Ночное купе

Действующие лица:
Молодой пассажир с нижней полки
Пожилой пассажир
Девушка с нижней полки
Пожилая дама
Молодой пассажир с верхней полки
Проводница
Исполнительница цыганских романсов
Аккомпаниатор
Пассажир с шарами в костюме клоуна

Поезд дальнего следования. Он может следовать как в условном, так и в конкретном и даже фантастическом направлении – у каждого читателя и зрителя свой маршрут.
Сцена 1
Купе.
Храп с верхней полки.
Молодой пассажир (отрываясь от книги): - Что может быть хуже храпа в ночном купе?
Пожилой пассажир: Поверьте моему богатому опыту, в жизни есть множество вещей гораздо хуже храпа. Тёща, например…
Молодой пассажир:  Тёщи у меня пока нет, но уже завтра я узнаю, насколько вы правы.
Пожилой пассажир:  Сочувствую. В смысле, поздравляю.
Молодой пассажир: Спасибо. Нет, и тёща, и жена… будущая жена, у меня что надо.
Красивая девушка, открывая дверь: Ой, простите, кажется не туда.
Пожилой пассажир: Очень, очень жаль.
Девушка закрывает дверь.
Пожилой пассажир: Эх, был бы я моложе лет хотя б …
Девушка (возвращаясь): Нет, всё правильно. Да. Вот моя полка, - смотрит наверх. - Извините, - (обращаясь к молодому пассажиру), - не поможете мне закинуть наверх мой багаж? А то мне ехать до конца.
Молодой пассажир: С удовольствием. Мне тоже до конца (какое совпадение!), так что будем выходить вместе.   
Пожилой пассажир: Не забудьте. У вас завтра свадьба.
Молодой пассажир: Спасибо за напоминание. У меня с памятью пока всё (тьфу, тьфу, тьфу) в порядке.
Девушка: Надо же! У меня тоже. Завтра. Свадьба. Ещё одно совпадение.
Пассажир переворачивается на верхней полке на другой бок, закрывается от разговаривающих одеялом с головой и храпит ещё громче.
Молодой человек (забрасывая наверх багаж): Похоже, выспаться перед свадьбами нам обоим не удастся.
Девушка: Ничего страшного. Зато не испорчу причёску. К тому же, у меня есть с собой интересная книга.
Пожилой пассажир (насмешливо-многозначительно): Ещё одно совпадение.
Молодой человек вздыхает и углубляется в книгу. Девушка запрыгивает на верхнюю полку, открывает книгу.
Храп.
Пожилой пассажир: И всё же хорошо, что на следующей станции мне выходить.
У молодого пассажира звонит телефон.
Молодой пассажир: Да. Нет, не сплю, - (полушёпотом) – но соседи по купе спят. В смысле? Нормальные соседи. Мужчины. В основном. Да всё в порядке. Нормальный голос. Тань, ну что ты опять начинаешь? Ладно, давай… Спокойной ночи.
Откладывает книгу. Берёт со стола пачку сигарет.
Пожилой пассажир (усмехаясь): Хлопотное это дело – женитьба.
Громкоговоритель объявляет о приближающейся станции.
Пожилой пассажир поднимает сиденье, достаёт свой багаж: Счастливого пути, милая леди!
Девушка: Спасибо! И вам счастливого пути…

