Градообразующие предприятия должны жить

В Тверской области, как и в целом по России, бездумно проведенные экономические реформы и последовавший за ними спад промышленного производства привели к нарастанию социально-экономической напряженности в тех населенных пунктах, для которых характерна монопрофильность производства. Расположенные на их территории предприятия оказались в критическом положении. Вывести их из этого состояния, возродить и приумножить производственный потенциал способен закон Тверской области «О градообразующих предприятиях», проект которого принят во втором чтении Законодательным Собранием. В этом убежден председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по экономике, аграрной и промышленной политике А.В. Ражев.

- Александр Васильевич, сначала хотелось бы узнать предысторию вопроса.
- Идея создать закон «О градообразующих предприятиях» исходила от ряда предприятий области, которые являются центрами занятости основной части населения в городах, микрорайонах и других населенных пунктах и которые оказались в критическом положении в результате так называемых экономических преобразований. Реформами их не рискну назвать из-за плачевного результата. Сложность заключалась в том, что аналогов такого закона в правовом пространстве России не было и нет. В то же время необходимость выработки на федеральном, региональном и местном уровнях специальных нестандартных подходов, обеспечивающих нормализацию положения и предотвращение социального взрыва, имеется. Члены нашего комитета полагают, что проблему градообразующих предприятий поможет разрешить закон - конкретный и эффективный.
- Какова цель закона?
- Целью законопроекта является создание нормативно-правовой базы, сориентированной на решение проблем выживания градообразующих предприятий как основы жизнеобеспечения населенных пунктов. В настоящее время в Тверской области насчитывается 36 предприятий, нормальное функционирование которых непосредственно связано с существованием более 30 населенных пунктов, в которых проживают около 340 тыс. человек. Причем численность работающих на градообразующих предприятиях составляет более 31тыс. человек, а численность работающих с учетом их семей - около 100 тыс. человек.
- Полтора года работы над небольшим законом (всего-то несколько страничек) – срок немалый, не так ли?
- Да, у закона «О градообразующих предприятиях» трудная судьба. Первоначально он разрабатывался в Тверской торгово-промышленной палате советниками-консультантами при Губернаторе области совместно с группой экономистов ОАО «САВМА». Именно они предложили основную идею, канву закона.
В течение 1998-1999 г.г. законопроект претерпевал изменения неоднократно - без преувеличения, сменилось не менее десятка версий, вариантов, редакций. Была проделана внушительная по объему работа. Во-первых, созданная по решению нашего комитета рабочая группа, состоящая из депутатов, руководителей органов местного самоуправления, специалистов градообразующих предприятий, компетентных специалистов, собиралась 12 раз и кропотливо работала над текстом законопроекта. Во-вторых, дважды, в 1998 и в 1999 годах, запрашивалась информация о финансово-экономических показателях работы 36 градообразующих предприятий области с целью подготовки экономического обоснования проекта закона. Мы поинтересовались мнением глав муниципальных образований и руководителей предприятий о последней редакции законопроекта. Практически на 100 процентов отношение к законопроекту положительное. В настоящее время он принят во втором чтении, идет подготовка к принятию его в третьем, окончательном чтении на декабрьском заседании Законодательного Собрания.
- Очевидно, такая мощная аргументация в поддержку закона потребовалась для того, чтобы убедить его противников?
- Да. Противников, как и сторонников, хватало. Наши оппоненты в основном ссылались на нестыковки законопроекта с налоговым законодательством, на возможный недобор областного бюджета из-за выпадающих доходов в результате предоставления льгот, на отсутствие глубокого анализа финансово-экономического состояния всех 36 градообразующих предприятий. Были возражения и по концепции закона. Но, что интересно, никто из критиков так и не предложил ни своего варианта законопроекта, ни конкретных поправок, по сути, критика не содержала конструктивных предложений.
