Воспоминания из жизни автора. Рязанские гастроли

 
              ГЛАВА № 1 ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВАРЯГОВ В РЯЗАНИ.

                Еще раз о  « Химии»- рассказ...

Шёл апрель 1976 года...Мы с командиром прилетели на замену экипажа нашего летного отряда ,  работающего в Рязанской области.
Из  Москвы в Рязань ехали ночной электричкой.
В вагоне никого не было и мы хорошо выспались, растянувшись на жёстких деревянных сидениях.
Под голову я постелил набитый до отказа штурманский портфель с документами и картами, а в ногах поставил старый отцовский деревянный командировочный чемоданчик с барахлом.
 Всего две недели как я женился, и ехал я в командировку с большой неохотой.
Всё-таки у меня был «Медовый месяц» жестко прерванный командованием.
 И на «Химию»  я ехал впервые, толком не зная, что это за работа..
 Добравшись до старенького МВЭЛОВСКОГО аэродрома, мы сразу угодили в руки местного штурмана и командира Рязанского авиаотряда.
Так-как нашего командира сводной Узбекской авиагруппы срочно вызвали в Москву в МГА.
Подготовка заняла около трех часов и после обеда в аэродромном буфете, мы погрузились в дежурный Ан-2, пилотируемый КЛО из Рязани, и нас повезли на оперативную точку в захолустье области.
Сидя  на жесткой откидной лавочке по правому борту я с интересом смотрел вниз. Раньше я таких пейзажей не видел.
Самолёт летел на пятидесяти метрах.
Под нами стремительно пролетали рощицы и перелески, мелькали маленькие речушки и деревеньки .
Мой командир сидел в кабине на струбцине задавая вопросы командиру самолета и второму пилоту, а я скучал в одиночестве в грузовом отсеке.
Мерно тарахтел наш знаменитый АШ-62ИР, и постепенно я под этот усыпляющий гул задремал...
Проснулся я, чуть не свалившись с сидения от неожиданности и от резкого звона сигнализации над головой.
В проеме двери виднелись смеющиеся лица КЛО и моего командира.
« Подлетаем молодожён!» прокричал мой командир. 
«Ох и уморила тебя молодая жена» -шутя прокричал с левой чашки рязанский командир.
Верно пока летели, они перемывали мои косточки в своих разговорах..
Глянув в иллюминатор я обомлел от восторга. Куда не глянь от горизонта до горизонта расстилалась зелень лесов..
 Впереди виднелась посадочная/площадка с трех сторон закрытая высоким лесом..  Меня пальцем поманили в проем кабины .
«Смотри, это одна из крайних точек, рядом в 30 километрах есть ещё одна площадка, после посадки, я покажу её тебе на карте, но там сейчас никого нет, так как деревня захирела, но ты ее нанеси, чем Черт не шутит, вдруг пригодится»- прокричал мне в ухо КЛО..
И он был прав. Через неделю Черт пошутил- пригнав ураганный ветер и смерчи в Рязанскую область.
Но я отвлекся от повествования, извините...
Вдалеке от площадки чернела деревянными избами деревня, в которой нам предстояло жить, а на краю площадки, греясь у костра, нас ожидал сменяемый экипаж.
Садились с открытой стороны. Радостные лица экипажа и грустное лицо авиатехника встречали нас у открытой двери самолёта.
Все перездоровались. КЛО показав мне на десятикилометровой карте место запасной площадки, сказал что она открыта со всех сторон, а я обвел это место красным кружком.
Довольные ребята погрузились в самолёт, на прощание ещё раз пожав нам руки, и с пожеланием «Ни пуха, ни пера», самолёт развернувшись на сто восемьдесят градусов взмыл в небо и сделав прощальный круг полетел в Рязань...
На площадке остались только мы, а/ техник и зачехленный самолет в дальнем углу аэродрома, стоящий на стоянке недалеко от огромной горы суперфосфата. .
«Ну что поехали домой» произнес а/ техник направляясь к телеге с понуро стоящей запряженной худой лошадкой у края леса.
«А это наш транспорт, до деревни 5 километров и нужно поспешить, а то скоро станет темно, а завтра надо работать.
Там ребята вам все бумаги оставили, сказали что вы разберетесь» произнес он... Ехали минут сорок. Лошадка нехотя перебирала своими ногами, стуча копытами по сухой земле лесной грунтовки..
Вблизи деревня нас совсем разочаровала, как будто из 20 века мы сразу попали в 19- й..
 Старые почерневшие избы крытые почерневшим , с пятнами мха рубероидом крышами, а кое-где и соломой, длинным рядом стояли вдоль подходившего со всех сторон леса. И лишь в середине деревни новыми срубами выделялись Клуб и рядом с ним Правление колхоза, с развивающимся над покрытой крашеным железом красным знаменем.. "Директор сказала, что вечером сама к вам зайдет знакомиться" сказал техник.
И мы не спеша проехали мимо новых строений в конец деревни.
Техник управляя «Транспортным средством» тоже молча подрёмывал..
Заселились мы в старую, наклонившуюся на бок покосившуюся избу, стоявшей предпоследней в длинном ряду.. Хозяйка, бабуля-божий одуванчик по званию Михайловна., показала нам на три лавки, стоящие вдоль стенок, одинокие колченогие стол и три табуретки, стоящие у задней стенки русской печи, делящей единственную большую комнату на две части, занавеской между ними, и сказала- « Милости просим, располагайтесь, будьте как дома, а я сейчас принесу вам ужин»'- сама вышла за занавеску.
Она оказывается сама спала на печи'.
 « Вот и ужин». На столе оказался казанок с картошкой в мундире, круглая булка ржаного домашнего хлеба и четверть с мутной жидкостью..."Как всегда- кушайте на здоровье»- произнесла она усаживаясь за стол с нами..
В избу ввалились две бабы в сарафанах, одна лет 35, а вторая лет 20.
 А вот и начальство пожаловало, знакомьтесь-Мария Николаевна-директор колхоза, а это её сестра Анна Николаевна-агроном» представил их а/техник.  « А это командир самолета и второй пилот» показал рукой на нас он.
На столе появились две бутылки 53 портвейна, шмат сала и кастрюлька с винегретом...
«О делах поговорим завтра. Завтра вы отдыхаете, да и бабам с погрузочной бригады надо отдохнуть, а то они уже по мужикам своим истосковались.
А сейчас будем знакомиться»- произнесла директорша садясь за стол...

