Зарытые миллиарды..

На закате СССР я стал участником двух больших проектов и хотел бы поделиться своими воспоминаниями…
Не все помнят 24 съезд КПСС и тем более его решения.  Но моё поколение изучало историю КПСС и научный коммунизм, мы обязаны были знать все съезды и даты.  24 съезд партии – один из последних знаковых съездов, кроме всего прочего на нём были приняты решения о строительстве новых станкостроительных заводов в Сасово под Рязанью и в Сухиничах Калужской области.
 
После окончания Тульского политехнического института я работал в НИИ в Туле инженером конструктором. Работа была интересная, творческая, мне повезло, я работал с классными специалистами. Мы разрабатывали специальное оборудование для производства боеприпасов, ездили в командировки на заводы по всей стране, это были и Донецк и Челябинск и Киров и Невьянск и другие города. Тула это большой промышленный город, город оружейников со славной историей, получить там квартиру  в то время было нереально. Я, как молодой специалист, много лет стоял в очереди, даже первым, меня награждали, признавали лучшим конструктором, но несмотря на хорошие результаты в работе, жилья не было. Тогда я на своём опыте убедился, что справедливости в жизни по большому счёту нет, каким-то невероятным образом жильё получали другие люди, вхожие к директору, а я стоял и стоял первым… Однажды отчаявшись, я решил бросить всё  и  уехать на новый строящийся станкостроительный завод. Нелёгкое решение, бросить Тулу, где провёл более 10 лет, и начать заново..
 Строящийся завод в Сухиничах тогда возглавил Роман Сорос, бывший директор Ивановского завода, уже пенсионер, но имеющий связи в министерстве, на закате карьеры решивший тряхнуть стариной. Мы приехали к нему вместе с коллегой по НИИ и вскоре получили ведущие должности в дирекции завода и долгожданное жильё, ведь специалисты были нужны, а кто поедет в провинцию?. Романтики или авантюристы или такие, как мы. Перспективы казались многообещающими, проект был союзного значения, участвовать в нём казалось интересно. Для строительства завода рядом была построена большая тюрьма, которая до сих пор существует и работает. Тюрьма соединялась со стройплощадкой длинным 2х километровым  выгороженным коридором. Каждый день  заключённых строем водили по нему на работу. Функцией дирекции и персонала строящегося завода была крайне сложная задача,  это  постепенное освоение площадей, приобретение оборудования, изготовление нестандартного оборудования и подготовка кадров. Параллельно строились котельная и жилой микрорайон.  Огромная бетонная коробка современного завода под одной крышей на окраине города стала визитной карточкой районного города Сухиничи. Вскоре стало очевидно, что что-то пошло не так, строительству завода не уделяется должного внимания ,  в стране много других проблем, полки магазинов пусты, близился распад Союза.  Страна, конечно, нуждалась в станках но для такого проекта нужны были огромные ресурсы и постепенно завод превратился в долгострой, а потом уже было и не до него…Вот так на окраине небольшого городка в Калужской области появился очередной памятник советской эпохе застоя. Когда въезжаешь в Сухиничи по дороге из Козельска слева виден этот недостроенный монстр и мало кто знает его историю, но осталась тюрьма и жилой посёлок станкозавода. Говорят, что сталкеры водят экскурсии, как в подземелье, в огромный заброшенный корпус..

В это же время, в конце 70-х под Серпуховом, где работал первый в СССР большой ускоритель заряженных частиц, начиналось строительство нового гигантского ускорительно накопительного комплекса УНК, для создания которого требовались огромные ресурсы и самые разные специалисты. Протвино, молодой современный  научный городок, в 15 км от Серпухова, был возведён  вместе с Ускорителем и институтом ещё в 60 годы, много иностранных учёных работали на этом ускорителе и жили здесь, много открытий было сделано на нём. Проект нового ускорителя  должен был обеспечить лидирующие позиции  и снова стать центром мировой науки. Как же было не оказаться на переднем крае? И вот с 1980 года я начальник технологической группы в отделе линейных ускорителей института физики высоких энергий.
На территории Московской и Калужской областей глубоко под землёй проходчики с помощью крупнейших в мире машин прокладывали  кольцевой тоннель длиной 27км. Велось проектирование сверхпроводящих магнитов и оборудования большого ускорителя, создавалось большое уникальное производство при институте. Здесь следует отметить, что и в Швейцарии в Женеве, в крупнейшем европейском ядерном центре ЦЕРН, уже начинали строительство большого адронного коллайдера БАК аналогичного  УНК. Советский Союз не мог себе позволить тогда отставание в области передовой науки, одной из которых являлась физика высоких энергий, хотя по прошествии времени стало очевидно, что этот грандиозный проект просто был и не нужен и не по силам. Многие российские учёные, специалисты впоследствии участвовали в создании БАК и продолжают участвовать в экспериментах на европейском ускорителе.
Начиналась Горбачёвская перестройка, потом развал Союза и далее развал экономики, время, когда и не до науки и не до ускорителей. Сколько таких незаконченных проектов было в России, я не знаю, но знаю точно, что зарыты миллиарды и миллиарды.. Мало того, что был вырыт огромный тоннель, нарушающий экологию, но ещё были затрачены гигантские деньги на организацию производства сверхпроводящих магнитов, много предприятий были задействованы в изготовлении тёплых магнитов и другого оборудования для этого большого ускорителя и всё это теперь хранится в недостроенных корпусах…Уникальное оборудование, в том числе сверхточные швейцарские пресса для штамповки деталей магнитов были проданы.. Сохранился только один небольшой цех и громадные пустые здания..
Сегодня никто не знает, что делать с тоннелем, как его сохранить, впору объявить всероссийский конкурс на лучшую идею использования очередного монстра, а пока  туда пытаются проникать диггеры, его может в любое время затопить, очевидно только одно, требуются деньги, деньги и деньги...
Это только два незаконченных и брошенных проекта, а сколько их по всей стране? Конечно, стране нужны новые заводы и ускорители, но давно пришла пора оценивать свои силы и считать народные деньги, не лучше ли их в виде определённой ренты назначить каждому пенсионеру? 


Рецензии