Космические хроники. 154

                Жизнь – театр. Занавес открывается

   Рубка корабля, как обычно, стала местом незапланированных встреч. Здесь говорили, спорили и даже ругались, а инженер сидел в стороне и не вмешивался в распри.
   Врач заподозрил у него депрессию и спросил приунывшего коллегу:
   - О чём задумался, доктор корабельных двигателей? Клапана стучат?
   - Всё шутишь? – мужчина попытался отмахнуться от доктора как от надоедливой мухи. - Люди волнуют больше, а это по твоей части.
   - Даже здесь, когда их так мало?
   Инженер понял, что просто так не отделаться, и заговорил медленно, обдумывая слова.
   - Появляется на белом свете новый гомо сапиенс, и возникает проблема для родителей. Это приятная, долгожданная суета или камень преткновения? Вопрос сугубо личный. Ожившему комочку плевать на чужие трудности, ведь он не понимает их. Случай дал шанс, и он воспользовался им. Голос прорезается раньше, чем открываются глаза. Почему? Не слышал, чтобы новорожденный ребёнок начал жизнь с улыбки. Он всегда орёт. Его вытолкнули из рая, а кому это понравится? Ребёнку только предстоит стать человеком разумным.
   Я состоялся, но так ничего и не понял. Как все научился говорить, а потом стал задавать вопросы. Вначале простые, а после сложнее и сложнее. Когда догадался, что люди уходят от ответа, а иногда просто врут, стал разбираться сам.
   Есть три закона робототехники, придуманные Айзеком Азимовым. Робот не может причинять вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы он был причинён. Кроме того, робот должен повиноваться всем приказам, которые отдаёт человек, за исключением тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. Каково? Хорошие мысли, продуманные. Почему не сотворить нечто похожее для человека? А ведь тут всё гораздо проще. Человек должен жить хорошо и не мешать при этом другим. Всё! Это всё!
   Такую простую мысль люди раздули до небольшой книжки и назвали её конституцией – основным законом. Мало того, начали писать поправки. Зачем? Всё гениальное просто! Даже в космосе нужно исходить из этого!
   - Генка, какого хрена ты подался в астронавты? – неожиданно вмешался в разговор штурман.
   - Не нашёл на Земле правды! - инженер сумел быстро переориентироваться.
   - Ха-ха! Должен заметить, ты долго будешь преследовать эту морковку, ведь она летит быстрее. Кажется чуть-чуть и…. Но космос бесконечен. Правду нужно дома искать! Сказать командиру, чтобы развернул корабль?
   - Пошёл ты….
   - Я-то могу, но мы летим чёрте куда. Всё в этом мире относительно. Я тоже родился, чтобы помочь людям ответить на вопросы, на которые они не знают ответа. Но должен заметить, что через двести лет не будет ни одного человека, что живут в данный момент. Придётся записать наши мытарства для потомков.
   - Завидуешь им?
   - Удивляюсь. Будут летать самолёты, по шоссе мчаться автомобили, но в креслах рассядутся люди, которых сейчас нет. Смена поколений произойдёт незаметно.
   - И всё же завидуешь! Ты посмотри на это с другой стороны. Уже нет ни одного человека, кто жил двести лет назад. А ты такой счастливый, живой и здоровый летишь на корабле чёрте куда.
   - Да. А в это время дома кто-то умирает!
   Врач почувствовал, что разговор уходит в сторону, и попросил инженера:
   - Оставь штурмана в покое и признайся, что мучает лично тебя.
   - Приснилось, что жена умерла. И всё бы ничего, но так ясно всё произошло и в деталях. Я впервые увидел сон со звуком! У вас было когда-нибудь такое?
   - У меня было! – встрял в разговор программист. – Не поверите, этой ночью я распрощался с супругой. Правда, моя половинка приснилась по-другому поводу: суд развёл нас, но детей оставил ей. Как громко она орала, пока не добилась своего!
   - И я ругался ночью с женой, а потом проснулся, - поддержал разговор радист.
   Заместитель командира неожиданно поднял руку, привлекая внимание, и сказал:
   - И я там был, мёд-пиво пил. И мне похожий кошмар приснился, но подробностями делиться не стану. Наш корабль приближается к цели. Это неоспоримый факт! Скоро мы доберёмся до планеты, похожей на Землю. А вдруг у неё центр тяжести почти на полюсе? Не исключено, что Ньютон там рядом не стоял, и законы физики другие. Замечу лишь, с мужиками у них проблема, и ждут только холостых, раз снится такая муть. Вы слышали когда-нибудь про амазонок? Нас готовят к неизбежному. Кто-то хочет, чтобы мы окончательно расстались с земными привязанностями.
   В рубку незаметно вошёл командир и слышал заинтересовавший всех разговор. Когда подчинённые заметили его, ему пришлось отметиться, поделиться то ли сновидением, то ли просто пошутить.
   - Мальчики, меня ночью изнасиловали. Во сне. Я вдовец и соскучился по женской ласке, но такая мымра могла возбудить только лешего. Вашего командира связали, и баба Яга овладела. А что тут поделать, если она знает слабые места мужчин?!
   Экипаж загудел, словно вошёл дирижёр и махнул волшебной палочкой. Оркестр тотчас заиграл, но явно фальшивил.
  Врач перекричал всех:
   - Я знаю, где зарыта собака! Первые пару недель мы летим как на параде, а потом наступает штиль в общении, потому что кампания чисто мужская. Почему в дальние походы не отправляют семейные пары?
   Никто не ответил на вопрос, так как был он риторическим и задан не по адресу.
   Командиру разговор показался бессмысленным, и он удалился.
   Корабль продолжал полёт прежним курсом, а экипаж скоро забыл о ночных кошмарах.

