Искусство призвано разъединять, а не объединять?

     Недавно я слушала новую оперу, с авторами которой хорошо знакома. Это был несколько сокращённый концертный вариант, но с костюмами и активными передвижениями по сцене, то есть нормальный спектакль, поставленный и сыгранный молодыми энтузиастами.

     По окончании спектакля я встретила несколько знакомых лиц, поздоровалась с приятной, дружелюбной дамой – она также хорошо знает авторов и сама – успешный профессиональный композитор, талантливая личность. Разумеется, разговор зашёл о только что услышанном и увиденном.

     – Мне очень понравилось, – говорю я. – Очень душевно, лирично, и при этом – героические мотивы, патриотизм, но всё органично, в меру, и музыка легко воспринимается.

     Понятно, что я не музыковед, и от меня не ждут научно-музыкального комментария. Но я и так достаточно внятно выразилась, меня поняли, со мной вроде бы согласились.

     А потом разговор как-то незаметно перешёл на Верди и, в частности, на «Травиату». Наверное, я назвала её как великолепный образец.

     – Это моя любимая опера! – сказала я и, несмотря на удивлённый взгляд собеседницы, добавила: – Я могу слушать её сколько угодно, я уже все составы слышала, всех исполнителей знаю.

     – «Травиата?»... – не помню, как именно высказалась по поводу этой оперы музыкальная дама, но вроде бы в том смысле, что это не есть музыкальный шедевр и как это можно приводить в пример.

     Я, обидевшись за себя и за Верди, сказала, что его музыка гармонична, она впечатляет и запоминается, не зря же его любят и исполняют во всём мире. 

     К слову, для меня очень важно и дорого вот это состояние, когда слышишь любимое произведение и предвидишь, что будет дальше, как будет развиваться мелодия. Каким-то чудом запоминается и хранится в памяти сложная классическая музыка, которую не так и часто приходилось слышать. Короче, я люблю слушать то, что уже люблю. Но, разумеется, слушаю и осваиваю новые произведения.

     – У меня есть простой критерий оценки спектакля или книги: могу ли я посоветовать кому-то посмотреть или прочесть. Или даже обязательно сделать это! Так вот, на «Травиату» я всем советую сходить, особенно когда поют Юрий Городецкий и Маргарита Левчук. А на оперу нашего композитора Д. С. – нет! Тем более это триллер, а музыка не запоминается и не радует меня.

     – Что вы! Как можно сравнивать! С. – великий композитор, это грандиозное произведение... (не могу вспомнить и процитировать все возвышенные музыкальные характеристики, но примерно в таком духе)… Это мой учитель!

     На этой высокой ноте наш короткий разговор, к счастью, закончился. Возразить мне было нечего. Учитель – это понятно, это святое. Как же я оплошала! Вместо того, чтобы восхищаться оперой великого учителя талантливой дамы, я хожу на какую-то банальную «Травиату». Не говоря уже о моральном облике её героини...

     Но, честно говоря, я пожалела только о том, что высказала одному композитору своё мнение о другом композиторе. Никогда не угадаешь, совпадут ли вкусы дилетанта и профессионала. А тут ещё и святое задела – память об учителе. Да уж, впредь лучше придержать своё мнение при себе и прежде поинтересоваться мнением более компетентного собеседника.

     Однако я сказала, что я думала, и другого мнения у меня не появится, даже если мне долго разъяснять, за что именно постановщики и ведущие солисты получили премию. Значит, так надо, это, видимо, национальное достижение, достояние, гордость и так далее. Но не Верди. А Верди – самый известный и успешный, самый лучший композитор за всю историю мировой оперы. Ну и кто мне может возразить?

     Недавно я услышала по ТВ интересное высказывание. На вопрос: «Как вы считаете, искусство объединяет или разъединяет?» композитор Дмитрий Курляндский ответил: «Искусство призвано разъединять, а не объединять. То есть оно выявляет предпочтения и разделяет с другими людьми, у которых другие взгляды и интересы».

     А вот цитата из более раннего интервью, подтверждающую постоянство убеждений этого композитора:

     «Искусство призвано разъединять, а не объединять — в этом его социальная функция, оно обнажает наши предпочтения. А предпочтения эти обуславливаются целым комплексом обстоятельств, часто от нас независящих, — от семьи и образования до личного опыта и характера»*.

     Если вспомнить, часто ли то, чем мы восхищаемся или что нам интересно, вызывает такое же чувство у наших знакомых? Что-то им нравится, к чему-то они равнодушны, а что-то и вовсе не одобряют и даже возмущаются, если нечто новое не вписывается в стандартный набор предпочтений. 

     Иногда так хочется поделиться с кем-нибудь своим впечатлением от увиденного или услышанного! Бывают такие находки — ну просто шедевры неописуемой красоты и гармонии. Кажется, что твой восторг должны разделить все, кто сейчас узнает о существовании чуда или просто — достойного их внимания явления. Но увы! Очень редко кто скажет: «Спасибо! Мне так понравилось, я это раньше не видела/не слышала...» Многие даже не удосужатся вникнуть, открыть ссылку. А когда что-то тебе особенно любо-дорого, то каково это — услышать: «Меня такое вообще не интересует, я сейчас смотрю Малышеву/Малахова/Соловьёва...»? 

     Не стоит огорчаться или доказывать, что это произведение прекрасно или хотя бы значительно, поскольку оно уже вошло в историю искусства или литературы. Пусть каждый остаётся при своём мнении и радуется тому, что ему понятно и близко.

______________________________________________________

*Дмитрий Курляндский: «В сторону объективной музыки…»
Молодой композитор-авангардист о сложностях и непростой простоте современной академической музыки
«Частный корреспондент»
понедельник, 13 июля 2009 года, 09:39

Ссылка не отображается, но интервью можно найти в интернете.
______________________________________________________

На фото: «Травиата», 3-действие. Альфред и Аннина.


Рецензии
Бог объединяет, а религии - разъединяют.
Прекрасное объединяет, а тропинки к нему ведут по сторонам.

Жанна Марова   30.06.2020 15:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Жанна!

Прекрасно небо в лёгких облаках,
И клёнов многоцветие прекрасно.
Удача недоступно далека,
И всё-таки – надежды не напрасны!

Женские Истории   04.07.2020 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.