Самые популярные итальянские актеры в 20 веке

(новая редакция статьи, обновлена 22.12.2021)


В отличие от голливудских звезд, которые не все смогли пробиться к советским зрителям через «железный занавес» (Клинт Иствуд на наших экранах так и не побывал), большинство итальянских киноидолов были хорошо известны в СССР. Некоторые из них были так любимы советскими чиновниками, отвечавшими за закупки фильмов, что появлялись на экранах советских кинотеатров практически ежегодно: например, Альберто Сорди в 60-е - первой половине 70-х годов. Но не со всеми итальянскими звездами нам так повезло: до нас дошли всего по 2-3 фильма с Джиной Лоллобриджидой, Адриано Челентано и Паоло Вилладжо. А с самыми популярными итальянскими кинозвездами 70-х нас и вовсе не познакомили (ими были Бад Спенсер и Терренс Хилл).

Популярность того или иного актера нелегко измерить. Самый надежный критерий – это кассовые сборы их фильмов (где они снимались в главных ролях), но это не всегда дает верное представление об уровне популярности той или иной звезды. Часто успех фильма слабо зависит от исполнителей. Бывает так, что актер, который принял участие сразу в нескольких блокбастерах подряд, так и не становится большой звездой (один из самых показательных примеров – Марк Хэмилл из трилогии «Звездные войны»).

По этой причине для более надежного определения уровня популярности кинозвезд в дополнение к кассовым сборам необходимо учитывать иные факторы: например, внимание прессы. Если актер часто появляется на обложках популярных журналов – это надежное свидетельство, что данный человек интересен публике. Данный фактор приобретает особую важность в случае актрис, чья популярность зачастую основана не на их достижениях в кино, а на их отношениях со СМИ. Также о популярности свидетельствует востребованность актера у продюсеров (особенно голливудских, если речь идет о европейских актерах), размеры их гонораров, интерес к актеру зарубежной публики.

Перед тем как перейти к первому послевоенному десятилетию, в котором  итальянское кино вышло на ведущие позиции в мире, необходимо сказать пару слов о кино Италии лихих 40-х.

Италия активно участвовала во Второй мировой войне, но в первые годы воевала на чужих территориях. Кинопроизводство в стране не просто не останавливалось, а чувствовало себя даже лучше, чем до войны: в 1942 году было выпущено 119 художественных фильмов! Кино последних лет фашистского режима позднее назовут эпохой «белых телефонов», поскольку именно белый телефон стал символом роскошной жизни, которую вели герои большинства итальянских фильмов, слабо связанных с реальной действительностью.

Летом 1943 года военные действия развернулись на Апеннинском полуострове. Кино в Италии продолжали снимать и во время боев, но киножизнь в стране еле теплилась (в 1944 году снято всего 17 картин). Итальянские кинематографисты отыгрались за годы простоя сразу же после войны, когда несколько итальянских режиссеров сумели произвести революцию в мировом кино. Роберто Росселини, Витторио Де Сика и Джузеппе Де Сантис сняли ряд фильмов, в которых показали реальную жизнь «маленьких людей». Снимались эти фильмы не в павильонах, а на улицах и большинство ролей в таких фильмах исполняли непрофессионалы – такие же рабочие и бедняки, которых они и играли. Позднее это кинонаправление назовут неореализмом.

В фашистский период, в начале 40-х, главными итальянскими кинозвездами считались Витторио Де Сика, Амедео Наццари, Фоско Джакетти, Джино Черви, Алида Валли, Иза Миранда, Дина Сассоли, Луиза Ферида… Неореализм изменил звездный кинонебосклон итальянского кино. Де Сика всю вторую половину 40-х уделял большую часть своего времени режиссерской работе, а большинство звезд прошлых лет не вписались в новые кинореалии (Луизе Фериде не повезло больше всех - ее  расстреляли в 1945-м году партизаны).
 
Неореализм дал Италии 2-х крупных кинозвезд и обе они оказались женщинами. Анна Маньяни после выхода  фильма Росселлини «Рим, открытый город» (1945) стала не только главной актрисой Италии, но и самой популярной итальянской кинозвездой в мире.

Еще один неореалистический шедевр - «Горький рис» (1948) Джузеппе Де Сантиса вывел в звезды Сильвану Мангано, поразившую зрителей своими формами, которые были упакованы в обтягивающие шорты. Вскоре после выхода фильма она вышла замуж за влиятельнейшего продюсера Дино де Лаурентиса и была обеспечена работой на годы вперед.

Здесь необходимо сделать оговорку. Когда мы говорим о кинозвездах Италии конца 40-х, необходимо понимать, что их популярность в Италии была весьма ограничена и не шла ни в какое сравнение с популярностью звезд последующих десятилетий. Объясняется это просто. В самой Италии в тот период бал правили американские фильмы. В 1947 году примерно 80 % кассовых сборов дали голливудские картины. Неореализм произвел фурор в киномире, но в самой Италии эти фильмы по большей части приносили убытки своим создателям. Ситуация в этом плане изменилась лишь в 50-е годы, когда итальянцы стали смотреть не только американское кино, но и собственное.


