Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Глава 15

Глава 15. Годы 1907 – 1911. «Государственная Дума», подготовка «революционных» профессиональных кадров. Жизнь в эмиграции.

   Гаагская «Мирная конференция» 1907 года, вторая по счёту, проходила со 2 июня по 5 октября. Участвовали в ней представители 44 государств. Председателем на «Конференции» был «Первый уполномоченный» российской делегации, русский посол в Париже Александр Нелидов, из древнего рода служивших государям российским дворян, действительный тайный советник.


   На «Конференции было принято 13 конвенций по гуманизации ведения военных действий. Можно было номинировать Российского Императора на Нобелевскую премию мира, как было сказано в завещании Нобеля, собравшего основную часть капитала для своего фонда от своих российских заводов, «за содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов».

 
       В число соискателей на «Премию Нобеля» от России в этот год был выдвинут Фёдор Фёдорович Мартенс, член Совета Министерства иностранных дел России с 1881 года, один из организаторов, созванных по инициативе императора Николая II мирных конференций 1899 и 1907 годов, российский дипломат, юрист-международник. Лауреатом он не стал.


       В августе 1898 года, по инициативе Николая II, созывалась первая международная конференция, по вопросам ведения военных действий. Конференция проводилась также в Гааге, в июне 1899 года. В конференции принимали участие представители 26 государств. Председательствовал на конференции посол Российской империи в Великобритании, Егор Стааль. На конференции удалось принять решения, гуманизировать правила войны, запретить использование разрывных пуль, отравляющих газов, бомбардировок с воздушных шаров и иных летательных средств, которые будут изобретены, разрушения городов и сел, варварски обходиться с пленными.


    «Гуманизации» войн не произошло, в последующих войнах все стороны открыто стремились применять наиболее жестокие способы уничтожения войск и населения противника, за исключением «бактериологического» оружия. Его применяли скрытно.


       С 18 по 24 августа 1907 года, в Штутгарте, Германия проходил «VII Конгресс Социалистического Интернационала».

 
      «Социалистический Интернационал» финансировался правительствами передовых промышленных государств, в которых к власти на смену национальным родовым аристократиям, после различных «революций» и «освободительных» восстаний, пришли новые хозяева жизни, «денежные мешки», накопившие большие капиталы от международной торговли, кредита и произошедшей промышленной революции, поставившие к государственной власти «социалистические правительства». Сохранявшиеся государства-«монархии» стали препятствиями на путях движения «капиталов» в мировой экономике, для чего требовалась их ликвидация. Единственная монархия, Британская, которая не затрагивалась этим процессом ликвидации мировых монархий.

 
      Ударной силой для ликвидации «препятствий» на путях движения «мирового капитала» стали национальные кадры «социалистов», культивируемые и финансируемые под эгидой «Социалистического Интернационала» и его «Международного Социалистического Бюро».


     В «Конгрессе» приняли участие 886 делегатов из 25 стран. «Конгресс» проводился на трёх языках, немецком, английском и французском. От России присутствовали 39 делегатов, в том числе Георгий Плеханов, Владимир Ульянов-Ленин, Лев Троцкий, Анатолий Луначарский-Воинов, Максим Литвинов и другие.


     Работа «Конгресса» в основном касалась вопросов милитаризма, колониализма и избирательного права женщин и ознаменовала собой попытку централизованной координации политики национальных «социалистических» партий по этим вопросам.

 
     Одновременно, в этом же здании, проводилась «Первая Международная конференция женщин-социалисток». В результате вовлечения в «социалистическое» движение женщин, «социалистам» легче было создавать семьи, чтобы переносить тяготы «революционной» жизни.

 
   Конференция приняла резолюцию по правам для всех женщин мира, «долг социалистических партий всех стран наиболее энергично агитировать за введение всеобщего избирательного права для женщин». Это было основным требованием развивавшегося женского движения «суфражисток» и способствовало развитию движения «феминисток».


    Резолюция по милитаризму гласила, «использовать экономические и политические кризисы, вызванные войной, чтобы ускорить распад господства класса капиталистов». «Социнтерн» планировал использовать «социалистов» любой страны как внутренних агентов влияния для возбуждения народных масс и подрыва военной мощи и ликвидации государственной независимости, а также для ликвидации господства национальных капиталистов, чтобы не было противодействия перемещениям «мирового капитала», финансовый центр которого обосновался в США.


     «Социалистов» нацеливали на смену системы власти в мировом масштабе. Кто будет господствовать после смены власти, не разъяснялось.


     На «Конгрессе» прозвучал и единственный вопрос по России, «выразили сочувствие побежденному революционному движению в русской революции 1905 года».  «Социнтерн» был заинтересован в свержении самодержавия в России как государства, обладавшего самыми большими запасами минеральных ресурсов.


    Резолюция по колониализму гласила, «только достижение социализма сделало бы возможным «мирное культурное развитие» и перспективу освоения «мировых минеральных ресурсов в интересах всего человечества».

 
      «Социалистов» нацеливали решить задачу по обеспечению свободного доступа к мировым минеральным ресурсам, для всего человечества, кто подразумевался под «человечеством», не конкретизировали.


     В первых числах января 1908 года Ульянов-Ленин вернулся в Женеву из Финляндии. Поражение революции 1905—1907 годов не расстроило его, он рассчитывал на повторение революционного подъёма. «Разбитые армии хорошо учатся», писал об этом периоде в своих работах Владимир Ульянов-Ленин.


     В Женеве он проводит большую часть года. Активно переписывался с единомышленниками, Малиновским (Богдановым), Григорием Алексинским, депутатами «Госдумы» от «социал-демократов». Алексинский с 1907 года выехал за границу и остался в эмиграции в связи с «разгоном II Думы» и постановлением департамента полиции об его аресте и до 1913 года в Россию не возвращался. Переписывался Ульянов-Ленин с Анатолием Луначарским, и работал над статьями для газеты «Пролетарий». «Пролетарий» газета ЦК «РСДРП», выходившая от имени Санкт-Петербургского и Московского Комитетов «РСДРП». Газета с 1906 года просуществовала до 1909 года, выходила нечасто, 1-2 раза в месяц или происходили временные перерывы в выпусках из-за недофинансирования. Газета издавалась в Выборге, Финляндия, Женеве и Париже, вне пределов юрисдикции департамента полиции России.

 
      В «Пролетарии», где Ульянов-Ленин работал главным редактором, за 4 года он опубликовал около 125 своих статей и заметок. В газете в основном печатались отчеты о деятельности ЦК «РСДРП», решения конференций и пленумов ЦК, письма ЦК по различным вопросам партийной деятельности, письма и корреспонденции с мест.


      По договорённости с Максимом Горьким, весной 1908 года, вместе с Надеждой Крупской Ульянов-Ленин приезжает на остров Капри в Италии, где он с Горьким и Богдановым обсуждал условия своего участия в предстоящей работе фракционной «партийной школы», получившей название, «первая Высшая социал-демократическая пропагандистско-агитаторская школа для рабочих», запланированной к открытию на Капри.



       После поражения восстаний 1905 года подпольные структуры «РСДРП» понесли тяжёлые потери, в результате постоянных провалов и арестов, от внедрённых охранкой тайных агентов-осведомителей, а также из-за отхода от революционного движения тысяч разочаровавшихся «революционеров».


       Так же период нарастании реакции, с 1907 по 1911 год, стал в «РСДРП» периодом смены поколений, под влиянием поражения революции произошло выбывание из партии возрастного слоя интеллигенции, разочаровавшейся и отошедшей от борьбы. У части «социал-демократов» возникало желание навсегда порвать с подпольной работой, они предлагали перенести работу в легальные организации, фракцию «Государственной Думы», профсоюзы, больничные кассы и тому подобные. Сторонники этого течения получили название «ликвидаторов», то есть людей, готовых ликвидировать нелегальную деятельность «социал-демократической» партии. Лидером «ликвидаторов» стал Лев Троцкий, к нему присоединились Потресов, Аксельрод и другие. Против «ликвидаторов» выступила группа «социал-демократов», которые требовали сохранять нелегальную деятельность «социал-демократической» партии, которую возглавлял Георгий Плеханов. Ульянов-Ленин критиковал всех, особенно «ренегатов», «критиков Карла Маркса» и со всеми одновременно сотрудничал.


