Кёнигсберг VIII - Мастерские

 
Как нам обустроить Кёнигсберг VIII
 
 
АРХИТЕКТУРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
 

Давно, давно хочу я сказать о том, почему очень часто реставрации и восстановления зданий и тротуаров, а также и новое строительство в Калининграде-Кёнигсберге получаются плохо. Я долго размышлял над этим, наблюдал за «архитектурными» и дорожными работами, проходя мимо по пути на работу или по иным делам. Вот мои выводы.
 
1) Работы эти выполняются, как правило, кем? – Подрядчиком.
2) Кто есть подрядчик? – Никто. Подрядчики – это люди, набранные не понятно откуда и не понятно кем.
3) Какие они специалисты в восстановлении архитектуры, тротуаров, знаменитых Кёнигсбергских липовых аллей, высоких красивых черепичных крыш, скульптуры? – Никакие.
4) Сегодня подрядчик есть – завтра его нет. С кого спросить?
5) Подрядчик – это способ тянуть деньги из казны. И т. д. и т. п.
 
Поэтому вывод, собственно, такой: нам необходимо создавать АРХИТЕКТУРНЫЕ И РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ при двойном подчинении  и отчётности последних правительству области и города. Они должны существовать постоянно, как существуют города, сёла и дороги области. С них всегда можно спросить. Таким образом, пункты с 1-го по 5-й автоматически устраняются созданием этих учреждений. Но САМОЕ ГЛАВНОЕ заключается в том, что мастерские изучают традиции предыдущих поколений, сохраняют традиции, создают и  накапливают новые технологии своего дела. В мастерских работают мастера. Этих людей все знают. Им доверяют. И они дорожат своим именем.
 
Нам в области давно уже, очень давно, нужен архитектурный университет. Я бы разместил один из его филиалов на берегу Калининградского залива (Залив Фришес Хаф, нем. – Рыбный дом). Это должно быть потрясающее по своей красоте здание внушительных размеров. Рядом не плохо бы смотрелись Прусские театры оперы и балета, столь же большие, привлекательные своей скульптурой. От этого места я провёл бы мост через залив, не забыв предусмотреть на этом мосту широкие велосипедные дорожки. И тут я позволю себе ещё немного пофантазировать. Я представляю клонящееся к горизонту над заливом Солнце. Поставив велосипед к высокому ограждению (в стиле модерн, как новое ограждение в конце Нижнего пруда в центре города), вы стоите на смотровой площадке моста, наблюдая игру лучей на поверхности широкого как море водного пространства. Вдали парус лодки не спеша движется от прибрежного замка Бальга к Вислинской косе, а, может быть, в Пиллау (Балтийск). А там, чуть дальше, ещё паруса. Вы переводите взгляд влево на архитектурно-художественно-театральный кластер дворцов вблизи берега залива. Их крыши, озарённые солнцем, вызывают творческий подъём в вашей душе. Вы напрягаете слегка зрение и различаете «мошки» людей. Сегодня весь бомонд города и области здесь: местная премьера балета Щелкунчик Прусского Театра балета. Съехались также гости из окрестных стран: Финляндии, Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Польши, Прибалтики и т. д. На прошлой неделе публика наслаждалась игрой Прусского  симфонического оркестра. Звучали произведения представителей «Могучей кучки», а также Баха, Гайдна, Вагнера, Верди…
 
Таким образом, на мосту через залив необходимо также предусмотреть площадки отдыха и обзора, а также спуски к островкам отдыха  (также предусмотреть!) . Соответственно, для Прусского симфонического оркестра, художников и поэтов, и писателей необходимо построить по одному дворцу дополнительно…

Это то, чем необходимо заняться в первую очередь, начиная с мастерских (им тоже требуется свой дворец). Кстати, здание Гражданпроекта (там где предположительно работают наши архитекторы и градоустроители)  – сравнять бульдозерами!
 
