова ждут подлодки и пучины.

Весной сады опять цветут как прежде.
Спасибо Любе, Вере и Надежде.
И вся земля расчерчена на сотки
Для нашей, верный друг, морской походки.

Года мелькают как подвижные системы,
Уходят в прошлое, конечно, навсегда,
И знают точно мраморные стены
Тот миг, когда явилась седина.

И знают точно мраморные стены
Движенья пальцев честных Ваших рук
И знают точно как седые джентельмены
Выходят на серёдку в этот круг.

Желаю Вам здоровья нержавейки,
А для души всей чистоты стекла,
Чтоб в дружной пятой комнаты семейке
Тянулись дольше дни, недели и года.

Желаю Вам здоровья нержавейки,
А для души всей чистоты стекла,
Чтоб в дружной пятой комнаты семейке
Тянулись дольше дни, недели и года.

Однажды - звонок, снимаю трубку - начальник первого отдела Михаил Борисович Ключкин, что случилось впервые за годы моей работы: "Владимир Павлович, зайдите..."
   Захожу в кабинет - в кабинете кроме Ключкина седой человек, похожий на председателя государственной комиссии при защите моего дипломного проекта, которая состоялась годом раньше:
   - Владимир Павлович, пришло время Вас пригласить на одну интересную для Вас работу. Вот Вам телефончик, позвоните и договоритесь о встрече. Желательно позвонить не из цеха.
   На клочке бумаги был написан телефон и фамилия: толи Давыдов, толи Данилов. И ещё в памяти вертится  имя - Глеб...
   - Мой Вам совет - начинайте торговаться сразу с квартиры... Поверьте - это нормальная цена за эту работу...
   Выйдя за территорию завода, зашёл в телефонную будку на Таллинской улице, набрал номер, представился...
   - Подъезжайте к нам ... в Большой дом, на Литейный 4, есть тема разговора.
   Назначили время, после работы поехал.
   Встреча состоялась у подъезда №1, прошли в комнату переговоров. Там состоялся первый ознакомительный разговор. Вопросы, вопросы...
В заключение разговора человек в штатском предложил мне литературу для прочтения:
1. Журнал Коммунист - статья Цвигуна - что-то об империалистической разведке.
2.Книга интересных рассказов "Чекисты".
3. Политико-административный справочник - раздел №3 - Государственная безопасность.
   Помню, что было четыре темы и совсем не помню - что именно было четвёртое. Память хранит не всё.
   -  Прочитайте, изучите, позвоните - договоримся о встрече.
   Литературу взял, где посоветовали, в библиотеке возле площади Конституции. Что-то изучил в читальном зале, что-то дома. Изучил быстро, прочитав залпом. Так был заинтересован предстоящей неизвестной тогда работой.
   Встретились второй раз у подъезда №3. Поднялись, думаю, на третий этаж. Помню хорошо - кабинет напротив таблички "библиотека"  В спаренном кабинете царила тишина. И снова вопрос- ответ, вопрос- ответ. Работа с кадрами, анкетирование, тестирование, опрос, интервью, вербальная беседа - всё это, похоже, было и присутствовало в нашем разговоре. Несколько раз выходили из кабинета, я сидел в холле с другими посетителями, которых отличала серьёзная умная внешность – молодые красивые парни. Человек в штатском в это время куда-то ходил.
   Наконец, дошло дело до того, что я спросил:
   - А что от меня, собственно, требуется сделать?
   - Согласиться на эксперимент...
   Я спросил о сути эксперимента... Меня несколько укорили: "Вы боитесь?"
   Я уверенно сказал:
   - Нет, но хотелось бы знать - хоть резать то не будете? - шуткой спросил я.
   - Нет, резать не собираемся...
   - Тогда я пройду это испытание и стану ещё крепче...- выдал перл я. Где я подхватил эту фразу я не знаю.
   - Этим испытанием Вы обязаны двум людям: Вашему отцу и Вашему учителю – это они Вас подставили... Вы давно были в школе? Позвоните своему учителю, могу дать номер телефона...
   Я сказал, что номер у меня есть - в мыслях была классный руководитель - химичка Лидия Ивановна Кравченко. Ей я и позвонил, когда уже приехал домой - про Олега я тогда совсем не подумал.
   А человек в штатском сказал: "Ну, вот сейчас мы Вас и ударим..." Несколько даже демонстративно, нажал кнопку снизу крышки стола и вышел, впервые вышел один из кабинета... Я остался один и просидел минут 15-20 в кабинете один при полной кажущейся тишине. В это время очевидно и произошёл удар звуковой волной в диапазоне, неуловимом органами слуха.
   Человек вернулся - сказал:
   - Ну, вот ты и слетал в космос. Как самочувствие? До дома доедешь, позвони, как добрался.
   Приехал, позвонил, что доехал, позвонил своей учительнице Лидии Ивановне.
   На следующий день вышел на работу. В перспективе был очередной отпуск на целый месяц - весь июнь, а на дворе был 1983 год.