     Место выбывающих «революционеров» при новом политическом подъеме начали занимать молодые интеллигенты из мелкой буржуазии и образованные рабочие из семей бывших разночинцев. Встала задача подготовки идейных партийных кадров, способных заменить выбывших. Ульянов-Ленин использовал этот период времени и эту ситуацию смены кадровых партийцев-руководителей на молодое поколение для формирования фракции собственных сторонников, которых позже стали называть «максималисты», а партийные академики, создавая «историю КПСС», перекрестили их в «ленинцы». Принимая активное участие в обучении начинающих «революционеров» Ульянов-Ленин решал сразу две задачи, получал зарплату за преподавательскую работу и формировал из обучаемых слушателей своих сторонников.

 
        Максим Горький приехал на Капри в ноябре 1906 года со своей сожительницей, актрисой Марией Андреевой. Брак со своей законной женой Екатериной, состоявшийся в Самаре, в период работы Горького в местной газете, расторгнут супругами не был. В браке у Пешковых (Горького) родились дочь и сын.


   Жили на Капри «широко», хлебосольно. Дом был постоянно полон гостями, гостили Бунин, Шаляпин, Новиков-Прибой, Леонид Андреев, Луначарский, Дзержинский и многие другие. Отдых писатель совмещал с напряженной работой. Повести «Детство», «Исповедь», пьеса «Васса Железнова», 27 рассказов, составивших цикл «Сказки об Италии», все это было написано Горьким на Капри.


       Капри, однако, стал для Ульянова-Ленина не только «домом отдыха», но и местом серьезного конфликта с Александром Богдановым, его главным конкурентом по партии «РСДРП».


   Примечание: Александр Малиновский (Богданов), врач-психиатр, проявил себя как блестящий экономист и философ. На лондонском съезде «РСДРП» в 1907 году именно Малиновский (Богданов) получил своими речами самые большие овации. Ульянов-Ленин, не переносивший конкурентов, не на шутку распсиховался. И пути их с Богдановым окончательно разошлись именно на Капри из-за конфликта между ними.


        Сплотившиеся вокруг Малиновского (Богданова) «социал-демократы» интеллектуалы во главе с Анатолием Луначарским вынашивали идею открыть на Капри «революционную школу для рабочих». Ленин приехал к Горькому на Капри чтобы «столковаться» по вопросам личного участия в работе школы. Для этого на Капри приехал и Богданов. Они общались, обсуждали условия открытия «партийной школы», играли в шахматы, выигрывал Богданов. В каких-то моментах Ульянову-Ленину было отказано в удовлетворении его условий при переговорах с Богдановым, что вызвало у Владимира Ульянова сильный приступ истерической психопатии, которая случалась у него при спорах с сильными противниками-оппонентами. Крупская, приехавшая вместе с Ульяновым к Горькому, застала их, когда они чуть не подрались друг с другом, схватились за палки и озверело смотрели друг на друга, в особенности был разъярён Владимир Ильич.


      Примечание: Покладистым Александр Малиновский (Богданов), получив университетское образование и второе образование врача-психиатра, не был. Острые споры с Ульяновым-Лениным, подверженному приступам истерической психопатии, у них всегда переходили в долговременную вражду.

    
     Александр Богданов родился в августе 1873 года, Соколка, Гродненская губерния, умер, 7 апреля 1928 года, Москва, при опытах переливания крови, по существующей версии был отравлен хлоратом калия, хлороформом, который применялся в то время при операциях. Российский учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель философ, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов социализма. «Социал-демократ», член «РСДРП», фракционер, в 1905-1909 годах, поддерживал Ульянова-Ленина и расходился с ним. Организатор группы «Вперёд» и партийных школ «РСДРП» в Италии, на Капри и в Болонье.


     В 1911 году Богданов отошёл от активной политической деятельности, в связи с конкурентной борьбой Ульянова-Ленина против него.  Богданов сосредоточился на разработке своих идей в новых науках, «тектологии», и «науки об общественном сознании», предвосхитил некоторые положения системного анализа и кибернетики. «Тектология», наука об организации процессов, происходящих в технике, организация вещей, в экономике, организация людей, в идеологии, организация идей. Разрабатывалась Богдановым в ряде его научных работ. С 1926 года он стал организатором и директором первого в мире «Института переливания крови».


     Совместно супруги Ульянов и Крупская посещали достопримечательности. Они осматривали Неаполитанский музей, окрестности Неаполя, Помпею, поднимались на Везувий.


   Финансировали «проект школы на Капри» Максим Горький, Фёдор Шаляпин и нижегородский пароходо-владелец Каменский, приходили деньги и из партийной кассы от «эксов», «экспроприаций».  Официально Ульянов-Ленин и «социал-демократическая» печать клеймили экспроприации как «мелкобуржуазную практику» левых «социалистов-революционеров», «эсеров».

 
      Позже, один из участников «эксов» от «социал-демократов», рассказывал о схеме формирования группы «революционных» грабителей. «Перед тем как проводить экспроприацию, примерно за две недели, её участники выходили из партии, заявляя о своем несогласии с ее политикой. Через две недели после «экса», участники подавали заявления о восстановлении в рядах партии, «осуждая свои ошибки, и их немедленно восстанавливали».

 
       Все деньги, партийные и личные, сохранялись Ульяновым-Лениным на его личном счёте в банке «Лион-Кредит», в Париже. На этот же счёт поступали и его заработки от издательств, и деньги от «семьи», которые отправляла из Москвы сестра Анна. Счёт был открыт на имя, «господин Ульянов».


       После посещения Капри Ульянов-Ленин поехал в турне, выступал с платными лекциями-рефератами в Париже и Лозанне. Из Парижа он уезжает в Лондон для работы над книгой «Материализм и эмпириокритицизм», в которой подверг резкой критике «взгляды» Александра Богданова, с которым перед этим встречался на Капри у Горького. Ульянов-Ленин стремился подорвать лидерские позиции Александра Богданова в «социал-демократической» партии «РСДРП», что ему вскоре удалось осуществить.


     В течение лета Ульянов-Ленин проводит несколько дней в горах в местечке Вер Леглиз в Швейцарии, гулял по горам в Западных Бернских Альпах, а в конце года переехал из Женевы в Париж.

 
       В этот год Ульянов-Ленин продолжал переписываться, с Богдановым и Алексинским, депутатами «Госдумы» от партии «РСДРП», выступавшими против участия в работе III «Государственной Думы», создавшими в эмиграции группу «Вперёд», которая в декабре 1909 года объединила «отзовистов», «ультиматистов», сторонников «богостроительства» и лекторов и учеников «каприйской партийной школы», которые не поддержали сепаратистскую политику Ульянова-Ленина.

 
      От «социал-демократов» откололось левацкое крыло «отзовисты», которые требовали отзыва депутатов «социал-демократов» из «Государственной Думы» и применения только нелегальных методов работы. К ним примкнули «ультиматисты», требовавшие от Думской фракции «социал-демократов» предъявить ультиматум «Думе», изложив все требования «социал-демократов» или покинуть «Думу» в случае невыполнения этого ультиматума, их лидером был Алексинский. Постепенно эти фракции «отзовистов» и «ультиматистов» объединились в группу «Вперёд». Из них образовалась и группа «богостроительство», в которой обожествляли народные массы и трактовали «марксизм» как новую религию. Их лидером стал Анатолий Луначарский.