                глава № 2.Знакомство.

И мы начали знакомиться...

Принесли пару длинных скамеек и поставили их с двух сторон стола.
«Вы тоже "Узбеки?»- спросила директор. –«Да нет мы русские из Узбекии» ответил мой командир.
«А этот мальчик»  показывая пальцем на меня «Ещё мальчик?»- спросила опять она.  « А это наш молодожен, прилетел сюда праздновать свой медовый месяц, ели от жены оторвали»- со смехом отвечал мой командир.
«Как и этот женатик?»- воскликнула агрономша- « И что мне так не везет. Мне уже 22, а нормальных мужиков здесь нет одни  «алкаши»- да и тех всех разобрали. Вся надежда была на летчиков залетных, а вы все женатые!»...
Все замерли с раскрытыми ртами, на эту реплику !..
Затем все покатились ржать, глядя на смутившуюся агрономшу..
«Хватит ржать, девушку смутили!'-А ты Анька что сопли распустила? Какие твои годы? Будет ещё и у тебя праздник и погуляем мы ещё и на твоей свадьбе !»  Заключила директор колхоза.-
 « А что это мы всё о грустном?.- всем за стол!- скомандовала она.-
« Михайловна-Наливай! Дамам вино, ну а мужикам что покрепче!»..
 Михайловна принесла граненные стаканы и налила по полному стакану- дамам в лице директора и агронома портвейн, а нам и себе мутную, дурно пахнущую жидкость из «Четверти»..
«Я уж по стариковски своего, извиняюсь»- кивнула она директору..
«Ну за встречу , дружбу и любовь!»- подняла она свой стакан.
Все за столом начали «чокаться». «Первый тост пьем до дна, а то мои пожелания не сбудутся»- скомандовала новоявленная тамада. Я опрокинул в рот свой стакан, сначала чуть не подавился от хлынувшей внутрь огненной жидкости, но пересилив себя все-же допил мелкими глотками самогон, сразу-же задохнувшись..
 Подобная реакция была и у командира. И только Михайловна и наш а/техник выпили не морщась .
Дамы опустошили свои стаканы улыбаясь и с усмешкой наблюдая за нами. «Что крепенько?»-спросила директорша-«Сколько там градусов-'то Михайловна?» спросила она.-« Да Бог его знает, я не мерила, первачок, горит значит нормальный»-отвечала та...
В голове у меня всё поплыло. «После первой не закусываем, если мы русские, вон ваш Иванович уже привык и не морщится. Сразу видно- Наш человек»- взяв на себя обязанности виночерпия и разливая уже всем самогон по стаканам произнесла директор.
Выпили по «второй».- «Витя ты закусывай, закусывай!»- накладывая в мою алюминиевую миску винегрет приговаривала Михайловна. Я увидел что наливается « По третьей»-.
 «Бог любит троицу» приговаривала директорша...
Дальше я уже ничего не помню. Может быть была и четвёртая?..
Очнулся я поздно утром от шума убираемой посуды на топчане, как был одетым в трико вечером.
Рядом стоял таз с дурно пахнущем содержанием моего желудка.
Иванович спал за столом уткнувшись лицом в столешницу.
Командира нигде не было и только деловито сновала Михайловна убирая со стола..
В голове звонили колокола, а во рту как будто нагадило стадо мамонтов...
«А где мой командир» спросил я.-«А его еще вчера директорша увела -выяснять производственные вопросы, она у нас разведенка»- засмеявшись ответила Михайловна..
«Да тут все ваши командиры у неё ночуют»- опять заржала она., .выставляя на стол крынку с парным молоком и булку домашнего ржаного хлеба.
«Поешь милок, вчерась-то так голодным тебя и уложили»- .
Есть не хотелось, но я все-же выпил молока и поел хлеба.
 Затем вынес и вылил в «Отхожее место» содержимое таза, ополоснув его из деревянной кадки стоящей в сенях..
К обеду на телеге подъехал смущенный командир и привез карту колхоза с отмеченными для обработки полями. Он все- таки решил текущие вопросы с дамами- командиршами..
Вопросов мы с проснувшимся а/техником, жующим ржаную горбушку ему не задавали. . «Садись Витек, учиться будем. Ты ведь первый раз на «Химии». Сейчас составим «кроки» полей и расчет производительности будущих полетов. И я покажу тебе как заполнять «Хронометраж полетов»- а остальное научишься в процессе. И я и все «химики» с этого начинали.»  И мы сели за наш не струганый длинный стол....