Сцена 2
Девушка спускается с верхней полки, смотрит в окно.
Открывается дверь. Входит пожилая интеллигентная, с налётом экстравагантности дама.
Дама: Добрый вечер. Точнее, доброй ночи. - (Храп.) -Да, здесь у вас, похоже, не уснёшь. Хорошо, мне ехать всего одну станцию. Хоть будет с кем поговорить. Я вообще люблю в дороге поболтать. Случайному попутчику иной раз можно сказать то, что и самым близким не расскажешь, потому что знаешь, что сойдёшь сейчас на станции, и разойдутся навсегда ваши пути. Но… не всегда. Да. Помню, ехала я к первому мужу на Север, через всю Россию. И такой у меня был попутчик, такой попутчик… Он, кстати, стал моим вторым мужем. Почти двадцать лет прожили с ним душа в душу, пока я не встретила, тоже, между прочим, в дороге, своего будущего третьего мужа. Вот скажите, милая, вы верите в любовь с первого взгляда?
Девушка: С первого? Даже не знаю.
Дама: Хорошо. А со второго?
Девушка: Да… Была у меня однажды любовь со второго взгляда. У него было странное имя. Масик. Шёл мелкий дождь, совсем не холодный, была зима. Тёплая такая зима. Я шла на остановку вечером с работы. Ветер доносил обрывки какой-то мелодии, и она казалась бессмысленным гулом. А потом – фонари, красивая музыка, льющаяся из универмага… Мы случайно столкнулись на углу соседнего здания, и как-то всё сплелось в одно –взгляды, мелодия, капли дождя, фары подъезжающих маршруток… Я поспешила на остановку, но он окликнул меня, я обернулась. И… Да, это была любовь со второго взгляда. Мы, наверное, очень любили друг друга, но… нас постоянно разделяли города, и однажды… Он должен был приехать… я ждала… а он…
Дама (качая головой): Так и не приехал…
Девушка: И тогда я решила больше никогда и никого не ждать. Но ладно… Это грустная история. Попробую всё же уснуть.
Ставит ногу на подножку, подтягивается. Открывается дверь. Входит молодой пассажир, разговаривая по телефону.
Молодой пассажир: Всё, Таня, всё, не начинай, пожалуйста, сначала. У меня тут соседи спят. Всё. Спокойной ночи. Завтра у нас тяжёлый, в смысле, особый день…  И я тебя. (Обращаясь к даме) Добрый вечер. Точнее, уже ночь.
Девушка: Не спится… Спустилась ненадолго посмотреть на ночной город.
Дама: Я тоже люблю ночные города. Есть в них что-то такое… душное, как ночное купе, неопределённое, зовущее куда-то, куда не ходят корабли и не летают самолёты, как извечная тоска о какой-то неземной, несуществующей любви, которая если и приходит, то на какое-то мгновение, а потом… наступает день, и волшебство уступает место быту и суете, но не уходит совсем, а остаётся… в музыке, красках, стихах…
Снова звонок у молодого пассажира.
Молодой пассажир (с раздражением): Еду. Что я могу ещё делать? Да не волнуйся, никуда я не сбегу. Ладно, спокойной ночи. И я тебя.
Молодой пассажир отворачивается к стенке, пытается уснуть. Сверху раздаётся храп.
Молодой пассажир подскакивает: Нет, это просто невозможно! – хватает пачку сигарет и выбегает из купе.
Дама (вздыхая): Похоже, она любит его больше, чем он её, а лучше для женщины, когда наоборот.
Девушка: Вы думаете?
Дама: У-беж-де-на! А ещё лучше, - достаёт из сумки яблоко и складной ножик и разрезает фрукт пополам. – Когда любовь, как это яблоко, пополам, большая, сочная и сладкая. Протягивает половинку девушке.
Девушка: Спасибо. А это вам, - бросает с верхней полки апельсин.
Дама (кладёт его на столик): А что же Масик?
Девушка: Что?
Дама: Масик. Так, кажется, звали негодяя? Он как-то объяснился, почему не приехал.
Девушка: Нет, - откусывая яблоко. – Не люблю пустых оправданий. Я добавила его номер в чёрный список, заблокировала в соцсетях. К счастью, у него хватило здравого смысла и чувства собственного достоинства не звонить мне с других номеров, не писать с других аккаунтов. Наверное, не очень-то и хотел…
Дама (задумчиво): Так, может, он просто умер?
Девушка: Что??? – одним прыжком перебирается на нижнюю полку. – Я как-то даже не подумала об этом… А если и правда, а я… даже не знаю ничего… -
Прыгает обратно, пытается что-то найти в телефоне. – И как назло пропала сеть!
Храп.
Молодой пассажир возвращается, открывает книжку.
Дама достаёт вязание из сумки.
Девушка читает книгу.
У молодого пассажира звонит телефон.
Молодой пассажир (раздраженно): Да. Я уже сплю. И все спят. Какие ещё такие предчувствия? Лучшее средство от плохих предчувствий – хороший сон.
Девушка (радостно вскрикивая): Сеть! Появилась! (Ищет что-то в телефоне. Обращаясь к пожилой даме, радостно). – Жив! Он жив!  - (разочарованно даме). – Он… жив…
Дама: Да, я уже поняла.
Храп.
Молодой пассажир: Да сколько можно храпеть! Он один, значит, хочет спать, а мы не хотим… - решительно встаёт. – Нужно зажать ему нос. – Вскрикивает. – Он укусил меня за палец! Вот негодяй! – (Толкает его в бок). – Проще задушить его подушкой!
Дверь осторожно открывает проводница, протягивает билет даме.
Проводница, обращаясь к даме: Через двадцать минут подъезжаем.   – Обводит взглядом купе. – У вас здесь всё нормально?
Дама: Да, девушка, не беспокойтесь.
Начинает собираться. Звонит её телефон.
Дама: Да, милая, подъезжаю уже. Вагон номер два. (Обращаясь к пассажирам). – Счастливого пути, молодые люди.
Выходит из купе.