 
     Размежевание Ульянова-Ленина с группой «Вперёд» произошло только после 17 июня 1909 года, на совещании расширенной редакции газеты «Пролетарий».


     В октябре 1908 года к Владимиру Ильичу в Женеву приехала из России сестра Мария, 30 лет от роду. Спутника жизни, хотя бы сожителя-революционера она себе так и не нашла, университетского образования не получила, полностью погрузилась в «революционную» работу. Ходила на занятия в Женевский университет, готовилась поступать на курсы языков в Сорбонне, Париж, чтобы получить звание учительницы французского языка, для получения возможности зарабатывать на жизнь обучая детей в богатых семьях.


    В декабре 1908 года, в Париже проводилась V «Конференция» комитетов «РСДРП». На ней присутствовали представители от 24 комитетов «социал-демократов», включая представителей Польши, Литвы и Бунда. Ульянов-Ленин присутствовал от ЦК «РСДРП» с совещательным голосом.

 
     На ней озвучили, что количество русских политических эмигрантов в Западной Европе доходило до 3 тысяч, из них около 2 тысяч были рабочие, активные участники революционных выступлений 1905 года, из числа руководителей и боевиков бежавшие из России от правосудия. Рабочие не имели семейных капиталов и богатых родственников, вся эта масса требовала денежного содержания. Большинство из них кочевали по городам, получая поддержку от национальных социалистических партий и от эмигрантских партийных касс. Работа для эмигрантов была помехой в «революционной» деятельности. Это была «питательная среда» из которой «Зарубежный департамент» российской царской охранки вербовал агентов-информаторов, «работа» хорошо оплачивалась. Досье на «революционную» деятельность политэмигрантов за рубежом, включая и слушателей «партийных школ» у полиции были очень подробные, включая приметы внешности, которые вносились в паспорта.


      Декабрь 1908 года. В городской думе Петербурга заседал I «Всероссийский женский съезд», созванный «Лигой равноправия женщин». Среди разряженных дам из «высшего общества», среди которых находилась и Инесса Арманд, присутствовала и небольшая группа питерских работниц, 45 из 1053 делегаток. Петербургский комитет «РСДРП» привлек их к участию в съезде, чтобы представить на женском съезде, «пролетарскую» точку зрения о свободной от семейных уз женщине.


      В конце 1908 года Ульянов-Ленин и Надежда Крупская, вместе с Григорием Зиновьевым и Каменевым, переехали в Париж, и поселились в пригороде Парижа, Лонжюмо. Здесь Ленин проживет 4 года, до июня 1912 года.  Здесь же происходит его первая встреча с Инессой Арманд, урождённой Элизабет д ’Эрбенвилль, которая стала его сотрудницей-сожительницей. В дополнение она исполняла функции домоправительницы, переводчицы, секретарём-делопроизводителем оставалась Надежда Крупская.


       Владимир Ульянов-Ленин очень любил музыку, она снимала его «нервное напряжение» и он постоянно просил Инессу поиграть ему на рояле. Инесса Арманд была талантливой музыкантшей и удовлетворяла вечерами музыкальную страсть Владимира Ульянова-Ленина. Получилась дружная, революционная, «шведская» семья втроём, Ленин, Крупская, Арманд. В дополнение к «семье», рядом с Ульяновым-Лениным постоянно «крутился» и друг Григорий Зиновьев (Радомысльский). Зиновьев после первого знакомства с Ульяновым-Лениным, которое произошло у них в Берне, в 1902 году, постоянно находился рядом с ним, за исключением тюрьмы и ссылки. Дружба продолжалась до первоначального знакомства Ульянова-Ленина с Фрицем Платтеном в 1908 году в Цюрихе и продолжилась в 1915 году в швейцарской деревушке Циммервальд. Владимиру Ульянову-Ленину, как и Карлу Марксу, ничто человеческое было не чуждо.


      Примечание: Инесса-Элизабет родилась в 1874 году, была первой дочерью в семье французского оперного тенора Теодора Стеффена д’Эрбенвилль и хористки русского подданства и англо-французского происхождения Натали Вильд, ставшей гувернанткой. Отец Инессы умер, когда ей было пять лет. Содержать семью, её мать не стала и отправила в 1879 году, Элизабет, с сестрой Рене в Москву, к тетке, которая работала гувернанткой в богатой семье, у текстильного магната Евгения Арманд.


     Инессу и её сестру, в семье Арманд, в которой было своих, 12 детей, воспитывали «в английском духе, требуя от них большой выдержки». К трём родным языкам они довольно быстро добавили немецкий, Инесса обучилась и игре на рояле, показала музыкальные способности.


      В 1891 году Инесса сдала экзамен и стала домашней учительницей. После этого была гувернанткой у детей семьи Арманд и преподавала в школе для крестьянских детей, организованной в селе Ельдигино, которое принадлежало семье Арманд.


     В 19 лет, Инесса, будучи бесприданницей, но обладательницей французского дворянского титула, французских манер и выдающегося сексуального темперамента, в 1893 году вышла замуж за старшего из сыновей Евгения Евгеньевича Арманд, Александра, а её сестра Рене, вышла замуж за другого брата, Николая. Александру надо было прикрывать свой «грех», который появился в лоне у Элизабет, а Николаю свой, в лоне у Рене. Для вступления в брак, «девицы» крестились, приняли православие. За пять лет, Инесса родила Александру четверых детей. Рене родила мужу шестерых детей.


       В 1898 году, Инесса вступила в московское «Общество улучшения участи женщин».  Она занималась тем, чем в то время было принято заниматься дамам из высшего общества, благотворительностью. Ее подругой стала первая русская женщина-статистик, Минна Горбунова-Каблукова, переписывавшаяся с Энгельсом. На журфиксах, танцы с чаепитием, Инесса слушала выступления видных русских общественных деятелей того времени.  В начале 1900-х годов она вошла в контакт с московской группой «эсеров», и увлеклась с ними «революционной» борьбой. Вскоре она перешла к «социал-демократам», стала заниматься «революционной» борьбой под их руководством.


       В 1902 году Арманд ушла от Александра, оставив его с детьми, к его младшему брату Владимиру, который был её моложе на 11 лет, и тоже был «революционером». Поселились они в доме Владимира, в Москве, на Остоженке. С ними вместе проживал, Иван Николаев, так же, как и Владимир, 18 лет от роду, его коллега по «революционной» борьбе. Через год у Инессы родился сын Андрей, брак с Владимиром не оформлялся, так же, как и развод с Александром. Александр, почти ежедневно, писал супруге письма, вкладывая в них фотографии подрастающих детей. Это Инессу не волновало, она к Александру не вернулась, и только передала ему дополнительно к оставленным детям и младшенького Андрея от Владимира, а может и от Ивана, на воспитание в семью Арманд. Владимир был занят «революционной» деятельностью, состоял в партии «эсеров», имел слабое здоровье и умер от чахотки в 1908 году.

 
      Инесса стала профессиональной «суфражисткой», боролась за избирательные права женщин и за «свободную любовь» для всех женщин, а не только для себя лично. В России женщин, такого поведения, как она, награждали «народным званием» на букву «б-дь». Инесса родила последнего ребёнка, мальчика Андрея, по советским архивам в 1909 году, в возрасте 35 лет, для того времени довольно поздно. Андрей Арманд погиб в 1944 году, на войне, был в воинском звании капитан. То есть Андрей, реально родился через год, полтора после смерти Владимира Арманд, от кого-то другого зачала Инесса Андрея, большая вероятность, что от Владимира Ульянова-Ленина, а может и нет, но отчество в паспорте у Андрея значилось, Владимирович, которое соответствует и имени рано умершего сожителя Владимира Арманд. Потомки Андрея не разрешили производить вскрытие его захоронения, для проведения анализа ДНК, но сын Владимира, по имени также Владимир на фотографиях в детстве имел большое портретное сходство с Владимиром Ульяновым-Лениным в таком же возрасте.


