Бэри

                Лето. Я мою пол. Забегает сын и с воодушевлением рассказывает о том, какого красивого собачонка он видел на базаре. А базар находился в пяти минутах ходьбы от нашего дома.
- Мама! Ну, пойдем, пожалуйста, посмотришь! Он такой маленький, хорошенький, беленький, кудрявый пудель.
Я начала его отговаривать, что не потерплю в своем доме больше никаких собак. Но он продолжал упрашивать и я сдалась, поскольку сама была неравнодушна к собакам. Бросила тряпку, переоделась и пошла.
                Пудель действительно оказался очень симпатичным, как игрушечный. Но я была категорична. Такие кудри содержать в должном порядке очень трудно. Да и белый цвет - всю грязь видно. Тогда он указал на другого собачонка, лежавшего в коробке другой женщины. Эта женщина оказалась моей знакомой. У нее было четыре щенка: три черных и один песочно-золотистого цвета.
 - Что за порода? спросила я у знакомой.
 - Спаниель - не задумываясь ответила она.
У собак этой породы принято было обрубать хвосты. Трое черных щенков пищали и карабкались наверх, вращая своими обрубленными хвостиками а рыжий мирно лежал.
 - Он что больной? - спросила я у хозяйки.
 - Нет, он просто спокойный - ответила хозяйка.
 - Вот его и возьмем - обрадовался сын.
Я увлеклась щенками и позабыла о том, что не собиралась никого покупать. Деньги были не-большие и я пошла на поводу у своего сына.
                Щенка, с подачи сына, назвали Бэри. Мы принесли его домой и стали целыми днями за ним наблюдать. Опять начались лужи каждые полчаса, проблема с кормлением и прогулками. Все заботы, естественно, легли на меня. Сын ни в какую не хотел вставать утром, чтобы отвести щенка на прогулку, то есть в туалет. Утром мне приходилось вставать перед работой раньше на полчаса, а вечером бегом бежать с работы домой, чтобы накормить и выгулять собаку. Да и пес оказался не таким уж вялым - все пытался со мной заигрывать. Щенок подрастал. И понемногу вырисовывалась его порода. Уши были не очень похожи на уши спаниеля, коротковаты. Тогда чьи? Я не очень разбиралась в породах собак. У собак моего отца была охотничья порода, да и в то время меня породы не интересовали, и не было такого количества собак. Я стала внимательно приглядываться ко всем собакам, попадающим в поле моего зрения. Таким образом пришла к выводу, что порода моей собаки предположительно "Голден ретривер" дворового замеса.    
                Я очень устала от бесконечной суеты, работы и проблем. Помощников не было. А тут еще эта собака на мою голову. Сама виновата. Пора бы понять, что хомячки, черепашки, рыбки и прочая живность - это все моя забота. Все время наступаю на одни и те же грабли. Однажды, я тяжело заболела ангиной и это было последней каплей моего терпения. Я твердо приняла решение: раз выгуливать пса некому, пристроить восьмимесячного щенка в добрые руки. В то время я работала администратором нижнего зала в кафе "Отдых". В моем подчинении были посудомойки, буфетчицы и сторожа. Поговорила на работе с одним  сторожем, и он согласился взять Бэри для своего брата, который жил в частном доме. С болью в сердце я рассталась с собакой, отдав в придачу поводок и миску. Две недели, при встрече со сторожем, я спрашивала про Бэри. Сторож отвечал, что все нормально, играет с хозяйскими детьми. Но душа у меня не успокаивалась. Мучила совесть - предала пса, можно сказать члена семьи. Приходя с работы я не включала радио, все время прислушиваясь к шуму большого дома. Успокаивала, что прошло достаточно времени, пес уже привык к новым хозяевам. Но понимала, что мне его уже не хватает. Никто так не радовался моему приходу, никто так ни ждал меня как он. Так и жила в режиме ожидания. На душе было как-то неспокойно.