                глава № 3.Учеба.
 
При свете единственной лампочки в сорок ватт я рисовал и перерисовывал «кроки» взяв «Руководство по производству Авиационных Химических Работ» -штудировал эту брошюру.
Командир сам просчитал « Производительность» и показал как это делать и на чем можно экономить время согласно нормативов..
У маленького мутного окошка выводил «Рулады» наш а/техник, за перегородкой возилась на печи Михайловна , и только мы с командиром бодрствовали, изредка доставая, очищая и жуя картошку из чугунка. Так как ужин у нас был скромным, та-же картошка, кружка молока и краюха хлеба, всё время хотелось есть.
Изба была маленькая , и поэтому покурить сигареты «прима» мы выходили во двор на крыльцо ..
В воздухе двора носились ароматы деревни.
 Пряный запах свежего хлеба, дымки готовящейся пищи и всё перебивающий запах навоза. В хлеву Михайловны позванивала колокольчиком корова и повизгивал хряк. «Ляпота -как в детстве у бабушки», потянувшись произнес командир. . «А я и у бабушки на Урале жил в квартире, а вот в школу ходил деревенскую за 5 километров, потому что в поселке своей не было»- отозвался я. «!А ты что и на Урале жил? И долго?» Спросил командир.- « да целый год в Вишнёвогорске, это Свердловская область. Но я тогда был маленьким»-« Ааа! Ладно Витек пошли спать, завтра я тебе покажу, что такое настоящая " Химия!»
И мы пошли укладываться, я на лавку у печки, а командир у задней стенки...
Утром нас разбудил  а/ техник. «Транспорт готов !  Лошадь накормлена и запряжена !   Завтрак на столе !  Бригада на четырех подводах только-что проехала в сторону аэродрома !» Приложив руку к химической кепке дурачась доложил а/ техник...
Мы заржав как лошади, стали наряжаться в химическую брезентуху. Завтрак был таким- же как и ужин, за исключением того, что вместо картошки на столе лежал большой шмат сала и несколько луковиц.
С удовольствием поев, мы погрузились в телегу и отправились «Совершать трудовой подвиг» как пошутил командир..
Ярило только краешком показалось за верхушками деревьев, а мы втроем быстро готовили наш «Корабль» к полётам..
 Я как обезьяна скакал по плоскостям, снимая струбцины, командир отвязывал привязи, а в/ техник возился под капотом самолёта.
За всем этим с интересом наблюдало человек двадцать женщин различных возрастов, сидящих на травке около горы «Супера»...
Наконец мы подрулили правым бортом к куче удобрений.
К нам подошла пожилая( за 50  )Женщина и представилась. «Меня зовут Мария Николаевна, я бригадир. Бригада работает на постоянной основе и проинструктирована вашими летчиками. Вот просили Вам передать». Протянула, почему-то мне она книгу обязательного инструктажа.
« А что-же Вы товарищ командир нашу фельдшерицу проигнорировали, где Ваш лозунг-«Будь здоров-Всегда готов!»- она ждет и без Вашего мед/ контроля вы летать не будете:»
Засмеявшись обратилась она к командиру ..»"А я и забыл!» Отшутился командир самолёта. И мы пошли проходить мед/ осмотр.
Пока мы балакали с фельдшером, женщины выстроившись цепочкой и подтащив к борту высокий табурет ведрами начали сыпать «Суперфосфат» в бак самолета...
«Загрузку закончили» доложила старшая.. Поочередно  командир а потом и я заглянули в глазок бака для ядохимикатов. Бак был полон под черту ..
"Нифига- себе, вот бабоньки дают»- удивился командир .
Старт был разбит, документы в норме.
 Мы вырулили в конец полосы, поближе к деревьям
Иии- Взлет, набор, крен 30 ^ курс на участок. На 50 метрах внизу мелькали перелески и поля, сверкали на солнце речушки и озерца .Я пальцем вел по колхозной карте. «Впереди наше поле»-по самолётному переговорному устройству сказал я. –«Вижу, смотри препятствия и где стоят сигнальщики» отвечал командир. Сделали контрольный пролет и всё рассмотрели. Поле было коротким, но без препятствий, внизу махали красными флагами две женщины стоящие на противоположных сторонах пашни..
«Смотри-ка какая образцово-показательная организация, давненько я такую не встречал. Молодец Анька- агрономша, обещала и сделала» прокричал мне командир, заходя на один из флагов..
-«Смотри и учись. Вот 20 метров-открыть аппаратуру»
 Я пшикнул   рукоятью открытия.. «Закрыть аппаратуру»- ещё один пшик..
Выскочили и сразу с 30 градусным креном пошли на «Стандартный разворот»...Крутились минут десять. .Сходу сели и подрулили к куче. «Время» спросил командир.
Я записал время взлета и посадки по секундомеру АЧС в журнал и доложил командиру. «Многовато, будем экономить» было его резюме.
Как самолет грузили я не видел. Сверху постучали-« Готово».
Я соскочив заглянул в глазок-«полный»- «Ну бабы дают быстрее трактора грузят» -«Поехали»-«От винта»...
До обеда, привезенного на площадку директрисой на «козлике» мы успели сделать около 15 вылетов..
«Ну как дела?» Приветствовала она нас «Бабы не подводят?».-«Очень даже не плохо, а женщины молодцы, я не ожидал такой быстрой ручной загрузки. Если так пойдет, то мы скоро ваш колхоз весь осеменим» Пошутил командир..
«Эх-ха! Хорошо-бы, а то мужиков то нормальных нет, а бабы детей хотят!»- отшутилась она..
 Ели на расстеленном на травке брезенте все вместе, и бабы и мы с одного котла наваристый мясной борщ и гречневую кашу, щедро накладываемые в алюминиевые миски директором. Запили все холодным вкусным молоком.. Умяли всё.
«Вот бы еще Михайловна нас так-бы кормила!!» Произнес расслабленным голосом командир.
На что получил от директрисы ответ-«Вечером придешь, получишь задание ! И если хорошо отработаешь, то и кормежка будет хорошая !» ..
Бабы дружно загоготали.-«Да и остальных двоих припахать не мешало-бы»- встряла бригадирша..
 Бабы опять загоготали...
Еще сделали несколько вылетов. На сытый желудок работать не хотелось и всё время клонило в сон.
«Тохта- паровоз, заключительный полет на сегодня» высунувшись в форточку прокричал командир.
«Что-что» ответили снизу.
- «Закругляемся бабоньки, на сегодня всё!»..
«По домам!»- послышалась команда бригадира..
 Когда мы вернулись нас встречали а/ техник и лошадь с телегой..
Приехав « домой» часа полтора мы с командиром подводили бумажные итоги дня. Он всё время посматривал на часы.
«Ну всё ребята, пора к директору на планерку. Вы ложитесь без меня, я не скоро. Пожрать оставьте только»...
Я с непривычки ужасно хотел спать. Поев стандартный картофельный ужин, я без задних ног провалился в омут сна....
Рязанские гастроли на этом не закончились...

