Счастлив, что работал с вами

Коммунист, организатор, воспитатель Григорий Давыдович Гогиберидзе с 1951 по 1973 год возглавлял коллектив нашего завода. Под его руководством было закончено восстановление предприятия после войны, осуществлена перестройка завода на выпуск маневровых тепловозов и завоеваны многочисленные победы в социалистическом соревновании предприятий отрасли.
Из воспоминаний
30 марта 1951 года я был назначен директором Людиновского локомобилестроительного завода, а в первых числах апреля уже со всей семьей прибыл в Людиново.
Первое впечатление о городе было удручающим: он значительно пострадал от войны. Не было канализации, воды; топливом для завода и города служили только дрова.
Меня радовало то обстоятельство, что коллектив старейшего завода очень тепло принял меня. Завод в то время выпускал локомобили для сельского хозяйства и промышленности, а также предметы народного потребления. В 1951 году было освоено производство мясорубок и эмалированной посуды. Началось проектирование и освоение мощных промышленных локомобилей под руководством главного конструктора завода П.П. Заикина, его заместителя А.И. Бычкова, главного инженера завода И.А. Паленкова.
Постепенно отпадала потребность в локомобилях, поэтому, начиная с 1955 года, нам приходилось получать план производства под гарантию завода, что они будут реализованы. Это обстоятельство заставило подумать об организации производства нового, более прогрессивного вида продукции.
В 1957 году по рекомендации тов. П.И. Петрова, старшего референта Совета Министров СССР, с Луганского тепловозостроительного завода им. Октябрьской революции была заимствована конструкция маневрового тепловоза ТГМ2 с гидромеханической передачей.
При переходе на производство тепловозов завод почти не располагал необходимыми для этого условиями. Но благодаря смекалке рабочих, инженерно-технических работников и служащих коллектив сумел организовать в существующих цехах изготовление локомотивов.
В освоении тепловозов принимали активное участие начальник сборочного цеха Н.М. Туркин, главный конструктор А.М. Хрычиков, лучший бригадир завода А.С. Пильщиков, начальник инструментального цеха М.М. Носов, начальник столярно-модельного цеха С.И. Мамин, модельщик Астахов, литейщики Баранов, Федюков, токарь Шатунов, револьверщица Сорокина, старший мастер литейного цеха №5 Егоренкова, бригадир слесарей Грачев и другие.
В то время еще малочисленное конструкторское бюро спроектировало на базе тепловоза ТГМ2 новую конструкцию маневрового локомотива с гидропередачей –ТГМ3. В создании этого локомотива, изготовлении первых образцов приняли активное участие инженеры А.М. Хрычиков, В.М. Унксов, начальник цеха Н.М. Туркин, слесарь-сборщик редукторов Бутов, расточник Дубинкин и другие.
Была проведена большая работа по перестройке завода. В ней приняли деятельное участие В.И. Волков, А.И. Фандеев, А.С. Козлов, Н.С. Глудин, Х.С. Кинделевский и многие другие. Был восстановлен и реконструирован бывший радиаторный цех,  ныне тепловозомеханический. Росли конструкторское бюро СКБТ и отдел главного технолога. Они пополнились способными инженерами, такими как В.Н. Логунов, Г.В. Радовский, В.Т. Аксютенков, И.И. Зеленов, Н.Д. Стребков, Э.Ф. Васильев. Большой труд вложили в подготовку производства П.Н. Мазуров, Г.П. Сай и другие.
В результате пополнения завода квалифицированными инженерами и техниками, такими как В.В. Гузиков, А.В. Юдин, Л.Н. Хрычиков, О.Н. Мещеряков, Н.И. Федюков, С.С. Хрычиков, В.В. Мартынов предприятие продолжало совершенствовать существующую конструкцию тепловоза, создавая новые машины.
17 ноября 1967 года юбилейную выставку железнодорожного транспорта в честь 50-летия Советской власти, где экспонировались тепловозы, и в числе других магистральный ТГ-16 и маневровый ТГМ3 производства нашего завода, посетили члены Политбюро во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС товарищем Л.И. Брежневым.
Во время осмотра наших тепловозов товарищи Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин поднялись в кабину машиниста, где в непринужденной обстановке мною была дана краткая характеристика особенностей конструкции тепловоза. Товарищ Брежнев интересовался удобствами управления локомотивом и условиями работы машиниста. От имени коллектива завода я выразил благодарность за высокую оценку труда нашего коллектива в связи с награждением юбилейным Памятным знаменем в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Товарищ Брежнев хорошо отозвался о конструкции тепловоза ТГ16М и высказал в адрес рабочих, ИТР и служащих нашего завода благодарность и пожелал коллективу дальнейших творческих успехов.
Партия и правительство высоко оценили труд коллектива, наградив завод первым в области, орденом Трудового Красного Знамени. Орденами и медалями была награждена большая группа передовиков производства.
Коллектив нашего завода первым в отрасли и области перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования. В это дело большой труд вложили главный экономист завода А.М. Темкин, В.Н. Саньков, Е.Н. Гурова, экономисты цехов и другие работники.
Коллектив завода вырастил десятки талантливых партийных и хозяйственных руководителей, в том числе П.В. Кудрявцева, Я.А. Шевкунова, М.М. Ходина, В.И. Осташко, Ю.М. Кульнева, И.С. Антонова, В.Н. Башкирова, А.Т. Гурова. Много замечательных людей прошло становление на заводе на моих глазах. Среди них передовые рабочие В.А. Борискин, С.С. Бурдыкин, Г.Н. Петрухин, А.А. Павлюков, В.Н. Соловьев, В.В. Сергейцев.
Сотни производственников завода работают, опережая время. Это все рабочие – гвардейцы завода, большинство из них коммунисты и комсомольцы. Растет прекрасная молодежь завода.
Коллектив предприятия пополнился способными руководителями, какими являются В.К. Лужин, А.С. Степичев, Л.Д. Арсеев, В.А. Азаров, В.И. Алешин и другие.
Мне посчастливилось, что я начал свою трудовую деятельность и воспитался в коллективе старейшего завода «Красный профинтерн» г.Брянска и завершил свою трудовую деятельность в коллективе старейшего в стане Людиновского тепловозостроительного завода. Работая директором этого завода в течение 22 лет, я чувствовал большую поддержку и доверие рабочих, инженерно-технических работников и служащих, партийной организации. За время работы на предприятии я избирался членом парткома, горкома и Калужского обкома КПСС, а в 1969 году Калужская областная организация оказала мне большую честь, избрав делегатом ХХIII съезда КПСС. С 1969 года являлся членом президиума Калужского облпрофсовета.
Я выношу большую благодарность партийной организации области, города, завода. По их представлению мой скромный труд отмечен партией и правительством высшими наградами – орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и другими наградами.
Г. Гогиберидзе
Газета «Тепловозник» 12 августа 1977 года


Рецензии