Сцена 3
Молодой  человек и девушка сидят напротив друг друга за столиком.
Молодой пассажир: А ведь она права…
Девушка (вздрагивая): В чём именно?
Молодой пассажир: Ночные города… В них всё – и сны, и кураж – просто магия какая-то. А ещё они как будто угадывают твоё настроение, и пульсируют огнями с ним в такт. И все эти светящиеся окна… Где-то за стёклами не могут уснуть от счастья, а где-то пьют лекарства, ждут приезда скорой…
Девушка: Не хочу сегодня думать о грустном. Сегодня… Да, сегодня это уже завтра. Завтра. Сегодня – у нас обоих особый день.
Молодой пассажир (рассеянно): Да… Поезд тронулся, а я и не заметил. Хорошо, что никто не сел в купе на этой станции.
Девушка: Кажется, она забыла апельсин.
Молодой пассажир: И вряд ли уже за ним вернётся.
Девушка: Да. Ушедший поезд не догнать.
Молодой пассажир: Разве что на самолёте. Или ракете, или на другом поезде, более быстром. (Чистит апельсин, разламывает, протягивает половину девушке). – Да. Завтра. Или уже сегодня всё будет совсем по-другому. Вы любите его?
Девушка: Что?
Молодой пассажир: Так, ничего.
Девушка: А что такое любовь? Мы так часто слышим это слово, что оно стало похожим на потёртые, вышедшие их моды туфли. Но никто не знает, что же такое любовь на самом деле? Каприз? Тоска о любви?
Молодой пассажир: Если вы думаете, любовь это или не любовь, значит, это не любовь.
Девушка: Мы прекрасно подходим друг другу.
Молодой пассажир: Что ж! Отличный фундамент для счастливого брака. Прямо как в сказке «и жили они долго и счастливо».
Девушка: Жизнь, к сожалению, не сказка. А вы?
Молодой пассажир: А что я?
Девушка: Вы любите свою невесту? Ведь, правда, странно и здорово, что со случайными попутчиками можно говорить о том, о чём не всегда скажешь и лучшим друзьям?
Молодой пассажир: Да, это, правда, странно. И здорово.
Девушка: Так вы любите её?
Молодой пассажир: Мы знакомы с детства…
Девушка: А я-то думала, уж вы-то точно знаете, что такое любовь, во всяком случае можете дать определённый ответ на простой вопрос: любите или нет.
Молодой пассажир: Да, не могу. Но что такое любовь, я, кажется, знаю точно.
Девушка: Может, объясните тогда и мне?
Молодой пассажир: Любовь – это когда стаканы в подстаканниках соприкасаются, подпрыгивая на столике в купе. Любовь – это свет в окнах встречного ночного поезда, где двое говорят о том, что больше и важнее, чем просто слова. Любовь – это запах апельсина, съеденного на двоих, и вкус цитруса на губах. (Приближается к девушке). Любовь – это одна история на двоих.
Девушка: Одна история на двоих… Как странно. Мы ничего не знаем друг о друге – только то, что завтра у нас обоих свадьба с другими.
Молодой пассажир: Да. Но ведь всё ещё не поздно изменить…
Девушка: Не очень удачная шутка.
Молодой пассажир: Смешно любить одного человека и связывать жизнь с другим. Одумайтесь.
Девушка: Это вы мне говорите? (Смеётся) Нет, всё-таки у нас с вами разные, хоть и, похоже, похожие истории. (Берёт книжку со стола. Переворачивает и изумлённо смотрит на мужчину).  Ещё одно совпадение… (Читает вслух отрывок из книги Ричарда Баха  «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
«– Ты говоришь, что я могу летать?
– Я говорю, что ты свободен.
Так же легко и просто, как это было сказано, Кэрк Мейнард расправил крылья – без малейших усилий! – и поднялся в темное ночное небо. стая проснулась, услышав его голос; с высоты пять тысяч футов он прокричал во всю силу своих легких:
– Я могу летать! Слушайте! Я МОГУ ЛЕТАТЬ!»