         Главой семьи, который содержал сыновей, и их семьи, был Евгений Евгеньевич Арманд, мануфактурный советник и потомственный почетный гражданин. Он возглавлял Торговый дом «Евгений Арманд с сыновьями». На его двух фабриках в Пушкино, под Москвой, шерстоткацкой и красильно-отделочной, трудились 1200 рабочих. Ему принадлежали доходные дома в Москве, усадьбы и леса в Подмосковье. Доходов от мануфактуры и прочего имущества, на содержание многочисленного семейства хватало, жили все безбедно.


      В 1904 году Инесса вступила в «РСДРП». Продолжительное время на её квартире происходили собрания «социалистов-революционеров», «эсеров», пряталось оружие и нелегальная, запрещённая литература, изготавливались боеприпасы.

 
        За активное участие в революции 1905-1907 годов, Инессу отправили в ссылку на север России, в Мезень, уездный город, на пересечении морских и речных путей в Сибирь. Из Мезени Инесс Арманд легко, в 1908 году, сбежала, сначала в Петербург, а затем с помощью друзей «эсеров», по подложному паспорту, выехала в Швейцарию. Далее переехала в Брюссель, где в 34 года, поступила в университет, за год прошла полный курс экономического факультета, и была удостоена учёной степени лиценциата экономических наук.  В 1912 году, Инесса под руководством Ульянова-Ленина пишет брошюру «О женском вопросе», ставшую прямой агитацией за женскую свободу от условностей брака. Для создания статуса, под Инессу был создан в структуре ЦК ВКП(б), в 1917 году, «Женский отдел», в котором она стала начальником отдела, в заместители к ней поставили Александру Коллонтай, женщина не менее «свободная от условностей брака». Инесса также была главным редактором женского журнала «Работница». Когда в 1918 году, Арманд уехала во Францию, то ли от пролетарской революции, а может была послана с заданием разжигать «пламя революции» во Франции, её во Франции арестовали за антигосударственную деятельность. Ульянов-Ленин, в то время полновластный диктатор в «Р.С.Ф.С.Р.», приказал арестовать членов Французской миссии в России, как заложников и предъявил ультиматум Французскому правительству, «возвратить Арманд в Россию или расстрел членов Французской миссии», Инессу вернули.


      В 1920 году Арманд ездила на отдых и лечение в Кисловодск, заразилась на Кавказе холерой и умерла в Нальчике, возвращаясь в Москву. Холеру к стенке не поставишь на расстрел, а как в Евангелии написано, «каждому да воздастся, по делам его». Встретив гроб с телом Инессы на Курском вокзале, Ульянов-Ленин прошёл за гробом, который везли на катафалке, всю дорогу пешком, до места её захоронения у Кремлёвской стены. По распоряжению Ульянова-Ленина, для детей Инессы Арманд выдавались в голодные годы дополнительные усиленные пайки.


     Примечание: Григорий Зиновьев, биография будущего революционера началась в городе Елисаветграде, сейчас это украинский город Кропивницкий, последовательно сменявший названия начиная с Зиновьевск-Кирово-Кировоград-Кропивницкий. Григорий родился 11 сентября 1883 года. Имя, данное мальчику от рождения, Евсей-Гершен. Отец Григория, Аарон Радомысльский, владел собственной молочной фермой. Гершен Радомысльский получил отличное домашнее образование, как было принято в те годы, в среде обеспеченной мелкой буржуазии. В юности молодой человек заинтересовался философией, политикой, мировой историей, а уже в 1901 году стал постигать политическую науку в жизни, на практике, а не по страницам книг, присоединившись к «рабочему социал-демократическому» движению, в котором принимали активное участие многие из его знакомых сородичей.


     Уже в 1901 году, будучи ещё несовершеннолетним, Григорий Радомысльский возглавил несколько стачек и демонстраций в Новороссийске. Преследования полиции заставило Григория на время покинуть страну. В 1902 году «революционер» переезжает в Берлин, затем перебирается в Париж и, наконец, останавливается в швейцарском городе Берн. Там Григорий и знакомится с Владимиром Ульяновым-Лениным. Эта встреча стала для него судьбоносной, в течение долгих лет Григорий Радомысльский-Зиновьев будет одним из самых приближенных к Ульянову-Ленину лиц, его доверенным и полномочным представителем в исполнении самых деликатных поручений, особенно при распоряжении партийными, в начале, а потом и государственными финансами.


        В 1903 году Григорий Зиновьев (Радомысльский) присоединился к «социал-демократам» «РСДРП» и стал поддерживать Ульянова-Ленина в его борьбе за лидерство в партии. Сразу, после этого, Григорий вернулся в Россию, чтобы проводить агитационную работу среди рабочих. Год спустя, в 1904 году, Зиновьев вновь покинул Россию, на этот раз ему пришлось срочно бежать за границу, чтобы не попасть в «лапы охранки» и не угодить в тюрьму.


     Повторное возвращение Григория в Россию состоялось в 1905 году, надо было поднимать рабочих на «борьбу с самодержавием», организовывать стачки и забастовки, для этих целей «социал-демократы» активно использовали и деньги, которые они выдавали рабочим, чтобы те могли бросить работу и выходить на забастовку. Григорий Зиновьев был избран членом комитета «РСДРП» Санкт-Петербурга. Деньги требовались также, и на закупки вооружения и боеприпасов. В 1908 году, Григория Зиновьева взяли под стражу, однако через несколько месяцев «революционера» отпустили на свободу из-за «ухудшившегося здоровья». Состоятельные родители знали, как оформлять нужные справки и прошения, тем более доктора все были из своих, знакомые. Это освобождение позволило Григорию Зиновьеву, в очередной раз покинуть Россию, через Финляндию. Вместе с Ульяновым-Лениным, Зиновьев отправился в Швейцарию и Австрию. Вынужденная эмиграция продлилась до 1917 года. Во время Гражданской войны и после неё, Зиновьев был оставлен Ульяновым-Лениным в Петрограде, в Москву его уже не взяли, как лишнего.

 
      Став «красным диктатором» Петрограда с неограниченными полномочиями, по распоряжению Владимира Ульянова-Ленина, он применил «красный террор» к петроградской интеллигенции, бывшим чиновникам и дворянству, вплоть до «ликвидации» по спискам, которые составляло «ЧеКа» по указаниям Председателя «Совнаркома» Владимира Ульянова-Ленина. Среди интеллигенции Зиновьев получил прозвища, «Гришка Третий», после Григория Отрепьева и «Григорий Кровавый».

 
      После смерти Ульянова-Ленина, в 1924 году, Григорий Зиновьев помогал Сталину в его борьбе против Льва Троцкого, а сам был расстрелян в 1936 году, по суду, по обвинению в организации «антисоветского троцкистско-зиновьевского центра», находясь в заключении с 1934 года.

 
       В 1909 году в Париже Ленин выступает с платными лекциями-рефератами, участвует в митингах. В марте, после написания расписки в хозяйственную комиссию «Большевистского центра» о получении 600 франков, по тем временам 225 рублей золотом или 174 г чистого золота, Ульянов-Ленин с Надеждой Крупской на 10 дней уезжают на отдых в Ниццу.


       Полтора летних месяца Ленин с семьей, с сестрой Марией, Надеждой Крупской, её матерью Елизаветой Васильевной отдыхает в деревне Бомбон, в 50 километрах от Парижа. Во время прогулок отдыхающие посещают Шампо, Бланди-лэ-Тур, ездят в Экрен.


        5 августа 1909 года «партийная школа» на Капри начала работу. На остров приехали 30 рабочих и студентов из разных уголков России. Кандидатов отбирали партийные комитеты. Занятия проходили на вилле «Спинола», куда к тому времени перебрался Горький. Горький был «на седьмом небе» от счастья и писал, что «молодежь собралась прекрасная». Среди прочих вести занятия пригласили Троцкого и Ульянова-Ленина. Первый обещал приехать, но на Капри так и не появился. Ульянов-Ленин же, находившийся тогда во Франции, и которому отказали принять его «условия» работы, прислал сухой ответ с отказом.