                Предчувствие меня не обмануло. Однажды вечером, когда в квартире было тихо, мне послышалось, что кто-то жалобно скулит под дверью. Стало казаться, что я схожу с ума. Долго я прислушивалась и все-таки не выдержала, встала и пошла, чтобы убедиться, что мне это только кажется. Открываю двери. В подъезде не горела лампа и было темно. Вдруг мне на грудь кидается худой и грязный пес. Я не сразу в нем узнала свою собаку. Кто-то пожалел и пустил его в подъезд. При свете, падавшем из квартиры, я увидела, что на глазах у собаки были слезы. Я по-думала, что этого не может быть -  собаки не умеют плакать. В ответ, от нахлынувшего волнения, у меня тоже полились слезы в два ручья. Мы обнялись, как два родных человека.
- Бэричка, лапочка моя, как ты нашел дорогу домой. Ведь это так далеко.
Мы стояли некоторое время в обнимку и не могли оторваться друг от друга. Потом я повела его в ванну, помыла, причесала, накормила. Он не отходил от меня ни на шаг, и все время смотрел на меня своими преданными собачьими глазами. И я ему пообещала, что больше никому и никогда его не отдам. Весь вечер мы радовались, что вновь обрели друг друга - "что имеем не храним, потерявши плачем". Сторож рассказал, что Бэри изорвал подушки, за что и был наказан. После чего сбежал.
                В те поры пошла мода на собак. Может потому, что в период перестройки очень много было воровства. Дом у нас был новый, народ молодой и очень многие обзавелись собаками разных пород. Утром на школьной площадке прогуливались собаки ближайших домов со своими хозяевами. Я тоже включилась в компанию "собачников". Мы познакомились с одной женщиной, у которой была уже взрослая черная крупная собака. Собаки тоже подружились. Более того ее взрослый пес взял опеку над моим юнцом. Если кто-то из дворовых собак пытался обидеть Бэри, то соседский пес бросался на его защиту. Бэри так уверовал в свою безнаказанность и защищенность, что однажды обнаглел и отобрал у своего защитника палку. Такой наглости взрослый пес не ожидал, и не мог снести обиду. Он оттрепал  Бэри за загривок. Визг стоял на весь двор. Разнимать не пришлось. Взрослый пес, проведя воспитательную работу, спокойно отошел в сторону, положил около себя палку и, высокомерно посматривая на потрепанного щенка, подумал:"А ну-ка, отними!" Я осмотрела Бэри. Никаких ранок не было. Видимо он визжал не столько от боли, сколько от страха и обиды за оскорбленное самолюбие. После этого он стал с опаской посматривать на своего взрослого друга. "Дружба - дружбой, а табачок - врозь!"
                Бэри оказался на редкость игривым щенком. Во дворе его знали все ребята. Иногда кто-нибудь из детей звонил в дверь и просил взять собаку во двор, чтобы поиграть с детворой. Они бросали по очереди палку, а Бэри с удовольствием приносил ее обратно. Наигравшись вдоволь, они возвращали  Бэри домой. Но так продолжалось недолго. После того, как Бэри исполнился год, он перестал играть с ребятами. Наверно почувствовал себя взрослым.
                Моя мама жила отдельно. Но на огород мы ходили вместе  Сначала моей маме не по-нравилось, что мы завели собаку. Если б был частный дом - все понятно. А в квартире - только шерсть и грязь. Когда мы ходили на огород, Бэри брали с собой. Постепенно мама начала привыкать к нему. Более того она стала приносить ему косточки. Собачья любовь ко мне, как к хозяйке, плавно начала перетекать к маме. У меня зашевелилось чувство ревности, когда при встрече с мамой пес с визгом подпрыгивал на полтора метра вверх, и пытался лизнуть ее. Мама тоже радовалась и смеялась, как ребенок. Более того, стала проявлять какие-то чувства.
