Катастрофы в море и реках. Случай на Оке

Уважаемые читатели! Начиная серию рассказов «Хроника  морских и речных катастроф», хочу сказать, что не имею доступ ко всем данным по конкретной катастрофе, таких, как точного времени и даты, так и других данных, которых хотелось бы иметь. Но суть остается правдивой. Все это невыдуманные истории, которые происходили в жизни.
Фамилии некоторых героев изменены, или неизвестны автору, как и названия кораблей
ввиду того, чтобы не нанести какой-либо обиды настоящим героям этих историй, хотя все происходило достаточно давно, больше двадцати лет. Пишу лишь о том, что мне достоверно известно, и, надеюсь, будет интересно читателю.

 
Стоял хороший теплый майский денек. Было начало мая и Ракеты по Оке только начали ходить на радость пассажирам, соскучившимся за зиму по своим отдаленным дачам и по речным просторам, прекрасным пейзажам, проплывающих мимо берегов. Ракеты
всегда были раньше очень востребованным видом транспорта, а в выходные дни было весьма сложно приобрести билет на Ракету.

Ракета – N, под командованием капитана дублера Хомутова Валерия Павловича, отошла от пристани Дзержинск с пассажирами на борту рейсом по Павлова. Видимость была изумительная. Все шло хорошо, но на подходе к Низковскому острову Ракета на скорости шестьдесят километров в час вылетела на мель, наткнулась на подводное препятствие.. Одна из пассажирок, Анохина Валентина Григорьевна, в это время возвращалась с прогулочной палубы на свое пассажирское место. В результате резкой посадки на мель, Валентина Григорьевна пролетела через весь пассажирский салон и ударилась головой об лесенку, ведущую на бак. Валентина Григорьевна получила черепно-мозговую травму и нуждалась в срочной медицинской помощи. Несколько пассажиров получили незначительные ушибы.

Капитан- дублер Хомутов сообщил по рации диспетчеру Дзержинска о случившемся, что Ракета вылетела на мель, наткнувшись на подводное препятствие, и что одна из пассажирок нуждается в срочной медицинской помощи. Диспетчером Дзержинска была срочно вызвана резервная Ракета с заданием капитану – срочно следовать в район Низковского острова, забрать пострадавшую пассажирку и доставить в Павлово, где их будет ждать карета скорой помощи.

Подойдя в район посадки на мель Ракеты-N, капитан резервной Ракеты не стал подходить к борту Ракеты – N, рискуя тоже оказаться на мели. Выручили рыбаки. С их помощью на импровизированных носилках пострадавшую переправили на резервную Ракету, и она полетела в Павлово, где ее встретила скорая помощь.

Капитан- дублер Хомутов второй год работал на Ракете, показал себя неплохо во время прошлогодней навигации, и вот такой случай. В чем же ошибка Хомутова, почему Ракета оказалась на мели?
Капитан дублер Хомутов вел Ракету, ориентируясь плавучей обстановкой, согласно которой белый буй ниже Низковского острова был справа от Ракеты, то есть Хомутов ничего не нарушил, а виновниками в этом случае должны быть путейцы, которые вовремя не переставили белый буй ближе к фарватеру.

Все казалось бы логично и закон должен быть на стороне капитана- дублера Хомутова, а виновниками должны быть признаны путейская служба, и значит ответственность за все случившееся должна принять на себя путейская служба. Но начальник судоходной инспекции Московского пароходства, узнав о случившемся от участкового инспектора
судоходной инспекции Петрова П.Н., был другого мнения  и дал устный приказ обвинить в посадке на мель Ракеты-N капитана- дублера Хомутова, обвинив его в плохом знании плеса и соответственно считать его ответственным за тяжкие повреждения пассажирки Анохиной, травма головы у которой оказалась очень серьезной, и она не могла уже возвратиться к своей работе, и была на инвалидности.

Вопрос встал о том, что виновный должен будет пожизненно платить Анохиной за потерю трудоспособности. Это должен был определить суд, но уже готовился приказ о наказании капитана- дублера Хомутова. Оставалась мелочь – подтвердить это в суде.

Бывший выпускник ГИИВТА Хомутов обратился по этому делу на кафедру судовождения ГИИВТа к одному из старейших и уважаемых преподавателей, профессору      
Голубеву Г.А., который выслушал Хомутова и согласился быть на суде экспертом по этому случаю, надеясь, что суд прислушается к его мнению.

В судоходной инспекции Московского пароходства занервничали, видя какую грозную защиту представляет в суде профессор Голубев. В Дзержинске тоже спрятали под сукно, заготовленный на Хомутова, приказ. Нервничать в Москве были веские основания.
Оказывается, на суде обязательно выплывет с помощью эксперта одна неприятная деталь.
А деталь эта заключается в том, что еженедельно весь фарватер должны осматривать вместе путейцы, капитан-наставник и участковый судоходный инспектор, а такие осмотры проводились крайне редко, ссылаясь на занятость, с нарушением графика.
 Значит эта троица тоже должна нести ответственность за случившееся, а это затрагивает честь пароходства, так как не досмотрели, не проверяли своих подчиненных. Значит и сами, в какой-то мере, виноваты. Все зависит от компетенции суда.

В суде профессор Голубев Г.А. без труда доказал невиновность капитана -дублера Хомутова В.П., и суд принял во внимание доводы уважаемого профессора.
Путейцы признались, что не смогли вовремя переставить белый буй у Низковского острова  ближе к фарватеру, и были признаны виновными в происшествии.

Однако, гражданский суд в Павлове остался некомпетентным в тех деталях, что вину путейцев должно было разделить Московское пароходство с капитаном наставником и участковым судоходным инспектором. Суд не вынес частного определения в адрес этих лиц, также виновных в посадке Ракеты N на мель и тяжелых последствиях после травмы пассажирки Анохиной.


Рецензии