Все в свое время

        Жизнь в маленьком пригороде на Урале особенная. Короткое лето торопит с заготовками на зиму. Молодежь находит время в выходные побывать на озере, а пенсионеры предпочитают будни. Машин меньше, да и берега свободнее. Кошмар в воскресенье с четырех часов. Тысячи счастливых владельцев «железных коней» ползут по дороге в сторону ближайшего «миллионника». Кто побывал в этом потоке, тот уже не рискнет лишний раз пуститься в такое турне.  Осень уменьшает количество желающих «отдохнуть», но увеличивает число «помощников» по уборке урожая у родных в селах. Наконец и этот поток иссякает с наступлением морозов. Все. Гонка кончилась. Блаженство отдыха впереди. Это предисловие.

       Виктор и Ольга в обычный день ноября никуда не спешили. Лет тридцать назад они были бы в праздничных колоннах с плакатами и портретами великих вождей. Некоторые жалели о прошедшем времени. Не потому, что «тогда» было лучше, скорее из-за молодости тех лет, которые скрашивали любую трудность необязательностью ее преодоления.  Горячий чай и фирменные гренки обещали спокойную беседу. В семье всегда есть вопросы для немедленного обсуждения. Виктор вертел в руках чашку и молчал. Первой не выдержала Ольга.
     - Смотрю на тебя и не пойму. Вроде всегда при деле. Все умеешь. Почти все знаешь. О чем же сейчас задумался? Или, о ком?
     - О Боге.
     - Вот как. Ты же «инженер-атеист». Образование у тебя такое. Тема большая. Просвети.
     -  Одна мысль меня беспокоит. Ни за что не пойму, почему Он позволил себя убить?
     - Обстоятельства оказались выше Его сил…
     - Так не бывает. Нет сил выше Его возможностей. Если Он, конечно, Бог.
     - Я не готова к таким спорам. Мне достаточно знать, к кому можно обратиться с просьбой о помощи, … типа МЧС.
     - Богохульствуешь Ольга. Покайся.
     - Ты не поп. Скорее, напротив. Еще чаю?
     - Если Христос обычный человек, тогда понятно. Люди способны на самопожертвование. Мотив должен быть великим. Но, опять же, Он не знал, что миллионы людей свяжут на тысячи лет свою жизнь с Его именем.
     - А если знал?
     - Молодец. В этом вся разгадка истории. Можно узнать…
     - Ты никуда не пойдешь. Хватит, нагулялись.
     - Ты опять права. Возможности такой у нас нет…

     В дверь постучали. На приглашение хозяев в проеме двери показался пожилой человек. Простенький костюм и седая шевелюра сразу выдавала «кабинетного червя».   Виктор двинул стул в сторону гостя и невольно посмотрел на лаковые туфли.
      - Простите. Я не разулся. Дурная привычка.
      - Кабинетная? Где работаете? Звать-величать как?
      - В НИИ. Антон Павлович Чернов. А вы Виктор и Ольга.  Чаем угостите?
Виктор напомнил о древнем славянском обычае, который запрещает отказывать в воде даже врагу. Гость оценил шутку.
      - Я не враг. Скорее, коллега. В теории, а вы в практике.  Давайте отойдем от восточных обычаев и сразу о деле. Что думаете делать зимой?
     - Кресло куплю. Буду глядеть в окно и птичек кормить. Всю зиму. Если будет суровой эта пора, то погибнут восемь из десяти пичужек. Жалко.
     - Теорией пространства-времени не интересуетесь? Могу предложить работу.
 Виктор развеселился.
     - Смотри, Ольга. До чего дошла техника продаж. Путевку предлагают. И дорого это будет стоить?
     - За сотрудничество платим мы. Вам предлагается сходить «туда и обратно», всего на часик… за хорошее вознаграждение в сотню тысяч.
     - Копеек? Налей ему Ольга еще. Он от нашего чая пьянеет.
Гость положил на стол брелок сигнализации охранной системы автомобиля.
     - Это не «сигналка».  Последняя наша разработка. В нем вращение магнитного поля в миллиарды оборотов в секунду. Поэтому батареи хватает всего на час. Мигающий индикатор покажет, «что пора домой». Изобретатель считает, что инерции нет. Есть сопротивление среды, которая мешает разгону и торможению. Если эту среду блокировать, то можно перемещаться…
      - Стоп. А чего сами-то не испытали? Обычно изобретатели проверяют на себе свои достижения. Даже вакцины. Я знаю случай, когда врач, привив рак, испытал на себе лекарство. Опыт закончился неудачно.
     - Умер?
     - Нет. Рак не привился…
     - Я ценю ваш юмор. Просто, руководство запретило. Как говорили раньше, он «невыездной». А вы имеете опыт. 
     - Мы подумаем. Надо с женой посоветоваться, … завещание написать.
     - Я же говорил, что времени час. Или сейчас, или никогда. Нажимаете кнопку времени и, нажав еще раз, возвращаетесь.  А я посижу здесь. Для охраны. Да, еще. Чтобы «гулять во времени вдвоем, надо за руки держаться. Как в молодости.

