Гришка Ухватов

                Гришка Ухватов

       Первый парень на деревне, Гришка Ухватов, по прозвищу Ухват, ушлый деревенский парень с рыжими усами, поступил в институт в большом областном городе. Факультет, что он выбрал, был так себе факультет, что даже и называть не стоит. Чтобы поступить на этот факультет, не требовалось проходить какого-то большого конкурса, запишись, приди на экзамен, тебя и примут. Гришке было наплевать на факультет, ему нужно было высшее образование, чтобы одним только фактом поступления в институт удивить свою деревню. Тщеславный был Гришка, тешило его очень удивлять всех. Любил Ухватов в душе, чтоб им восхищались, не мог он никак без этого. Если где-то в какой-то области своей деятельности он кого-то не мог удивить, то плохо себя чувствовал. Гришка и женился на молодой местной учительнице Людмиле Ивановне, которая приехала на практику к ним в деревню, только потому, что посчитал:  из всех деревенских женихов только он один и достоин, быть её мужем.
Гришка и с детьми тянуть не стал, если уж быть первым, так и в этом деле тоже надо было как-то отличиться. Сострогали Ухватов с Людкой сразу двух детишек, одного за другим, особо не задумываясь на тот счёт, как растить и воспитывать. Вырастить и воспитать помогут родители, полагали они не без основания.
Гришку больше волновало отсутствие у него высшего образования, получить его было сейчас для него на первом месте. А то получается, жена – учительница, а он, что... выходит, рожей не вышел? Не престижно как-то получалось. Не мог Гришка в таких условиях не иметь доказательства высокой  образованности,  без этого ему жить было обидно. Его представление о себе глазами окружающих, обязательно требовало от него непременно высшего образования, любого, лишь бы высшего.  Был Ухватов человек гордый, с ехидцей, любил подтрунивать, посмеиваться над другими, но, чтоб шутили и смеялись над ним, очень не любил, мог и подраться. Не нравилось Ухватову, когда над ним смеялись и иронизировали; что, мол, кроме того, чтобы жену на детей уговаривать, может ли он с ней еще о чем-то поговорить.  Так  что, по всему выходило, Гришке без образования никак нельзя было.
И как, посудите сами, имея жену учительницу и такой апломб, Гришка мог оставаться без высшего образования? Стыдно было жить Гришке без образования, невмоготу.
Люди относительно высшего образования нередко заблуждаются, их представление о нём во многом преувеличено и надумано, им кажется, что если человек имеет диплом о высшем образовании, то он умный. На самом деле, это совсем не так. Иной раз, имея образование, человек остается быть пустым и ничтожным, если он изначально таким родился. Гришка был не дурак при рождении, высшее образование ему нужно было для престижа, для утешения гордыни. Дескать, я тоже не какая-то случайность при появлении.   
Оставив детей в деревне на воспитание родителям, сами же, Гришка с женой Людой, уехали в город.  Ухватов, стал учиться в институте, жена устроилась работать в школу. Изначально, Гришка не столько учился (здесь упираться, как он полагал, было делом бесполезным, всё равно раньше отведенного срока диплом не получишь),  а больше всё же, он пытался заполнять своё  время с пользой для себя, подрабатывая по городу, где только можно. Брался за любую халтуру.
Удивлять свою деревню он решил не знаниями, деревня этого всё равно не увидит и не оценит. Односельчане, впечатленные самим фактом поступления  Гришки Ухватова в институт, качеством его знаний не интересовались.
