Бл-лин компот Глава 14

Относительно «хожу», это конечно громко сказано. Старушка медленно брела, опираясь на клюку.
- В молодости легче было заново начать ходить, - посетовала она. – Впрочем, сейчас я и до происшествия уже не бегала.
У крыльца баба Люся остановилась.
- Ребятки, сделайте доброе дело, сходите до курей
- Курей? – эхом повторили мы
- Бабка Маня весной преставилась, так я ее курей себе забрала. Туточки негде их держать, так они у Мани в стайке и живут. Каждый день ходить туда тяжело, я кормушку им хитрую приспособила. Раз в три дня крупы насыплю, воды налью, яйца соберу.
Мне показалось, что старушка не только о курочках беспокоится, но и хочет выпроводить нас куда-то. Только зачем? Я же явно чувствую ее страх вновь потерять сына.
Словно в ответ на мои мысли, баба Люся сказала:
- Мишенька, тебе, как мужчине, легче будет разобраться с моей приспособой. К тому же воды надо принести. Может, ты сходишь, а мы с Олей туточки подождем?
- Конечно, мама. Где дом этой бабки Мани?

Старушка смотрела вслед, пока Михаил не скрылся за высокой травой на пустыре. Жестом, пригласила меня в дом.
- Оленька, вы с моим Мишенькой ….
- … познакомились накануне отъезда.
Старушка вздохнула. Я заметила, что она любит вздыхать.
- Я уж было подумала … Жаль. А внуки у меня есть?
Я растерялась
- Не знаю. Михаил не знает, как спросить, есть ли у него братья или сестры. Вы ему расскажите и намекните, что хотели бы знать больше о его личной жизни, есть ли внуки.
После небольшой паузы, я перевела разговор в нужное мне русло.
- Баба Люся, во сне вы сказали, что вы Ильи Михалева двоюродная сестра. Возможно, моя мама его дочь. Вы хотели что-то рассказать
- Да помню я этот сон.
- Помните?
- Конечно. Я же на дороге валялась и видела не то сон, не то явь. А потом тот голос в голове. Я потому Мишку и спровадила, чтобы узнать: ты из этих? – далее последовал жест, коим в кафе Михаил интересовался не «из этих» ли я. Порода. И никакого ДНК теста не надо.
- Не совсем. Да это и не важно. Мы ничего не знаем о родителях мамы. Ее нашли на берегу рядом с женской одеждой.
- Про это не знаю, врать не стану. Расскажу, что знаю. Илья-то старше меня на 23 года был. Потому все, что о нем знаю – с чужих слов.

 Илюше 21 год был, когда от него забеременела 19 летняя девушка. Ума не хватило парню все рассказать. Она первым делом родителям сказала, а те сразу в крик и выгнали ее из дома. Мол, где нагуляла, туда и иди.  Что у нее было на уме, никому не ведомо, а только вместо того, чтобы пойти к возлюбленному она пошла и утопилась в проруби.
 Наверное, Илья крепко любил ту девушку. Говорят с год дома отсиживался. На работе толком ни с кем не общался, народа чурался.
 До того, как всему этому случиться, он с моим отцом крепко дружил (у них разница в возрасте всего пять лет была). Папа рассказывал, что примерно через год, Илья поделился секретом:
- Анастасья приходит ко мне чуть не каждую ночь во сне. Говорит, что никому меня не отдаст. Любую со свету сживет, на кого глаз положу.
Отец успокоил, сказал, что это из-за того, что парень винит себя в смерти девушки. Как только сам отпустит ее, так и сниться перестанет.
После этого разговора, Илья постепенно стал приходить в себя, а потом и вовсе решил уехать.
С нового места писал, что встретил девушку и хочет на ней жениться. Привозил молодую жену знакомиться с родителями. Улучил момент поговорить с моим отцом.
- Мы жить-то начали вместе еще полтора года назад. Вроде бы все хорошо было. Нюра мол забеременела, потому и решили расписаться, чтобы ребенок в браке рожден был. Свадьбу не играли, тихо расписались и все. Ночью приснилась мне Анастасья. Говорит: «Я так рада, что дочь твоя в браке родится. Дам вам немного времени, чтобы ребенок подрос и заберу обоих. Тебя, потому что ты мой и никому тебя не отдам. Жену твою за то, что столько времени была счастлива рядом с тобой, вместо меня. Не переживай, за дочерью твоей я буду присматривать столько, сколько жить будет. В обиду ее не дам». Я ей: «Меня можешь забрать, но оставь ребенку мать». Анастасья мне в ответ: «Ты не знаешь всего. Иногда лучше без матери, чем рядом с такой матерью».
Папа рассказывал, что было коротенькое письмо родителям, в котором Илья сообщал, что у них родилась внучка Наташенька. Родителям он больше не писал, только открыточки к празднику присылал. Моему отцу написал три года спустя, после рождения девочки. Сказал, что Анастасья скоро заберет его к себе. У Ильи рак желудка и осталось не долго. Узнав о диагнозе мужа, Нюра словно с цепи сорвалась. Просил позаботиться о ребенке, если что. Письмо было коротенькое, без подробностей. Отец написал ответ, но письмо вернулось с надписью, что Илья больше не живет на том месте. Папа не выдержал и поехал сам к нему. В квартире жили другие люди и куда делись прежние жильцы они не знали. Соседи сказали, что Илья умер, а Нюра на следующий после похорон день забрала дочь и уехала в неизвестном направлении.
Вот так и оборвалась связь.