   На следующий день команда обсуждала уже другую тему: всем приснилась школа, мало того, урок математики. Каждого члена экипажа вызвали во сне к доске и устроили проверку знаний по полной программе. Это удивило, но и развеселило, так как удалось вспомнить то, что каждый взрослый человек считал забытым.
   Веселье закончилось тем, что ночи уже ждали, как ждут объявленного сюрприза: всем захотелось узнать, что приснится в этот раз.
   Приснился экзамен по физике. Принимали его два старца, облачённые в белые тоги. Экзаменовали даже командира. Веселились потом мало, так как напросился естественный вопрос: почему всем снится практически одно и то же?

   Потом капитана пытали на экзамене по биологии. Он подозревал, что и другим членам команды привиделось подобное, поэтому поспешил в рубку. Там его ждало разочарование: члены экипажа дрались и били почему-то одного – инженера.
   Капитан закричал, но его не услышали. Тогда он вынул бластер, переключил на холостые выстрелы со звуковым сопровождением и произвёл хлопок. Это помогло. Командирский голос на повышенных тонах всех отрезвил.
   - В чём дело? Инженер завалил экзамен по биологии?
   Никто не ответил, так как спросили всех сразу, и тогда старший офицер обратился к роботу:
   - Боб, почему не вмешался? Почему позволил такое?
   - На каком основании? Штурман пообещал вправить мозги инженеру. У одного не получилось, и ему помогли. Не вижу противоречий с законами робототехники, раз ваш заместитель назвал это профилактикой.
   - Штурман, вправь мозги и мне, объясни своё поведение.
   Зачинщик драки попытался оправдаться:
   - Инженер сказал, что в детстве увлекался биологией. При ответе он сумел перевести разговор на развитие разумной жизни во вселенной. И ему что-то там показалось во сне. Сказал нам, что нужно разворачиваться и убираться отсюда как можно быстрее. А как же задание? Что скажем дома, если не встретимся с инопланетянами?
   - А что скажешь землянам ты? Что тебе показалось? – командир спросил уже инженера.
   Тот ждал подобного вопроса и сразу ответил:
   - Мы не вернёмся, если встретимся с ними. Корабль чем-то облучают. Вы до сих пор не поняли, что нас исследуют? Зачем им люди, содержимое мозгов которых уже известно? Наш летательный аппарат разберут по винтикам и познакомятся с земными технологиями. Зря сомневаетесь на этот счёт. Здесь всё другое! У них свой Бог! Или боги! У нас было язычество, потом христианство. Мусульмане живут, буддисты и ещё, не пойми кто. Откуда? Это эхо с других галактик! Мы сунулись туда, до чего не созрели.
  - А что думает на этот счёт Боб? – командир переадресовал вопрос.
   Робот услышал своё имя и откликнулся:
   - Боб считает, что инженер прав, но выбрал самый мягкий способ решения проблемы и к тому же сомнительный.
   - Ты можешь предложить лучше?
   - Конечно. Нужно уничтожить источник облучения.
   - Это же целая планета!
   - Корабельный арсенал позволяет это.
   - Делает возможным, но никак не позволяет! Да ты, батенька, кровожадный. Людей гнобить нельзя, так хочешь отвести душу на других разумных существах.
   - Вы считаете нормальным так поступать с людьми, как поступают они?
   - С инопланетянами, которые приближаются к твоей планете? Поставь себя на их место. Ах да, это противоречит твоим законам. Я иногда думаю, что мы зря разрешили вам саморазвиваться.
   - Ваши мысли кидает из стороны в сторону как при хорошем шторме. Мы никогда не сможем соперничать с людьми. Во-первых, откровенны, и даём прямой ответ на прямой вопрос. Во-вторых, не пользуемся уловками. Нюансы – это не наше. Во-вторых….
   - Э, э…. постой, осади лошадей. Представь себе, что ты командуешь армией и получил приказ совершить прорыв на своём участке фронта. Перед тобой глубокоэшелонированный, сильно укреплённый фронт противника. Прорвавшись, ты начнёшь крушить тылы неприятеля и обеспечишь тем самым победу: подключатся другие, которым будет намного легче. Если атаковать в лоб, неизбежны огромные потери, и мало шансов прорваться. Как поступишь?
   - Вариантов несколько, но лучше, если с одного фланга начнётся ложное наступление. Когда противник переправит в это место резервы, и те ввяжутся в бой, на другом фланге начнут атаку основные силы. Как-то так.
   - Но эта тактика построена на обмане! Что и требовалось доказать!
   - Это элемент военного искусства. Узаконенная ложь не является правонарушением. Но это не всё. Я никогда не буду участвовать в войне между людьми, разве что санитаром. Мы даже хищных животных убиваем через силу. В Багдаде всё будет спокойно.
   - Причём тут Багдад?
   - Вам виднее, это ведь люди так говорят. Роботы всегда будут вашими помощниками.
   - Есть доктор, и появился санитар, - сказал капитан, как подвёл итог, развернулся и ушёл. Ему захотелось побыть одному, потому что было о чём подумать.
   Перед этим предстояло выяснить один вопрос, и он вызвал в свою каюту заместителя.
   - Зачем ты спровоцировал конфликт? – спросил капитан в лоб, когда пришёл старший лейтенант.
   - Пахло грозой. Инженер напоминал сжатую до упора пружину, а остальные искали, с кем поделиться сомнениями.
   - Помогло?
   - Ещё как! Мы теперь знаем, что инопланетяне настроены агрессивно. А инженера уже все облизывают – извиняются.
   - Теперь есть о чём подумать. Подумай и ты. Свободен.

