Воспоминание

   Когда встречаю на улице какого-нибудь мужчину, от которого сильно несет перегаром и алкоголем, в глазах которого видно одиночество и в то же время мудрость, всегда вспоминаю своего дедушку. Его не стало в 2007 году. А память осталась. Память об этом человеке. Я до сих пор не могу понять, почему я о нем вспоминаю, почему периодически думаю в такие моменты встреч. Ведь по сути, мы с ним мало общались. По крайней мере, из тех моментов, которые я помню.
   Дедушка мне всегда казался таким умным, знаете, из тех людей, на которых посмотришь и подумаешь: "Вау, сколько он знает". Он был среднего роста, не полный и не хилый, но с такими мудрыми глазами, что иногда в них было страшно смотреть. Глаза были такие жадно смотрящие, словно бы прочитывали твою душу насквозь. Мне всегда было страшно на него смотреть, но интересно.
   Дедушка жил в своем доме до самой смерти. Дом, как сейчас очень хорошо помню, стоял в присоединении к другому дому, у дороги, огород уходил на задний двор, а с другого конца стояла баня и гараж. На огороде постоянно рос щавель, я всегда приходила туда и ела его, он мне казался таким вкусным. В гараже обычно стояли мопеды или мотоциклы, а уже ближе к 2007 году дедушка завел себе пса, маленького дворнягу. Собака постоянно была на цепи и скулила.
   Рядом с баней находилась калитка. Выходя из двора, можно было попасть на общую дорогу, по которой часто ходили тракторы и бегали собаки. Годами ранее, уже после смерти дедушки, один пьяный мужчина на тракторе заехал на эту калитку, полностью разрушив баню, калитку и часть преддомового пространства.
   Около дома обычно росли ели. Помню одну ель, которую посадили при мне, и уже сейчас она достигает размеров выше дома. Необычное ощущение. Как будто при мне рос человек, и я наблюдала за его совершенствованием.
   Убранство дома, его внутренняя часть мне всегда казалась такой темной и нагнетающей. В доме было мало вещей, и всегда было так тихо, словно ты находился один во всем мире. Помню большую библиотеку у дедушки, все книги мне были не знакомы, ни один автор, но так притягивали. Вскоре бабушка перевезла часть книг к себе, это стало неким воспоминанием о былом. Некоторые книги начали всплывать в моей памяти, возвращая в те дни.
   В дедушкином доме редко были гости, только в те времена, когда они жили вместе с бабушкой и моей тетей, своей дочерью. Помню, как отмечали день рождения бабушки. Дом был полон гостей, еда на столе, вокруг царила атмосфера радости и счастья. Таких дней было мало. Но они всегда ярко западали мне в душу.
Вскоре, бабушка уехала от дедушки, он остался один. Периодически мы к нему заезжали. Однажды заехали на пасху, и дедушка подарил мне кулич. Такой большой и красиво украшенный. Почему-то я настолько хорошо запечатлела этот момент в памяти. Как будто этот кулич стал символом нашей с ним связи как внучки и деда. Этот кулич, подаренный с такой холодностью, но в то же время с чувством внимания и заботы.
   Прошло уже много лет, а этот момент с Пасхи я вспоминаю до сих пор. Когда мы приезжаем к бабушке в гости, непременно проезжаем мимо дома дедушки, он находится по дороге на кладбище. Дом стоит, только внутри пусто, и все заросло. Как-то раз мы с тетей зашли с этот дом. Выпросили ключи у соседей и открыли дом. Конечно, внутри все было так же - тихо и миролюбиво. На кухне стояла печка, стол и один стул, уже покосившейся за время, в комнате диван, на полу разбросана картошка (соседи хранят ее теперь здесь). В памяти плохо всплывают другие предметы обихода, остались они или нет. Потому что это тоже было достаточно давно, я была еще подростком. Но, в преддомовой части мы нашли старые тетради, принадлежавшие некогда тете, когда она училась в школе. Некоторые тетради мы забрали, а некоторые уже пришли в непригодность.
   Странное чувство утраты было у меня в душе. Здесь прошло мое детство, а теперь этого уже нет. Детство ушло вместе с этим домом. Вместе с щавелем на огороде, куличем, собакой, которую дедушка нашел, калиткой, выходящей на общую дорогу, но вот ель, посадившую при мне, есть до сих пор. Она принадлежит этому дому и видимо уйдет вместе с ним.
   Этот маленький островок детства, это чувство умиротворения, спокойствия. Наверное, оно приходит со временем. Но до сих пор, проезжая мимо этого дома, всплывают воспоминания и от них никуда не деться, как бы ты ни хотел. Это останется с тобой навсегда, такова сила памяти.


Рецензии