Сила Жалобной книги 2

Итак, я начал войну за своё покупательское достоинство. Конечно, среди продавцов были адекватные люди. Порой на просьбу порезать купленную эстонскую колбасу с слышал удивительное: «Пожалуйста, зятёк».

Но быдла тоже хватало.

Однажды мы с приятелями-студентами, подсчитав остатки финансов, поняли, что денег у нас есть только на пачку печенюшек, которые под чай без сахара могли вполне заглушить голод. И я был послан в гастроном как самый худой (!).

До перерыва оставалось 15 минут. Едва мною был пробит чек, как дверь магазина перекрыли – всех выпускали и никого не впускали, обычная практика тогда. Я проследовал к кондитерскому отделу и протянул продавщице чек со словами «Пачку печенья, пожалуйста». Та даже не подняла глаза, ибо что-то писала в тетрадку: то ли отчёт о продажности товара, то ли реферат о культуре обслуживания. Я, уже понимая, что без конфликта не обойтись, ещё больше усилил вежливость:

– Девушка, будьте добры… пачку печенья, согласно этому чеку.
Девушка, по-прежнему не поднимая глаз от своей писанины, пробурчала:

– У нас перерыв.

– Перерыв ещё не начался. Вы отказываетесь обслужить меня?

Никакой реакции. Как писала, так и продолжила. Я направился к кассе. Там меня встретили группа продавщиц, которым не терпелось очистить зал от остатков покупателей и идти трапезовать. Возглавляла её женщина, по виду Заведующая, сказавшая такие же волшебные слова:

– У нас перерыв.

– К сожалению, я не могу покинуть магазин, ибо до начала перерыва ещё 15 минут. За это время прошу вас выдать мне Жалобную книгу, в которую я намерен написать свои законные претензии.

Лица всех, а особенно Заведующей, мгновенно сделались тревожными. Несколько ещё оставшихся в зале покупателей остановились на полдороге к выходу и стали наблюдать.

– А что случилось?

И тут я понёс идеологическую пургу:
– Согласно постановлению ЦК КПСС и Правительства двери магазина должны закрываться ровно в обозначенное время, и при этом все оставшиеся в зале покупатели – советские покупатели – должны быть обслужены. Это первое нарушение Правил советской торговли.

– Но…

– Это ещё не всё. Партия также придаёт огромное значение культуре обслуживания и неустанное повышение этой самой культуры. Вежливое обращение с трудящимися – первейший долг нашей сферы торговли.

– А?..

– И что же мы видим. Продавщица, явно комсомолка, за 15 минут до перерыва отказалась взять у меня уже пробитый чек и выдать по нему пачку печенья. Кроме того, она, не подняв на покупателя – советского покупателя – глаза, сказала только слово «перерыв».

– Мы…

– У вас имеется партийная ячейка? Профсоюзная организация? Комсомольская? Проводят ли они воспитательную работу среди вас всех?

– Вы нас извините, пожалуйста…

– Будьте добры: Жалобную книгу, телефон контролирующей организации и фамилию вот этой продавщицы.

– Я ещё прошу у вас извинения, мы примем меры, – сказала Заведующая и вдруг, обернувшись к прилавку заорала:

– Наталья, ну ты что… твою мать!.. Сука!

Комсомолка Наталья схватила пачку печенья и подбежала быстрее лани. Не глядя на очевидно описавшуюся продавщицу, я обратился к Заведующей:

– Я не могу принять товар из рук этой особы. В знак примирения – дайте сами.

Заведующая выхватила печенье из рук незадачливой комсомолки и протянула мне:

– Ещё раз просим у вас прощения, мы больше не допустим подобного…

Эта поучительная история окончательно укрепила меня в мысли, что такие слова как «Партия», «Правила советской торговли» и конечно «Жалобная книга» производит неотразимое действие. Да, мы не можем победить их жульничество, но заставить их обращаться вежливо нам вполне по силам. Случались и другие истории.
(Продолжение следует)


Рецензии