Самые популярные итальянские актеры 1950-х

Самым популярным актером Италии первого послевоенного десятилетия был Витторио Де Сика.

Во второй половине 40-х Де Сика сделал себе имя как режиссер, поставив «Шушу» и «Похитители велосипедов», но он не переставал сниматься в кино и в это период, хотя появлялся перед камерой не часто. Зато в 50-е Витторио стал работать как стахановец и умудрился сняться в шести десятках картин! Причина столь частого появления в кино (нередко в эпизодических ролях) была исключительно прозаической – Де Сика вечно нуждался в деньгах. Лиры требовались ему для постановки собственных фильмов, которые чаще всего не окупались в прокате, для содержания двух семей и для расплаты по карточным долгам (Витторио был азартнейшим игроком и постоянно пропадал в казино, где ему не очень везло).

Зато в кино в 50-е годы ему повезло как никому другому в Италии и помимо режиссерских удач («Умберто Д.», «Золото Неаполя»),  на его актерском счету оказалось несколько фильмов, ставших кассовыми хитами на Апеннинах: "Завтра будет слишком поздно" (1950, 7,7 млн зрителей); "Хлеб, любовь и фантазия" (1953, 10,6), "Хлеб, любовь и ревность" (1954, 10,4), "Жаль, что ты каналья" (1954, 5), Хлеб, любовь и…" (1955, 7,8), "Анна из Бруклина" (1958, 4,2), "Генерал делла Ровьере" (1959, 4,5).

В трех успешных картинах партнершей Де Сики стала Джина Лоллобриджида – итальянская актриса № 1 в 50-е годы: "Хлеб, любовь и фантазия", "Хлеб, любовь и ревность", "Анна из Бруклина". На ее счету также один из самых популярных итальянских фильмов всех времен – "Самая красивая женщина в мире" (1955, 12,6 млн зрителей), кассовый хит 1956 года "Трапеция" с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом, и французский блокбастер «Фанфан-тюльпан» (1951), который прекрасно смотрится и сегодня.

Джина Лоллобриджида – первая итальянская актриса, которая стала международным секс-символом. К середине 50-х она стала самой высокооплачиваемой актрисой Европы, получая примерно по 100 тыс. долларов за фильм.  Джина не считалась большой актрисой, но ее сексуальный магнетизм привлекал к ней внимание не только европейских зрителей, но и заокеанских продюсеров. С середины 50-х она чаще снималась в американских фильмах, чем в итальянских, но не смогла стать суперзвездой в Америке. Зато в Италии и Западной Европе это была настоящая богиня, и на протяжении двух десятков лет ее фото с завидной регулярностью появлялись на обложках всех ведущих европейских журналов.

В тройку самых популярных итальянских актрис 50-х после великой Лоллобриджиды входят Сильвана Мангано и София Лорен.

На Мангано все десятилетие работал ее звездный статус, завоеванный в конце 40-х, который поддерживался ее мужем – Дино де Лаурентисом, подбиравшем для жены проекты, которые будут привлекать к ней внимание публики. Благодаря протекции супруга она участвовала в нескольких блокбастерах тех лет: «Улисс», «Золото Неаполя», «Этот жестокий век», «Большая война», «5 опозоренных женщин».

София Лорен пришла в кино чуть позже Лолло и Мангано и стала звездой лишь в 1954 году, но ее взлет оказался крайне стремительным. Сразу несколько ее картин добились приличных кассовых сборов в 1954-1956 гг.: «Золото Неаполя», «Жаль, что ты каналья», «Хлеб, любовь и…», «Женщина с реки», «Прекрасная мельничиха». Как и Лоллобриджида чуть ранее, в своих первых фильмах, где у нее были главные роли, Лорен постоянно пересекалась с Витторио Де Сика, который был то режиссером этих фильмов, то ее партнером.

Не последнюю роль в успехе Лорен сыграл знаменитый итальянский продюсер Карло Понти, который стал фактическим мужем Лорен, хотя юридически оставался ее любовником. Карло был официально женат, а развод в тогдашней Италии был практически невозможным. Понти и Лорен попробовали пожениться в Мексике, но в Италии его развод и новый брак не признали, что привело к уголовному делу против продюсера за двоеженство. Вполне вероятно, что уже к концу 50-х Лорен смогла бы потеснить своих конкуренток на звездном Олимпе, но проблемы на родине вынуждали ее работать за границей – в Англии и США, где ее поначалу преследовали неудачи.   

Анна Маньяни в 50-е годы оставалась лицом итальянского кино за рубежом, но ее фильмы в Италии не привлекали внимания публики. Она поддерживала свой статус звезды за счет прошлых работ в неореалистических фильмах и международных премий. В 1956 году ей присудили «Оскар» как лучшей актрисе за американскую картину «Татуированная роза», которая  в прокате Италии заняла всего 40-е место, но и это стало успехом для Маньяни. Ее другие фильмы с треском проваливались на родине.
 