Пока занимался хозяйством, Михаил набрался смелости и едва вошел в дом спросил:
- Мама, а у меня есть братья или сестры?
Старушка поникла.
- Нет, Мишенька. И никогда не было. Сначала я потеряла ребеночка на четвертом месяце, потом Василий провалился под лед и застудился. Потому или от того, что так на роду написано было, только с тех пор ни одного намека на дитя не было. Племянники в гости забегали, соседские дети. Так и жили. А ты? У тебя есть детки?
Михаил расплылся в довольной улыбке.
- А у меня сын. Крови в нем нашей нет, но фамилия моя.
- Как так? – растерялась старушка
- Любил девушку соседскую, а она меня не замечала. Потом вижу ходит чернее тучи. Набрался смелости, поинтересовался. Говорит, парень соблазнил, а как узнал, что в положении, бросил. Родители строгие, не знаю, как сказать, а живот вот-вот появится. Я и позвал ее замуж, сказал, что ребенка буду любить как родного.
- Посмотри-ка, все в нашем роду крутится вокруг соблазнений, да брошенных детей, - сокрушалась баба Люся. – Чего ж она тебе своего-то ребеночка не родила?
- Роды тяжелые были, она после них так и не оправилась. На лекарствах только и жила. Борьке 14 лет было, когда матери не стало. Я так больше и не женился. Не то чтобы верность хранил, а сначала не хотел, чтобы у сына мачеха была, а потом как-то не складывалось.

Михаил заговорил о том, чтобы забрать мать к себе в город.
- А курей куда? Я бабке Мане обещала позаботиться о них.
- Их можно отдать кому-то из тех, кто остается в селе, - предложила я. – Вы же не бросите их на произвол судьбы.

Меня разбудил запах детства. Я оделась, вышла в кухню. Баба Люся жарила оладьи.
- Михаил еще спит?
- Мы с Мишенькой не сразу уснули. Лежали, разговаривали про жизнь. Я вот, пока вы дрыхли, сбегала к Палне и обменяла курей на сметану.
- Как это?
- Пришла, говорю: «Пална, у тебя сметана есть?» Она: «100 рублей». Я: «А курями возьмешь? Семь штук». Она: «У меня только два литра сметаны». Я: «Идет!» на том и сошлись.

Баба Люся оказалась практичной старушкой. Когда сын предложил помочь собраться, сказала:
- Зачем тебе мое барахло? Возьму с собой документы, деньги, фотографии, да смену белья. Завтра свозишь меня куда-нибудь и купим все новое. Пенсию тратить мне не на что было, потому оденусь с головы до ног за свой счет.
Михаил растерянно посмотрел на меня
- С утра мне в кафе надо, но после обеда постараюсь освободиться.
Баба Люся попыталась скрыть довольную улыбку, но у нее это не получилось.
- Вот и славненько. Я как раз хотела попросить Оленьку поездить с нами по магазинам. Ей ближе женские вещи, чем тебе Мишенька.
Я каким-то чудом услышала то, что она не стала озвучивать:
- А уж я постараюсь промурыжить вас несколько дней, а то и недельку
- Зачем? – непроизвольно спросила я
Старушка вздрогнула, испуганно посмотрела на меня. Я поняла свой промах и поспешила добавить:
- Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Мы приедем достаточно рано и вполне можем купить сегодня нижнее белье, ночную сорочку и домашний халат. Я знаю, где мама покупает
Старушка расслабилась, и я четко услышала ее мысли:
- Фу, дура старая! Я уж было подумала, что проговорилась. С такой невесткой надо держать ухо востро, но лучшей невесты, чем Ольга, Мишеньке не сыскать. Да и мне с другой невесткой может так не повезет, как с Ольгой.
Так вот в чем дело! Старушенция надумала сводничеством заняться на старости лет!


Рецензии