    
      «Каприйская партийная школа», фракционная школа «богостроителей» в «РСДРП». «Первая Высшая социал-демократическая пропагандистско-агитаторская школа для рабочих», было её официальное название. Большинство лекторов школы, «отзовисты», «ультиматисты», сторонники «богостроительства». Создана была для пополнения рядов партийных руководителей, молодыми кадрами, которые «выросли» во время стачек и восстаний 1905 года. Деятельность школы была осуждена совещанием расширенной редакции газеты «Пролетарий» в июне 1909 году, главным редактором которой был Ульянов-Ленин. Лекторы и ученики «школы» в 1909 году вошли в группу «Вперёд». 6 учеников из десяти переехали к Ульянову-Ленину в школу в Лонжюмо.


       Основателями и финансистами «Каприйской школы» были Горький, Андреева, Амфитеатров, пароходо-владелец Михаил Каменский, друг Максима Горького из Нижнего Новгорода, Фёдор Шаляпин, оперный певец.  Горький переслал Троцкому 650 итальянских лир, «для рабочих, которые поедут в партийную школу».

 
      В октябре 1909 Ленин получает деньги от издателя и посещает Льеж, где читает платные лекции-рефераты. В конце октября выезжает из Парижа в Брюссель на одиннадцатую сессию «Международного социалистического бюро», «МСБ», в котором он присутствовал как представитель от «РСДРП» и получал «партийную зарплату». Часто работал в парижской Национальной библиотеке. В письме к его матери Надежда Крупская пишет, «Вот уже вторую неделю Володя встает в 8 часов утра и ездит в библиотеку, откуда приезжает в 2 часа».


       В декабре Ульянов-Ленин на велосипеде отправляется в Жювизи, городок недалеко от Парижа, смотреть на полеты аэропланов. Возвращаясь в Париж, попадает в аварию, его на велосипеде сбивает автомобиль, за рулем которого французский виконт. Он получает сильные ушибы, велосипед превращается в металлолом. Ульянов-Ленин подает на автомобилиста-виконта в суд и выигрывает дело, получает денежную компенсацию.


      Прочитав написанную Богдановым книгу «Эмпириомонизм», Ульянов-Ленин, по его собственному признанию, «озлился и взбесился необычайно». Обиделся, что из социализма хотят сделать религию. На самом же деле обиделся за отказ принять его условия для чтения лекций в школе, и почувствовал в Богданове сильного конкурента в борьбе за лидерство в партии. Ульянов-Ленин начал использовать любую возможность, чтобы Богданова «убрать с дороги».


    Особенно обострились разногласия между Богдановым и Ульяновым-Лениным из-за вопроса о доступе к партийной кассе, Богданов был против единоличного распоряжения денежными средствами партии Ульяновым-Лениным. Развязка наступила в июне 1909 года, на совещании расширенной редакции газеты «Пролетарий», Богданов был исключен из «Большевистского Центра».


        В 1909 году, Ленин опубликовал свой главный философский труд «Материализм и эмпириокритицизм». Как всегда, это была критика чей-либо работы, на этот раз критика работы Александра Малиновского (Богданова) «Эмпириомонизм». Работа была написана после того, как Ульянов-Ленин осознал, насколько широкую популярность в среде «социал-демократов» получили «махизм» и «эмпириокритицизм».  В этой работе Ульянов-Ленин критиковал и Анатолия Луначарского и других «эмпириомонистов».

   
      Богданов отвечал на критику, «в книге Владимира Ильина, один из литературных псевдонимов Ульянова-Ленина, «Материализм и эмпириокритицизм», ставящей себе целью борьбу с религиозным мышлением не на живот, а на смерть, сказано, «Фидеизм, религиозное мышление, есть учение, ставящее веру на место знания, или вообще отводящее известное значение вере». Для нас, исторических материалистов, знающих, что идеология определяется в конечном счете производственными отношениями, а религиозное мышление есть известный тип идеологии, подобные характеристики, длинные или краткие, очевидно, недостаточны. Борьба за идею абсолютной и вечной истины, борьба против принципа относительности всякого познания занимает в книге центральное место, и представляет главный мотив. Имеют место постоянные обвинения противников в «неприличии», в «литературном наездничестве», – и необычный даже для наших отечественных нравов лексикон ругательных слов».


      Примечание: Покладистым Александр Малиновский (Богданов), получив второе образование врача-психиатра, не был, острые споры с Ульяновым-Лениным, подверженному приступам истерической психопатии, у них переходили в долговременную вражду.

    
     Александр Богданов родился в августе 1873 года, Соколка, Гродненская губерния, умер, 7 апреля 1928 года, Москва, при опытах переливания крови, по версии был отравлен хлоратом калия, применявшимся для наркоза. Российский учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов социализма. «Социал-демократ», член «РСДРП», фракционер, в 1905-1909 годах поддерживал Ульянова-Ленина. Организатор группы «Вперёд» и партийных школ «РСДРП» на Капри и в Болонье. В 1911 году отошёл от активной политической деятельности, в связи с конкурентной борьбой Ульянова-Ленина против него.  Богданов сосредоточился на разработке своих идей в новых науках, «тектологии» и «науки об общественном сознании», предвосхитил некоторые положения системного анализа и кибернетики. «Тектология», наука об организации процессов, происходящих в технике, организация вещей в экономике, организация людей в идеологии, организация идей. Разрабатывалась Богдановым в ряде его научных работ. С 1926 года стал организатором и директором первого в мире «Института переливания крови».

 
        Наиболее крупная акция «БЦ», «Большевистского Центра» по ограблению, была проведена 26 августа 1909 года, налётом на почтовый поезд, на станции Миасс, южный Урал. В ходе акции боевиками были убиты 7 охранников и полицейских, украдены мешки с суммой денег около 80 000 рублей и 24 кг золота. Организатор и участник экспроприации Иван Хрущов, по кличке Алёша маленький, отбыл позже, с частью награбленных денег в Болонью для обучения в партийной школе.


       В защите участников налёта, террористов-экспроприаторов участвовал на суде, молодой, начинающий адвокат Александр Керенский. При этом работа защищавшего их адвоката Керенского, была оплачена теми самыми украденными деньгами.


     1910 год. В этот год Ульянов-Ленин продолжал снимать недешёвую квартиру с отоплением на улице Мари-Роз, имел приходящую прислугу, женщину-эльзаску, ездил на отдых к океану, посетил в очередной раз Горького в Италии, на Капри. Летом Ульянов и Надежда Крупская с мамой провели месяц в Порнике, Бретань, на берегу океана, поселившись в доме таможенного сторожа. Надежда Крупская вспоминала, «Владимир Ильич много купался в море, много гонял на велосипеде, море и морской ветер он очень любил, весело болтал о всякой всячине, с удовольствием ел крабов, которых ловил для нас хозяин».


      В январе-феврале 1910 года, в Париже прошёл «Пленум» объединённого ЦК «РСДРП».    Ульянов-Ленин потерпел на «Пленуме» тяжёлое поражение из-за примиренческой позиции на пленуме Зиновьева, Каменева и Троцкого, которых он считал своими сторонниками.  Были аннулированы все преференции Ульянова-Ленина, полученные им в результате многолетних усилий по созданию фракции своих сторонников. Был закрыт полуофициальный «Большевистский Центр», «БЦ», закрыли газету «Пролетарий», где он был главным редактором, были закрыты все его фракционные периодические издания. Его обязали выплатить украденные «БЦ» у партии деньги в сумме несколько сотен тысяч рублей. Решения пленума в основном были выполнены. Что же касается группы ликвидаторов «Вперёд», то их газеты, под разными предлогами, продолжали выходить. Взамен «Русского Бюро», в члены которого проникло много сторонников Ульянова-Ленина, была создана «Русская коллегия», которой передали полномочия по руководству комитетами на территории России от имени ЦК. Ульянов-Ленин и компания потеряли контроль над деньгами, полученными по «наследству Шмита». После пленума Ульянов-Ленин писал Горькому, «три недели маета была, издёргали все нервы, сто тысяч чертей!».