В 50-е годы еще нескольким итальянским актрисам на пару-тройку лет удавалось стать звездами кино, но сегодня они практически забыты. 

В начале десятилетия одной из главных итальянских звезд стала красотка Лючия Бозе («мисс Италия» 1947 года, которая обошла на конкурсе известную в будущем актрису Д.М.Канале и саму Лолло!), снимавшаяся у Д.Де Сантиса и М.Антониони, но в 1956 году она вышла замуж и практически перестала появляться на экране.

Бозе была символом хрупкой итальянской красотки, а ставшая знаменитой в те же годы Сильвана Пампанини олицетворяла женщину более распространенного итальянского типа - ту, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». В этом она была похожа на Мангано. Но у Мангано был правильный муж – кинопродюсер, а Пампанини с мужчинами уживалась плохо, и к середине 50-х ее карьера зашла в тупик.

История обаятельной крашеной блондинки Маризы Аллазио, которая на пару лет буквально оккупировала итальянские кинотеатры (в 1957-1958 гг.), похожа на биографию Лючии Бозе. Сыграв в нескольких популярных фильмах («Бедные, но красивые», «Семь холмов Рима», «Карфагенские рабыни»), в 1958 году Мариза ушла из кино, выйдя замуж за какого-то захудалого итальянского принца. 

Почти одновременно с Аллазио в Италии вспыхнула звезда склонной к эксгибиционизму Сильвы Кошины, которая во второй половине 50-х снялась в нескольких кассовых картинах («Михаил Строгов», «Подвиги Геракла», «Невозможная Изабель», «Освобожденный Иерусалим», «Опасные жены»), но, к сожалению, в те годы продюсеры не дали полностью реализоваться ее страсти к публичному обнажению.
 
В целом в 50-е годы в итальянском кино царили звезды – женщины, среди которых как бельмо в глазу торчал папаша Де Сика, которого поддерживал знаменитый комик Тото.
Тото никогда не входил в число самых кассовых актеров Италии, но имел достаточно большую армию почитателей. Большинство фильмов, где Тото был главной звездой, были примитивными коммерческими поделками, в названии которых фигурировало его имя, чтобы привлечь публику. Обычно этого вполне хватало, чтобы картина смогла окупиться в прокате. Несколько фильмов с его участием в 50-е привлекли в кинотеатры достаточно много зрителей («Золото Неаполя», «Римские рассказы», «Тото, Пеппино и Распутница», "Злоумышленники остались неизвестны"), но в большинстве этих картин у него второстепенные роли. А те фильмы, где Тото солировал в одиночку, обычно занимали места среди самых кассовых картин года далеко за чертой Топ-30.

В 50-е годы были популярными несколько актеров, которые будут олицетворять итальянское кино в следующие десятилетия, но они были лишь на пути к настоящей всенародной славе. Среди этой плеяды актеров были Марчелло Мастроянни, Витторио Гассман (он получил известность еще в конце 40-х) и Альберто Сорди. К этой компании можно отнести и Ренато Сальваторе, который на рубеже 50-х – 60-х засветился в нескольких классических фильмах итальянского кино, но его карьерный взлет оказался и пиком карьеры – дальше она пошла под уклон и большой звездой Ренато не стал.

Не выбился в суперзвезды и Раф Валлоне, чья звездочка вспыхнула на 10 лет раньше, чем Сальваторе, одновременно с Гассманом (после «Горького риса»), но популярность Рафа не пережила первой половины 50-х. Валлоне много снимался и дальше, и даже иногда появлялся в кассовых кинопроектах ("Эль Сид"), но в качестве известного актера, а не звезды экрана.


Самые популярные итальянские актеры 1960-х

Практически все 60-е в кино Италии прошли под знаком пары Марчелло Мастроянни – Софи Лорен. В жизни они были как брат с сестрой, а в кино обычно играли влюбленных или супругов (чаще всего под руководством "папаши" Витторио Де Сика).
В 1960-м Марчелло без Лорен произвел фурор в фильме-сенсации "Сладкая жизнь", которая стала этапной для Феллини и Мастроянни, да и в целом для кинематографа Италии, собрав в прокате 13,6 млн зрителей. Почти в то же время Софи вытянула на себе "Чочару", которая не просто стала популярным фильмом в Италии в прокате следующего года (4-е место, 9 млн зрителей) и Европе в целом, но и принесла Лорен «Оскар» за лучшую женскую роль в 1962 году. 

В 1961-м Мастроянни сыграл свою лучшую роль в карьере в "Разводе по-итальянски" (7,4 млн), но Лорен на пару с Чарлтоном Хестоном обошла его по части зрительского интереса в исторической драме "Эль Сид" (10 млн зрителей). После этого Марчелло и Софи объединили свои усилия, встретившись на съемочной площадке после длительного перерыва (в середине 50-х гг. они снялись вместе в трех фильмах).
 
