Неделя Моцарта. Мессия пустил корни

Сегодня завершилось третье «пришествие» Помазанника на зальцбургскую сцену «Дома Моцарта» - триумфальное представление оратории Генделя в обработке Моцарта не в формате классического хорового с солистами и оркестром исполнения, а в виде сценической фантазии - полуяви/полусна, иллюстрирующей все три части и их многочисленные источники. Постановка Роберта Вильсона с безупречной сценографией и техническим исполнением. Оркестром Музыкантов Лувра дирижировал обаятельный Марк Минковски, на сцене вместе с Филармоническим хором Вены солировали Елена Цаллагова (сопрано), Вибке Лемкуль (альт), Рихард Крофт (тенор) и Хосе Кока Лоза (басс). Кроме того, в течение всех трёх частей была балетная партия - Алексис Фусекис - в самых разных ипостасях: от обобщённого образа рождённо-распятого сына, бродячего философа и до космонавта в скафандре. Он же участвовал в символике огненной стихии (без масонских земли-воздуха-воды и огня не обошлось, - в огород моцартовской принадлежности к братству). И конечно же символами Ветхого и Нового заветов выступили два статиста - старик и ребёнок, девочка. Тем самым обозначив ещё в Ветхом завете предсказанную непорочную Деву.

Из символов обращали на себя внимание семь стволов парящих в воздухе. Они появлялись постепенно, как бы притягивая один к другому. То ли исход из дома плотника, то ли будущие кресты, то ли семисвечник, то ли зазывающие примкнуть к себе ученики помазанника. Образ древнего Иерусалима олицетворяли жемчужина и буква-храмовых ворот. А также огонь животворящий. С образом Иоанна Крестителя Зальцбург породнился надолго - сидячая обезглавленная фигура с горящим голубем в руках (Святой дух) и под ангельским крылом с небес вновь появится в юбилейной летней программе: ораторию решено повторить. До сих пор повторяли только премьеры Троицкого фестиваля. Так что, перевёрнутое молодое деревце = символ нового учения всеохватного милосердия пустило корни до лета.

Ну и субъективно: музыкальное исполнения и вокальные партии, хор - великолепны. Само по себе сценическое движение допустимо. Стопроцентного слияния не вышло. Сцена и эффекты отвлекали от душевного внутреннего созерцания. И уж если на то пошло, я не уверена, что вот так нужно всё прожёвывать зрителю «в картинках». Или это уже влияние фоно-смартовой прививки? В антракте мне мужчина лет под 65 честно признался, что он неверующий и потому в символике ничего не понимает. Ну что же, значит для него под Гендель-Моцарта по сцене прыгала бешеная птица с африканскими маракасами, а красавица-сопранистка от нечего делать поиграла с переливанием воды из сосуда в сосуд, да и облила себя с головы до ног.

Если бы хор не гоняли и танцора убрали, вполне себе возвышенная оратория получилась. Амен!


Рецензии