Да что это я всё о серьёзном, да о серьёзном? Можно чего-нибудь повеселей!

Эрнесту Антоновичу Мельзас, Эрику, в годы перестройки.

Сижу я раз у телефона.
Звонят: "Мельзасова Антона!"
"Простите" - говорю:" Антон
Чуть-чуть ушёл из цеха вон".

Чуть-чуть прошло, звонят опять:
"А можно Эрика позвать?"
"Простите" - говорю: "Эрнест
Ушёл на "норд", а может "вест"

Прошло чуть-чуть и вновь звонок:
"А где тот север, где восток?"
"Простите" - говорю: "Компас
Унёс с собой Антон Мельзас."

Прошло чуть-чуть. Ну, вот вам крест:
" Антон Мельзасович Эрнест?"
"Простите" - говорю: "Антон
Сию минуту взял бидон
В канистру вылил ацетон,
В бидон, у нас такой закон,
Мы наливаем самогон,
Студить выносим на балкон...
А он, кажись, уехал за кордон...
Увёз "Гранит"* не в Киев, в Бонн...

Сижу опять у телефона,
Звонят теперь из-за кордона,
Снимаю трубку: "Это Бонн,
Не Штирлиц, нет, Мельзас Антон,
Пароль: "Гайшун и Киселёв" **
Прими шифровку с моих слов":

Мой дядя самых честных правил,
Мой дядя Вилли занемог,
Тушёнку в помощь нам поставил
И лучше выдумать не мог...
...Да, помнит дядя как "Компот"***
Когда-то бил его в живот...

Ну, вот и всё, ну, вот, ну вот...
Эрнесту подан самолёт...
Взлетел... А Мюллер босиком
Бежит и машет колпаком!

У трапа радостный Гайшун
Эрнеста сразу обнимать...
Тушёнка! Радость! Счастье! Шум!
- Ребята! Надо разгружать!

(*)Гранит - комплект военного заказа, поставлялся в Киев.
(**) - руководители цеха.
(***)- Компот-Кисель - прозвище Киселёва Вячеслава Николаевича, ветерана Великой отечественной войны.
   Тушёнку частенько приходилось разгружать моим работникам, что были помоложе... Гайшун Анатолий Павлович посылал их в рабочее время, чтобы для работников цеха были какие-то дополнительные продукты в наборах. Руководила наборами Сара Соломоновна - подходящий для этой работы человек.
   Эрнест Антонович Мельзас - регулировщик, который отрегулировал тот блок 2-2-3 системы Радиан, удар которого я тогда и испытал.
   Последствия кратко изложены в главе 4 Цикл стихов 1. Может, соберусь со своими силами и памятью изложу их в отдельной главе.

Изложил. Читайте Гл. 16. Дурак.


Рецензии