Самые успешные советские фильмы на Западе

В Интернете можно найти немало статей о советских фильмах, которые пользовались успехом на Западе. Проблема в том, что из них невозможно понять, что понимают под "успехом" авторы статьи. Ни в одной статье не указан его цифровой эквивалент: то количество зрителей, которые пришли в кинотеатры или сумма в долларах, собранная фильмом в прокате. По новым российским проектам такую информацию найти можно без труда, а по советским фильмам ее не указывают, сообщая что-нибудь абстрактное.

Например, рассказывая нам, что "Москва слезам не верит" произвела фурор в США, а Рональд Рейган смотрел картину Владимира Меньшова несколько раз. Но сколько раз ее посмотрели простые американцы? На специализированном киносайте Box Office Mojo, где размещена информация о сборах фильмов, эта информация отсутствует. Очевидно одно: в число лидеров американского проката наша картина не входила, иначе бы данные по ней имелись бы на этом достаточно информативном сайте.

К сожалению, в США не жалуют иностранную кинопродукцию, снятую не на английском языке. Не только советские (российские) фильмы никогда не делали приличных сборов в Америке, но и  европейское кино в Штатах не смотрят, предпочитая делать ремейки на популярные французские или итальянские фильмы. Исключения делаются только для иностранных фильмов на английском языке, вроде французского боевика "Леон" Люка Бессона.   

Иногда в статьях об успешных за рубежом советских фильмах встречается и откровенная дезинформация: "По самым скромным подсчетам, только в 1980-85 годах "Москва слезам не верит" в мире посмотрели более 200 млн человек." Даже с учетом советских граждан вряд ли наберется такое количество зрителей, которые посмотрели "Москву" в кинотеатрах. Другое дело, если речь идет о телевизионном показе – в этом случае данное количество не кажется фантастическим, ведь "Москву" наверняка показывали по ТВ в странах социалистического блока. Вместе с СССР число телезрителей этого фильма действительно могло составить более 200 миллионов.

В англоязычной Википедии есть статья о самых популярных в мировом прокате неанглоязычных фильмах. Среди китайских и индийских лент там можно встретить и советские. Например, по "Калине красной" (1974) указано, что в мире ее посмотрели 140 млн человек. Учитывая, что в советском прокате (по данным С.Кудрявцева) "Калину" видели 62,5 млн., то получается, что в зарубежном прокате число ее зрителей составило  77,5 миллионов.

На самом деле цифра 140 млн крайне сомнительная - она прозвучала в интервью бывшего зампреда Госкино СССР Бориса Павленка, которому на тот момент (2003 год) было 79 лет. Меня терзают смутные сомнения, что во время интервью он не имел под рукой соответствующих данных по прокату советских картин (крайне сомнительно, что Госкино в принципе собирало эту информацию по зарубежным странам).

По "Человеку-амфибии" в этой же статье Википедии фигурирует цифра 100 млн зрителей. Она появилась из статьи некоего профессора Оксфорда, который ее дает без какого-либо указания на источник.
 
Более-менее точную информацию об успешности советских кинокартин в Европе можно найти на специализированных сайтах применительно к Франции, Италии и Германии.

Согласно сайту JP`s Box-Office самый популярный советский фильм во Франции за всю историю – это "Летят журавли"(1957) Михаила Калатозова. В 1958 году его посмотрели в местных кинотеатрах 5,4 млн зрителей, что является великолепным результатом для иностранной картины. "Журавли" заняли 4-е место в прокате того года: больше собрали лишь американский блокбастер "10 заповедей" (14,2 млн), "Отверженные" с Жаном Габеном (9,9) и австрийский исторический фильм "Сисси: трудные годы императрицы" с Роми Шнайдер (5,7). Голливудское кино "Молодые львы" с Марлоном Брандо, комедии "Закон есть закон" с Фернанделем и Тото (3,39) и "Мой дядюшка" Жака Тати пользовались у французом меньшим спросом.

По данным на февраль 2022 года "Летят журавли" занимали 208 место среди самых популярных картин французского проката. Ни один другой советский фильм не вызвал такого энтузиазма у местной публики, хотя еще у двух картин были вполне приличные сборы: "Баллада о солдате" Григория Чухрая (1959, прокат во Франции в 1960г., 1,88 млн зрителей) и "Секретарь райкома" Ивана Пырьева (1942, прокат в 1945,  1,38 млн).