 
       Но и Александра Богданова (Малиновского), его соперника по партии, вывели из Центрального комитета «РСДРП», борьба Ленина против лидерства Богданова завершилась полной победой, хотя и сам он пострадал.


     Из Порника, в середине июля, Ульянов-Ленин через Францию поехал в Италию к Горькому на Капри, во второй раз, уже без мамы и Крупской. Из Неаполя послал маме открытку, «Дорогая мамочка! Шлю большой привет из Неаполя. Доехал сюда пароходом из Марселя: дёшево и приятно. Ехал как по Волге. Двигаюсь отсюда на Капри ненадолго». На Капри у Горького Ульянов-Ленин пробыл пять дней. Поездка была «деловая». Горький перешёл в группу «Вперёд» к «богостроителям». Горький был хорошим источником денежных средств, поступавших от его литературных гонораров в кассу партии. Писатель был нужен Ульянову-Ленину, надо было его «возвращать» к себе.


        В начале августа Ульянов-Ленин уже уехал от него в Париж, а на пути посетил Неаполь, Рим и Геную. Отдых был необходим для восстановления здоровья. Оттуда, в конце августа поехал в Копенгаген на VIII «Международный социалистический конгресс», участвовал в работе «Международного Социалистического Бюро» и занимался сбором информации в Копенгагенской королевской публичной библиотеке.


       Перед открытием «Конгресса» прошла 2-я «Международная конференция женщин-социалисток», которая установила праздник, «Международный женский день 8 марта».


     Из Копенгагена отправился в Стокгольм для свидания с матерью, которая приехала через Финляндию повидаться с сыном и привезла кой-чего передать, так как в своих письмах к матери он постоянно жаловался на безденежье.

 
      С 11 ноября 1910 года по 1 марта 1911 года в Болонья, Италия работала «школа социальных наук», одна из партийных школ, созданных «РСДРП» за рубежом.


     Главное назначение «партийных школ» состояло в том, чтобы подготовить кадры для предстоящей Пражской конференции «РСДРП». Привлекали в школы, в основном кадры из образованных рабочих. Из-за недостаточности времени и крайне низкого уровня образования учеников, лекторы лишены были возможности дать слушателям вполне законченную подготовку для предстоящей им ответственной работы «на местах», да и некоторые лекторы в «школах» имели низкий уровень образования.

   
        К «Болонской партийной школе» Ульянов-Ленин отношения не имел, ее организовала группа «Вперед» и группа Уральских «социал-демократов», на деньги, полученные от ограбления на Миассе, Южный Урал.


        Организаторами и руководителями школы были Луначарский, Александр Богданов, Станислав Вольский, Троцкий и другие. При содействии Горького школа была оформлена как русская секция при Болонском «Народном Университете имени Гарибальди». «Школа» существовала в основном на денежные средства в 80 тысяч рублей, добытые при ограблении в Миассе, на Урале. Слушателями были 16, затем 23 человека из Кишинева, Москвы, Одессы, Петербурга, а также 6 человек с Южного Урала, в их числе и Алёша маленький, Хрущев, один из участников ограбления в Миассе, доставлявший деньги за границу.

 
       В партийной школе в Болонье, читались следующие курсы, Лядов, история партии, Михаил Покровский, история России, Александра Коллонтай, женское социалистическое движение, Павлович, внешняя политика, Маслов, аграрный вопрос, проводил занятия и Луначарский. Троцкий в «школу» приехать не смог. По поручению Ульянова-Ленина в Болонью дважды приезжает Николай Семашко сродственник Луначарского по жене, один из руководителей вооружённого восстания 1905 года в Сормово, ставший в эмиграции секретарем Заграничного бюро «РСДРП». Он решал какие-то вопросы с участниками «уральской группы», предположительно агитировал слушателей с Урала на приезд в школу, которая планировалась к открытию в Лонжюмо, под Парижем и конечно вместе с деньгами. Получив отказ, Ульянов-Ленин начал компанию в печати, осуждая ограбление в Миассе, как нарушение партийного запрета на проведение «эксов».


        Ульянову-Ленин старался собирать рабочих в качестве своих сторонников, они больше верили ему, чем понимали суть произносимого, не умничали и полностью материально зависели от него, как руководителя, который мог выдавать им деньги из партийной кассы и из кассы «Социнтерна» в качестве материальной помощи.


      Ульянов-Ленин не перестаёт писать письма и к «семье» в Россию, в которых признается, «Приятно было бы хоть изредка иметь весть из глубины России», вместе с тем жалуется на материальные трудности жизни за границей.


       1911 год. В начале года Ульянов-Ленин выезжает в Берлин для переговоров с «держателями» партийных средств «РСДРП» Каутским, Цеткин и Мерингом. Нужны были деньги на издание газеты «Звезда». Лето Ленин и Крупская провели в Лонжюмо, пригород Парижа, готовили помещения для предстоящего переезда «партийной школы».

 
       В июне Ульянов-Ленин выезжает в Штутгарт для переговоров с Цеткин по поводу «держательских» денег для «партийной школы». Один день отдыхает вместе с Крупской в Фонтенбло, пригород Парижа.


      С 10 по 17 июня Ульянов-Ленин, вместе с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым, провёл в Париже «совещание членов заграничного ЦК», которое фактически завершило раскол общепартийных центров. На данном совещании голосами трёх сторонников Ульянова-Ленина, Зиновьева и Рыкова, включая самого Ульянова-Ленина и двух поляков Тышки и Дзержинского, была создана «Организационная комиссия», целью которой являлась подготовка партийной, исключительно «большевистской» конференции.

      
       Вторая половина года начинается у Ульянова-Ленина с посещения Цюриха, где Ленин участвует в заседании Международного Социалистического Бюро. По дороге в Берн заезжает в Люцерн, поднимается на гору Пилат, на высоту 2122 метра.

 
      27 августа, текущего 1911 года, в южном пригороде Парижа, в местечке Лонжюмо закончилось чтение лекций в третьей по счету «школе партийных пропагандистов и агитаторов» «РСДРП».


     Решение о создании школы было принято последним «объединенным» пленумом ЦК «РСДРП». Но обучение в «школе» проводилось в основном Ульяновым-Лениным и его сторонниками, поэтому и все слушатели этой «школы» вошли в последствии в ряды «большевиков».


     Сформирована была эта школа во исполнение соответствующих резолюций последнего «объединительного» Пленума ЦК «РСДРП» и в основу своей деятельности «школа» ставила задачу, в противовес фракционным «школам» на Капри и в Болонья, дать возможность делегированным от российских партийных комитетов «РСДРП» слушателям дать возможность подготовиться к организационно-пропагандистской деятельности на началах строгой партийности, без уклонений в сторону каких-либо из существующих в партии течений.


      Первоначально, «держатели» партийных денег «РСДРП», Каутский, Меринг и Клара Цеткин, ассигновали на школу 10 тысяч франков, каковая сумма истощилась за 1,5 месяца до прекращения занятий в школе. Обстоятельство это одно время даже грозило крупным конфликтом, преждевременным окончанием занятий. Так как на экстренном заседании «школьной» комиссии решено было потребовать дополнительных авансов, выдать дополнительную сумму в 5 тысяч франков. Деньги были получены. После израсходования этого аванса, «школа» прекратила свою деятельность.