Хочу подчеркнуть, что предложенная версия закона, конечно, не является идеальной, скорее, это предел возможного в существующем правовом поле. В проекте закона оставлен минимум льгот, который позволит не только выжить хозяйствующим субъектам, но и наращивать налоговые поступления в бюджет. Но ведь это уже шаг вперед, и мы должны сделать все возможное, чтобы улучшить жизнь людей не на словах, а на деле.
- Пожалуйста, поподробнее расскажите о предоставляемых предприятиям льготах и издержках областного бюджета.
- На основе данных, которые представили 36 градообразующих предприятий области по итогам работы в 1998 году, произведены расчеты выпадающей части дохода областного бюджета и территориального дорожного фонда. В целом, учитывая финансовые показатели 34 градообразующих предприятий (без КАЭС и ГРЭС), при освобождении от налога на имущество выпадающая часть доходов областного бюджета составит 26306 тыс. рублей. При освобождении от уплаты налогов с владельцев транспортных средств территориальных дорожный фонд недополучит 657 тыс. рублей, при освобождении от уплаты налогов на приобретение автотранспорта - 824 тыс. рублей.
Вместе с тем освобождение градообразующих предприятий от налога на имущество создает реальные предпосылки для расширения производства и повышения конкурентоспособности продукции.
Потери, которые могут понести бюджеты региона при принятии предлагаемого закона, не идут ни в какое сравнение с теми финансовыми, материальными и моральными потерями, которые неизбежно понесут Администрация области и местные органы власти в случае фактического прекращения работы градообразующего предприятия и лишения значительной части населения рабочего поселка (малого города) средств жизнеобеспечения. Пример тому - катастрофическое положение жителей поселка Озерки Конаковского района, ремонтно-восстановительные работы в котором в текущем году уже обошлись областному бюджету в 602870 рублей и еще 920 тыс. рублей предстоит израсходовать в соответствии с заключенными договорами.
- Александр Васильевич, почему же не удалось разработать документ, в котором содержался бы комплекс необходимых мер поддержки градообразующих предприятий?
- Потому, что сегодня это невозможно из-за несовершенства федерального законодательства, которое и в этом и во многих других случаях является тормозом подлинных перемен. Прохождение законопроекта через Собрание сопряжено с большими трудностями, связанными с противоречивостью действующего налогового законодательства и ограниченными возможностями областного бюджета. Хотя, по большому счету, нет объективных причин, препятствующих на областном уровне предоставлять льготы по налогам на прибыль и на пользователей автомобильных дорог.
К тому же очень сложно на региональном уровне без помощи федерального центра правильно определить критерии отнесения предприятий к категории градообразующих. Проблема градообразующих предприятий имеет двоякий характер. С одной стороны, это собственно предприятие, которое либо полностью остановлено, либо с трудом продолжает выпускать не пользующуюся особым спросом продукцию, либо работает устойчиво, с прибылью.
С другой стороны, это территориальное образование на базе градообразующего предприятия, которое в зависимости от успехов предприятия или нормально функционирует или с трудом сводит концы с концами, обрекая своих жителей на нищенское существование с низким уровнем коммунальных услуг.
Поэтому к решению проблемы градообразующих предприятий необходим дифференцированный подход.
- Как применить к градообразующим предприятиям дифференци-рованный подход?
- Все они разные и с одной меркой к устройству их будущего подходить нельзя. Проблему поддержки и развития градообразующих предприятий необходимо решать только в связке с проблемой обеспечения нормальных условий жизни населения, улучшения ее качества с точки зрения снижения уровня безработицы, полноценного обеспечения жилищно-коммунальными услугами. Но это будут уже следующие шаги в направлении развития нормативно-правовой базы, призванной решить проблемы градообразующих предприятий.
Подобный подход позволит повысить экономическую активность в регионе, благоприятно скажется на пополнении бюджета субъекта федерации и в целом окажет положительное влияние на улучшение качества жизни населения области.
