История об историях

Я всю жизнь собираю и рассказываю истории.
Я делала это всегда, не очень осознавая, а потом оказалось, что это мировой тренд.
Оказаться в мировом тренде очень приятно. Ощущаешь свою принадлежность к чему - то великому.
Проходят всемирные конгрессы, конференции, где спикеры разных стран учат и нас в том числе, как рассказывать истории и зачем.
 Ни один бизнес тренинг сегодня не обходится без рассказывания историй. Называется это Storytelling.
 В профессиональной среде  я запустила эту волну - рассказывания историй. Именно через истории проводить терапию, через истории проводить диагностику тех искажений, которые мешают жить сегодня, или вызывают болезни разного уровня.
Или просто искажают мировосприятие, через истории находить ценности и смыслы.
 
Например, такая история: Девочке 5 лет и в семье шумные сборы на какой-то пикник. Девочка тоже принимает активное участие, предвкушая, как поедет с родителями  на весь день и как это будет весело. По пути, они заезжают к бабушке, и, папа просит девочку подняться к ней, чтобы что-то ей сказать. Девочка радостно бежит, не чуя беды,  а когда возвращается, ни папы, ни мамы нет.
Они просто уехали. Вот такая простая бытовая история.
Мне в ответ многие вспоминают что-нибудь подобное. Правда концовки могут быть разные и от этого разрушительное действие разное. В этой истории девочка проплакала всю ночь. Бабушка сетовала на неё и не понимала, чего уж так плакать!!!!!
Девочка выросла во взрослую успешную женщину и часто врет  без необходимости и не может понять, зачем это делает, тяготится этим.   
Её история была ключом к пониманию смысла вранья. 
« Если мама и папа ( самые близкие и любимые люди) так делают, то значит это правильно и так нужно делать!! 
Это детское решение.
 Оно позволяет ребенку не разочароваться в родителях,   не разрушить мир, в котором он живет и в котором родители боги.
Она отменила это решение. Осознала, что родители так поступили просто потому, что им было  удобно, чтобы не слушать её слез, не видеть её горя детского.
Родители часто так делают. 
Дети же принимают ошибочное решение, которое позволяет им выжить, а  потом начинает им мешать, но они этого не помнят, не осознают.
Новое решение, принятое этой женщиной,  позволило поступать в соответствии с реальной обстановкой, а не детским решением.
Человек приходит и говорит свой запрос или проблему. ( Не очень люблю это слово, потому что за ним нет образа). 
Я прошу рассказать историю из детства.  Та история, которая всплывает в сознании,  часто с присказкой; «ой не знаю, почему то вспомнил/а»;  «ой, вообще не вспоминал/а эту историю», или «какая то глупость в голову лезет», становится ключом к той проблеме, о которой говорит клиент. 
 Ещё одна история:  любящие родители говорят девочке, что у неё удалят «гланды» и это не страшно  и не больно, а потом ей купят мороженное.
Её заводят в хирургический кабинет, и родители оставляют её один на один с  ужасом хирургического вмешательства, болью,  обманом. 
Она сама  стала врачом, но вопрос «как они могли так поступить?» мучает ее до сих пор.
 У нее трое детей и всем  удаляли  аденоиды.  Она разговаривала с детьми, настраивала их, была с ними рядом. То есть вела себя прямо противоположным образом своим родителям.  Бедным детям пришлось иметь аденоиды, для того, чтобы мама смогла ответить на вопрос, который её мучил всю жизнь. 
Кроме того,  причиной ее неблизких отношений с родителями,  оказалось детское решение, что родителям нельзя верить. По сути, если говорить о ценностях, то вера ребёнка в родителей,  была подорвана.  Кажется, на первый взгляд, что речь идет об  обычной бытовой истории, а в ней такие ценности как ВЕРА, БЕЗОПАСНОСТЬ, РАДОСТЬ.
История позволяет найти болевую точку и устранить ее. Когда знаешь где и что чинить, это не сложно в отличие от сказочной ситуации; Пойди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что.
На конгрессе по психотерапии и медицинской психологии  в  Санкт Петербурге три года назад я выступала с докладом Житейские истории ценности и смыслы. Я страшно удивилась, что в институте, где я училась психотерапии, не рассказывают историй, хотя уже тогда этот мировой тренд  был.
 Были скучные доклады, которые читали Мэтры от психотерапии и которые никто не слушал. Я с удивлением наблюдала за залом. Кто сидел в телефоне, кто спал, кто откровенно скучал. За два дня 5-6 интересных живых докладов.
 На ежегодной конференции по антропопрактике в Ижевске я выступала с докладом  «История, как лучшее средство коммуникации с ребенком».  И это  правда. 
Огромное количество историй о нарушенных взаимоотношениях с ребенком исправляются, когда родители начинают рассказывать истории или просят детей рассказать истории.
5 лет назад на традиционном декаднике по психологии и психотерапии  в  Перми я проводила тренинг  «Житейские истории от быта до бытийности». Там были почти все ведущие тренеры декадника и истории, которыми они со мной делились, были сродни нахождению самородков.
Я убедилась, что культура рассказывания историй, которую я переняла от бабушки, а потом от мамы и папы, а мои коллеги от своих родителей и прародителей, живет в нашей среде. И теперь мои коллеги тоже рассказывают истории в своей терапии и многократно убеждаются в их эффективности и все время благодарят меня за это умение и за этот навык.
 Я часто встречаюсь с явлением, когда прекрасный рассказчик, наполненный удивительными историями, не знает об этом, не ценит свое умение, не придает ему значения, обесценивая себя и свои таланты.
 Что же удивительного в такой простой вещи, как история?