                глава №4 .Работа.

Утро началось как обычно...

Командир полностью одетый в «Химическую робу» сидел за столом. Михайловна шебуршилась за печкой, а а/ техник подвязанный подойником и белой косынкой переливал дымящееся паром молоко из ведра в большую алюминиевую кастрюлю через марлю...
« Ну что соня  проснулся. ?Сейчас директор на «козле» приедет, нас на работу повезет ! Мы уже поели.Давай ешь в темпе, чтоб голодным не остаться» сказал командир показывая на  стол ломящийся от деревенских деликатесов.
Горячий домашний ржаной хлеб, шмат сала, горячая картошка в мундире и квашенная капуста с солеными хрустящими огурчиками.
« У нас каждое утро праздник !  Шеф старается !» Ставя кастрюлю на стол и наливая три полные кружки молока , сказал а/ техник.- « Давай поспешай, я сегодня за доярку, а завтра твоя очередь. Надо- же и Михайловне помогать, а не только как медведь зимой в берлоге спать ..Хотя наша хата кажется мало чем от берлоги и отличается».
Я выскочив во двор, ополоснул свое затекшее со сна Фото, принялся жевать ломоть хлеба с парным молоком ..
На улице раздался пронзительный визг тормозов, затем три гудка.. В избу зашла сияющая директриса . «Готовы? Поехали. Бабы уже на месте. А мне еще по делам в район съездить надо. Ну! Давай быстрее.» Стала она подгонять меня...
Летали на удаление до 20 километров, участки , клочки пашни среди леса были маленькие. Производительность соответственно низкая .К обеду еле набрали 60 га, а налетали около 4 часов..
 Обед опять привезла директор..
"Мы сидели с нашими мисками под крылом. Подошла директриса...
«Слушай Маша ! Мы с такой работой не то что на премиальные, а и на хлебушек не заработаем, ты бы поближе нам гектары нашла!!!»  Обратился командир к ней..
- « А ты пиши сколько нужно, я не обижу. Все подпишу. Или ты не знаешь как это делать.? Не бойся, не обману ! Только отрабатывать будете все !!! Авось жены не узнают. !»Засмеявшись сказала она..
«.Вечером за вами заеду ! А летайте куда мне надо, а рисуйте то что надо вам.» .
И началась химия с двойной бухгалтерией- налет-«Факт» - гектары- « Миф». А производительность по плану !!!.
После полетов командир остался ночевать с нами .
Мы с ним до полуночи осваивали  «Настоящую Химию»- я учился рисовать и писать  «Липу»..
Командир дал команду- « Весь день пишем по фактической, а вечером будем химичить».
На мой вопрос-«А нельзя сразу рисовать?»- был ответ-«А если начальство нагрянет, как ты будешь оправдываться?-..Днём только фак !!!» .
И эта «Химия» продолжалась до конца наших Рязанских гастролей..
Я завалился спать, а Иванович вместе с Михайловной ещё подоили корову, распрягли и накормили лошадку, покормили порося и кур, перед тем как лечь спать. .
Позже и я втянулся в этот ежедневный «Рабский» труд ..
А сейчас...
Разбудил нас командир громким криком- « РОТА! ПОДЬЕМ!!!».
Соскочив как по тревоге ,  ещё не забыв летное училище, хотя уже прошло три года после выпуска, я полез в свои жесткие брезентовые штаны.
Командир  стоя, а техник сидя в кровати заливались хохотом.. Ха-ха-хааа!!! 
« Что студент испугался»-" шутил командир –«Учись студент»- поддакивал техник. Командир полностью одетый, бритый и надушенный женскими духами сиял   , как зеркало в рампе театра.
На столе стояла кастрюлька с еще горячими котлетами, лежала горка консервов, круг колбасы и стояла бутылка коньяка...
Мы с техником с удивлением смотрели на провизию. . «С чего пир?»'-задал вопрос а/техник  .Покрасневший от смущения командир- ответил  «Кто как работает, тот так и ест»
- А техник откликнулся словами из знаменитого фильма-«А кто не работает-то ест»- усаживаясь за стол.  « Присаживайся студент  ,  не стесняйся» обратился он ко мне придвигая к столу табуретку.- « Шеф я думаю уже сыт»..
-«До-да кушайте, я уже поел. На утро Вам котлеты, а остальное нам на вечер,»... Утро как обычно началось с приколов. Пройдя мед/осмотр мы приступили к работе. .Стало припекать, и после каждого вылета, на загрузочной площадке, не забыв передвинуть на блине радиокомпаса АРК-5 на одно деление для учёта количества полётов под прилепленной а/ техником бумажки с надписью( счётчик полетов), я уткнувшись носом в планшет , вместо стола заполнял документы.
И вот после нескольких вылетов, я услышал под собой журчание.
 Испугавшись, что это подтекает бензин из не закрытого заправочного крана, я по пояс высунулся в форточку заглядывая под капот самолёта.
Подо мной сидела симпатичная лет 19 дивчина и задрав юбку справляла своё дело.
Я онемел от такой картины...
Невозмутимо доделав своё, она встала, и подняв на меня свою смазливую мордашку выдала...
« Что уставился! Бабы с мандой не видел? На смотри»! И она опять задрав юбку согнулась, раздвинула ноги и похлопала себя по голому заду...
Раздался общий истеричный хохот.. « Знай наших, Молодец Валька! Покажи ещё!»-раздавалось со всех сторон.
Я смутившись и покраснев, как рак в ведре над костром, спрятался в кабине и до обеда не вылезал из самолета...
Обедали как обычно всем коллективом .Вкусный мясной суп и пшенную кашу с компотом привезла Анька-агрономша на телеге. Она же привезла и карту с новыми участками пашни подлежащими удобрению..
 «Сегодня, не успеем, начнем завтра»- сказал ей командир.-«А я вас не гоню. Завтра, так завтра. Сестра просила Вас сегодня вечером прийти к ней. Что-то надо согласовать !Она очень довольна вашей работой ! Сказала что Вы пашете как надо».. Бабы опять заржали. « Давай-давай, она баба злая. Чуть что не по неё, так поддаст что век помнить будешь !»...
Вечером опустошив «Армянский» с тремя звездочками и переодевшись в летную форму и фуражку с дубами наш командир, сказав « Меня не ждите»- отчалил на «Планерку»..
Я пошел учиться доить корову и ухаживать за лошадью, а техник занялся уборкой в нашей половине избы и изготовлением ' Боевого листка" - т.к. он хорошо рисовал и командир это ему поручил..
отбились около полуночи, перед этим почитав. Я конспекты прихваченные с собой ( я учился на третьем курсе заочно в КИИГА), а Иванович какой-то роман..

                глава № 5.« Рязанские гастроли»- окончание.