Сначала они сыграли в киноальманахе "Вчера, сегодня, завтра" (1963), который поставил Витторио Де Сика. В трех новеллах этой картины каждый из них исполнил по три роли (их бенефис в Италии посмотрели 9,3 млн зрителей, фильм занял 2-е место в прокате после блокбастера «Клеопатра»). Следующая встреча Лорен и Мастроянни произошла на съемочной площадке нового фильма Де Сики – «Брак по-итальянски» (1964). Комедийно-драматическая "история любви" привлекла внимание 10,18 млн. итальянцев и заняла 3-е место после третьего фильма бондианы - «Голдфингер» и «За пригоршню долларов» Леоне.

Вторая половина 60-х в карьере обоих оказалась менее успешной (в конце десятилетия Лорен делала 2-летний перерыв на рождение ребенка, а Марчелло много отдыхал и выбирал не самые удачные проекты), но у каждого были фильмы, хорошо принятые публикой: «Арабеска» (1966), «Графиня из Гонконга» (1966), «Жила-была…» (1967) – у Лорен,  «Казанова-70» (1965), «Маки – это тоже цветы» (1966) – у Мастроянни. Но настоящим триумфом для обоих обернулся конец десятилетия: в 1970-м году Марчелло снялся сразу в трех кассовых фильмах, и в двух из них его партнершей оказалась Лорен – "Подсолнухи" и "Жена священника".

Чуть менее популярными, чем «сладкая парочка» итальянского кино, в 60-е годы были так называемые актеры - "матадоры": Витторио Гассман, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци и Нино Манфреди. Специализацией этой четверки были комедии и трагикомедии. Каждый из них не раз играл в паре с кем-то из четверки, а иногда в одном фильме собирались целых три звезды (например, в «Комплексах»), но все четверо, по-моему, не сыграли вместе ни разу.

У Сорди и Гассмана особенно урожайными на кассовые фильмы выдалось самое начало 60-х, а Тоньяцци и Манфреди больше удалась концовка десятилетия.

Самые популярные фильмы у Сорди: «Все по домам» (1960), «Уличный регулировщик» (1960), «Трудная жизнь» (1961), «Мафиозо» (1962), «Комплексы» (1965), «Залог успеха» (1968), «Профессор Терсилли» (1969), «Любовь моя, помоги мне» (1969). Главные хиты Гассмана: «Варавва» (1961), «Обгон» (1962), «Поход на Рим» (1962), «Чудовища» (1963), «Армия Бранкалеоне» (1966), «Архидьявол» (1966), «Всеобщий протест» (1970).  В трех из перечисленных картин принял участие и Тоньяцци, на счету которого также успешные в прокате фильмы «Фашистский вожак» (1961),«Пчелиная матка» (1963), «Высшая неверность» (1964), «Великолепный рогоносец» (1964)..

На протяжении 60-х годов ряду итальянских актеров удавалось на несколько лет завладеть вниманием аудитории, но  удержать его на длительное время они не смогли.

Комики Чиччо Инграссия (высокий) и Франко Франки (низкий) в начале 60-х закрутили роман с кинематографом и быстро стали одними из самых популярных актеров Италии. И самыми снимаемыми! В 1962-м на экраны вышли 6 картин дуэта, в 1963-м – 8, в 1964-м – 18 (!!!), в 1965-м – 14. Их фильмы никогда не были лидерами проката на Аппенинах (вполне возможно, что из-за явного засилья этого дуэта на экранах), но некоторые из них собирали весьма приличную кассу. В 1964 году их комедия «Два мафиози» заняла 15-е место, а в следующем киносезоне их фильмы буквально оккупировали чарты (11, 13, 18, 20, 22, 25, 34 места!). Неудивительно, что эта парочка довольно быстро надоела публике, но еще несколько лет некоторые их картины иногда попадали в топ-30 самых кассовых фильмов года.
 
В середине 60-х на вершину популярности взлетел Джулиано Джемма. Его взлет был порожден модой на вестерны, снятые итальянскими режиссерами, которая вспыхнула после феноменального успеха в прокате фильма Серджо Леоне "За пригоршню долларов". После этого итальянцы принялись штамповать вестерны, а Джемма стал главным бенефициаром внезапно вспыхнувшей любви своих соотечественников к прериям и ковбоям, хотя с Леоне он ни разу не пересекся.

В 1965-1966 годах Джулиано снялся в 4-х успешных вестернах: "Простреленный доллар (6,6 млн зрителей), "Прощай, Гринго!" (6,57), "Пистолет для Ринго" (5,6) и "Возвращение Ринго" (5,5). В 1967-м вышел еще один кассовый хит с его участием: "Дни ярости", который занял 3-место в прокате того года (6,7 млн проданных билетов).