 Мы с детства окружены историями. Сама жизнь, это история.
Одна большая история, которая состоит из маленьких историй.
 Сегодня у меня была клиентка.  Когда я попросила ее рассказать  историю из детства, которая всплывет в ее голове, она ничего не смогла вспомнить. Она так и сказала, что не помнит ничего из детства. Только вот уже взрослую жизнь после замужества.
Как будто и не было детства, юности.
Когда я осторожно стала спрашивать, она вдруг стала плакать и сказала, что все время плачет, а о чем не знает.
Как правило, мы забываем то, что неприятно вспоминать, что  принесло боль или разочарование  и наше сознание делает нам такую услугу. Забывает. Но действие детских травм от этого не исчезает.
Их лучше достать, пересмотреть  решения, которые были приняты в том или другом случае и принять новые, более подходящие для сегодняшнего дня.
История позволяет  экологично перейти в другое состояние, где нет напряжения и сопротивления, потому что история безопасна. Она всегда подлинна, эмоционально окрашена и в ней много разных смыслов закодировано.
В начале 90-х  годов  в мое отделение неврозов приехал врач  из Таджикистана.
Три года он проработал в отделении, и я очень многому у него научилась.
Он был настоящий восточный человек, а Восток, как известно, дело тонкое.
Абдулло, так его звали.
 Он как-то сказал мне, что у нас в России психотерапия грубая, потому что прямолинейная.
 «А как у вас?», спросила я. Он ответил, что на Востоке говорят через притчи, легенды, загадки, анекдоты, которые тоже суть история.
Старые интернисты, у которых мне посчастливилось  учиться медицине, говорили, что хорошо собранный анамнез, это 90% правильного Диагноза.
А что такое Анамнез? Это и есть история жизни и болезни.
Беда современных врачей, что они  нелюбопытны, не  спрашивают и уж совсем не слушают больных.
Правильно поставленные вопросы: Когда появилось, с чем связано, что изменилось и так далее, позволяют найти правильное решение вместе с пациентом. Мне как то позвонила моя давняя клиентка и рассказала, что у нее поднялось давление, что ей выписали препараты, поставили на учет. Она пьёт таблетки и ей все хуже.
Она меня спрашивает, что делать, пить или не пить. Это было бы смешно……..
Я спросила ее, как высоко поднялось давление и что послужило причиной. Она сказала, что у нее вдруг заумирал папа, который никогда не болел.
Я спросила: « ВЫ сказали об этом врачу?»
Она ответила: « Нет».
« А почему?»
«Меня не спросили».
 
История важна не только в деле врачевания. В обычной повседневной жизни истории позволяют людям лучше понять друг друга. Найти контакт с детьми, с родителями, с подчиненными, с начальником. История позволяет достичь диалога, а не монолога. Ещё великий  психотерапевт Милтон Эриксон писал: « если вы хотите узнать историю брата клиента, расскажите ему о своем брате».

Подводя итог сказанному, повторюсь: « история это ключ к  полноценному, близкому, интересному общению. Это возможность узнать о человеке глубинное, подлинное,  что сближает. Это экологичное средство общения, терапии и диагностики. Попробуйте, удивитесь и убедитесь в простоте и гениальности  истории.


Рецензии