Жизнь без шероховатостей

- Виктор Яковлевич, в гости заходили?
- Нет, дома побывал…
Виктору Яковлевичу Харламову было приятно, что среди вереницы тепловозостроителей, спешащих домой после окончания рабочего дня, есть еще люди, которые его знают и помнят, не ожидал, что таких людей много – только успевай отвечать на приветствия. А ведь пятнадцать лет прошло с той поры, как ушел на пенсию…
Посещение завода спустя столько лет взволновало бывшего конструктора. Да и как иначе – 43 года, как говорится, от гудка до гудка здесь отработал. Рос вместе с заводом. Видел своими глазами, как он преображался, как развивалось тепловозостроение, какие люди и как добивались успехов в производстве. И не только видел, а и принимал активное участие во всем: вносил свой вклад в общее дело на производстве, не уступал старикам в колхозе на покосах, занимался общественной деятельностью – десять лет являлся председателем правления кассы взаимопомощи при завкоме профсоюза.
В жизни многому учился сам. Отец умер, когда ему было всего девять лет. Жили с матерью. Тяжело приходилось ей, ведь кроме Виктора в семье было еще трое ребятишек, а здоровье у нее было неважное. Сейчас уже никого нет: брат погиб на фронте, мама и сестры умерли, но в памяти живы воспоминания тех лет. Дорог подарок брата – карандаш, который тот подарил Виктору перед уходом на войну, больше нечего было подарить. Знал бы он тогда, сколько таких карандашей его братишка использует впоследствии будучи конструктором!..
А начинал свою трудовую деятельность Виктор Яковлевич в 14 лет на пункте заготзерна.  После окончания школы пришел на завод, устроился сверловщиком в котельный цех. Освоил горизонтально-сверлильный станок. Наставления более опытных рабочих помогали ему в работе. Виктор Яковлевич с уважением и благодарностью вспоминает старшего мастера Николая Семеновича Дощатова, который способствовал его становлению.
- Какое отношение было к молодежи! – говорит ветеран, - Никогда не слышали крика со стороны старших коллег.
Несколько раз повторять молодому рабочему не приходилось. – схватывал все, как говорится, на лету. Его смекалка, ум и другие деловые качества не остались незаметными. Вскоре Харламова назначили бригадиром. Решив продолжить образование, он поступил в Людиновский машиностроительный техникум, но по состоянию здоровья учебу пришлось оставить. В армию не взяли. Спустя некоторое время, он вновь поступил в техникум и успешно его окончил. Обучение совмещал с работой. В то время он работал инструктором в инструментальной кладовой. При защите дипломного проекта он произвел впечатление на председателя комиссии, главного технолога завода Д.В. Глухова. Он пригласил В.Я. Харламова на работу в свой отдел. Это был 1956 год. С этого времени и до 1990 года Виктор Яковлевич занимался проектированием приспособлений для цехов предприятия. Сколько их он внедрил в производство за эти 34 года посчитать невозможно.  Кто работал с Харламовым, знают его как грамотного и знающего свое дело специалиста, хорошего, отзывчивого человека, готового в любой момент помочь молодым конструкторам, доходчиво и внятно указывая выход из затруднительных ситуаций. Из-под карандаша инженера 1-й категории выходила оснастка высокой сложности. Плоды его работы можно найти, наверное, в каждом производственном корпусе. И сейчас в рамно-тележечном цехе на его стендах проводится обкатка колесных пар и осевых редукторов. Кантователь для расточки центров, индукционный нагреватель, кондукторы, фрезерные приспособления, да разве все перечислишь! Виктор Яковлевич не оканчивал институт, не было возможности – на руках находилась мать-инвалид, но у него не зазорно было поучиться и дипломированным специалистам.
Тепловозостроительный завод для него стал домом. Здесь он обрел свое семейное счастье, познакомившись в котельном цехе с будущей женой, разметчицей того же цеха. С Зинаидой Васильевной прожили 43 года, вырастили дочь и сына. К сожалению, почти десять лет назад она оставила этот мир. Виктор Яковлевич живет один и остается верен своей жене.
- Вспоминаю ее каждый день, каждый час, - говорит он, - о том, как жили, как ездили в лес за грибами, за ягодами, по орехи. Мы на все мероприятия ходили только вместе. Разве можно, прожив столько лет, привыкнуть к другому человеку?
Семейное счастье Виктор Яковлевич видит в полном доверии друг к другу, схожести характеров и интересов обоих супругов.
- Я и сына учу беречь семью, - говорит он, - на свадьбу подарил ему набор надфилей с наставлением спиливать, так сказать, острые углы в семейных отношениях, все невзгоды и неровности убирать, чтоб не было шероховатостей и жили дружно.
И дети не огорчают отца, подарили ему четверых внуков. Виктор Яковлевич счастлив и на жизнь не жалуется. Скрашивает ее увлечение агрономией. Еще в молодости пытлся поступить в сельскохозяйственный техникум, да попытка не удалась. Но Виктор Яковлевич не отчаялся, знания приобретал из печатных изданий и не безрезультатно. Ежегодно он снимает со своего приусадебного участка хороший урожай картофеля (с двух посаженных ведер получает 26-35), огурцов (из 30 семечек 16 ведер), помидоров, морковки, свеклы и прочих овощей и фруктов.  Ветеран продолжает трудиться. И труд помогает ему пережить одиночество.  На здоровье не жалуется, а поддерживать его старается народными способами при помощи лечебных трав и настоек. Харламов и людям помогает. Много лет он являлся донором, делился своей горячей кровью с тяжелобольными.
Завод по-прежнему дорог для ветерана труда.
- Сердце щемит, когда хожу мимо, - делится мой собеседник, - Демидов, Мальцов и Гогиберидзе – вот три ярких личности, которых я не могу поставить врозь, это три великих человека, которые знали, что делали. Сейчас у меня много знакомых, работающих здесь, которые поддерживают в курсе всех происходящих событий. Жаль, конечно, что все так переменилось, но нужно жить и стараться сохранить добрые традиции, больше внимания уделять обучению рабочих.
Виктор Яковлевич еще много рассказывал о годах своей работы на заводе, вспомнил Е.Н. Ратнера, Г.Д. Гогиберидзе, своих бывших коллег по котельному цеху. Всего не перескажешь. Руководство ценило конструктора, не раз поощряло денежными премиями, награждало Почетными грамотами, ценными подарками. О наградах В.Я. Харламов говорил неохотно.
- Какое они имеют значение? – бросил он напоследок.
И, действительно, куда важнее след, оставленный на земле – то множество приспособлений, спроектированных им, использующиеся в производстве, которые еще много лет будут способствовать развитию завода, обеспечивая высокое качество и надежность тепловозам и другой выпускаемой предприятием техники.

                Февраль, 2005г


Рецензии