                Маме было далеко за семьдесят и мне приходилась подстраиваться под ее темп ходьбы, что было крайне обременительно. Однажды, мы с мамой в очередной раз пошли на огород. От автобуса до огорода было два-три километра. Дойдя до середины пути, когда на горизонте уже появились домики, мама предложила мне идти дальше без нее, чтобы она могла идти не спеша. Я согласилась и добавила темп. Бэри побежал рядом со мной. Потом он остановился и оглянулся. Увидев отставшую от нас маму, он вернулся к ней. Потом снова ко мне. Расстояние между мной и мамой увеличивалось. Пес начал метаться, то в мою сторону, то в мамину. Когда расстояние значительно увеличилось и бегать туда-сюда было далеко, он сел в недоумении, поглядывая то в одну, то в другую сторону, как бы соображая, с кем же ему идти. Я попыталась его окликнуть. Он привстал, посмотрел в мою сторону, потом в мамину. Ему нужно сделать выбор: бежать за молодой и шустрой хозяйкой, или плестись со старой женщиной. Каково было мое удивление, когда он решил, что пожилая женщина больше нуждается в его опеке, и пошел рядом с мамой. Они спокойно дошли до огорода. Я решила, что мама подкупила его косточками. А мама решила, что это был мужской поступок. К сожалению,  он не мог ни подтвердить, ни опровергнуть наши  мнения. 
                В те дни, когда я работала, маме приходилось одной ходить на огород. Она попросила у меня разрешения брать с собой собаку. поняла, что с Бэри безопаснее и веселей. В очередной   раз мама взяла Бэри с собой на огород. Вечером звонит мне домой и, чуть не плача, кается, что потеряла собаку. Все было хорошо до того момента, пока мама с Бэри не сели в автобус на обратном пути. На следующей остановке пес увидел из отрывающейся двери автобуса кошку, и стремглав выскочил. Пока мама соображала, что нужно сделать, автобус закрыл двери и тронулся. Доехав до дома, мама с отчаянием в голосе сообщила, что она очень передо мной виновата - не уберегла собаку. Я попыталась успокоить маму.  Два дня переживали каждый по-своему. На третий день в свой выходной я пошла на огород с тяжелым сердцем, уже не надеясь увидеть своего пса. Каково было мое удивление, когда подходя к нашему домику,  встретила своего "блудного сына". Он был рад безмерно. Издавал какие-то членораздельные звуки, из которых я поняла, что он заблудился и решил вернуться на огород. Видимо долго пытался открыть дверь зубами, отчего дверь в избе изрядно пострадала. Потом понял безвыходность ситуации и вырыл себе под крыльцом нору, в которой и ночевал два дня. Соседи его подкармливали и приглашали к себе. Но он не хотел изменять своему дому и, как верный пес, охранял его и ждал хозяев. Соседи сказали, что даже лаял, когда кто-нибудь проходил мимо дома. Я удивилась. В квартире никогда лая не слышала.
                К сожалению эта история не послужила ему уроком.  Как-то возвращаясь с огоро-да, Бэри опять от нас сбежал. В поле мы его спускали с поводка, чтобы он мог немного побегать. Обычно он шел рядом с нами без поводка. Дойдя до середины пути, мы решили передохнуть. Маме тяжело было без передышки осилить все расстояние до автобуса. И тут Бэри увидел на поле мышь. Она припустила от него наутек. У него сработал охотничий инстинкт, и он пустился вдогонку, зигзагами удаляясь от нас все дальше и дальше. Мы почти целый час ждали его возвращения. Дело шло к вечеру. Мы изрядно устали и подумав, что у него уже есть определенный опыт в решении подобных проблем, пошли домой. Но ему этот опыт не понравился. Устав от охоты, надо было возвращаться, а его уже никто не ждал. Как он искал через сложные городские транспортные развязки путь домой одному Богу известно. На автобусе мы обычно добираемся до дома за час. Ему понадобилось два-три часа, чтобы найти дорогу домой. Кто его впустил в подъезд - не знаю. Но, когда я услышала лай в подъезде, на всякий случай вышла. Радостный, что нашел дорогу домой, он пулей влетел в квартиру. Понял, что под крыльцом ночевать холодно и голодно, а дома - и тепло и сытно.