     Виктор взял в руки брелок и стал рассматривать. Ольга положила ему руку на плечо, желая что-то сказать, но не успела. Брелок «мигнул» и… наклонная площадь города оказалась заполненной полностью. Люди с плакатами и портретами слушали человека на трибуне. Микрофон  иногда взвывал, но слова можно было разобрать. Виктор прислонился к дереву, которое даже не шелохнулось. Тогда он провел рукой сквозь ветки.
      - Ольга смотри, мы здесь не совсем реальны. Нас никто не видит. Какое хорошее изобретение. Интересно, какое сейчас здесь время? Ах да. Плакат на трибуне гласит о «пятидесятилетии Советской власти и пути в будущее». И очень много детей. Все школы города.
Десятилетний мальчик подошел очень близко. Осеннее пальто и шарфик над красным галстуком обрамлял замерзшее лицо с ямочками на щеках.
     - Вы кто? Милиция?
     - Вежливые люди вначале говорят свое имя, а потом уже спрашивают.
     - Меня Мишей зовут. Иногда Медведем. Я, говорят, полный. Еще и сильный.
Из толпы выплыла дама в длинном пальто.
     - Медведев. Вернись к классу. Сейчас цветы будете вручать. Возьми букет.
     - Иду, иду, Елизавета Петровна.
Потом повернулся к гостям.
     -  Вы не уходите. Я скоро прибегу.
После знакомой мелодии гимна все на трибуне получили по букету цветов. Миша добежал до дерева у стены дома. Брелок замигал индикатором. Виктор помахал рукой мальчику и нажал кнопку, успев схватить Ольгу за руку.

      Антон Павлович сидел с остывшей кружкой в руках.
     - Я уже, грешным делом, думал, что прибор неисправен. Вы никуда не пропадали, но немного не в себе, скажем так, были. И совсем не помнили о чем только что решали. Побочные явления имели место быть. Это тема отдельного разговора. Слушаю вас.
     - Мы мало что успели. Шел митинг, посвященный 50летию Советской власти. Тысячи людей на площади. Нас никто не видел, кроме одного мальчика.
      - Ого! Это интересно. Он сам подошел? Успели узнать имя?
    - Не только имя. Миша Медведев. Ученик четвертого класса.  Елизавета Петровна – руководитель. И все. Индикатор замигал и мы уже тут.
Антон Павлович заторопился. Пообещав «скинуть деньги на карточку»  попрощался.
Виктор и Ольга смотрели на третью чашку. Чай был еще теплый. В результате обсуждения пришли к выводу, что «тут нечисто». Сообщение на телефоне гласило о переводе денег. Виктор опять постарался шутить.
      - Зачем ему «машина времени», если он такой стремительный. Остается ждать «продолжения банкета».