Молодой пассажир (радостно): Вот видите! У нас ОДНА история на двоих. Берёт её руку в свою.
Девушка: Мы даже не представились друг другу. Меня зовут Диана. А вас?
Молодой пассажир: А меня Константин. Для вас просто Костя.

Сцена 4
Вагон резко качает, и третий пассажир с криком падает с верхней полки. Костантин ловит Анну. Она смотрит на пассажира с верхней полки и испуганно вскрикивает.
Пассажир с верхней полки: Диана?
Диана: Масик? Откуда ты взялся, как снег на голову? Ах да, с верхней полки…
Масик: Конечно, не с луны упал. И, кажется, очень не вовремя.
Константин: Честно говоря, да. А вы кто, собственно говоря?
Масик: Нет, это я хотел бы узнать, кто вы такой. Диан, это что за тип с тобой – твой муж или…
Диана: А это не ваше дело!
Масик:  Да, я понимаю… Я, можно сказать, виноват перед тобой… Перед вами, но так сложились обстоятельства.
  Диана: Мне уже давно это совершенно не интересно. Костя, это, кстати, Масик, и он мне никто.
Масик:  Значит, Костя. Даже имя у вас … мерзопакостное.
Константин: Послушайте… Масик. Вам только что страшно повезло – вы упали на стол и не сломали себе ни одного ребра, но после того, как я вам вмажу, вам может повезти гораздо меньше.
Масик: А вот не надо за меня переживать. Я, между прочим, везучий.
Наступают друг на друга, дерутся.
Диана: Прекратите! Прекратите немедленно!
Открывается дверь.
Проводница: Что здесь у вас происходит? Я сейчас полицию вызову, и вас обоих отправят за пьяную драку в отдел на ближайшей станции – подумать о своём поведении.
Диана: Нет, нет, пожалуйста, не надо полиции. У одного из них завтра свадьба – невеста, гости будут ждать.
Константин: А что вы так распереживались за меня, за моих гостей и невесту? Может быть, я хочу, чтобы меня высадили на станции и забрали в отдел. За пьяную драку.
Масик (смеясь): Ха, ха, да, это уже интересно… Нет, полиции, пожалуйста, не надо. Мы оба – трезвее нас нет людей в этом поезде, и как трезвомыслящие люди мы уже осознали своё поведение и гарантируем вести себя спокойно до самого утра. Кстати, нет у вас чего-нибудь успокоительного? Чаю с ромашкой, например?
Проводница: Есть только с мятой.
Масик: То, что надо. Принесите, пожалуйста, нам три стакана, - достаёт купюру из кармана. – Сдачи не надо.
Проводница: Хорошо. Но только если вы ГАРАНТИРУЕТЕ, что не будете буянить до утра.
Масик: Сто процентов. Двести! (проводница уходит) Да… Весело едем. Так, значит, завтра у вас свадьба, а я-то было… Тогда, поздравляю. Диана, а ты всё же выслушай меня… Выйдем в коридор, поговорим.
Диана: Никуда я не пойду. И вообще я хочу поспать – хотя бы несколько часов.
Константин: Из-за вас всё купе уснуть не могло.
Масик: Почему это?
Константин: А то вы не знаете?
Масик: Вы намекаете, что я каким-то образом мешал вам спать, но я же спал и не мог мешать вам…
Константин: Вот именно. Вы спали. А мы уснуть – не могли, - (разводит руками) – потому что вы – спали.
Масик: Вы хотите сказать, что я – ужасно храплю?
Константин: Вы поразительно догадливы.
Масик: Н-да, знаете ли, когда долгое время живёшь один, не замечаешь за собой, а сказать некому.
Константин: Нам совершенно не интересны подробности вашей личной жизни.