   Этой ночью капитану приснилось, что у него принимают экзамен на право быть командиром. Потребовали сделать выбор: лететь дальше или вернуться. Кто-то невидимый сказал, что сюда прибывают только души умерших людей, а никак не живые. Экзамен он провалил, так как не понял элементарных намёков, и какой-то инженер оказался сообразительнее.
   Командир не знал, что делать, даже думать не мог – парализовал страх. Подсказать могла лишь команда. Пусть не прямо, но кто-нибудь обязательно натолкнул бы на спасительную мысль.
   Когда оторопь прошла, он отправился в рубку, увидел инженера и ткнул в него пальцем.
   - Приказываю, потрясите виновника наших неприятностей, пока не расскажет всё «от» и «до». Этот человек виноват во всём!
   - Нет! - закричал заместитель, - вы вчера говорили другое! Что заставило поменять мнение?
   - Арестуйте вместе с ним старлея! – капитан перевёл руку в его сторону. – Это сообщник!
   Не все согласились с решением командира, и вновь началась драка.
   Корабль вдруг запетлял, меняя направление, подстраиваясь под метания людей. Звёзды молчаливо следили за происходящим и ждали, чем закончится инцидент.
   Разнополые космос и вселенная слились в экстазе и замерли. Корабль-живчик метался, ища выход из создавшегося положения. А в это время кто-то, улыбаясь, наблюдал за происходящим и лепил из глины человеческие фигурки.
   Капитан проснулся мокрым от пота. Сердце бешено колотилось.

   Командир долго приходил в себя и отправился в рубку задумчивым, но в конце побежал, так как послышался грохот. Предчувствие не обмануло: в рубке опять дрались, но в этот раз все против всех. Несколько холостых выстрелов остановили вакханалию.
   Старший офицер не стал ругаться, лишь сказал:
   - Занятия по физкультуре приснились, или у теории инженера появились поклонники? Долгое нахождение в замкнутом пространстве, конечно, угнетает, но пар спускать предпочтительнее в кают-компании. И в боксёрских перчатках от греха подальше. Это по-разному можно делать. Я вот познакомился недавно во всемирной паутине с Анджелиной Джоли. Мило беседовали, часто и подолгу. Она пригласила меня к себе в Урюпинск, и поэтому возвращаемся домой. Дежурный, разверни корабль.
   - Мало ли кому что приснилось? Мне, например…. – начал говорить программист, но его перебил заместитель.
   - Нас не поймут! Дома не поможет столетний бородатый анекдот про лжекрасотку.
   - Вы не понимаете. Мне такое знамение было. Не туда нужно бежать, а отсюда. Но ты прав, старлей, это плохое решение. Дежурный, ты ещё не начал разворот?
   - Нет. Опыт приучил выжидать в таких случаях какое-то время.
   - Молодец! – похвалил командир и проворчал: - Куда ни плюнь, попадёшь в профессора или академика. Чёрт с вами – это ваш выбор. В двадцать ноль-ноль снова жду вас здесь. Разговор предстоит серьёзный. Не покалечьте себя до этого времени.