Вестерномания позволила получить свою порцию славы еще двум итальянским «ковбоям» - Франко Неро («Джанго») и Джан Мария Волонте, который сыграл в двух вестернах Леоне противников героя Клинта Иствуда, затем получил главную роль в вестерне «Лицом к лицу» (1967), стал участником актерской группы итальянского блокбастера «Армия Бранкалеоне» и снялся в паре популярных криминальных триллеров конца 60-х (один из них – «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» был в советском прокате).

В конце десятилетия в итальянском кино появились новые звезды, которые наибольшего успеха добились, играя вместе - толстяк Бад Спенсер и доходяга Терренс Хилл. Они стали популярными, снимаясь в комедийных вестернах. Пик их успеха у зрителей пришелся на первую половину 70-х, но и в конце предыдущего десятилетия они приняли участие в нескольких кассовых хитах: "Бог простит, а я – нет" (1967), "Козырной туз" (1968), «Золотые копи» (1969).

Но все-таки самым кассовым актером конца 60-х был не кто-то из этой парочки, не Мастроянни, Тоньяцци и Волонте, а Нино Манфреди, у которого в то время один успешный проект следовал за другим: "Операция Святой Януарий" (1966), "Убей меня поцелуями" (1968), "Удастся ли нашим героям разыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?" (1968), "Раздевая глазами" (1969), "В год господень" (1969).

Если 50-е были временем кинобогинь в итальянском кино, то в 60-е лишь 2 актрисы в Италии полностью соответствовали этому почетному титулу: Софи Лорен и Клаудия Кардинале. Клаудия дебютировала в кино в самом конце 50-х и ее карьера едва не рухнула из-за незапланированной беременности. С незаконнорожденным ребенком стать звездой экрана в Италии 60-х было бы нереально, но Кардинале скрыла от публики свою беременность и рождение дочери. Успешная карьера актрисы была бы невозможна без кинопродюсера Франко Кристальди, который стал опекуном, менеджером и любовником Кардинале (а позднее и мужем).

На протяжении всех 60-х Кардинале постоянно была на виду, снимаясь в фильмах, которые становились популярными не только в Италии, но и Европе: «Рокко и его братья», «Леопард», «Розовая пантера», «Восемь с половиной», «Великолепный рогоносец», «Профессионалы», «День совы», «Однажды на Диком Западе», «В год господень», «Красная палатка». Как до нее Лолло и Лорен, Кардинале с середины 60-х отправилась покорять Голливуд, и хотя полноценной заокеанской карьеры так и не сделала, нельзя сказать, что ее вояж за океан был совсем неудачным.

Карьера международной секс-бомбы у Кардинале развивалась еще успешнее, чем актерская. По количеству европейских журнальных обложек Клаудия точно не уступала Софи Лорен. Если судить по ним, то в некоторых странах Кардинале была самой популярной кинозвездой в 60-е годы (например, в Турции).

Джина Лоллобриджида в 60-е снималась часто, но ее фильмы регулярно проваливались в прокате. Ее слава международного секс-символа почти все десятилетие вызывала  к ней интерес со стороны прессы, но итальянский зритель перестал ходить на ее фильмы. И понятно почему – актрисы, которым далеко за тридцать привлекают публику значительно меньше, чем те, кому слегка за двадцать…

Сильвана Мангано продержалась на звездном Олимпе еще меньше Лолло – примерно до середины 60-х. Из молодых актрис определенную известность в это десятилетие приобрели Катрин Спаак («Обгон», «Скука», «Армия Бранкалеоне») и Моника Витти («Не промахнись, Ассунта!», «Любовь моя, помоги мне»), но им было далеко до Лорен и Кардинале.


Самые популярные итальянские актеры 1970-х

70-е годы в итальянском кино стали десятилетием Бада Спенсера и Терренса Хилла. На пару они снялись в кассовых хитах "Меня зовут Троица" (1970, 8,7 млн зрителей), "Меня все еще зовут Троица" (1971, 14,5), "Давайте, ребята!" (1972, 10), "Иначе мы рассердимся" (1974, 11,2), "Подставь другую щеку" (1974, 7,9), "Борцы с преступностью" (1977, 2-е место в прокате). Но частенько им удавалось сделать кассу и по одиночке, когда они играли без привычного партнера (иногда в паре с другой звездой): у Бада Спенсера стали успешными фильмы "Даже ангелы едят фасоль" (1973, 7,4 млн), «По прозвищу Громила» (1974, 10-е место в  прокате), "Орел или решка" (1978, 4-е место), у Теренса – "Человек с востока" (1972, 7,3 млн.), «Меня зовут никто» (1974, 5-е место). Но если дотошно выяснять, кто все-таки в Италии был самый кассовый актер в этом дуэте, то это Бад Спенсер – он чаще снимался без Хилла и у него больше фильмов, попавших в Топ-20 итальянского проката.

