Время не ждет

История местного самоуправления в Тверской области насчитывает 8 лет. За прошедшие годы оно обрело свое лицо, доказало право на существование. Под него создана законодательная база. Однако сказать, что местное самоуправление крепко стоит на ногах, к сожалению, нельзя. Причин много. Главные из них – нет четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, нет денег. Нет законодательного разграничения полномочий – нет и их финансового обеспечения. Зато есть обязанности перед населением, ответственность перед государственными органами. Нечеткость и неопределенность в разграничении полномочий отметил и Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию. Свою точку зрения на проблемы местного самоуправления высказывает депутат Законодательного Собрания Тверской области, глава администрации Торопецкого района Валерий Ткачев.
- Валерий Семенович, в президентском послании отмечено, что одним из источников проблем местного самоуправления является низкое качество законодательной базы. Что нужно сделать по ее улучшению на федеральном уровне и что можно сделать на региональном?
- Не согласился бы с утверждением, что качество законодательной базы местного самоуправления низкое. Те законы, которые есть, позволяют проводить политику на укрепление органов местного самоуправления.
Законов принято достаточно, нужна политическая воля, чтобы реализовать их на практике и тем самым укрепить местное самоуправление. Нужно в полной мере выполнять и федеральные законы, и неплохой областной закон «О местном самоуправлении в Тверской области». Федеральный закон о местном самоуправлении, конечно, нужно подправить. Принят он в 1995 году, многие положения устарели, важные нормы не прописаны. Например, есть статья о предметах ведения местного самоуправления, но нет статьи о его полномочиях. Самое главное, чего люди ждут от Госдумы и Правительства РФ,- это введение в действие механизма, исключающего нарушения законов, гарантирующего прав муниципальных организаций
- Так и не решен главный вопрос, на каком уровне целесообразнее быть местному самоуправлению: городском, районном или на уровне сельских поселений. По мнению Президента, законодателям необходимо определиться со структурой местного самоуправления, закрепив законом те его формы, которые доказали свою жизнеспособность на практике.
Совсем не обязательно менять структуру местного самоуправления. То, что есть сейчас,- работающая схема, надо только полномочия местного самоуправления подкрепить финансовыми ресурсами.
Вообще происходят удивительные вещи. Передаются те полномочия, которые федеральная власть не хочет выполнять из-за нежелания взваливать на себя ответственность, а местная власть не может выполнить из-за отсутствия ресурсов. Вот тут-то и возникает вакуум, но не правовой, а политический. Политическое лукавство федерального центра тормозит процессы развития местного самоуправления, дискредитирует саму его идею. Еще раз подчеркиваю, дело не в изменении законодательства, хотя и оно нуждается в обновлении, дело в желании правительства, в воле президента направить развитие в нужное русло. Пока что торможение развития местного самоуправления дискредитирует саму его идею.
Если все пойдет так и дальше, я не вижу смысла в проведении каких-либо выборов. Главы муниципальных образований должны назначаться Губернатором.
- Как наладить общественный контроль за властью?
- Контроль за властью, конечно, недостаточный, но из всех существующих самый действенный – народный контроль. Этот контроль за деятельностью органов местного самоуправления уже есть.
- Как Вы считаете, правильно ли, что главы муниципальных образований председательствует на заседаниях представительных органов?
- Другого и не может быть. Даже если глава муниципального образования не является депутатом, он имеет право вести заседания собраний депутатов, так как население наделило главу представительскими функциями. Эта схема реальна, но ее можно преобразовать, как вариант, следующим образом: глава избирается из состава депутатов, он же является председателем представительного органа местного самоуправления, а исполнительские функции выполняет нанятый менеджер, который полностью находится в подчинении главы района, города.
- В послании отмечено, что «большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы». Как укрепить финансовое положение муниципальных образований?
- К сожалению, не названа причина бедственного финансового положения муниципальных образований. А она заключается в том, что финансовые средства все больше концентрируются в руках федерального центра и субъекта Федерации. Муниципалитеты же все больше отстраняются от управления финансами. Например, доля собственных доходов в муниципальном бюджете Торопецкого района в течение последних лет постоянно снижалась и составляет сейчас не более 50 процентов, а раньше достигала 100 процентов.
- Финансовая политика направлена в сторону централизации средств на федеральном уровне не от желания ущемить муниципальные образования. Страна еще не оправилась от тяжелого кризиса, нужно расплачиваться с долгами.
- Вот именно. Но налоги-то собираются не на Луне, а в муниципальных образованиях. Сложившиеся межбюджетные отношения также не учитывают, что у местного самоуправления есть огромный перечень вопросов как местного, так и общегосударственного значения. Их бесчисленное множество: от рождения человека до его проводов в последний путь.
На долю местного бюджета приходится 80 процентов расходов консолидированного бюджета области на образование и ЖКХ, половина расходов - на здравоохранение, культуру. На муниципальный бюджет возложено обеспечение свыше 80% льгот более чем тридцати категориям граждан. В муниципальных образованиях на протяжении последних 10 лет перестали делать текущие и капитальные ремонты, запущено все коммунальное хозяйство, не восстанавливаются дороги и тротуары.
Наверху как бы не обращают внимания на «банальный» факт: население живет не на федеральном уровне, а на местном. Получается - ни два ни полтора, топчемся на одном месте, и никаких подвижек ни в сторону самоуправления, ни в сторону централизации власти. Пожалуй, в этих бесконечных колебаниях, какой-то нерешительности федерального центра и заключается главная причина бедственного положения местной власти и, соответственно, населения.