                Как-то раз сестра пригласила меня в гости. Приближался праздник. Должны были придти племянники школьного возраста. Сестра попросила меня привести с собой Бэри, чтобы дети могли поиграть. Он был "гвоздем программы" и центром внимания. Визг, писк и хохот стоял на всю квартиру. Не знаю, как соседям, но нам было очень весело. Вдоволь нагостившись, мы пошли домой. По дороге проводили и посадили маму в троллейбус. А сами пошли пешком домой. Бэри был у меня на поводке. Зайдя за угол, мы с Бэри, не торопясь, пошли домой дворами. Так было удобнее с собакой - не было ни машин, ни людей. Я спустила его с поводка. И тут он развернувшись на сто восемьдесят градусов, галопом побежал в обратную сторону. В недоумении, я с окриками побежала следом за ним. Завернув за угол, я увидела, как пес вскочил в открытую дверь подъехавшего троллейбуса, и поехал в сторону, уехавшей мамы. Что переклинило в голове у собаки. Он не знал маминого маршрута. До какой остановки он мог доехать? Мне ничего не оставалось, как одной возвратится домой. Что нужно было предпринять в этой ситуации, я не понимала. Я пришла домой и позвонила маме, спросив, не встретилась ли она с Бэри. Она рассмеялась и немало была удивлена его выходке. Оставалось ждать, что выйдет из этой его затеи. А говорят, что у животных нет ума. Но что-то же он думал, когда сел в троллей-бус. Судя по тому, что он пришел домой через два часа, уехал он достаточно далеко в неизвестном ему направлении. Но он же не знал на какой остановке ему выходить и где живет мама. Скорей всего он надеялся ее догнать. Пришлось опять искать дорогу домой.
                Несмотря на эти срывы, пес все-таки был достаточно послушным. Дома с ним не было никаких проблем. Он не воровал со стола, не лез на кресла и диван, не лаял дома, не гадил. Самый большой недостаток у него был - жадность. Сколько не приучала ничего не брать из рук чужого человека и не есть с помойки - не помогало. И еще хуже, если вдруг попадалась на дороге шкура какого-нибудь мертвого домашнего животного. Он ложился спиной на эту шкуру и кверху ногами катался по ней с невероятным блаженством. Однажды, я не успела оттащить его от такой шкуры, и он вонял падалью так, что даже на улице дышать было нечем. От злости я подтащила его за шкуру к ближайшей колонке, и пыталась смыть хоть отчасти эту вонь. Мокрого засунула под сидение в последнем ряду трамвая. Когда на остановке заходили люди, все возмущались и морщились от такой вони. Я боялась, что меня выгонят из трамвая. Но нам повезло и мы доехали до своей остановки. Дома пришлось наливать ванну с душистым шампунем и вымачивать его. И тем не менее его шерсть еще долго пахла падиной.
                К сожалению, одна из самостоятельных прогулок Бэри разлучила нас навсегда. Еще несколько лет, где бы я ни была, постоянно присматривалась к похожим собакам. Его трудно было не узнать - не у кого из собак его породы не было обрубленного хвоста. Что случилось, как изменилась его судьба, мы так и не узнали. Просто потеряться он не мог. Он нашел бы свой дом с любого конца города. Но были суровые перестроечные времена, когда было много бомжей. Пропадали кошки и собаки. Все шло на продажу. Появлялись шапки из собачьей шкуры. Кто знает, может его сгубила собачья жадность, и он купился на какой-нибудь кусок колбасы. Более умного пса, ласкового и преданного я в своей жизни я не встречала.  Не доглядели. Очень жаль.


Рецензии