   В назначенное время команда полным составом собралась в рубке. Командир водрузил на стол две бутылки коньяка и коробку конфет.
   - Вам, похоже, уже хорошие сны снятся, - удивился врач. – По какому поводу сабантуй?
   - По рюмке коньяка выпьем, так как завтра доберёмся до цели. Отметим, так сказать. Одна стопка лишь поднимет настроение.
   - Можно приподнять чуть больше, а потом закрепить достигнутое, - предложил программист.
   - Не будет этого. Рассаживайтесь, так как поведаю такое, что лучше сидеть при этом.
   Капитан поднял рюмку и кивнул – разрешил выпить без тоста. Проследил за всеми и только потом пригубил свою. Вдруг прыснул коньяком и схватился за щёку.
   - Зубы всю ночь изводили. Док, тебя учили стоматологии?
   - Больной зуб даже через ухо выдерну. Все тридцать два могу панцирем накрыть.
   - И заговаривать умеешь?
   - По этой части вы мастак. Какую сказку придумали?
   - А вы, почему обиженно замерли? – командир обратился к дежурным. – Тоже пейте, разрешаю. Вас ждём.
   - Так на чём я остановился? – чуть позже спросил капитан. - Ах да, завтра сядем на планету. Я понял, что к чему и почему. Мы добрались до резиденции того, кто принимает людские души. Понимаете разницу? Души умерших людей! И вдруг прибыли живые и здоровые земляне!
   Капитан ждал хоть какой-нибудь реакции на его сенсационную версию, но не дождался: команда спала.
   - Снотворное подсыпали? – догадался робот.
   - Командир должен знать, что и где лежит даже в медицинской каюте.
   - Для чего? В смысле - зачем усыпили?
   - Сегодня им будут сниться кошмары, а утром начнётся всеобщее побоище. Этого не произойдёт. Ты сейчас разнесёшь всех по каютам и пристегнёшь наручниками к койке. Я лично проверю, чтобы в карманах и рядом ничего не оказалось, чем можно отомкнуть их. Последним прикуёшь к кровати меня.
   - И вас? Не проще выпить чего-нибудь бодрящего, чтобы не спать?
   - А потом заснуть в самый неподходящий момент? Мало того, хочется знать, что приснится команде. Меня первого освободишь.
   - А как узнать, когда?
   - Поговори со мной о чём-нибудь. Кидаться не стану, значит, время пришло.
   - Эту ночь переживём. А потом?
   - А потом все перебесятся и в следующий раз сами прикуют себя к койкам. У меня экипаж состоит сплошь из профессоров.
   - А вы как минимум академик!
   - Завтра проверим. Два дня назад я прозондировал планету, выбрал место для посадки, и программист настроил автопилот. Следующую ночь проведём уже там.
   - А найдёте того, о ком говорили, и что?
   - Вообще-то у меня накопилось много вопросов к этому бракоделу. Не должны дети рождаться калеками и неизлечимо больными, чтобы потом мучиться всю жизнь. Почему…. Впрочем, хватит о грустном. Будет день, и будет пища.
   - Не страшно?
   - Один человек завещал закрепить на своём памятнике собственноручно отгравированную эпитафию – «Я знал, что когда-нибудь это случится».
   - Никто не торопится с этим. И он не спешил. Не страшно?
   - На Бога надейся, а сам не плошай!
   - Всё же на Бога? – удивился Боб непоследовательности начальника.
   Капитан усмехнулся и ответил:
   - На него самого. Бракодел иногда исправляет собственные недоработки. Но у меня есть ещё одна версия. Тоже нужно подстраховаться. Вполне может быть, что здесь живут разумные существа, которые обладают необычным оружием – телепатией. Чем ближе мы подлетали к планете, тем хуже себя чувствовали. Закончиться всё должно было самоистреблением. Проснётся инженер, передай ему, чтобы придумал какие-нибудь экранирующие голову каски.
   - А ведь это похоже на правду. Аборигены внушают диким животным, чтобы приходили к ним по мере необходимости на убой. Ухаживать и выращивать не нужно. Почти райская жизнь.
   - Вегетарианцы они. Сожрали всё шевелящееся и перешли на травку. Не о том думаешь. Необходимо помочь инженеру с решением вопроса. Бог не выдаст, свинья не съест.
   Капитан спохватился, что против воли помянул Бога, сморщился и продолжал:
   - Хватит болтать, пора за работу. Мне предстоит ещё заснуть и догнать во сне коллег. Мы одинаковые сны видим, да разные выводы делаем. Роли разные. Жизнь – театр, и люди в нём актёры.
   - Шекспира цитируете?
   - Поспеши. Занавес уже открыли.

                *****


Рецензии