Масик: Зато подробности вашей, похоже, хорошо известны всему купе. Диана, давай всё-таки выйдем. Я не могу говорить, когда здесь находятся третьи уши.
Константин: Со случайными попутчиками можно говорить о том, о чём не скажешь и лучшим друзьям. Не замечали?
Масик: Не замечал. Я не любитель вагонных откровений, да и попутчики (многозначительно-неодобрительно смотрит на Константина) бывают разные. Диана… Давай… Диана… (хватает её за руки).
Константин становится в грозную позу.
Открывается дверь.
Проводница: Ваш чай. Успокоительный.
Масик: Спасибо. Прошу на чай, господа.
Константин: Спасибо, я итак спокоен.
Диана: А я, пожалуй… (запрыгивает на верхнюю полку)…
Константин и Масик хором: - Куда ты, Диана?
Диана:… лучше посплю!
Масик: Ладно… Буду пить один. (Размешивает чай). Диана, а ты, пока не уснула, всё же послушай. А вы… (обращаясь к Константину) так и будете греть уши или всё-таки, может, выйдете на пять минут? Вряд ли вам интересно будет слушать о чужих ошибках.
Константин: Почему же? Обожаю слушать о чужих ошибках. Когда я слушаю подобные истории, чувствую себя очень умным. И вообще, Масик, вы выспались, мы вам спать не мешали, дайте теперь поспать и другим. -(Ехидным полушёпотом) - Ей надо отдохнуть. У неё завтра, то есть уже сегодня – свадьба.
Масик: Как свадьба? И у вас и у неё свадьба? Значит, у вас обоих завтра свадьба?
Константин: Вы поразительно догадливы.
Масик: Диан, ты что, правда, замуж выходишь? Завтра? За этого?..
Диана: Попрошу без оскорблений. Костя, между прочим, прекрасный человек.
Константин: Слышали? Я прекрасный человек!
Масик: Но как же… Ты ведь сказала, невеста, гости ждут…
Константин: Да. Всё правильно. Она – невеста, и она ждёт- не дождётся того счастливого мгновения, когда скажет мне «да». «Да, милый, я согласна стать твоей женой». Так что пейте свой чай, успокаивайтесь, и дайте нам спокойно поспать перед нашей свадьбой.
Выпивает залпом чашку.
У Константина звонит телефон.
Константин: Да. Алло. Ты знаешь, сколько времени сейчас? Да, я уже спал!
Масик (в трубку Константину): Он врёт! Он не спал!
Константин: Да это так, сумасшедший какой-то попутчик.
Направляется в коридор. Масик за ним.
Константин: А вы куда?
Возвращается обратно. Масик тоже.
Константин (раздражённо): Да что вы ходите за мной, как хвост?
Масик: Когда я слушаю о чужих ошибках, я чувствую себя очень умным.
Констатин (Масику): Вы идиот! – (в трубку) – Это какой-то идиот, его даже проводник хотела на станции высадить, но он разбуянился ещё больше. В общем, буйный!
Масик: Это спорный вопрос, кто из нас буйный.
Константин: Какой ещё сон? (Масику) Да прекратите вы вертеться вокруг меня!
Замахивается на него, тот перехватывает руку. Борются, случайно задевая кнопку громкой связи.
Голос из мобильного: Алло, алло, Костя, ты слышишь меня? Мне снилось, будто ты вскрыл ножом мне грудь, вынул сердце и ел его на тарелочке, с ножом и вилкой.
Константин: Что за бред! (Масику) Зачем вы включили громкую связь? (В телефон) Это этот, буйный.
Масик: Извините, я не нарочно. Не хотел подслушивать, как вы едите чужие сердца.
Константин (в мобильный): Я…  я сейчас перезвоню.
Хватает сигареты, выбегает.