Обычно всё шло как всегда. Утро, аэродром , полёты…
На четвёртый день после обеда, сидя на свежей травке и затягиваясь «Примой», мой командир произнёс следующую речь –« Слушай- Виктор, ты же в транспортной эскадрилье начал сто часовую с левого летать. Ведь так?..
 Так какого Лешего я один выпендриваюсь?..
Практика у тебя есть. Давай будем летать пополам. До обеда я, а после обеда ты.
И мне перекур, и ты нормальную « Химию» понюхаешь .Хватит тебе мягко держаться за управление, начинай работать. Короче падай в левую чашку и чувствуй себя командиром.»… И я занял левое кресло!.. Как не странно я сразу « Врубился, что к чему», и начал командовать, и даже покрикивать на авиатехника и командира…
«Во второй даёт ! гони его обратно»- возмущался авиатехник..
«Нормально, пусть привыкает, да и на тебя он по делу покрикивает, совсем у меня распустился лодырь. Смотри за погрузкой и кричать на тебя никто не будет» Усмехаясь отвечал командир. Бабы тоже оценили замену «Командующего парадом» и замучили меня шутками
-«Слушай белобрысый, это что-же теперь ты на ночную планёрку к нашему директору ходить будешь?.. Она баба хоть и в возрасте, но страсть как молодых командиров любит, будешь утром на четвереньках приползать!!!»
- Бабы ржали до упаду.. Так с шутками и прибаутками мы доработали до вечера..
При передаче на базу данных об итогах дня, мы получили радиограмму.
« Завтра утром ожидайте проверяющего и авиамеханика на ваш борт.»…
«Ну вот и хорошо. Завтра получим официальное разрешение на твою тренировку с командирского кресла, а то ведь могли и залететь..
А у меня инструкторский допуск есть. Да я думаю тебя поэтому ко мне и подсадили..» 
Он оказался прав..
 Но до этого произошло одно не предвиденное происшествие…
На следующий день, с утра небо покрылось чёрными тучами.
Взлетев, мы набрали сто метров и оказались под нижней кромкой, получили прогноз погоды вполне пригодный для полётов, передали время начала работы и пошли на «Дальняк»..
Заметно побалтывало.
На гоне уже болтало.
Высыпав удобрения и развернувшись к себе домой. Неожиданно на горизонте мы увидели чёрный, вращающийся вихрь от земли до туч.
«Смотри как в Америке «Торнадо»- нифига себе ! Да он идёт прямо на нашу площадку !»- Воскликнул командир.
Нас сильно болтало, даже мне показалось, что самолёт , как птица. машет крыльями. Мы успели пролететь над площадкой, покачав крыльями влево, вправо. До того как вихрь накрыл наш аэродром..
 «Садиться не будем, не успеем. ПЕРЕДАВАЙ на базу- По метеоусловиям уходим на запасную площадку № 2, Прибытие и посадку доложим»- борясь с бросками самолёта во все стороны, прокричал мне командир.
 Я через помехи и скрипы в эфире, продублировал его добавив что уходим на запасную площадку из-за штормового ветра и смерча надвигающегося на наш аэродром, но подтверждения получения радиограммы не получил.
Прокричал еще несколько раз с тем-же результатом… «А чёрт с ними. Помогай , штурвал из рук рвёт»-выдал командир-«Так и грохнуться можно! Успеть бы сесть !»… Ветер был боковой. Борясь со сносом и курсом и креном- мы успели..
В середине площадки на краю поля одиноко стоял бетонный склад для ядохимикатов. Ветер дул со свистом. Слышимым даже сквозь рёв двигателя, работавшем почти на номинальном режиме, когда мы рулили к нему до пупа прижимая штурвал к себе.
Но дул ветер как раз в тыл склада. «Вот за ним мы и спрячемся»- сказал командир. И мы спрятались, почти заехав в склад...
При сбросе газа, самолёт разворачивало и тащило назад. При увеличении газа, самолёт рвался взлететь с места вверх..
Так и стояли, удерживая самолёт на тормозах, парируя порывы ветра ручкой газа.. Перед посадкой я всё-таки успел передать, правда опять без подтверждения, время посадки, и с земли, что посадка благополучно!..
Стояли, уткнувшись носом в склад мы минут двадцать, молотя винтами, почти впритык к дверям склада…
Внезапно всё стихло. В воздухе стояла в буквальном смысле звенящая тишина.
 Тихо шурша на землю опускались поднятые вверх прошлогодние листья и густая пыль. «Слава Богу не перевернулись и не гробанулись»-выключая двигатель, сказал коммунист, мой командир..
Ночевали мы голодные в самолёте.
Утро встретило нас продрогших во время сна на жестком полу. тихим слабым ветерком и щебетанием воробьёв под крышей сарая.