- Но централизация финансов и есть основа централизации власти!
- Реализация политики на укрепление вертикали власти приводит на деле к вымыванию финансовых ресурсов с уровней муниципальных образований и регионального. Власть же от этого не становится крепче. Если мы хотим укреплять государство, то мы должны, в первую очередь укреплять местное самоуправление. Оно справится с любыми функциями, если будут соответствующие материальные и финансовые ресурсы.
Что-то надо выбирать. Можно предложить такую формулу: местное самоуправление поделится ответственностью, а государственная власть - деньгами. Но это тоже полумера, способная только на какое-то время сгладить противоречия.
Радикальнее будет предоставить муниципалитетам исчерпывающие права, особенно в финансовой сфере. То есть реально, как и определяет Бюджетный кодекс, дать возможность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов, самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств. Пока же такая возможность не предоставлена.
- Как преодолеть недостаточность бюджетной базы местного самоуправления?
- В прошлогоднем Послании Президента России говорилось о стандартах бюджетного обеспечения. Год прошел - никаких стандартов не введено. Чтобы стимулировать местное самоуправление, надо ввести на постоянный срок, хотя бы на три года, стабильные нормативы отчислений от регулирующих налогов. А так пока складывается абсурдная ситуация, когда лучше финансируются дотационные районы.
Как объяснить людям, что в их районе при эффективно работающих промышленности, сельском хозяйстве они живут так же, а то и хуже, чем в дотационном районе. Работай - не работай, а зажиточнее жить не станешь, будешь все равно посажен на финансовую диету. Из местных налогов остались фактически два: на прибыль и подоходный, остальные несущественны. Вот результат «совершенствования» законодательства.
Так что лучше как-то стабилизировать финансовое положение местного самоуправления, а не менять без конца законы, нормативы отчислений, ставки налогов. Или же надо идти на решительные перемены, коренным образом менять законодательство, но это будет не эволюционный путь. На это нужна определенная смелость, которая пока в действиях ряда федеральных и областных структур отсутствует.
Кстати, эволюция или, на самом деле, замораживание ситуации и в экономике, и в политике не всегда приводила к положительному результату. Она может вылиться в еще один августовский кризис.
Я не отрицаю такой способ развития, как движение методом проб и ошибок. Взять, к примеру, итоги приватизации. Ведь все, в том числе и Президент, считают ее проведенной с ошибками. Зачем потребовалось приватизировать прибыльные государственные предприятия? Кому это нужно? Органам местного самоуправления? Нет. Людям? Нет. Для меня это непонятно.
Ошибки надо исправлять. Но тем не менее, приватизация - это опыт, это приобретенное новое качество, которое еще предстоит использовать на благо общества.
Эффективное управление государством должно основываться не только на анализе общественно-политических процессов, но и на конкретных шагах руководства по их направлению в нужное русло, в интересах большинства граждан. Должно быть вмешательство в эти процессы: политическое, экономическое, финансовое. А у нас это в настоящее время, к сожалению, отсутствует.
Мой прогноз такой. При существующем подходе местное самоуправление в таком виде и останется, в каком оно сейчас есть. Никто наверху в этом направлении работать всерьез не собирается. Это видно из Послания. В лучшем случае будут приниматься популистские решения, в которых больше шума, чем дела.
- Местное самоуправление могло бы подняться за счет эффективного использования земель.
- Высокопоставленные правительственные чиновники сейчас заявляют, что не допустят при продаже земли такого бардака, как при приватизации. Гарантирую на 100 процентов, что купля-продажа сельхозземель приведет к еще худшему результату. Вместо того, чтобы возвратиться назад, мы углубляем эту тенденцию.
Более 70 процентов населения Торопецкого района против купли-продажи пашни. Многие считают, что пора, наоборот, собирать земли, переданные в земельные паи, в крупные агропредприятия. Что толку торговать землей, не получая урожая, дробя и без того раздробленные сельхозугодия. Надо не спекулировать землей, на земле надо работать.
- Решения подготавливает аппарат. В Послании говорится о необходимости административной реформы. О том, что «государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим». Как Вам, Валерий Семенович, видится процесс реформирования системы государственного управления?
- Засилье чиновничества, особенно в верхних эшелонах власти, - тоже наша беда. Преодолеть ее сложно. Когда говорят о сокращении аппарата, вспоминаются слова Черчилля: «Чиновничество, как стая ворон: сгонят с одного дерева - они перелетят на другое, и станет их еще больше». На моей памяти сокращений аппарата было несчетное количество, и никогда он не сокращался, а только разбухал. И все же дело не в чиновниках.
Я глубоко сочувствую Президенту, когда слышу из его уст правильные слова, а подкрепляющих их действий со стороны его команды нет. Не всегда получается то, что задумано. Впрочем, это наша общая беда, всех уровней системы государственного устройства и местного самоуправления. Это наш, сложившийся веками, стиль управления.
Все законы пишутся людьми. Уповать на то, что все рассосется, образуется само собой - глубокое заблуждение, нежелание заниматься проблемой. Если мы взялись управлять, давайте управлять по-настоящему.
Проблемы обострились до такой степени, что эволюционным путем мы к светлому будущему не успеем дойти. К революциям я не призываю, но срочно что-то надо делать. Время не ждет. Радикальные шаги в управлении страной должны быть сделаны. В существующем виде система управления мало жизнеспособна. Это, кстати, было ясно с самого начала реформ.

«Тверские ведомости», №40 (1278) 17 -23 мая 2002 года


Рецензии