Сцена 5
Масик садится за столик. Диана смотрит в окно с верхней полки.
Масик (возмущённо): Сердцеед… Прекрасный человек! У самого завтра свадьба, а он в это время снится другой… В кошмарах. Значит, меня ты простить не смогла и даже выслушать не захотела, а здесь на твоих глазах твой будущий муж…
Диана: Он не мне будущий муж. Мы познакомились сегодня. То есть уже вчера, в купе. И свадьба у него – с другой. А у меня – с другим.
Масик:  Значит, как ни крути, а я всё равно попоздал.
Диана: Пожалуй, я всё-таки выпью. Чаю. С мятой. Успокоительного.
Спускается вниз, пьёт чай.
Масик: Да, я слишком много времени уделял работе, эти постоянные разъезды. Но… я спешил к тебе, но машина заглохла на полдороги. В глуши. В Новый год. Пытался позвонить, но связи нет. Угораздило же меня оказаться в новогоднюю ночь в такой дыре. Какие всё-таки странные бывают в жизни несовпадения.
Диана: Несовпадения… – задумчиво берёт в руки книгу со столика. – Да…
Масик: Я любил тебя… И сейчас…
Открывается дверь.
Константин: Я объяснил!... Я всё ей объяснил!... А что здесь… собственно говоря, происходит?
Диана (пожимая плечами): Так, совпадения…
Громкоговоритель объявляет следующую станцию.