В самом начале 70-х нос к носу с толстым и тонким шел Марчелло Мастроянни, у которого только в одном 1970-м году вышло на экраны три популярных фильма, но после этого Марчелло ушел в тень. Снимался он много – в нескольких картинах ежегодно, но зрители не рвались на встречу с актером. Лишь к концу десятилетия фильмы Мастроянни стали вновь интересовать публику, но среди самых кассовых картин года они занимали места в третьем-четвертом десятке.

В определенном роде место Мастроянни в начале 70-х оказалось занято другим схожим с ним по амплуа актером - Джанкарло Джаннини. Если Мастроянни был фаворитом Федерико Феллини, то Джанкарло стал любимчиком Лины Вертмюллер. Сразу несколько картин с ним добились приличных кассовых сборов: "Драма ревности" (1970), "Мими-металлург" (1972), "Паоло горячий" (1973), "Безумный секс" (1973), "Отнесенные судьбой в Лазурное море" (1974), "Дозор любви приходит ровно в полночь" (1975).

Джаннини продержался на вершине лет 5-6, а вот старым комедийным бойцам Уго Тоньяцци, Альберто Сорди и Нино Манфреди удалось все десятилетие поддерживать зрительский интерес к своим фильмам. Они играли много, и не все их картины становились популярными, но в фильмографии у каждого из них есть в 70-е годы по 2-3 кассовых хита и несколько кинокартин, успешных в прокате. Еще один ветеран Витторио Гассман был постоянно на виду, но его картины реже собирали хорошую кассу, чем у его давних коллег.

Уго Тоньяцци отметился несколькими кассовыми комедиями и трагикомедиями: "Народный роман" (1974, 6-е место в прокате), «Мои друзья» (1975, 1-е), «Утка под апельсиновым соусом (1975, 8-е), "Спальня епископа" (1977, 5-е), «Гонорар за предательство» (1977, 6-е), "Клетка для чудаков" (1978, 2-е).

Альберто Сорди в 70-е много снимался в популярных комедийных киноальманахах, в которых задействовали по несколько крупных звезд (например, «Под каким ты знаком»), но и те фильмы, где он был главной звездой, тоже нередко становились успешными у зрителей: «Красивый, честный эмигрант..» (1971, 5-е место в прокате), «Звездная пыль» (1973, 16-е), «Мелкий-мелкий буржуа» (16-е), «Мнимый больной» (1979, 4-е).

Нино Манфреди добивался успеха в тех же самых жанрах, что и Тоньяцци с Сорди – в комедиях и трагикомедиях. Наиболее кассовые его фильмы в 70-х: «Хлеб и шоколад» (1973), «Мы так любили друг друга» (1974), «Гонорар за предательство» (1977), «Именем папы-короля» (1977) и «Кафе-экспресс» (1980). 

Применительно к началу 70-х нельзя не упомянуть про талантливого комика Ландо Будзанка, фильмы которого пользовались у итальянских зрителей повышенным спросом в 1970-1974 гг. Будзанка стал звездой секс-комедий по-итальянски: «Человек эротичный» (1971) «Сенатор-развратник» (1972), «Рабыня для всех, кроме тебя» (1973)… За 5 лет он появился более чем в 20 комедиях, и видимо надоел зрителю, поскольку популярность Будзанки во второй половине 70-х сошла на нет.

Но и без Будзанки вторая половина 70-х в итальянском кино стала временем комиков. К уже имевшейся обойме ветеранов комедии, которые пришли в кино в 40-50-е и двум «бойцовым» комикам (Спенсер-Хилл) в середине десятилетия присоединились Адриано Челентано и Паоло Вилладжо, а за их спинами активно суетился Ренато Поццето.

У Челентано самыми популярными стали комедии "Блеф" (1976, 6-е место в прокате), "Невезучий папарацци" (1977, 7,3 млн зрителей, 4–е место) и "Бархатные ручки (1979, 6-е).

Вилладжо своим «Фантоцци» (1975) буквально покорил зрителей и не только итальянских. К сожалению, родился Фантоцци в Италии (его папой стал сам Вилладжо), хотя по хорошему у нас ему самое место - вместо устаревшего Ивана-дурака. В СССР он бы стал Степаном Ивановичем Фантоциным – бухгалтером треста «Рыбтрансстрой»…

Первый «Фантоцци» стал самым кассовым фильмом года в Италии, а «Второй трагический Фантоцци» занял 11-е место в прокате следующего года. В СССР из этого киносериала показали только третий фильм – «Фантоцци против всех», который советские зрители увидели в 1983 году. Но у нас Уго Фантоцци не стал популярным, в отличие от другого персонажа Вилладжо – синьора Робинзона. Этот одноименный фильм 1976 года к нам завезли в 1979-м. Его  посмотрели 52 млн. советских зрителей (общее 16-е место среди зарубежных картин советского проката за всю историю). В Италии он был тоже популярен, но не так как у нас – 17-е место в сезоне 1976/77.