Основой такого подхода должны стать меры, позволяющие качественно улучшить жизнь населения в моногородах и поселках. Прежде всего по инициативе Правительства РФ следует провести детальный анализ состояния градообразующих предприятий. Вычленив из их ряда умирающие, остановленные предприятия, необходимо на федеральном уровне разработать и осуществить правительственную программу реструктуризации таких градообразующих предприятий.
- То есть Вы хотите сказать, что этот вопрос надо начинать решать сверху, из центра?
- Конечно. Ведь все эти предприятия возникли не сами по себе, не в конкурентной среде, а в результате планового ведения народного хозяйства. В новых условиях они не сумели приспособиться к изменившейся экономике. И не смогут. Без посторонней помощи. О мерах поддержки должен позаботиться федеральный центр.
- Александр Васильевич, если рассматриваемый вариант проекта закона не является панацеей от всех бед градообразующих предприятий, то какие меры, на ваш взгляд, нужно осуществить на уровне Правительства и Госдумы РФ, как органически соединить их с усилиями региональной власти.
- Центр должен разработать специальную программу по выводу градообразующих предприятий из кризиса. Касаясь вопроса совершенствования взаимоотношений между органами исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления, следует еще раз подчеркнуть важность проведения всеобъемлющего анализа результатов деятельности градообразующих предприятий, условий жизни их работников и всего населения, проживающего рядом с ними. На основе этого анализа в Правительстве РФ можно было бы разработать модельный вариант законопроекта «О территориальном образовании на основе градообразующего предприятия», который стал бы основой соответствующих законопроектов в субъектах Федерации и, возможно, федерального закона или постановления Правительства РФ. В этом законе необходимо разумным образом распределить обязанности федеральных, региональных и муниципальных органов власти так, чтобы не возлагать на областные и местные бюджеты всю финансовую тяжесть проводимой реструктуризации. При подготовке бюджетов всех уровней следует предусмотреть трансферты и субсидии для муниципальных образований на базе градообразующих предприятий с целью покрытия дефицита их бюджетов.
Закон или постановление должны содержать перечень социальных льгот, гарантий и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в населенных пунктах с градообразующими предприятиями.
Необходимо также внести изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», которыми установить особый порядок банкротства градообразующих предприятий в многопрофильных населенных пунктах, предусмотрев при этом государственную поддержку для восстановления предприятия или его перепрофилирования.
Желательно предусмотреть также такие формы поддержки градообразующих предприятий как предоставление им приоритетных прав при размещении государственных заказов.
- Значит, вы уверены, что коренное решение проблем градообразующих предприятий зависит от федерального центра?
- Решение проблем градообразующих предприятий станет реальным только тогда, когда будут осуществлены скоординированные, системные меры как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
В связи с этим считаем необходимым предложить Правительству РФ разработать и внести на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О градообразующих предприятиях», который ликвидировал бы многие препятствия на пути совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере.
- Что дает принятие закона населению, работникам градообразующих предприятий?
- Практическая значимость законопроекта состоит в том, что его принятие позволит решить на правовой основе задачу предотвращения социальных конфликтов в муниципальных образованиях на базе градообразующих предприятий, существенно улучшит взаимодействие между органами исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления и градообразующими предприятиями. Предполагается расширение налогооблагаемой базы, рост численности работающих, трудоустройство безработных и, как следствие, увеличение сбора подоходного налога, поступлений во внебюджетные фонды и косвенное увеличение сбора других налогов. Таким образом, действие закона не только благоприятно скажется на социальном климате в городах и поселках, но в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В свою очередь улучшение финансового состояния муниципальных образований на основе градообразующих предприятий позволит обеспечить своевременную выплату заработной платы, пенсий и стипендий.
 Закон окажет влияние на повышение жизненного уровня населения, на поддержание спроса на продукцию градообразующих предприятий, улучшит содержание инфраструктуры города или поселка. Одним словом, такой закон нужен!

«Тверские ведомости»


Рецензии