Сцена 6
В коридоре громко звучит цыганский романс под гитару.
Голос проводницы: Потише, пожалуйста. Ночь. Пассажиры спят.
Другой женский голос: Не ночь, а раннее утро. Кажется, нам сюда, Рома.
Открывают двери купе.
Певица: Как хорошо, что здесь не спят. С добрым утром, господа! (Проводнице) Девушка, принесите, пожалуйста, нам два чая.
Константин: И мне… Успокоительного.
Проводница (артистам): Вам тоже… Успокоительного? Есть с мятой.
Певица: Нет. Нам чёрного. С лимоном. Или нет, чего-нибудь покрепче. Да. Кофе.
Масик: А вас что – двое на одно место?
Гитарист: Одно – верхняя полка в конце вагона, а ехать недолго, так что, надеемся, вы не возражаете. Мы весёлые попутчики.
Масик:  Да уж. Чересчур.
Певица: Развлечём вас как раз в дороге, а что что-то какие-то вы все мрачные.
Константин: Мне кажется, я вас где-то видел.
Певица: Очень даже может быть… Я известная исполнительница цыганских романсов…
Константин (ударяя себя в лоб): Да, конечно!  Маргарита Русанова. Но в соцсетях вы  выглядите как-то иначе…
Маргарита Русанова: Все в соцсетях выглядят как-то иначе.
Константин: Да нет, я не об этом. Там вы брюнетка, а здесь…
Маргарита Русанова: Так мне стать брюнеткой - одна минута. Вот. Смотрите, - (достаёт из сумки чёрный парик, надевает его). – А могу и рыжей, - (надевает рыжий парик) – Хотя сегодня рыжий парик мне вряд ли понадобится. Сегодня мы – цыгане на свадьбе!
Рома играет на гитаре марш Мендельсона.
Маргарита Русанова: Заказчик – большой поклонник моего, нашего, творчества и очень любит цыганские романсы.
Константин: Да, да, всё почти так…  я и есть тот заказчик.
Маргарита Русанова: Правда? Как это романтично, по-цыгански, с поезда – на собственную свадьбу. С корабля – на бал. Приятно познакомиться, - протягивает руку.
Константин: Да, я заказчик, но только свадьбы не будет.
Маргарита Русанова: То есть как это не будет, а как же наш гонорар? Вы перечислили нам только аванс.
Константин: Не беспокойтесь. Будет вам гонорар.
Маргарита Русанова: Что ж, может быть, мы тогда выступим в честь отмены свадьбы – тоже важное решение – вовремя одуматься, не допустить ошибки и всё такое.
Константин: Не надо. Это лишнее.
Маргарита Русанова: Понятно. Значит, разрыв не по обоюдному согласию…
Константин: Да, не совсем, но так будет лучше для всех. Каждый человек достоин шанса встретить настоящую любовь. Иными словами – это не ваше дело.
Маргарита Русанова: Иными словами, вы подлец!
Константин: Почему же сразу подлец?
Маргарита Русанова: Потому что негодяй. Бросили девушку в день свадьбы и ещё  прикрываетесь благородными мотивами. Каждый достоин шанса быть любимым…
Рома: Нет, Рита, подожди… Зачем так сразу делать выводы? Мы же не знаем, что за девушка и что там у них за отношения. Может, она его измором взяла.
Маргарита Русанова: Настоящего мужика – измором не возьмёшь!
Рома: Он нашёл бы уважительную причину сбежать гораздо раньше – скрылся бы где-нибудь в глуши, где нет мобильной связи и Интернета.
Масик (сутливо): А вы что, правда, настоящие цыгане? Разве бывают цыганки-блондинки?
Маргарита Русанова: Обе мои прабабушки – цыганки, и одна из них была голубоглазой… 
Диана: Что ж, и судьбу предсказать можете?
Маргарита Русанова: Судьбу не предсказывают, её выбирают.
Диана: Это как?
Маргарита Русанова: Вот перекрёсток, - (Рисует на столике воображаемый перекрёсток), - дороги четыре, а выбрать можно только одну. Допустим, у девушки три поклонника, и каждый замуж зовёт. Один – романтик, говорит красиво и собой хорош, но легкомысленен, сам не знает, чего хочет. Другой умён, трудолюбив и внешне тоже ничего, но слишком занят работой, постоянно в разъездах. Третий, третий…
Диана: Допустим, положительный во всех отношениях человек, но слишком предсказуем, нет в нём искорки безумия. Ни тебе цветов без повода, ни … Всё знаешь на век вперёд.
Маргарита Русанова: Понятно. Значит, жизнь по расписанию, в этом тоже есть свои плюсы, но я бы, например, так не смогла. Мне нужно любить – взахлёб, чтобы чувства как свежий ветер, как огромные звёзды на ставшем вдруг таким близким небе, как снежинки, тающие на губах и в ладонях, как лучи солнца, пробивающиеся сквозь ночь на рассвете и звенящие, как струны гитары, как грибной тёплый дождь… Танцевать под ним и верить, что праздник не закончится никогда, даже когда закончится сама жизнь. Правда, (с укором смотрит на Рому) лично я такой любви не встречала. Но… в клипах играла её не раз.
Диана (задумчиво, не слыша последних слов Маргариты): И верить, что праздник не закончится никогда…
Маргарита Русанова: Впрочем, бесконечный праздник – это ни что иное, как праздные будни.
Диана: Но будни без сюрпризов и праздника гораздо хуже!
Маргарита Русанова: Хуже. Но перейдём ко второму, который романтик. Со вторым всё в точности до наоборот – стихи и песни под луной…  цыгане... Но однажды праздник станет буднями, и судьба предложит ему или вам новые впечатления. Сдадите ли вы этот экзамен судьбы?
Диана: А третий? Который умён?
Маргарита Русанова: Который всё время в пути? Вряд ли он захочет и сможет остановиться. Инерция – мощная сила. Такие люди не созданы жить парами, разве что если только встретят такое же перекати-поле, как они сами.
Диана: А четвёртый? Вы говорили, пути четыре…
Маргарита Русанова: Четвёртый путь – самый определённый и самый неопределённый одновременно. Не выбирать никого. Ждать. Но здесь тоже свой подвох. Люди такие создания, что их редко что-то полностью устраивает, так чтобы на все сто или даже через край. Большинство людей всегда хоть чем-то, но недовольны.
Диана: И всё же, мне кажется, если есть сомнения, что готов идти по одному  из путей…
Маргарита Русанова: А давайте мы вам споём! Надо же как-никак отрабатывать гонорар, мы же артисты как-никак, а не какие-то там бродячие мошенники. (Надевает чёрный парик).
Константин: Нет, нет, вот только цыган не надо. Спойте нам что-нибудь авторское. Современное.
Маргарита Русанова: Современное так современное, - (снимает чёрный парик, надевает рыжий). – Рома, давай нашу дорожную, любимую.
Поёт:
За окном деревья проплывали
в белых хлопьях. Манна февраля.
Мы на них смотрели и не знали,
что для нас двоих бела земля.