Ренато Поццето вряд ли можно назвать большой звездой на итальянском кинонебосклоне, но он был вездесущ. Поццето снимался много, и ежегодно 2-3 картины с ним обязательно оказывались среди самых кассовых фильмов. И пусть он не всегда играл главные роли, но его лицо стало одним из самых известных в Италии.
 
Из более разносторонних актеров в 70-е периодически напоминали о себе неплохими сборами своих фильмов герои итальянских вестернов 60-х: Джулиано Джемма (он же знаменитый Ринго), Томас Милиан (который был кубинцем, эмигрировавшим в США, но его командировка в Италии так затянулась, что он давно уже воспринимался как местный актер) и в середине десятилетия - Франко Неро (знаменитый Джанго).   

Как показывает мой обзор, популярных актеров в Италии в 70-е годы было немало. Примерный Топ-10 кинозвезд по моей версии выглядит следующим образом: Бад Спенсер, Терренс Хилл, Уго Тоньяцци, Адриано Челентано, Джанкарло Джаннини, Альберто Сорди, Нино Манфреди, Паоло Вилладжо, Ренато Поццето, Марчелло Мастроянни.

От актеров перейдем к кинобогиням. Итальянская актриса № 1 70-х – великолепная Лаура Антонелли, которая затмила своей «скромностью» и «застенчивостью» всех конкуренток родом из 50-60-х (Лорен, Кардинале, Сандрелли, Витти) и юную Орнеллу Мути. Итальянцы так изголодались по женской добродетели, что буквально штурмовали кинотеатры, где шли фильмы с Лаурой:  "Коварство" (1973, 11,7 млн зрителей),  "Безумный секс" (1973, 6-е место в прокате); "Грех, достойный прощения" (1974, 7,5 млн).

Софи Лорен в 1970 году исполнилось 36 лет. Во многом по этой причине, а также из-за длительных родов и беспрецедентной шумихи по этому поводу в прессе, к концу 60-х она уступила неофициальный титул главной кино-богини Италии более молодой Клаудии Кардинале. Снималась Лорен в 70-е немного и большинство ее картин к удачным не отнесешь (неплохо прошли в прокате мелодрама Альберто Латтуады «Белая, красный и…» (1972), где пару Софии составил Челентано, и драма Этторе Сколы «Необычный день», где Лорен играла со своим старым партнером Мастроянни). В итоге к концу десятилетия из актуальной звезды кино она перешла в статус кино-легенды.

Королева журнальных обложек 60-х Клаудия Кардинале тоже не могла похвастаться большим количеством заметных проектов в этом десятилетии, как и ее конкурентки Витти и Сандрелли. Последняя участвовала в нескольких знаковых кинопроектах 70-х (например, у Бертолуччи), но все ее роли – второстепенные. И это главная беда кинозвезд в то время. В те годы в кино процветал откровенный сексизм: часто главная героиня в картине была лишь ассистенткой героя, а не равноправным персонажем.

Помимо Антонелли в 70-е в Италии могли появиться еще несколько крупных звезд, но снявшиеся  в нескольких популярных фильмах в середине десятилетия Агостина Белли («Запах женщины», «Белые телефоны») и Марианджела Мелато (картины Л.Вертмюллер) быстро ушли в тень. Сейчас про них мало кто помнит.

Что не получилось у Белли и Мелато, удалось Орнелле Мути. На фоне стареющих итальянских звезд молодая Орнелла смотрелась достаточно выигрышно, и стала одной из главных итальянских актрис 70-х, но и ее роли были в основном второго плана. Помимо Лауры Антонелли в Италии тех лет не было другой актрисы, которая могла бы завлечь итальянцев в кинотеатры без помощи партнеров.

Собственно единственным жанром в то время, где женщина могла почувствовать себя главной на съемочной площадке, были эротические комедии, в которых и прославилась Антонелли. Но ей повезло участвовать в дорогих постановках, где были сценарии и профессиональные режиссеры, а те картины, где снимались такие известные  секс-бомбы как Эдвиж Фенек и Глория Гвида – в основном, примитивный кинохлам. Тем ни менее Фенек к концу 70-х стала достаточно популярной, превратившись в настоящую звезду экрана. Некоторые ее поздние картины, которые поставили известные режиссеры - «Бывает и похуже» (1979) Стено и «Вор» (1979) П.Ф.Кампаниле сделали хорошую кассу. 


Самые популярные итальянские актеры 1980-х

В начале 80-х главной итальянской звездой был наш любимец - Адриано Челентано, чей дуэт с Орнеллой Мути произвел фурор в прокате: "Укрощение строптивого" (1980) пришли посмотреть в кинотеатры 9,1 млн зрителей, а "Безумный влюбленный" (1981) - 8,8 млн. Для тех времен, когда итальянское кино стало потихоньку загибаться, это были великолепные показатели. Свое лидерство Адриано подтвердил целым рядом комедий, снискавших успех у публики в первой половине 80-х: "Вот рука" (1980, 2-е место в прокате), "Ас" (1981, 5-е), "Гранд отель эксельсьор" (1982, 4-е), "Неотразимый красавчик" (1983, 5-е), "Он хуже меня" (1985, 8-е место). Но вскоре Челентано ушел из кино, сосредоточившись на работе телеведущим, время от времени выпуская новые пластинки.