 
 
 

А если говорить о подрядчиках, то стоит вспомнить как они в самом начале ул. Пролетарской изломали 25-сантиметровой ширины бордюр дикого камня. Этот бордюр традиционно укладывается на утрамбованный песок. Проседание бордюрного камня устраняется его подъёмом и подсыпкой песка. Также камень легко опустить, если это требуется, например, на пешеходном переходе. Здесь же, в начале улицы Пролетарской, этот бордюр подрядчик посадил на бетонную подложку (или цементно -песчаную смесь, что-то в этом роде), чтобы не проседал. Когда потребовалось опустить его на пешеходном переходе, то это сделать не удалось. Камень зашлифовывали, чтобы уменьшить высоту,  прямо на месте,  турбинками. Получилось и уродливо, и негладко. Кривые щели между бордюрными камнями заляпали бетоном. Подрядчик спешил уложить бордюр к Фестивалю FIFA 2018. Бордюр из дикого камня дёргали петлями из стального троса, привязанными к ковшу мини экскаватора…
 
А надо было так. Сначала ошлифовываем камень до идеальной формы (требуются соответствующие шлифовальные устройства, станки с алмазными шлифовками и т. п.).
 
--- ----   
О шлифовке дикого бордюрного камня следует сказать особо. Не следует шлифовать весь камень до блеска (как на улице Клинической), т. е. не надо его весь полировать - это безвкусица и непрактичность. На полированном камне можно и поскользнуться и в глаза отражаются резкие блики солнечного света...
 
Полировка может применяться для оснований памятников. Здесь же под шлифовкой я понимаю устранение крупных сколов по всей длине камня и придание поверхности камня прежней шероховатости. Т. е. в целом поверхность ровная, но искусственно сделанная шероховатой. Как шероховатить поверхность камня придумайте сами, главное чтобы было как было раньше.
 
--- добавление от 15 мая 2021 г. --------------------- !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
 Затем трамбуем песок и укладываем камень вплотную друг к другу. Для этого  аккуратно зашлифовывая СТЫКИ (торцы) для достаточно плотного соединения (здесь можно шлифовать). Укладываем при помощи мягких петель, а не стальных тросиков. Вот где нужна специализированная мастерская с её традицией, проработанными технологиям и специальной техникой, оптимальной скоростью работ, ответственностью и т. д.

Упомяну ещё вот что. В нашем городе и области много украшений, уличных лестниц, скульптур и т. д. делалось из бетона. Бетон имеет не навязчивый серый цвет и не требует окраски. После дождя он высыхает, и слегка светлеет – обретает свежий вид. Однако на Нижнем пруду старые бетонные украшения окрасили белой краской. У бетона имелись небольшие изъяны (война, знаете ли, люди…). Их плохо затёрли (вспоминаем мастеров и мастерские, знающих разные виды бетонов и правила их эксплуатации) и закрасили белой краской, а это, господа мои, БЕЗВКУСИЦА. На фоне зелёной травы лезут в глаза белые окрашенные бетоны. Это напоминает белые парадные гетры или краги американских солдат: нелепые, идиотские и неэстетичные.
 
  Кстати, Восточную эстакаду тоже красить не надо было. А сама эстакада замечательна и красива. Я отдаю ей первое место среди всех больших мостов и путепроводов в городе и области. ВОСТОЧНАЯ ЭСТАКАДА имеет широкие тротуары для велосипедов и пешеходов и проходит над нетронутой людьми зелёной зоной, над рекой. Рядом с эстакадой, в её начале, расположено необыкновенное здание бывшего ЦБК, напоминающее замок на берегу реки, замок с основным зданием и службами (хозяйственным постройками). Я так и вижу на этом месте фешенебельную гостиницу-замок на берегу реки Преголи, парусные суда, катера ошвартованные у пристани, возможно, также восстановленную сеть каналов вокруг этого места…  А ещё говорили, что Восточная эстакада проходит, через промышленный район. Да там самый чистый воздух. Люди гуляют по эстакаде, любуются открывающимися видами с неё. Смотрят на необыкновенно красивый изгиб реки, наслаждаются свежим воздухом. Идут дальше на остров. Велосипедисты проезжают здесь с удовольствием.

С Восточной эстакады мы, двигаясь по улице Свердлова (да, вот такие названия улиц!), попадаем в аэропорт Девау (который требует сохранения и ухода). В следующем выпуске я надеюсь сказать об этом месте несколько слов. Также есть идеи по поводу, так сказать, забытых окаймляющих улиц: Большие окружные 1-я 2-я 3-я и 4-я, Камская, Янтарная, Ялтинская…
 
 

2 февр 2020
 
 


Рецензии