Золотые слова Иосифа Бродского

Человек, который сопротивлялся системе, в которой была цензура даже на степень образованности, потому что твои знания могут быть опасны для общества, потому что слово - это самое опасное оружие против невежества и бескультурья... этот человек, которого Родина сделала своего рода изгоем, заставив искать другое место жительства, где бы система принимала всех людей, вне зависиимости от национальности, происхождения и уровня образованности и культуры, говорит о том, что социалистический строй - это самый разумный строй, в котором могут жить люди, сохраняя общество и свой человеческий облик... Это немыслимо.

Вот что он говорит в конце своего разговора с Евгением Райтом, бравшим у него интервью в Венеции(год не указан, но судя по тому, что Иосиф Бродский уже в 1996 году ушёл в мир иной, это было, как минимум 25 лет назад):
 
"Моя степень отстранённости и отдалённости от происходящего в России, даёт возможность взгляда со стороны с определённой долей трезвости... Человека, который обладает такой привилегией - иметь сознание, не замутнённое сиюминутными раздражителями, можно и не слушать, однако, я скажу то, что думаю...
Основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку...в общем, если угодно, в презрении... это обосновано теми столетиями всеобщего унижения, когда на другого человека смотришь, как на вполне заменимую и случайную вещь, то есть он может быть тебе дорог, но в конце концов, у тебя внутри глубоко запрятанное ощущение того, что он НИКТО... И одним из выражений вот этого неуважения друг к другу является именно вот эти самые шуточки и ирония, предметом которой является общественное устройство в обществе. Самое чудовищное последствие тоталитарного режима - это полный цинизм и нигилизм общественного сознания. Приятно пощутить, поскалить зубы, но всё это мне очень сильно не нравится. Набоков однажды сказал после выслушанного им анекдота:
- Всё это мне напоминает шутки дворовых или рабов, которые издеваются над хозяином в то время, когда сами они заняты тем, что они чистят его стойло"
Было бы разумно попытаться изменить общественный климат...
В течении последнего столетия русскому человеку выпало такое, чему ни одному народу, населяющему северную Евразию, не выпадало... Мы увидели абсолютно голую основу жизни, нас раздели и разули, и выставили на экзистенциальный холод .
Я думаю, что результатом этого не должна быть ирония. Результатом этого должно быть взаимное сострадание, и я не вижу этого выраженным ни в политической жизни, ни в культуре. И это тем горше, когда это происходит в культуре, потому что главный человек в обществе - это человек остроумный и издевающийся, и это мне сильно не нравится.
Когда ты переходишь в сферу культуры, у тебя твои ценности начинают в сильной степени отстраняться от культуры и реальности тех людей, которые с культурой не соприкасаются. На это могут быть два ответа: первое - это придвинуть население к культуре, но последствием этого может быть то, что все станут циниками, но есть и другой способ...
В 1964 году я попал за решётку и меня повезли на север сроком на 5 лет, но я уже тогда писал стихи и чувствовал себя порядком выше всех и вся... я помню купе на четверых, где ехали 16 человек... там были люди самых разных сословий, главным образом, уголовный элемент и простые люди, какие-то алкоголики и так далее, но неважно... и напротив меня сидел крестьянин, который украл мешок с удобрениями и получил 10 лет... ему было лет 65 или больше, и я понял одну вещь: что он никогда из этой системы не выйдет, здесь и умрёт, то ли в этом поезде, то ли на пересылках, то ли в другом лагере, и никто не будет знать его имени и никогда его нигде и никак не помянут, и это произвело на меня сильное впечатление...
Это отрыв от культуры, то есть если я что-то понял, а понимаешь эти вещи животом, я понял, что всё, чем я занимаюсь, это замечательно и я - хороший человек, но то, что со мной происходит, рано или поздно мне же и поможет, кто-то будет за меня хлопотать, а за этого человека никто хлопотать не будет... вот вам разница между культурой и жизнью нации... и это чудовищно...
Ещё был момент, когда я начал жить и работать на севере в совхозе, это было скверное место, которое мне не нравилось, и я был совершенно к этому не готов, городской мальчик и всё такое, но был такой момент, когда утром, в шесть утра холодной зимой или осенью, выходишь из дома в сапогах и ватнике, идёшь в сельсовет получать наряд на весь день... ты идёшь через поле по колено в грязи, но ты знаешь, что сейчас, в эту минуту, примерно 40 процентов населения державы движутся таким же образом, и я не хочу сказать, что это тебя наполняет каким-то чувством единства, но мне это ощущение дорого...
То что я сейчас говорю, продиктовано не высокообластью и отстранённостью, но чувством, что мы должны на каждого человека обращать внимание, потому что мы все в странной чудовищной ситуации, где бы мы не находились... уже хотя бы потому, что мы знаем, чем всё это кончается - мы умираем. И поэтому долг человека по отношению к человеку - помогать, и общество должно строиться на основе круговой поруки и взаимной помощи, а не на эгоистических соображениях любого порядка.
И отчественная культура, на мой взгляд, движима соображениями эгоистическими и людьми, которые пытаются быстро разбогатеть, и это мне колоссально неприятно. Это можно переменить...
Эти 70 лет коммунистической системы породили ощущение некоего равенства в обществе, что мы все - братство в нищете, в беде, и это надо сохранить. Я и моё поколение, мы самоопределились в противостоянии этой системе, и за это надо быть благодарным системе до известной степени, потому что, когда ты имеешь дело со злом, оно позволяет тебе сформулировать - что на свете ценно и что на свете менее ценно...
И что меня совершенно поражает в Отечестве на сегодняшний день, что значительное число людей, которых я знал, принадлежащих к тому классу образованных и т.д, оно ведёт себя так, будто они никогда ничему не научились, как будто им никто не говорил, что надо понимать и любить всех и каждого...
Маркс был прав в том, что капиталистическая система ведёт к атомизации общества. У нас не было атомизации, у нас было общество. Но если мы будем следовать тем указаниям, которым следует сейчас большинство интеллигенции, то мы можем кончить потерей общества...это будет каждый сам за себя...
Социалистический идеал общества - это разумный идеал, основанный на ощущении вполне оправданном, что общество разростётся количественно, и чтобы не возникло колоссальной поляризации, нужен некий общий знаменатель.
Пр проповедовании социалистического идеала была допущена кардинальная ошибка. Основоположники этой докрины утверждали, что наступит рай на земле. Это свидетельствует об их полном зверином идиотизме. На самом деле основой для социалистического общества является одна простая вещь: что жизнь тяжела, трудна, страшна и чудовищна, и поэтому только объединившись вместе, мы можем каким-то образом облегчить себе существование.
Рая никогда не будет. Ты в поте лица будешь зарабатывать свой хлеб. Никакая система не избавляет человека от труда. Даже западное общество построено на обещании лучшего мира, и эта инерция - двигатель, который пожирает много топлива, человеческого, в том числе... Их радикальной идеей было то, что человек плох и его нужно обуздывать, контролировать его негативную часть. Это трезвый взгляд, который необходимо положить в основу строящегося общества..."

К сожалению, никто как всегда не услышал мудрого человека, и по прошествии многих лет мы можем наблюдать, что его слова сбываются, и человечество, и в частности, российское общество, продолжают с каждым годом всё больше и больше терять свой человеческий облик и свою культуру, и человечество всё больше движимо эгоистическими побуждениями, когда каждый сам за себя, а общество распадается на богатых и бедных, на разрозненные субкультуры и на людей, которые остаются в полном одиночестве ради спасения своего человеческого образа.


Рецензии