Поднапрягшись мы оттолкали немного назад наш самолёт. И занеся хвост развернув на 90 градусов его, запустили мотор…
Взлетев, я доложил. Что на борту всё нормально…
Обратно долетели без происшествий..
Вокруг площадки, валялись поваленные деревья. Нас встречали не выспавшиеся, переволновавшиеся авиатехник и директорша.
Они оказывается тоже всю ночь провели на аэродроме. Очищая от деревьев, веток и другого мусора ВПП (Полосу).
 « И где вы были?  В Рязань летали что ли ?» -ЗАОРАЛ, встречая нас у двери самолёта Иванович-« Я ночью даже в Рязань пытался по телефону из директорского кабинета дозвониться, но у меня ничего не получилось. И только утром позвонили из ОБКОМА и сказали. Что у вас всё нормально» .
Директор рассказала, что смерч прошёл рядом с деревней, содрав и разметав все соломенные крыши на избах.
«Сегодня, а возможно и завтра, никто работать на аэродроме не будет. Все заняты починкой жилья. У вас выходные. Отдыхайте, а вечером я к вам зайду» сказала директриса и сев в свой газик . уехала в деревню .
Послышался отдалённый гул, и на горизонте нарисовался Ан-2 направляющийся к нам. Сделав круг, он приземлился и порулил к нашему самолёту.
Из него выпрыгнули трое. Это были наш командир сводной группы, Рязанский КЛО и щуплый парнишка лет 18 на вид..
« Ну вы молодцы. Вовремя передали об урагане. МЫ тут-же дали общий запрет на полёты. А то этот ветер натворил –бы бед. И так на земле несколько самолётов перевернуло, вырвав с корнем все привязи, а что было-бы если они были-бы в воздухе? Даже подумать страшно!»-сказал КЛО..
«Знакомьтесь. Это ваш новый член экипажа, авиамеханик Бохадыр  Ибрагимович Ибрагимов» представил парнишку наш непосредственный начальник.
 « Просто Боря» -представился тот.
Мы рассказали про наши приключения. Мой командир спросил, могу ли я летать с левого сидения. И получил утвердительный ответ-« Для этого мы Вас в один экипаж и соединили. Когда ещё он наберёт в транспортной свои 100 часов? А на «Химии» он точно их наковыряет за месяц- полтора. Рекомендации на него хорошие. Пора и ему в командиры.»..
Затем он сделал записи в книгу проверок экипажа на оперативной точке.. Коротко.. Экипаж и точка проверены, организация работы и состояние авиатехники и оборудования хорошие. Второму пилоту разрешаю полеты с командирского кресла под контролем КВС...
После этого. Они попрощавшись улетели проверять другие точки. А мы погрузились в телегу и отправились «домой» набивать страшно урчавшие пустые животы..
 Вечером к нам в избу пришли три нарядно одетые дивчины. Это были директор, агроном и та самая смазливая девчонка, что недавно довела меня до смущения.
«А мы пришли знакомиться. ОБС донесло что вашего полку прибыло. Ну знакомьте нас!»-была реплика директрисы.
 Мы представили нашего авиамеханика- Это Боря.. « Ты что татарин? Задала вопрос самая молодая дама. «А меня Валентиной зовут» добавила она..
-«Нет. Я узбек из Ташкента»-отвечал Бохадыр..
«Ну что, за знакомство надо выпить»-доставая из корзинки, принесённой с собой , и расставляя на столе батарею из бутылок и раскладывая различные закуски. Произнесла агрономша..
«Да Боря. Для меня ты ещё мал, а вот для Валюшки в самый раз. Сегодня пойдёшь её провожать!!!»- добавила она…
Дальше было как всегда ! Мы продолжали работать в колхозе. И вот однажды, когда мы с Ивановичем остались одни в избе. Командир с Бохадыром ушли в гости, Иванович помогал по хозяйству хозяйке, а я «Химичил» с бумагами, к нам неожиданно вломилась запыхавшаяся от быстрой ходьбы Анна Николаевна- агрономша. «А где Иванович?» - был первый её вопрос. «А где Ваше здравствуйте?»- отвечал я, оторвавшись от рисования крок участка на следующий день. «Ой Витя извини! Добрый вечер. Мне срочно нужно поехать на заимку к деду, он там пчёл держит. Прибежал племянник оттуда. Он говорит, что деда пчёлки покусали и ему очень плохо, а Машка с Вашим командиром уехала в соседнюю деревню в кино. Вот я к Вам и примчалась просить о помощи, у Вас же есть лошадь колхозная. Мне надо срочно туда попасть, это километров семь в лес». Скороговоркой пробубнила она. В хату ввалился Иванович. «Что такая раскрасневшаяся-красавица?»-спросил он. Она и ему объяснила в чём проблема. «Да Анюта, ты немного опоздала. Час назад, ваши мальцы-молодцы, местные ребятишки, забрали лошадку в «Ночное». Придётся тебе туда пешком идти.» «Я боюсь одна туда идти, там дорога всё время идёт через лес и кладбище, Иванович, идём со мной!»- попросила агрономша. «Ну я Аня уже стар для таких походов. А вот наш новый командир, вполне может тебя проводить. Давай Виктор собирайся. Нельзя даму бросать в беде. Да Анна Николаевна, а Вы в скорую звонили?»-спросил он. «Звонила, они утром будут, а сейчас сказали давать ему что-нибудь сердечное и димедрол, я всё с собой взяла»- отвечала она.