Что зима – надежды тихий лучик,
в душах оставляет свет и след…
Кто вы, мой насмешливый попутчик?
«Кто вы?» - эхом спросите в ответ.

Тихо улыбнусь, а в мыслях «где ты
был так долго, милый, вдалеке?»
Две с орбит сошедшие планеты?
Пешки ли на шахматной доске?

Может быть… король и королева?
Чёрные или всё-таки белы?
Вот уже я с вами рядом… слева…
Гм-м… А фейерверки и балы?

В дивные неведомые дали
пролегает рельсовый наш путь,
Где дворцами высятся вокзалы…
Тихо улыбнёшься: «Не забудь».

Диана (обращаясь к Маргарите): Да! Все встречи на земле не случайны. Какая удача, что я встретила вас, Маргарита! Вы открыли мне глаза. Я выберу четвёртую дорогу. Я не буду выбирать никого, - (Кружится по купе  под цыганские ритмы, кружит Маргариту). – Да!  Нужно же отменить свадьбу… Конечно, это хлопотно и неудобно, но всё же лучше, чем жить потом, зная наперёд каждый шаг мужа. (Берёт телефон, пытается дозвониться) – Абонент недоступен… - (Недоумённо) – Как так? Абонент ВСЕГДА  на связи…
Садится.
Рома: А говорите, знаете наперёд каждый шаг…
Диана: Странно. Где же он?
Рома: Да, у меня был такой случай. Завтра свадьба, а сегодня встречаю тааакую девушку…

Сцена 7
Диана пытается ещё раз набрать номер. Открывается дверь купе. Входит человек в маске клоуна со связкой шаров.
Человек в маске клоуна (кривляясь, обращается к Диане): Просили передать самой прекрасной девушке на свете. Так понимаю, это вы?
Диана: Нет… В смысле, вы ошиблись купе. Мне никто не мог передать. Это, точно, не мне.
Клоун (растерянно): Как же так… Я был уверен, что это … (снимает маску) ты.
Диана: Егор?
Егор: Извини, - (Растерянно). – Хотел сделать сюрприз… Но… как-то по-другому я себе это представлял… Глупо получилось… - (Открывает окно, выпускает связку шаров. Один остаётся на сидении. Неловко садится на него. Шар лопается). – Да. Глупо. Извините… - (Достаёт телефон). – Связь… то появляется, то пропадает…  -(Смотрит на Диану). – Пропущенные звонки. От тебя. Ты мне что-то хотела сказать?.
Диана: Да. То есть нет. Ничего.
Егор разводит руками.
Диана: Как ты здесь оказался?
Егор: Ехал встречным поездом, пересел на станции в твой… Вот, собственно, и всё. Думал, романтичнее будет встретить тебя так, а не на вокзале и не в ЗАГСе.
Диана: Это было очень романтично!
Егор: Да уж!.. Ладно, не пытайся загладить мою неловкость. Ты думала, что выходишь замуж за серьёзного разумного мужчину, а оказалось – за чудака. Но, признаться, почему-то и я решил, что ты будешь рада… этому дурацкому розыгрышу… Смотрите, ещё одна связка шаров летит навстречу. Какое совпадение! Извини, что разочаровал! Но хорошо хотя бы, что сейчас, а не когда бы мы уже поженились.
Неловко пятясь, выходит из купе.
Диана закрывает лицо ладонями.
Маргарита: Какой… оригинал! Эх, мы бы с ним спелись!
Рома грозно смотрит на неё.
Рома: Тоже мне! Оригинал! (Ловит за ниточку связку шаров, уцепившуюся за окно и протягивает Диане). Она не берёт.
Маргарита (нараспев):  Не грусти. Всё образуется.
                Будет день, и будет солнце.
                Что дано тебе, то сбудется.
                Что твоё – к тебе вернётся.
Поезд резко встряхивает, так, что Диану отбрасывает к Константину, и он ловит её.
В коридоре крики.
Голос: Что случилось?
Голос проводницы: Какой-то сумасшедший в костюме клоуна нажал на стопкран и вышел из поезда.
Голоса:
Вот придурок! Бывают же такие придурки!
Ненормальный!
Куда только смотрит полиция!
Диана берёт из рук артиста шары, развязывает связку и медленно, по одному, отпускает в небо.
Маргарита и Рома поют цыганский романс.
Поезд трогается и едет дальше.
Голос объявляет конечную станцию.
Диана и Константин собираются. Диана тянется за сумкой.
Константин: Я помогу!
Диана не возражает. Вместе идут к выходу.
Маргарита и Рома выходят следом. Рома перебирает струны гитары, а Маргарита несёт вещи.

Сцена 8
Масик продолжает сидеть, глядя в одну точку.
Мимо пролетают разноцветные шары.
В купе заглядывает проводница.
Проводница: А вы почему не выходите?
Масик (растерянно): А мне некуда особо спешить.
Проводница: Мне тоже… Знаете, за что я люблю поезда?... Будете смеяться. За чай в подстаканниках.
Масик (улыбаясь): Нет, не буду. Я тоже, представьте, с детства люблю чай именно в подстаканниках.
Проводница: Хотите, кстати, чаю? В подстаканниках.
Масик (кивая): Я люблю чёрный с лимоном. И две ложки сахара.
Проводница: Я тоже. Две ложки. С лимоном.
Масик (улыбаясь): Совпадение.
Проводница (улыбаясь и опуская глаза): Совпадение…
КОНЕЦ






 
 


Рецензии