       Уже на второй день гость вновь на пороге.
      - Ну, вы закрутили дело. Давайте думать вместе. Случилось ужасное.
      - Изобретатель сбежал?
      - Хуже. Миша Медведев пропал сразу после митинга. Всех допросили. Последний раз его видели у дерева на краю площади. Обшарили все, даже речку. Мать в шоке. Отец держится молодцом. Из характеристик следует, отличник и фантазер. Над ним частенько посмеивались в классе. Бывало, спорил с учителями. Его даже наказывали за это.  Из увлечений - книги и кино. В библиотеках города его знали. Что теперь делать? Это все из архивов Районо.
Первой начала рассуждения Ольга. Она предположила, что мальчик «ушел в наш мир». Каким образом неизвестно. Теперь два варианта. Ему или десять лет, или шестьдесят. Если десять – то в детдоме. Если шестьдесят, то в …. «психушке».  Фамилию скрывать не будет. Притворится, что «потерялся» от родителей… после падения. Надо искать. Гость согласился.
    - Все равно других версий нет. Будем проверять.

    Через неделю Антон Павлович и Миша стояли на пороге сельского дома.
    - Принимайте гостей. Миша. Узнаешь?
    - Я же просил вас подождать.  Я успел только тетю за пальто схватить. А потом нечаянно отцепился. Не отправляйте меня обратно. Я тут хочу жить.
     - Миша. Там мама в ужасе. Она тебя всю жизнь будет искать. Это же горе.
     - У меня друг под машину попал. Насмерть. Его мама чуть не умерла возле гроба. А потом, через полгода, я ее видел веселой на свадьбе соседей. Я читал, что «время лечит» и я ей письмо напишу. А вы передадите.
Виктор не удивился.
     - Этот сорванец уже принял решение. Слово за Антоном Павловичем. Что скажете?
      - Возможности такой нет. Его там никто не увидит. Почему он здесь реален, тоже загадка. Попытаться можно передать сообщение… через сон матери. В это время человек многое может.   Кстати, мы и родственницу нашли Мише. Будет жить у нее, и учиться в областном городе. Тетка по материнской линии.
     - Том Сойер тоже у тетки жил…
Ольга обрадовала.
     - Вот что значит, дети СССР. Современные подростки Гарри Поттерем заморочены. Как ее зовут, Антон Павлович?
     - Полина Александровна. Живет одна. Работает учителем истории. Была директором, ушла по собственному желанию. Когда-то подавала надежды на научную деятельность.  Она не против племянника. Знаете, каких трудов нам стоило убедить опекунский совет на этот шаг?   Миша, побегай во дворе, мы обсудим твое пожелание насчет письма.   


      Ольга закрыла окно на кухне.
      - Что Вы нам посоветуете?
Антон Павлович перебрал несколько вариантов. Но ни один из них не гарантировал полный успех.  Наконец выбрали один из вариантов. Гость пообещал отвезти мальчика домой и к ночи вернуться.

     Неделя после пропажи сына была кошмаром. То следователь всякими вопросами сбивал с толку родителей, то соседи интересовались, нашелся ли Миша.  Мать автоматически отвечала на все вопросы. Отец молчал часами. Телевизор стоял с темным экраном в углу. Ужинали тоже в молчании. Перед сном  короткий разговор, как итог.
     - Ты знаешь, Мила. Мне кажется, что сын наш жив и здоров. Он же самый умный в классе. Вот его и забрали… ученые.
     - Не говори глупостей, Шурик-Мурик. Это же незаконно…
     - Эх ты, наивность. Какой закон? Что власть решит – то и закон. У нас на работе я за технику безопасности все время расписываюсь и постоянно нарушаю.  Иначе ничего не сделать. То крана нет, то лестницы, то начальник просит «войти в положение», то просто «надо». Я скоро от этого «надо» шарахаться начну.

     Мила долго не могла уснуть. Часам к двум ночи задремала. У окна стояли две тени. Мужчина и женщина. Страха не было. Тихий голос, почти шепот.
     -  Мы к вам от Миши. С ним все хорошо, но вернуться пока не может. Он очень вас любит и просит простить его. В доказательство, что мы от него он нам рассказал о вашем секрете.  Лет в пять попросил грудного молока. Вы ему отказали, сказав, что  молоко давно кончилось. А он, потрогав Вас, не поверил. Жалко да? Это его слова. Потом вы договорились, что об этом никто не узнает, чтобы не дразнили его обидными прозвищами. Простите нас еще раз. Если Вы нас видите, то дайте знак.
Мила протянула руку. Тени исчезли.  Утром Александр заметил перемену в настроении жены. Мила не стала ждать расспросов.
     - Ты прав, Шура. Миша жив и здоров, но  вернуться пока не может.
     - Я всегда говорил, что сын наш «далеко пойдет». Вот и ушел, сорванец. Тебе это во сне привиделось? Дай Бог, чтобы так и было. Будем жить этим.