  Решил Гришка купить машину и навестить своих родителей, проехав по всем улицам деревни непременно на новой машине, чтоб все видели!  Очень хотелось Гришке произвести впечатление на земляков покупкой машины.  Учился Ухватов в институте, а больше всё же подрабатывал, где придётся, разгружал вагоны на железной дороге, дежурил в ночные смены в пожарной части, подметал снег на городских улицах. Работал Гришка Ухватов, где потребуется, себя не жалел, мечтал приехать в деревню на машине, чтоб все видели! На студенческое мотовство с однокурсниками не пускался. Ему с ними было не интересно,  Ухватов был старше их и, к тому же, был уже женат, а, возможно, и оттого, что общение с ними, нет-нет да и напоминало ему, что по происхождению он всё же выходец из деревни и наиболее восприимчивые к опыту годы провёл среди простых людей. Его тянуло в деревню, там, в кругу земляков, кто знал его, Гришка и хотел производить о себе благоприятное впечатление.
  С редким упорством он продвигался к заветной цели, но деньги копились не быстро. Надо заметить, что события эти происходили ещё при Советской власти, задолго до перестройки. Машины стоили тогда дорого, пусть даже небольшая машина «Запорожец», например, или скажем «Москвич», стоили четыре, семь тысяч рублей соответственно, или около того. « Лучше бы конечно «Нива» для деревни самое то,– мечтал Гришка, – в деревне это бы оценили». Но стоила «Нива» больше, чем «Жигули», дорого для Гриши – студента, у которого ещё жена и двое детей.  Жена, к слову сказать, зарабатывала сама, а дети у Людмилы и Гришки Ухватовых  росли и воспитывались в деревне у родителей.
Ухватов учился и работал, усердствовал, как мог, жилы рвал, но дело шло медленно, а амбициозному Гришке уж очень не терпелось произвести впечатление, приехать в деревню к родителям на своей машине, чтоб все видели! Он был уже готов опуститься и до «Запорожца», но и эту, маленькую украинскую машину, если новую, не так просто было купить... очередь!
И тут судьба улыбнулась Гришке, дала подсказку, как можно дело обтяпать так, чтобы из этой, казалось бы, безнадёжной, ситуации выйти достойно. Да, пожалуй, ещё и с наваром. Подарок судьбы был таков, что можно было и удивить всех, и прихвастнуть, и остаться при своём. За что Гришка сразу и ухватился, не случайно, должно быть, в деревне за глаза прозвали его Ухват.
Дело в том, что на школу, в которой работала его жена, Людмила Ивановна, выделили машину, чтобы кто-то, лучший из учителей, мог её приобрести в личное пользование. Машину эту можно было купить сразу, не дожидаясь годами своей очереди. Лукавство заключалась в том, что выделенная для педагогического коллектива машина была «Волга», стоимостью девять тысяч рублей. При зарплате учителя в двести рублей в месяц, её цена была непомерно высокая. Униженные такой благодетельностью, все учителя отказались от покупки такой дорогой машины, включая самого директора, у которого уже была «Волга», он уже был облагодетельствован в прошлый раз. Облагодетельствовать себя ещё раз ему бы не позволили в городском отделе народного образования, уж извините.
  – Нет, чтобы « Москвич» или скажем «Жигули», всё бы как-то можно ещё понять? А тут, на тебе, пожалуйста... «Волга»! – возмущалась Людмила.
– Где такие деньги взять? Это ж кем надо работать? А они... на школу... «Волгу»... посмеяться решили, что ли? – недоумевала жена Григория.
Но ушлый Гришка смекнул, как надо действовать, когда расстроенная и возмущенная жена делилась с ним этой новостью. Ухватов предложил Людмиле соглашаться на покупку.
Он к своим с трудом, скопленным двум тысячам, решил занять всю остальную недостающую сумму. Родители пообещали ему свои сбережения, за всю их совместную жизнь накопленные все три тысячи рублей. Подруги жены собрали и одолжили ей тысячу. Друзья Гриши не уступили им и тоже одолжили ему тысячу. Не хватало ещё две. И Ухватов убедил директора школы, дабы тот не позорил коллектив перед отделом образования демонстративным отказом от машины, помочь ему, и тот согласился, одолжив ему недостающие две тысячи. Хитрый Гришка смог повернуть дело так, что директор школы, одалживая ему эти деньги, искренне думал, что помогает и себе. Ловким гусем предстал в этом деле Ухватов, таких только  милиция, и могла остановить.