Выйдя из деревни, мы сразу углубились в тёмный, сумрачный лес. Вокруг стояли высокие сосны, и между ними поросли кустарников и лиственных деревьев. Погода явно портилась. По верхушкам сосен гулял ветер, и они шатаясь скрипели, как рассохшиеся двери. Плыли низкие дождевые облака. Начало моросить, но в лесу этого не ощущалось, и лишь отдельные капли долетали до земли. Где-то километра через четыре, когда мы уже притомились, пошёл сильный дождь, а мы как раз вышли на старое кладбище, с развалившейся  церквушкой. Ни зонта, ни плащей у нас не было, и агрономша предложила переждать его, пока он не уменьшится внутри церкви. «А то мы сами простынем и в «Скорую» попадём!»- сказала она. «А как же дед?»- спросил я. «Он привычный, его пчёлы часто кусают, что нибудь придумает, а как только будет меньше лить, так мы и пойдём»- отвечала она.
Через висящие на оторванной петле, большие церковные двери мы зашли внутрь. По помещению гулял сквозняк, с облупившейся штукатурки потолка на нас взирали потемневшие лики святых и Создателя. Действительно было страшно! Через открытые двери виднелись покосившиеся православные кресты, шумел сильный дождь, а где-то вверху ухала сова! У-У-УХ! На месте Амвона лежала большая куча старого сена. На неё мы и присели. Началась гроза.  Анна тряслась от страха, и всё время старалась, при каждой вспышке молнии прижаться ко мне. А меня это сильно смущало, и я отодвигался. «Ты меня Витя не бойся, я не кусаюсь, и не ужели я тебе не нравлюсь?»- спросила она. «Ты женщина симпатичная, но у меня есть жена и я её люблю.»- отвечал я «Давай не будем! А если замёрзла можешь прижаться, а обниматься не надо!»- добавил я. «Я ещё девушка! Эх не умею я соблазнять! Не то что Машка!»- с обидой в голосе ответила она. Где-то через час гроза прошла, и мы продолжили свой путь. В воздухе витал пряный запах хвойного леса после дождя, выглянула луна, освещая своим мерцающим холодным светом пустынную лесную дорогу, а мы «На пионерском расстоянии» друг от друга шли на заимку.
Пришли. Дед сидел в одинокой лесной избушке за столом и пил самогон. «Ну здравствуй дочка. А кто это с тобой? Что-то я этого молодого человека раньше не видел» трезвым голосом сказал он. «Это наш лётчик колхозный. Мне было страшно, и он меня проводил. А ты опять за своё?»- отвечала она. «Это лучшее лекарство от всех болезней, и от укусов моих пчёлок тоже, видишь мне полегчало, а то совсем уж помирать собрался, даже мальца в деревню отправил»- отвечал дед, с интересом рассматривая меня. «Ну что малый, давай знакомиться!»- показал он взглядом на мутную четверть. «Николай Александрович»- представился он. «А ты что-же её ухажёр?»-спросил он. «Папа, не надо. Виктор просто меня проводил!»- встряла в разговор Анна Николаевна.
Я тоже представился-«Виктор Геннадьевич, второй пилот из Ташкента, и я женат, так что извините в ухажёры я не гожусь.  И это»-я показал на бутыль «Мне нельзя. Нам утром нужно будет работать. А с похмелья мы не летаем!»
Анна занялась прижиганием зелёнкой отцовых укусов, разукрашивая его как Пасхальное яйцо, а я собрался идти назад. «Слушай Виктор Геннадьевич. Никуда ты не пойдёшь. Будешь ночевать здесь, а утром приедет Машка и тебя отвезёт!»- суровым голосом с интонациями усмешки, дал команду хозяин избушки. Спал я на столе, на подстеленной старой шубе деда, очень даже не плохо, устав от прогулки. А утром на телеге приехал Иванович, мы с ним погрузили совсем пьяненького Николая Александровича в телегу, а сами втроём сели впереди и поехали в деревню. Завтракал я дома, а Анютиного и Машиного отца увезла «Скорая помощь» в ближайшую больницу.
Мы продолжили полёты.