Помимо советской классики во Франции преуспел Никита Бесогон, который в 90-е был весьма популярен в Европе: его "Сибирский цирюльник" (1999) посмотрели 960 тыс. французов, "Урга – территория любви" (1991) – 632 тыс., "Утомленные солнцем" (1994) – 529 тыс. человек.

Смотрели французы и другие советские фильмы, но их прокатные результаты далеки от рекордных: "Такси Блюз" Павла Лунгина (1990) – 398 тыс. зрителей, "Зеркало" Андрея Тарковского (1978) – 198 тыс., "Сталкер" (1981) – 158 тыс., "Сибириада" Андрея Кончаловского (1979) – 133 тыс., "Маленькая Вера" Василия Пичула (1989) – 120 тыс. зрителей…

В Италии интерес к советскому кино был гораздо меньше, чем во Франции (данные о прокате фильмов в Италии я взял с сайта www.hitparadeitalia.it). Относительного успеха на Апеннинах добивались лишь совместные советско-итальянские постановки. Было всего одно исключение: одна из частей «Войны и мира» Сергея Бондарчука (как я понимаю, вторая – под названием «Наташа») стала 59-й в хит-параде 1968 года Успехом это назвать сложно, но хоть что-то…

В 1970 году 30-е место в итальянском прокате занял советско-итальянский фильм Михаила Калатозова «Красная палатка» с участием ряда мировых звезд (Ш.Коннери, К.Кардинале, П.Финч). Учитывая такое созвездие актеров и увлекательную тему фильма, касса этой ленты могла быть и повыше.

В следующем году Сергей Бондарчук «обогнал» Калатозова, поставив для Дино Де Лаурентиса «Ватерлоо» с Родом Стайгером в роли Наполеона. Википедия нас уверяет, что фильм провалился в прокате, но в Италии он прошел очень неплохо: занял 16-е место в 1971 году. Другое дело, что и затраты на эпический фильм были велики.

Через десять лет, в 1980 году, достиг 44-го места в годовом хит-параде Италии драматический фильм Григория Чухрая «Жизнь прекрасна» с Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини. Учитывая, что в главных ролях были итальянские звезды, для итальянцев это было практически итальянское кино, но коммунистическая агитка Чухрая не произвела фурора в Апеннинах. Вероятно, сказалось слишком сильное расхождение вымысла и реальности. Жизнь в Италии в те годы отнюдь не напоминала «прогрессивные» левые фильмы: левацкие группировки «Красных бригад» взрывали бомбы в общественных местах, а также похищали и убивали людей.

В фильме Никиты Михалкова «Очи черные» (1988) коммунистов не было, но был Марчелло Мастроянни. Этого хватило, чтобы творение Михалкова показало весьма приличный результат в итальянском прокате (21-е место в 1988 году), обогнав «Уолл-стрит» Стоуна, очередной фильм о Джеймсе Бонде и «Хищника» со Шварценеггером!

И напоследок немного информации о наших фильмах в прокате ФРГ (по данным с сайта www.insidekino.com). В Западной Германии были очень популярны «Летят журавли» Михаила Калатозова (почти 10 млн зрителей посмотрели этот фильм в 1958 году), но этот успех стал исключением. С конца 50-х советское кино практически не демонстрировалось в немецких кинотеатрах. Некоторый интерес к нему появился после «перестройки», когда все советское стало очень популярным на Западе. В 1988 году 260 тысяч немецких зрителей посетили картину Александра Аскольдова «Комиссар», снятую в 1967 году… Этот фильм 20 лет «пролежал на полке», но в 1987 году был показан на Московском международном кинофестивале, а потом отправился по европейским киносмотрам. После «Серебряного медведя», полученного в Берлине, кино 20-летней выдержки оказалось в западногерманском прокате.

В 1991 году немцы зачем-то пошли в кинотеатры на фильм «Урга» Н.Михалкова (282 тысяч проданных билетов), но на этом их интерес к советскому кино иссяк. Что естественно, поскольку вскоре не стало и самого советского кинематографа.   
 


Рецензии