Вот и всё, бизнес проект Ухватова сработал, он приобрел машину ... «Волгу», о которой  даже в своих смелых фантазиях не мог и помышлять. Всё обернулось явно выше его ожиданий. Где-то в глубине сознания Гришка уже чувствовал, что от него ещё предполагается как-то грамотно этим распорядиться. Но, как распорядиться, Гришка пока ещё не знал.
Супруги Гриша и Люда засобирались в гости к родителям Ухватова, в родную его деревню, на новой «Волге» цвета морской волны.
Гришка Ухватов, как и мечтал, проехал длинным путём по всем улицам деревни и остановился у ворот родительского дома, чтобы все видели и спрашивали потом:
– Чья это «Волга» проехала?
– У Ухватовых остановилась, уж не Гришка ли обзавёлся?
– Неужели за обучение в институте ещё и хорошо доплачивают?
Стоявшие у своих домов люди, вышедшие посмотреть, кто приехал, только и разговаривали об Ухватове, ставили Гришку в пример своим детям и внукам. Они наставительно говорили им: «Вот смотрите: ученье-свет – и показывали рукой на то, как Гришка разгружает багажник новой «Волги» у ворот дома,– а неученье – тьма работы!» – и переводили указывающую руку в направление соседа, разбрасывающего по всему огороду скопившуюся за зиму у конюшни навозную кучу. И с укором смотрели на озадаченных отпрысков, ожидая немедленного эффекта от этого назидательного воздействия.
Машина Гришки Ухватова, «Волга» цвета морской волны, произвела сильное впечатление на односельчан.  Сам Ухватов испытывал гордость за себя и делал важный вид, он наслаждался тем, что видел в глазах односельчан: и удивление, и восхищение, и зависть. В эти минуты Гришка выглядел, словно артист  театра, вышедший на поклон после удачно сыгранной роли в сложном спектакле. Земляки разве что цветы не бросали к его ногам.
Ухватов даже не заметил, как подросли дети, выбежавшие его встречать, а родители настолько же постарели. Как они сгорбились, и отчего с ними такое сталось? В данный момент это Гришку не волновало, и на это он не обращал внимания, это всё происходило как бы само собой. Для Ухватова сейчас было всего важнее то, какое он произвел впечатление на окружающих. Испытать чувство удовлетворения от успешной операции по покупке машины и в полной мере насладиться её результатом.
  И всё бы ничего, но с долгами надо было рассчитываться. Родители ладно, родители могут и подождать, а как быть с директором школы и остальными?
Ухватистый и расторопный Гришка где-то прознал, что новую «Волгу» в столице можно легко продать грузинам за пятнадцать или даже за все двадцать тысяч. Ухватов тут же смекнул, что, если так сделать, он легко рассчитается с долгами, и у него ещё останется на новую «Ниву», о которой он мечтал прежде. Гришка вспомнил то глубинное осознание, что намекало ему грамотно распорядиться свалившейся на него удачей и предлагало проделать до конца все этапы классической формулы: купи, продай и снова купи. Он так и поступил.
И, уехав тогда из деревни на «Волге», цвета морской волны, Гришка, скоро вновь появился у родного дома, но уже на новенькой «Ниве», цвета мокрого асфальта, чем ещё больше потряс своих земляков, вызвав одновременно у них и некоторые подозрительные вопросы: «Какими такими ловкими делами занимается Ухватов в городе, что с такой частотой и лёгкостью меняет машины, когда другие годами ждут своей очереди?»
  Гришка, однако, не развеивал эти подозрения, напротив, старался ещё больше напустить тумана, набивая себе цену. Любил тщеславный Ухватов произвести впечатление, нравилось Гришке, когда им восхищаются, не мог он без этого.

Март 2019 






 


Рецензии
Хорошо хоть обошлось без эксцессов. Я думала, в долгах завязнет или обманут грузины. Обошлось...

Стефа Рейо   13.02.2022 14:34     Заявить о нарушении
Да, обошлось...

Николай Кудин   13.02.2022 15:47   Заявить о нарушении