Кавказские истории. Сван с гор картошку привез

Стояло ясное утро и солнце уже припекало голову. Я – заведующий мясо-молочной контрольной вет. станции Очамчирского рынка, вместе с санитаркой, пожилой абхазской, обходили рынок, проверяя свеже-привезенное мясо, осматривали молочные и другие фермерские продукты. Произведя визуальный осмотр и продегустировав их. Сделав небольшой перерыв, в котором продолжали заходить одиночные опоздавшие продавцы со своими продуктами. Тетя Зина, много лет проработавшая здесь санитаркой, почти всех огородников и животноводов знала лично, и каждого перекупщика спекулянта тоже. Она сварила на электрической плитке кофе, которым угостив меня, села у открытой двери на табуретке, скрутила самокрутку и закурила. Разглядывая гудевший рынок, тетя Зина сообщала мне что-нибудь, по ее мнению, значительное. Я же, в это время сидел за столом, выписывая справку посетителю, параллельно внимательно ее слушая.
«Сегодня рано утром старик сван с внуками приехал! Картошку привез! Торговля хорошо пойдет! Внуки подле него крутятся, вертятся, все на деда как один похожи, крепкие такие же. Вижу говорят ему что-то, просят его, а он сердито рукой машет, но все же соглашается и кивает головой. Пошли куда-то, улыбаются! Мне все понятно! Парни у деда на море сбегать искупаться отпросились, хоть посмотреть на него – в горах-то у них его нет! Да и девушек красивых в купальниках на пляже тоже нет. Парни то молодые.»
Не прошло и часа, как Очамчирский рынок загудел пуще прежнего, будто взбудораженный улей.
Был разгар курортного сезона и в кавказском разноголосии слышалось много русской речи, приехавших отдыхающих из России.
Послед недолгого молчания, тетя Зина продолжила: «Скажу я тебе, сванская картошка, Гаррик, самая вкусная! Наша, на равнине, не такая, она при варке часто водянистая бывает, лично я покупаю только сванскую. Приезжие уже знают и друг другу сообщают, что покупать картошку нужно у сванов. Я подсказала одному как их узнавать по головному убору – они носят на голове войлочную шапочку с кисточкой. Некоторые местные – не очень честные продавцы, надевают сванскую шапочку и завидев туристов весело зазывают к себе, показывая на головной убор: «Сванская! Сванская! – говорят они. Туристам трудно различить среди кавказцев где тут сван, а где обман. А различить их совсем нетрудно – у них у всех загорелые, очень смуглые обветренные грубые лица. Там высоко в горах, ярко светит солнце.
«Тетя Зина! – обратился я к ней, - расскажите мне пожалуйста про этих горцев.
Она улыбнулась и прокашлявшись снова начала завертывать табак в бумагу. Это интересный и своеобразный народ. Они грузины, но фамилии у них похожие на итальянские: Дадиани, Мушкудиани, Иоселиани, Копольяни и др. Хотя с итальянцами насколько знаю никакого родства и подавно у них нет. Я слышала, что у них кроме грузинского языка есть и свой древний сванский язык, ни на какой не похожий. Они как жили тысячи лет назад, так и сейчас живут, оставив те же обычаи.  Воровство и обман не терпят, считают тяжким грехом и за это убивают. – подумав она добавила - Хороший закон, правильный, но нам он не подходит, потому что жестокий. Наш город наполовину опустел бы! Да и вообще, во всех городах стало бы крайне мало народу. Но люди в городах умные, грамотные, хитрые, друг друга обмануть пытаются.
Я засмеялся.
-Интересная философия тетя Зина. Но и в русских селах тоже была поголовная безграмотность и городской бездельник научившийся держать газету «не вверх ногами», считал деревенских жителей тупыми баранами. И только при Советской власти в селе построили школы и больницы, ликвидировав безграмотность, учили и лечили людей бесплатно. Много дров наломали пока строили, но и хорошее забывать не надо, смешивая все в одну грязную кучу.
-Ладно, слушай дальше.
У каждого сванского рода большая круглая, каменная башня, которой может быть тысяча и больше лет. Кстати, у горцев Северного Кавказа, тоже такие башни стоят.
В этой башне, обычно хранят зерно, а в случае войны или кровной мести, они становились крепостью. В ней укрывали семьи, женщин, стариков и детей, запасались продуктами и кормом для животных, которых тоже размещали внизу башни. Оборонялись от врагов через бойницы- окошки в стене, пока не прибывала подмога из родственников или друзей. Все сваны отличные охотники и альпинисты. Живут у самого подножия большого Кавказского хребта и знают все проходы через горные ледники, которые всегда считались непроходимыми.  Во время ВОВ они помогали Красной Армии, были проводниками горно-стрелковых частей, проводили их через ледники на головы фашистов, которые были уверены, что пройти там вовсе невозможно и захваченные врасплох были разгромлены.
Много лет назад, когда я была еще ребенком, сваны спускались с гор, предлагая местным жителям вскопать огород, вырыть колодец или прокопать канаву. Договариваясь со сваном в цене, хозяин знал, что его обманывать крайне опасно. У него с собой была его острая лопата и в бурке завернут кинжал, с которым он никогда не расставался. Огород он копал легко и быстро – почти как трактор. Закончив работу брал расчет, и не дай Бог, если хозяин обманывал его хотя бы на мелочь. Сван хватал из бурки кинжал. Про них местные шутя говорили: «Сван – сильный как медведь, тупой как баран (речь шла про безграмотность) и быстро свирепеет: сперва зарежет, потом думает, что наделал!». Если он хозяина убивал, убежать обычно не успевал, его тоже убивали родственники хозяина.