Утро встречали мы вдвоём с Ивановичем. Ни командира. Ни авиамеханика в избе не было.
Попив молока с чернушкой (есть не хотелось) Мы продолжили досматривать ночные сериалы своих снов….
Работа. работа и ещё раз работа..
 Иногда выходные  с обильными возлияниями, изготовление «Боевого листка» для проверяющих, заполнение никому в принципе не нужных бумаг( А их было предостаточно)..И опять работа..
Я уже давно налетал свои 100 часов с учётом транспортного налёта, но продолжал ежедневное заполнение бланка для ввода в строй КВС..
Ночевали мы втроём. Я , Иванович. Вечно занятый каким- либо делом. Помогая хозяйке и конечно сама хозяйка..
 В конце месяца мы вылетали санитарную норму и попросили замену..
Вернулся сменённый нами экипаж.
« Ну здравствуйте! Директору скучать не придётся»-здороваясь произнёс Иванович.
-«Пока» попрощались мы с техником. механиком, агрономом, директором и вновь прибывшим экипажем…
В этот-же день « Вечерней лошадью», то есть электричкой  мы отбыли в Столицу нашей Родины. А оттуда в родной ТАШКЕНТ.
Так закончились наши РЯЗАНСКИЕ ГАСТРОЛИ.
Позже до меня дошли слухи, что прилетев в Ташкент. Боря отпросился у начальства. Вернулся в Рязанскую деревню, и привёз оттуда молодую жену по имени Валентина. Ну вот теперь ВСЁ !!!


Рецензии