Конаково жизнь, проблемы, инициативы

При каких условиях местная власть принесет больше пользы людям? Об этом шла речь за «круглым столом» депутатов Конаковского районного собрания.

В заседании за «круглым столом» приняли участие: генеральный директор ОАО «Конаковское АТП», заместитель председателя собрания депутатов Конаковского района В.В. Максимов; генеральный директор ОАО «Конаковская ГРЭС», председатель постоянной комиссии Конаковского Собрания депутатов по экономике, бюджету, финансам и налоговой политике В.И. Григорьев; директор муниципального культурно-просветительского учреждения ДК им. Воровского, председатель постоянной комиссии Конаковского собрания по социальной политике и земельным отношениям Р.Н. Смирнова; заместитель начальника службы организации труда и работы с персоналом, председатель постоянной комиссии Конаковского Собрания депутатов по местному самоуправлению, муниципальной собственности, законности и охране общественного порядка С.П. Почаев.
Дискуссия выявила неоднозначные взгляды, оценки, однако в одном участники обсуждения были единодушны – объединение усилий депутатов всех уровней является фактором устойчивого социально-экономического развития городов и районов области.

 
Местное самоуправление – это форма власти или ее уровень?

Валерий Максимов: Местное самоуправление – сложная самоуправленческая структура. Она осуществляет обширные полномочия в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.
Понятно, местная власть не может заниматься абсолютно всеми вопросами своей территории – и не по силам, и далеко не все в ее компетенции. Что же тогда «в ее»? И вообще, где заканчивается муниципальная власть и начинается государственная?
Исчерпывающего ответа на этот вопрос ни федеральные, ни областные законодатели пока не дали. Но народ такими объяснениями не накормишь. Поэтому приходится что-то придумывать, искать способы решения проблем жизнедеятельности территории в рамках действующего законодательства. В свою очередь, и Администрация области находит формы взаимодействия с местным самоуправлением: постоянно действующие совещания глав муниципальных образований, договоры и т.д.
Сергей Почаев: Как юрист хочу подчеркнуть, что договор как источник права не обладает достаточной юридической силой, чтобы регулировать сложнейшие взаимоотношения уровней власти. Договор можно заключить, можно и расторгнуть. Взаимодействие в осуществлении властных полномочий в российских условиях - не самая лучшая схема: нужно установление ответственности, взаимного контроля органов исполнительной и законодательной власти области и местного самоуправления за исполнением своих функций. Назрела необходимость в стабильном источнике права для нормального функционирования местного самоуправления и в контроле за выполнением местным самоуправлением переданных ему полномочий. Нужно обязательно разграничить предметы ведения и полномочия между органами госвласти и местного самоуправления.
Валерий Максимов: Конечно, в первую очередь надо разработать и принять законы о выполнении органами местного самоуправления государственных функций. Правительству РФ пора, наконец, определить государственные минимальные социальные стандарты. Разговор о них идет аж с 1995 года. Бездействие федеральных органов власти в данном случае грозит тяжелыми последствиями для граждан. Нужен закон о минимальном муниципальном бюджете. Правильно сказал Президент России В. Путин в своем послании, что борьба между региональными администрациями и органами самоуправления сводится к «конфликту бюджетов». Его надо преодолеть.
Сергей Почаев: Все встанет на свои места, если городское и районное управление вернется на государственный уровень. Самоуправление же надо перенести на уровень сельских округов и поселков, микрорайонов и улиц. Органы самоуправления могли бы заниматься более качественной эксплуатацией домов, включая установку укрепленных дверей и домофонов, оказывать адресную помощь малоимущим, вести работу с детьми и подростками. В этом случае органы самоуправления оправдают свое название и предназначение, так как будут осуществлять свою деятельность по месту жительства граждан. Культуру местного самоуправления надо взращивать снизу.
Конфликтные ситуации между областной властью и органами местного самоуправления запрограммированы федеральным законодательством. По закону, органы местного самоуправления независимы и не входят в общую систему государственной власти страны. Но ведь это ненормально, когда отношения между властными структурами и их руководителями базируются исключительно на договоренностях и взаимных компромиссах. Здесь нужны четкие правовые нормы, которые следует заложить в уставы района и области. Я за то, чтобы действовала единая вертикаль исполнительной власти, а, возможно, и представительной.
Валерий Максимов: Поддерживаю мнение Сергея Петровича, что район должен быть структурой государственной, с другой стороны, район – то место, откуда должно начаться местное самоуправление. Ведь в мире нет альтернативы местному самоуправлению.
Вертикаль прямого подчинения органов представительной власти, может, и не требуется, а вот вертикаль общения, взаимодействия, даже обучения надо построить. Депутаты районного уровня находятся в основании пирамиды законодательной власти, работают непосредственно с населением, реализуя федеральные и областные законы, и в то же время они менее других организованы, образованны, обучены.
Раиса Смирнова: Присоединяюсь к этому мнению. Мы должны соблюдать государственные законы, но диктат органов государственной власти для представительных органов местного самоуправления неприемлем. На мой взгляд, было бы правильным использовать хорошо зарекомендовавшую себя модель организации муниципальной власти в городах Москве и Санкт-Петербурге, где органы государственной власти имеют двойной статус, являясь одновременно и органами местного самоуправления.
Валерий Максимов: По моему мнению, оптимальный способ реорганизации системы местного самоуправления - в использовании отечественного, сложившегося веками опыта организации системы управления. Еще десять лет назад функционировала жесткая вертикаль государственной власти, воплощенная в Советах народных депутатов. Однако мощное партийное влияние ограничивало самостоятельность органов советской власти. Теперь его нет. Почему бы не вернуться к испытанной системе. Уверен, что ее потенциальные возможности раскроются с новой силой. Поскольку исполкомы осуществляли не только исполнительно-распорядительные функции, но и государственные административные функции, в новых условиях они могли бы органично сочетать в себе государственную власть и самоуправление.
Кстати, принятые в прошлом году поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", по сути, устанавливают жесткую зависимость муниципальных руководителей от органов государственной власти. Это делает излишним разделение государственной власти и муниципальной. Так что надо идти в этом направлении дальше.
Раиса Смирнова: Тогда скажите - глава района может быть одновременно и депутатом Законодательного Собрания?
Валерий Максимов: Глава должен каждодневно решать постоянно возникающие вопросы жизнедеятельности своего района, а не просиживать в областном парламенте. Это две совершенно разные функции, добросовестно их совмещать невозможно.
Сергей Почаев: Согласен, глава выберет себя в депутаты, если захочет: включит административный ресурс и получит депутатский мандат, другие преимущества. Ответственность же размоется, раздвоится.
Вениамин Григорьев: Мое мнение такое – Губернатора выбрали, глав администраций районов пусть он назначает, а уж депутатами они никак не могут быть.
Валерий Максимов: Я поддерживаю формулировку, изложенную в статье 80 проекта Устава Тверской области о том, что депутат Законодательного Собрания не может находиться на муниципальных должностях муниципального образования и муниципальных должностях муниципальной службы. В противном случае получается, что одной рукой ты голосуешь за законы, другой – их выполняешь. Не хочешь выполнять – не голосуешь. По принципу, что хочу, то и ворочу. Или тогда точно нужно возвращаться к старой системе, когда областной Совет состоял из 220 депутатов, чтобы голоса глав администрации не превалировали. Но это – возврат в прошлое, мы же знаем, что «мечтам и годам не возврата».

«Тверские ведомости» №30 (1164) 13 -19 апреля 2001


Рецензии