      В школе ученикам преподавались следующие предметы, Политическая экономия, около 30 лекций, читал Ульянов-Ленин, содержали они популярное изложение труда «Капитал» Карла Маркса. Аграрный вопрос, 10 лекций, читал этот предмет также Ульянов-Ленин, в которых популярно излагал отношение к этому вопросу руководителей «РСДРП» и в самом сжатом виде остановился на соответствующих взглядах «эсеров» и «кадетов». Теория и практика социализма, 5 лекций, также читал Ульянов-Ленин, который изложил в них собственную политическую платформу «РСДРП» и заклеймил окончательно «Богдановскую ересь» эмпириомонизма.


    Остальные лекции читали Рязанов, Инесса Арманд, Зиновьев, Луначарский по истории искусства, Станислава Вольский, по философии.


      Луначарский не только читал лекции, но и проводил экскурсии в Париж, Версаль. Побывали и в Лувре. Из воспоминаний одного из слушателей «школы», известно, что во время поездки в Версаль Ульянов-Ленин впервые, по настоянию Надежды Крупской, надел галстук. Во время лекций в «школе» его наряд состоял из коротких штанов, расстегнутого пиджака, никогда жилет он не носил. Впоследствии «партийные» художники-академики рисовали его портреты только с галстуком и в жилете.


      «Обучение» разнообразилось время от времени выпивкой, которая устраивалась или на «казенный», партийный счет, или на деньги отдельных лекторов, кроме Ульянова-Ленина.


     Общие групповые поездки с выпивкой устраивались два раза, первый раз 14 июня в Париж, на национальный праздник, и второй раз в Версаль, когда руководителем культурного похода выступил представитель Бунда Давидсон.


     Вся без исключения переписка слушателей с родными и знакомыми велась через Надежду Крупскую. Письма, Надежда Константиновна пересылала в Бельгию и Германию и оттуда уже письма направлялись по назначению в Россию.        Письма негласно просматривались и осуществлялся контроль за контактами «слушателей», стремились отловить информаторов.


       Такой же контроль-надзор, производился и в Болонской школе, где ученикам поручалось следить за поступками товарищей по квартире, о том же просил Луначарский квартирных хозяек, с которыми, по незнанию прочими слушателями итальянского языка, мог объясняться только Луначарский.


      «Слушатели» по прибытии получали псевдонимы-прозвища и должны были ими пользоваться во избежание провалов впоследствии, тщательно скрывать друг от друга все фактические сведения о себе.


       Среди «слушателей», была одна женщина, Анна Ивановна Иванова, работница российско-американской фабрики по производству резиновых изделий, «Треугольник», из Санкт-Петербурга.


      Партийную школу в Лонжюмо, под Парижем, Ульянов-Ленин организовал в противовес «школам» на Капри и в Болонье. В «школе» Ульянов-Ленин продолжал свою линию сепаратного собирания своих сторонников, хотя школа работала за счёт финансовых средств, получаемых от ЦК «РСДРП».

 
    Вся забота о сформирования школы была возложена на особую «школьную комиссию», в состав которой вошли, Григорий Зиновьев, Николай Семашко, представитель от «социал-демократов» Царства Польского и Литвы под кличкой «Ледер», представитель от Латышской «социал-демократии» под кличкой «Павел Васильевич», представитель партии «Бунд» под кличкой «Давидсон».


       Осенью с рефератом «Столыпин и революция» Ульянов-Ленин посещает Брюссель, Антверпен, Льеж. Собранные с посетителей деньги идут на нужды «Рабочей газеты».


       Ульянов-Ленин от имени «Парижского кружка содействия» «Рабочей газеты», 11 ноября 1911 года обратился к заграничным группам «социал-демократов», существовавшим в разных городах, с предложением созвать совещание групп «РСДРП», готовых оказать помощь «Организационной комиссии».


       Совещание заграничных групп состоялось в Париже 14–17 декабря 1911 года. На нем присутствовали 11 делегатов с решающим голосом, от Парижа, Нанси, Цюриха, Давоса, Берна, Женевы, Льежа, Берлина и Бремена. Совещательные голоса имели Ленин, Крупская, Семашко и другие члены «организационной комиссии» по созыву совещания и работники редакции «Рабочей газеты». В конце года Ульянов-Ленин встречается в Берлине с Бебелем и просят его оказать финансовую помощь газете «Звезда».

      
     На «совещании», осветив ход борьбы против «ликвидаторов», «вперёдовцев» и «примиренцев», начиная с январского Пленума ЦК, Ульянов-Ленин в своем докладе подчеркнул, что решительный разрыв с ними был вызван отмежеванием не «социал-демократических» элементов от «РСДРП». Особое внимание он уделил созыву общепартийной конференции «РСДРП» и сказал в заключение, что образование «организационной комиссии» знаменует конец партийного кризиса.


      «Совещание» постановило, объявить о создании «большевиками» заграничной организации «РСДРП» с отделами, секциями на местах, привлекать в них всех партийцев, согласных поддерживать «организационную комиссию», Центральный орган партии «Социал- Демократ» и «Рабочую газету». Совещание приняло предложенную Ульяновым-Лениным резолюцию, которая провозгласила образование «организационной комиссии» На «совещании» был избран «Комитет Заграничной Организации». В него вошли Инесса Арманд, которая выступила на совещании с докладом об организационных задачах большевиков, Владимирский и Семашко выступали по вопросу о положении дел за границей, Манцев и Кузнецов (Сапожков). Все пятеро выступавших были члены парижской группы, озвучившие свои доклады, подготовленные под руководством Ульянова-Ленина, который упорно продолжил свою сепаратную деятельность внутри «РСДРП».


     За месяц до «совещания» заграничных групп Ульянов-Ленин посылает письмо в Прагу своему коллеге по «МСБ» Антонину Немецу, представителю чешской «социал-демократии» в «Международном социалистическом бюро». «Вы меня очень обяжете, писал он к нему, если сможете помочь мне советом и делом в следующем обстоятельстве. Ряд организаций нашей партии намерен собрать конференцию (за границей — конечно). Число членов конференции около 20–25. Не представляется ли возможным организовать эту конференцию в Праге (продолжительностью около одной недели)?». «Самым важным для нас является возможность организовать дело архиконспиративно. Никто, никакая организация не должны об этом знать. (Конференция социал-демократическая, значит по европейским законам легальная, но большинство делегатов не имеют паспортов и не могут назвать своего настоящего имени.) Я очень прошу Вас, уважаемый товарищ, если это только возможно, помочь нам… Заранее приношу Вам благодарность. С партийным приветом Н. Ленин».


        Конференция открылась 5 января 1912 года в Праге и продолжалась 12 дней. Несмотря на полицейские преследования и арест нескольких делегатов в пути, на конференцию прибыли представители от всех важнейших центров российского рабочего движения, более чем от 20 партийных организаций. Делегатами конференции были, от Петербурга Залуцкий и Онуфриев, от Москвы Голощекин и Зиновьев, от Баку Спандарян, от Тифлиса Орджоникидзе, от Саратова Воронский, от Николаева Серебряков, от Казани Догадов, от Двинска и Вильно Гурвич. В конференции участвовали также Шварцман и Зевин. Делегатами от центральных учреждений партии и заграничных организаций были Ульянов-Ленин, Пятницкий, Семашко, Каменев. Ульянов-Ленин постарался завести «душевные отношения» с представителями рабочих, что у него очень хорошо получалось. Он умел разговаривать с народом, интересовался бытом, достатком, покорял и пленял простотой и доступностью. Рабочим казалось, будто Ленин объехал всю Россию, побывал на заводах и в крестьянских избах, хотя Ульянов-Ленин не был в России уже 5 лет, на заводах пока не бывал, а в крестьянские избы заходил пару раз в годы своей молодости, из интереса.


