Любимые и нелюбимые

Хорошо, когда  в жизни женщины всего один-единственный мужчина. Многие о таком мечтают, мечтала и Надежда, но получилось по-другому. По радио звучала популярная тогда песня о синем льне:
«И если ты в меня влюблен,
Твои глаза сияют синим светом,
Виноват, наверно, в этом
Синий лен»
Она слушала и думала о том, что такое простое человеческое счастье ей недоступно и вряд ли будет доступно. Ей было двадцать два года, но жизнь казалась навсегда безвозвратно сломанной. Не то чтобы она совсем разуверилась в любви, просто считала, что это не для нее. Полюбить она больше не сможет, жить с нелюбимым человеком тоже не сможет, значит быть ей одной.

Самым первым близким и любимым человеком для Надежды стал отец, после него брат и только после них, как ни странно, мать. Следующей очень сильной привязанностью стала для нее троюродная сестра, с которой ее разлучила ссора родителей.

Первый раз Надя влюбилась в мальчика в шестом классе, безответно. Он перевелся к ним из другой школы, нравился многим девочкам, в том числе и ей. Но на нее он почти не обращал внимания, а после восьмого класса ушел из школы и поступил в медицинское училище.

В девятом классе Надя на катке познакомилась с тем, кто усиленно добивался ее любви, назначил ей первое свидание. На свидание она пришла, и не на одно, но никаких ответных чувств у нее к нему так и не возникло. Слишком они были разные, хотя внешне он был симпатичным, на него засматривались, ей было лестно его внимание. Надя никогда его не любила, а он еще не раз появлялся в ее жизни в самые трудные периоды, когда она почти забывала, что может быть женщиной, а не только вьючной лошадью, может кому-то нравится.  Он появлялся и говорил о своей любви, о том, что все время помнит о ней, хотя дважды женился, имел трех сыновей. Первого  сына он не растил и не знал, женился перед армией «по залету», после армии сразу развелся. А двух других сыновей любил, заботился о них, пока не погиб в автокатастрофе вместе с женой и внуком. Наде он предлагал стать его женой до того, как женился второй раз, но она отказалась.

В десятом классе у Надежды появилась недолгая влюбленность тоже на катке. Здесь вмешался друг ее избранника, избранник уступил своему другу, с которым Надя некоторое время встречалась. Друг был неплохим парнем, добрым, внимательным, только совсем ей не нравился, ей были неприятны его прикосновения, поцелуи, и она предложила ему расстаться, объявив, что хочет серьезно учиться, это для нее сейчас важнее всего. Так и было, причем Надежда выбрала самое сложное отделение физического факультета университета.

С первого раза Надя не поступила, год работала лаборанткой физического кабинета в школе отца, он был там директором. В этот период зимой ей вдруг признался в любви один из друзей брата, на которого она особого внимания не обращала, хотя был как-то робкий поцелуй в щеку после танца на одной из вечеринок, куда затащил ее брат. Толя стал иногда заходить к Наде, она гуляла с ним, разговаривала. Ее заинтересовало его увлечение живописью, он хорошо играл на гитаре. Летом Надежда поступила в университет и уехала в другой город. С Анатолием она иногда встречалась в свои приезды, он написал ей несколько писем, на которые она отвечала. Но важнее всего для нее тогда была учеба и никаких серьезных отношений ни с кем она тогда не хотела.

А на третьем курсе Надя неожиданно сильно влюбилась. Ей было двадцать лет, и, наверно, как у Пушкина «пора пришла, она влюбилась». Владимир был чем-то похож на ее брата, она просто теряла голову от его прикосновений и поцелуев, но пойти дальше в близости все-таки боялась. На их отделении и на третьем курсе учиться было достаточно тяжело, можно было вылететь из университета. Владимир учился на другом факультете тоже на третьем курсе, но был старше Нади и вскоре нашел ту, что не боялась близости, женился на ней. Надежда тяжело пережила измену, но смирилась, стала почти забывать, но тут он стал разводиться из-за измен жены и не нашел ничего лучшего, чем выместить на Наде свою горечь и разочарование. А она его и забыть не могла и простить и верить, как прежде, тоже не могла. Все кончилось для нее нервным истощением, сильной депрессией. Чуть не бросила университет в конце четвертого курса, но взяла академический отпуск и потом все-таки доучилась.