Неожиданно за окном загрохотало и с неба посыпался проливной дождь. Старик едва успел набросить на себя бурку и вновь сел возле сваленной в мешках его картошки. Дождь хлестал беспощадно по его сгорбленной спине. С шумом и брызгами, он лил как из ведра, пузырясь несся по асфальту быстрыми ручьями.
«Тетя Зина!» - обратился я к ней – Вас знает этот пожилой человек? Крикните ему, - пускай к нам идет и никуда его картошка не денется!
- Ты что такое говоришь, Гаррик! Он от нее ни на шаг не отойдет, скорее умрет возле нее. Это его хлеб, добытый тяжким трудом. В его районе Местии, камни не только с горы падают, но и каждый год из земли как грибы появляются. 
Она, снова закурив, продолжала ровным грубоватым голосом: - Три года назад, здесь, на рынке, жулики все деньги у него украли и с тех пор сван никому не доверяет. Как это случилось не знаю, но он тогда сыновей с внуками отправил продавать большую часть картошки на Сухумский рынок. Остался здесь с младшим внуком, еще мальчишкой. Торговля у него шла бойко, и покупатели его окружили. Он не за лавкой стоял, и воры-карманники сумели легко его обворовать. Обнаружив пропажу, он оставил внука стеречь картошку и пошел в Очамчирскую милицию. Начальник РОВД был тогда полковник Вобуа Г. Старик спросил у дежурного: «Где кабинет вашего начальника?» Тот ему показал. Вобуа в это время находился у себя на месте. Сван вошел, не постучав и грубо не здороваясь спросил: «Ты начальник будешь?!».
Вобуа с недоумением посмотрел на обветренное и смуглое сердитое лицо старика, догадавшись, что перед ним сван, вежливо ответил: «Да, я начальник! Присядьте пожалуйста, и расскажите, что произошло!?». Старик сел, облокотившись о стол и его спросил: «Ты ловишь воров?!» - Да, это моя обязанность и я их ловлю! Объясните, что случилось? – Плохо ты работаешь и совсем их не ловишь! Воры бегают по базару и там ни одного милиционера нет. У меня сегодня на рынке всю выручку украли, тысяча рублей.  Это ты виноват! Отдай мои деньги! – Успокойтесь, отец! Мы обязательно этих воров поймаем и сразу вас деньги вернем! – Нееет! Так дело не пойдет! Ты мне отдай мои тысячу рублей, а потом лови воров сколько хочешь! Я буду тут сидеть у тебя в кабинете и никуда не уйду, пока не вернешь мои деньги!
Вобуа понимал, что уговоры не помогут, а вытолкнуть пожилого человека, да еще и свана он не мог – все же не успел еще потерять принцип уважения к старому человеку, да и за такое, можно было ждать мести.
Он срочно собрал совещание, и объяснив в какое они попали положение потребовал в просительной форме: «Соберите эту тысячу рублей, сбросьтесь сообща, я тоже добавлю! Иначе не избавимся от этого упрямого дикаря! Он будет в кабинете, как памятник, мне глаза мозолить, родня приедет, война будет. Немедленно на рынок отправляйте опергруппу и выловите всех карманников, чтоб с завтрашнего дня хотя бы один милиционер на рынке дежурил. Плохо работаете товарищи! И старик прав!
Через час деньги были собраны. Вскоре из кабинета вышел старик с гордо поднятой головой, он прошел по коридору мимо всех сотрудников на выход. Вобуа следом выйдя из кабинета обратился: Дал я ему деньги и говорил, что эти тысячу рублей собрали мои подчиненные! Он молча взял их, послюнявил пальцы, не торопясь пересчитал и положив к себе в карман, пошел на выход даже спасибо не сказав! Подойдя к двери, он повернулся и заявил: «А теперь, лови воров, деньги те будут твои!».
Дождь перестал лить так же неожиданно, как и начался. Снова засияло солнце и рынок опять ожил.
-Парни что-то совсем про своего деда забыли – сказала санитарка – он весь день голодный, в столовую не мог пойти, картошку бросить, а выехал ночью, жалко его.
-Тетя Зина, пожарьте ему мяса с картошкой, кофе сварите, и отнесите пожалуйста, угостите.
Санитарка быстро приготовила обед и отнесла старику. Вернувшись, улыбаясь сказала: «Я ему еду принесла и говорю: Кушай брат на здоровье, ты, наверное, голодный!» Ох Гаррик, ты бы видел его лицо – он чуть с ума не сошел! Смотрит и спрашивает: «Это кто меня угощает?!» Я ему ответила: Наш ветеринарный врач, русский парень!
Через час вернулись его внуки и старик тут же направился к нам. Он зашел на станцию и у порога, подняв, большие руки, шагая ко мне навстречу сказал: «Сынок! Сегодня полный базар народа был. И никто не увидел, что я голодный, а ты, русский парень, увидел, и ты, сестра!
Старик обнял меня и сказал: «Я никогда этого не забуду, приезжай ко мне в Сванетию, будешь самым дорогим гостем, и ты, сестренка, тоже приезжай!»
Я смущенно ему ответил: «Может когда и приеду! Спасибо отец!».


Рецензии
Спасибо за рассказ я долго жил на Кавказе и в Сухуми. Мир Вам и эдравия. Бахтин

Игорь Иванович Бахтин   25.07.2020 23:26     Заявить о нарушении