Время выбрало нас. 12. Военные советники

К 31-ой  годовщине  вывода советских войск из Афганистана

Наверное, мы работали все же неплохо.  Президент Наджибулла, Министр обороны генерал армии Ватанжар  высказывали  нам слова благодарности, а то и вручали афганские награды. У меня сохранился текст интервью, с которым выступал мой подсоветный генерал-полковник Мануки Мангал  на страницах газеты «Красная Звезда». Он говорил:

«Помощь, которую оказывают советские товарищи, существенно влияет на боеготовность нашей армии, ее техническую мощь, мобильность. Это особенно важно для таких воинских специальностей как саперы, танкисты, летчики, артиллеристы. Пользуясь случаем, хочу назвать некоторых из них: Л.Мячина, Л.Тимина, С. Томашевского, Ю.Тюлькова, В.Куницина, С.Кобыляку.

Они являются не только отличными специалистами в своей области, умелыми организаторами, но и бесстрашными   людьми, не раз рисковавшими своей жизнью. Воины это знают и ценят».  Такая оценка нас радовала.               

Советники и специалисты  награждены орденами и медалями республики Афганистан. Были мы отмечены наградами и Советского Союза.   

В своей книге «Моя последняя война» генерал армии М.А.Гареев  дал высокую оценку советникам  начальника Главпура афганской армии: «Советниками при Главном политическом управлении афганской армии работали генерал-майор В.И. Гнездилов  (мой предшественник) и генерал-майор Л.В.Тимин. Оба работали самоотверженно и квалифицировано».
             
                х  х  х

Нас больше всего в середине 1991 года  волновала обстановка в СССР. Товарищи, возвращавшиеся из отпусков, рассказывали о тяжелом положении в стране. Находясь в чужом краю, глядя на свое Отечество как бы со стороны, приходилось удивляться тому, что на Родине происходит. В газетах,  по телевидению можно было прочитать и услышать  такое, что даже самые отпетые враги советской власти такого бы себе не позволили. Откуда всё это потекло?   

Приезжавшие  в Кабул делегации во главе с секретарем ЦК КПСС Манаенковым, а затем Баклановым - председателем правительственной комиссии по оказанию помощи Афганистану, ничего путного на наши вопросы ответить не смогли. Я задавал по телефону  вопросы начальнику Главного политического управленеия СА и ВМФ генералу армии  А.Д. Лизичеву, но и он  не мог ничего  сказать:

- Нам  здесь в Москве  самим многое непонятно, - говорил он, -  у тебя в Кабуле легче, чем у нас. Продолжайте выполнять свои обязанности.

Сменивший его на этом посту генерал-полковник  Н.И.Шляга, тоже ничего сказать не мог, кроме того, что «социальная защита вам будет обеспечена».

К августу 1991 года было сделано всё, чтобы ослабить роль партии, подорвать управляемость государством и резко ухудшить материальное положение населения СССР. Это было сделано как внешними силами, так и самими руководителями партии и государства, что привело к катастрофическим последствиям.

Самое страшное, когда видишь , что твою страну перестают уважать. Мы это видели на примере афганцев. Внешне пока все сохранялось так, как и прежде. Но ветер перемен уже чувствовался. Советский Союз терял в глазах афганцев уважение.

Их беспокоило прежде всего то, будет ли Советский Союз и далее  им помогать. А если помощь пойдет по нисходящей, то им надо думать о себе, куда бежать, как жить дальше. Оппозиция не простит тем, кто был в дружбе с советскими,  и это на самом деле начало уже проявляться. Да, нет хуже вражды после дружбы!  Нужна выдержка. Посол рекомендует осмыслить новую жизнь.

Я убыл  из Кабула по приказу Москвы после получения шифровки:  « … в соответствии с директивой Министра обороны от 1 сентября 1991 года откомандировать в СССР генерал-лейтенанта Тимина Л.В. ближайшим рейсом. Об исполнении доложить».

Я вернулся в Союз, прибыл во Львов, и, спустя несколько месяцев, был уволен в запас. По закону служить нужно было еще семь лет, но  такая пошла жизнь. Новой власти наши знания, опыт не понадобились. Надо было  приноравливаться к новой жизни. Об этом я подробно писал в своих книгах «Офицерская судьба» и « После вывода войск. Воспоминания военного советника».

Но Афганистан не ушел из моей души. Я внимательно следил  и сейчас слежу за обстановкой в Кабуле. Через месяц  после моего убытия, почти все советники  также  покинули  страну. Вместо последнего Главного военного советника генерала армии Н.Ф. Грачева  был назначен генерал-лейтенант Б.С.Перфильев., который  пробыл  там до апреля 1992 года.

Почему пал режим Наджибуллы? 

В ноябре 1991 года, когда он еще был при власти, лидеры моджахедов во главе с Раббани встречались с Б.Н.Ельциным.   Бывший тогда министром иностранных дел Козырев,  убедил Ельцина  в том, что режим Наджибуллы - это, мол, осколок советского прошлого, неинтересный сейчас для России. 

Сразу были прекращены поставки топлива, денег, боеприпасов, вооружения. Нечем стало платить армии. Зима 1991-1992 была в Афганистане суровой. За время нашего присутствия афганцы привыкли к нефтяному отоплению.  Дров в Афганистане нет, их продавали на килограммы. Поэтому обогревались, готовили пищу на керосинках. А  когда не стало топлива, продовольствия, денег для зарплаты армии – наступил крах.

Президент Афганистана   Наджибулла в марте 1992 года  отправил в Дели жену и трех дочерей. Сам решил улететь на следующий день. Не смог. Не дали. Предали. Весной 1992 года моджахеды вошли в Кабул.            

Наджибулла укрылся в здании ООН и там находился до 1996 года. Писал книгу « Великая победа».

Закончилась эра помощи Советского Союза и все пало.

Осталась только память и боль сердца.

(с) Тимин Л.В.

История, эта продажная девушка... Как часто ее искажают и перевирают. Лишь только тот кто прошел через войну знает, что это такое. Лишь таким можно верить.

Пишу бесхитростно и от всего сердца. Буду рад обратной связи.

Читайте продолжение от участника этих событий боевого генерала Тимина Л.В.   


Рецензии