Одним из тех, кто помогал Наде выбираться из депрессии, был Анатолий, сам переживший расставание с девушкой-татаркой, которой родители не позволяли выходить замуж за русского, и Толя испугался ее возможного разрыва с родственниками.  Надежда пообещала ему стать его женой после окончания университета и даже при предварительном распределении попросила место на выезд, потому что Толя не хотел жить в Саратове. Таких мест оказалось на их отделении всего два, почти все пожелали остаться в своем городе. Вот только любви настоящей не было ни у Толи, ни у Нади. Точнее всего их сближение можно объяснить строчкой из стихотворения Евтушенко: «как дети, мы из двух нерадостей хотели радость —  хоть одну».

По распределению Надежда уехала одна, а Анатолий ушел на два года в армию, закончились все отсрочки, которые ему до сих пор давали.

Тот, кто стал отцом старшего сына Нади, сначала ей совсем не нравился или она боялась его. Веселый, шумный, нагловатый, она работала с ним в одной лаборатории. Была лыжная прогулка, потом вечеринка, он был очень настойчив, даже о каких-то чувствах говорил. А Наде уже было двадцать пять лет, и она думала: «Ты же хотела, чтобы был ребенок, так почему бы и не он, по крайней мере, красив и здоров. К тому же вряд ли будет переживать, такой легко полюбит и легко забудет». Но ее желание не осуществилось с первого раза, были еще встречи, Надя поняла, что он ей нравится,  и больно было чувствовать его равнодушие.  Надежда не хотела ему ничего говорить, когда убедилась, что должен быть ребенок. Получилось как-то спонтанно, сказала и услышала, что он любит другую девушку, хочет на ней жениться, ребенок ему не нужен, и лучше бы ей от него избавиться. Если об этом узнает его любимая, она ему не простит. Тогда Надя пообещала ему, что никто ничего не узнает,  и попросила оставить ее в покое.  Она уехала в отпуск к родителям, а вернувшись из отпуска, объявила в лаборатории, что пришел ее жених из армии, и она вышла замуж. Анатолий действительно вернулся, но его женой Надежда, разумеется, не стала. Уволиться сразу ей не удалось, пришлось работать до декретного отпуска, сидеть год без содержания и увольняться, когда вышло время ее обязательной отработки.

Устроиться на работу с маленьким ребенком было не очень просто, но с помощью отца и его друзей Надю взяли в воинскую часть, где она окончательно поменяла специальность, стала работать программистом.

И снова влюбленность, сильная и долгая. На этот раз ее избранник был женат, не смог оставить семью, но их отношения, большей частью заочные, продолжались много лет. Он жил в Новосибирске, приезжал редко, зато постоянно писал, звонил, присылал фотографии, видеофильмы. Через десять лет после их знакомства, когда Надежда страшно потеряла отца и разорвала отношения с братом, Михаил стал отцом ее младшего сына, и только это помогло ей пережить потерю, остаться жить.

Потом начались страшные годы перестройки, когда нужно было просто выживать из последних сил и поднимать своих детей. И был еще один человек, также женатый, кто помог ей удержаться в трудный период окончательного разрыва с Михаилом, когда его письма стали причинять ей только боль. С женой Михаил все так же не разводился, но стал жить с другой женщиной, продолжая помогать своим детям. Сыну Нади он помочь не захотел, хотя она впервые попросила его об этом, считал, что у нее хватит сил справиться самой. В этот же период, не пережив перестройку, ушел из жизни брат Нади.

И наконец, в ее жизнь вошел тот, кто остался с ней всерьез и надолго. Это тоже было не очень просто, эти отношения никогда не были легкими. Но вместе они, так или иначе, уже двадцать лет, и разлучит их, видимо, лишь чья-то смерть.

Надежда по-прежнему считает, что главной и основной причиной, по которой люди должны находиться вместе, может быть только любовь. А разве мало у нас семей обходятся без этого? Надежда считает, что им можно только посочувствовать.


Рецензии
Жизнь полна неожиданностей, похожа на блуждание по незнакомому лесу. То за куст зацепишься, то в дерево лбом врежеся, но если вышел из него, то жизнь удалась. Нечто похожее есть у меня, Шаг длинною в сорок лет. Ваш рассказ задумчивый.

Николай Заноза   02.02.2020 06:17     Заявить о нарушении
Хотела поставить эпиграфом строчки Вероники Тушновой:
"... А мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить!"
Цитата длинновата, а короче не скажешь. Вообще очень люблю это стихотворение.

Галина Вольская   02.02.2020 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.