    Среди делегатов были также Роман Малиновский из Москвы и Романов от Центральной промышленной области, оказавшиеся агентами охранки. Их донесения, крайне подробные, с перечислением внешних примет и кратких характеристик каждого из собравшихся, количество которых было невелико, около двух десятков, были отправлены в департамент полиции. По этим приметам многие были задержаны при возвращении в Россию.


    В Праге Ульянов-Ленин проживал на квартире у рабочего-чеха и пригласил к себе в комнату на жительство рабочего Онуфриева.


    Конференция заседала строго конспиративно в помещении «Народного дома», где тогда находились типография и редакция чешской «социал-демократической» газеты «Право лиду». На конференции была принята резолюция, «О ликвидаторстве и о группе ликвидаторов», составленная Ульяновым-Лениным.


     По поводу конференции, после её окончания, он писал Горькому, «Наконец удалось — вопреки ликвидаторской сволочи — возродить партию…». Реально воссоздавалась вновь внутри «РСДРП» ликвидированная на Парижской конференции фракционная группа.


     Конференция избрала ЦК во главе с Ульяновым-Лениным. В состав ЦК вошли Ленин, Голощекин, Орджоникидзе, Спандарян. В состав ЦК кооптировали Белостоцкого и Сталина. Это стал ЦК фракции большевиков.


       Против Пражской «конференции» активно выступили все члены «РСДРП», включая «ликвидаторов», «впередовцев», «троцкистов». «Вот она, судьба моя, — писал Ульянов-Ленин Инессе в Париж. — Одна боевая кампания за другой — против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т. д. Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы своей судьбы на «мир» с пошляками». «Пошляки», в свою очередь, не шли на «мир» с Ульяновым-Лениным.


      С 22 апреля 1912 года в Петербурге была основана рабочая газета «Правда», издатель член «Госдумы» Николай Полетаев, бывший работник Путиловского завода, член «Рабочего Союза» созданного Георгием Гапоном и в последнее время ставший сторонником Ульянова-Ленина. Среди её постоянных авторов, публикуемых в заголовке, в количестве более 100 персоналий, авторы депутаты «Госдумы» были во множестве, числился и Ульянов-Ленин под псевдонимом В. Ильин. Были в этом перечне авторов и Бельский (Плеханов), Горький, Григорий Зиновьев и множество других.


      Николай Полетаев издателем был подставным, по характеристике его досье имевшемся в охранке значилось, «Полетаев был избран в Думу главным образом за свое революционное прошлое. Сначала «гапоновец», потом «социал-демократ» и эмигрант, как член «Совета рабочих депутатов», он сильно импонировал рабочим своим крестьянским происхождением. Шансов на вторичное переизбрание сейчас не имеет. Часто пьёт и, напиваясь, забывает, что ему поручено. Выступает по-рабочему и крестьянскому вопросам, речи заучивает, но плохо, поэтому они всегда вялы и бессодержательны. Большевик. Ходит на собрания рабочих, изредка посещая собрания местной организации. Теперь, когда выяснилось, что на вторичное избрание ему рассчитывать нельзя, окончательно опустился и сильно пьёт».


    Издание «газеты» было начато осенью, предстояли выборы в IV «Государственную думу».


     Для усиления своего влияния на предстоящую выборную компанию, Ульянов-Ленин решил перебраться из Парижа поближе к русской границе. 9 июня он приехал в Краков, польский город, входивший тогда в состав Австро-Венгерской империи, так же, как и Прага. Отсюда было удобнее и быстрее переписываться с редакцией рабочей газеты «Правда» и получать гонорары за свои статьи.


      Из Кракова Ульянов-Ленин пишет Горькому, «А в России революционный подъем, не иной какой-либо, а именно революционный. И нам удалось-таки поставить ежедневную «Правду» — между прочим, благодаря именно той (январской) конференции, которую лают дураки». Кстати Горький сам числился среди авторов рабочей газеты «Правда» и прекрасно знал всё о газете.


     Парижская эмиграция Ульянова-Ленина завершилась. Потерпев крах в своей сепаратной работе по собиранию своих сторонников в рядах «РСДРП» Ульянову-Ленину пришлось бороться вновь за свою самостоятельность и независимость.


   Название ежедневной рабочей газеты «Правда» издателями было позаимствовано у газеты Льва Троцкого, которая издавалась под таким названием с 1908 года в Женеве, а с апреля 1912 года стала издаваться в Вене. Газету финансировали международные «социал-демократические организации». За этот плагиат в названии газеты, Троцкий был очень обижен на Ульянова-Ленина.


       Ульянов-Ленин понял, что полноценная борьба с «ликвидаторами» в рамках одной партии невозможна, и решил перевести борьбу с ними в форму открытой борьбы между партиями. Он организует ряд чисто «большевистских» совещаний, принявших решение об организации общепартийной конференции. 27 мая 1911 года сторонник Ленина, Николай Семашко, состоявший членом и казначеем Заграничного бюро ЦК РСДРП, предал данный орган, он вышел из его состава, забрав с собой как кассу и кассовые книги, так и документы, включая информацию о структуре связей, сеть агентов и прочее, связанные в частности с нелегальной транспортировкой партийных изданий на территорию Российской империи.


       По инициативе Ленина вместо закрытого журнала «Мысль» в Петербурге с декабря 1911 по июнь 1914 издавался ежемесячный общественно-политический и литературный журнал «Просвещение», вышло 27 номеров. Тираж отдельных номеров достигал 5 тысяч экземпляров. Руководство осуществляла заграничная редколлегия во главе с Ульяновым-Лениным.  Журнал сыграл крупную роль в деле укрепления «большевистских» организаций и завоевания влияния в массах, в условиях нарастания нового революционного подъёма рабочего движения, после длительной полосы реакции.  Первоочередной задачей журнала, было рассмотрение и углубление теоретических вопросов марксизма. Практическую работу по изданию вела редколлегия в России. В русскую часть редакционной коллегии входили Савельев, Анна Елизарова и Ольминский. В журнале в большинстве своём сотрудничали те же «социалисты», что и в рабочей газете «Правда». Постоянными сотрудниками журнала были: Ротштейн, Волгин, Степанов, Еремеев, Демьян Бедный, Герасимов, Трояновский, Меринг, Бадаев, Михаил Покровский, Керженцев и другие. Принимали участие в работе журнала Сталин и Молотов. Все наиболее важные, в принципиальном отношении статьи, заметки и план каждого номера рассматривались и редактировались Ульяновым-Лениным. В журнале было опубликовано произведение Ульянова-Ленина, «Три источника и три составных части марксизма», издание было приурочено к тридцатилетию со дня смерти Карла Маркса. Печаталась работа Сталина, «Национальный вопрос и социал-демократия».


        С 1913 беллетристическим отделом руководил Максим Горький. В журнале печатались произведения Горького, «Вездесущее», «Кража», «По душе» и другие. Помимо этого, Горький рассматривал присылаемые в редакцию рассказы, стихотворения и повести начинающих писателей из рабочих, он внимательно прочитывал эти произведения, давал свои указания, учил молодёжь художественному слову.


       Издательством выпускались и серии недорогих книг «для народного чтения» на различные темы. Всё это хорошо продавалось и приносило многие тысячи рублей в «партийную» кассу, которая совпадала с личным счётом Ульянова-Ленина.


        В журнале рассматривались и актуальнейшие вопросы текущего момента, велась активная борьба с врагами Ульянова-Ленина, со всяким проявлением «оппортунизма» и «реформизма» в рядах «социал-демократии».Публиковались статьи против политики «кадетско-октябристского» блока стремившегося к конституционной монархии в России, обвинявшие ведущих депутатов  «Госдумы» в сговоре с царизмом, много внимания в журнале уделялось национальному вопросу, выдвигались революционные лозунги в период выборов в IV «Государственную Думу». Журнал откликался на все крупнейшие события рабочего движения.


      Журнал был закрыт в июне 1914 года, по распоряжению правительства.


Рецензии