Помимо Челентано в 80-е годы были еще 3 итальянских актера, фильмы которых вызывали большой интерес у зрителей – это Массимо Троизи, Карло Вердоне и Роберто Бениньи. Эти итальянские кинозвезды были неизвестны в СССР (да и после его развала имена первых двух остались терра инкогнита для широкого российского зрителя).

Все трое – яркие представители авторского комедийного кинематографа («итальянские Вуди Аллены»): они сами писали сценарии, снимали по ним фильмы и играли в них главные роли.

Из этой троицы чуть большего успеха добился Массимо Троизи. Его дебютный фильм «Начну с трех» (1981) стал № 1 итальянского проката, обогнав и «Укрощение строптивого» и американский блокбастер Джорджа Лукаса «Империя наносит ответный удар». Хорошую кассу также сделали фильмы Троизи «Простите за опоздание» (1983, 7-е место), «Остается только плакать» (1985, 2-е место) и «Пути Господни неисповедимы» (1987, 6-е место).

Карло Вердоне как режиссер снимал больше фильмов, чем Троизи, и почти все из них пользовались зрительской симпатией, но иногда он играл и в чужих картинах – например, у Альберто Сорди в "Путешествии с папой" (1982, 5-е место в прокате).

Роберто Бениньи стал мировой знаменитостью после «Жизнь прекрасна» (1997), но в Италии он был популярным комиком и в 80-е. Самым успешным его фильмом стал «Чертенок» (1988, 3-е место).
 
Из нового поколения комиков нельзя не упомянуть появившегося в кино в середине 70-х Ренато Поццето, чья смешная физиономия преследовала итальянцев все следующее десятилетие. Казалось, он был везде: идешь в кино на Челентано или Манфреди – там Поццето, хочешь скоротать вечерок в интимной обстановке с Эдвиж Фенек, Глорией Гвида, Орнеллой Мути или Лаурой Антонелли – и там снова он... Если в комедии для какой-нибудь звезды требовался пухлый смешной партнер, то продюсеры звали этого актера. В результате он стал самым востребованным комиком в Италии! Особенных хитов проката за ним не числится, но больше десятка его фильмов собрали очень хорошую кассу. 

Из старых гвардейцев всю первую половину 80-х на коне были Уго Тоньяцци («Мои друзья-2», «Мои друзья-3») и Альберто Сорди («Маркиз Грилло», «Таксист»), но во вторую половину десятилетия ветераны сошли с дистанции.

Один из лучших комиков в 70-е - Фантоцци-Вилладжо неплохо себя чувствовал и в 80-е. Его главный герой не надоел итальянской публике и Паоло еще 4 раза возвращался в его облике на экраны (лучше всего в прокате показали себя «Фантоцци против всех» и «Фантоцци на пенсии»), а также появился в популярной комедии «Фраккия – зверь в человеческом облике» (1981) в компании своих постоянных партнеров по «Фантоцци».

Из итальянских актрис на плаву все 80-е оставались Орнелла Мути – актриса, которая пришла в кино в начале 70-х, и Стефания Сандрелли, которая начала сниматься десятилетием ранее. У первой главными удачами стали комедии с Челантано, «Во всем виноват рай» (1985) Франческо Нути  и «Я и моя сестра» (1987) Карло Вердоне.

Сандрелли пошла другим путем. Приближаясь к 40-летию, она решила, что откладывать дальше некуда и стала активно сниматься в эротических фильмах. «Ключ» (1984) похабника Тинто Брасса с участием Сандерлли произвел фурор в итальянском прокате (2-е место). Прелести Стефании привлекли итальянцев больше, чем комики Челентано и Сорди. И в этом вопросе я поддерживаю итальянцев (кто видел «Ключ», наверняка меня поддержат). А для тех, кто не успел что-то рассмотреть в «Ключе», Сандрелли тут же снялась в «Женщине в зеркале», которую разохотившиеся итальянцы тоже посмотрели, хотя по большому счету разглядывать там было совершенно нечего…

На какое-то время Стефания Сандрелли смогла удержать итальянцев в кинотеатрах, но с середины 80-х итальянцы практически перестали смотреть собственные фильмы, а киноиндустрия на Апеннинах погрузилась в глубочайший кризис. С 1986 года лишь редкий итальянский фильм попадал в десятку наиболее успешных картин итальянского проката (как "Чертенок" Роберто Бениньо). Те итальянские зрители, которые еще ходили в кинотеатры, переключились на просмотр американского кино, и лучшие времена для итальянских кинозвезд остались в прошлом.



 


Рецензии
Замечательно написано !!
Цитирую Вас. http://proza.ru/2021/07/30/1582

Григорий Аванесов   26.01.2024 14:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.