     Антон Павлович ждал на кухне.
     - Удалось с контактом?
     - Мы думаем, что да. Косвенным доказательством будем считать изменение ритма дыхания. По мере нашего разговора мать дышала учащенно. Так во сне не дышат. А в конце махнула нам рукой. Думаем, что она была в дремоте и могла даже видеть нас. Может быть, часть способностей Миши есть и в ней. Нам остается только надеяться.  Мы Вас попросим еще раз узнать из архивов все о семье. А нам разрешить общение с Полиной. Тетей Полли, если Вам будет угодно. Судьба Миши теперь нам не безразлична.
     - Спасибо, дорогие. Я сам хотел вас об этом же просить. В ближайшее воскресенье созвонитесь и встретитесь с опекуном мальчика. А я постараюсь узнать все, что возможно.

       Снегопады скрыли «сухой остаток лета». Когда-то лыжники расписывали все склоны полосами. Теперь никого. На улице тоже мало людей. Мила и Александр приготовили подарки и собрались в гости к Полине.
      - Виктор. В чем дело? Выходной, а на улице никого. Где люди-то?
       - В интернете, «в телевизоре», «в телефоне».  Время такое.

       Двухкомнатная квартира на втором этаже пятиэтажки. Улучшенный проект советской постройки. Хозяйка в костюме строгих силуэтов и тонов ждет гостей. После обязательных слов приветствий и комплиментов Виктор интересуется.
      - А Миша где?
     - В кино. Он никак не хочет смотреть фильмы на телефоне или в телевизоре. Только в кинозале. Хорошо, что его дома нет. Разговор у нас будет нелегкий. Проходите. Чаю хватит надолго.
Просторная кухня, окнами во двор, была подготовлена. Пирог на столе и электросамовар на подносе из дерева пылали жаром. Первую чашку пили молча. Хозяйка  ждала,  гости пробовали выпечку. Виктор перевернул  свою посуду на блюдечко.
     - Спасибо. Я понял, что нам лучше слушать, чем говорить.
     - Вы правы. Я не буду ходить кругами. Миша мой родной брат. Как вы это объясните? Версия тезки Чехова меня не устраивает.  Родители наши уже давно в мире ином. Отец погиб, когда мне было десять лет. Еще через столько же времени сердце мамы не выдержало. Сейчас мне около пятидесяти. Я всю жизнь одна. Мужчин, похожих на отца,  среди знакомых не оказалось. Тест ДНК врать не будет.  Простите за сумбур.
 Молчание прервала Ольга.
     - Мы сами всего не знали. Миша наш знакомый. Он сам что говорит?
     - Ага. Скажет он. Молчит как партизан. Меня тетушкой Полли зовет. А почему не спрашиваете о причине теста?
     - Нам неудобно задавать такие вопросы. Если хотите, расскажите все что считаете нужным. Мы о Вас ничего не знаем. Может быть, тогда и что-то прояснится.
     - Хорошо, Ольга. Тогда слушайте «краткую историю жизни».

     Через полчаса гости узнали о Полине много интересного. Родилась в рабочей семье. Отец работал на металлургическом комбинате в областном городе.  После декрета мама вышла на работу в детский садик, куда и Полину водили. Потом школа. Везде ее водил отец. Он знал множество историй и всегда был интересен. К приходу папы с работы девочка всегда старалась вернуться домой. В десять лет все переменилось. Несчастный случай на работе поставил точку на счастье семьи. Начальник цеха пытался обвинить погибшего в самовольном принятии решения работать без страховки, но свидетели и профсоюз не допустили несправедливости.  Завод выделил пенсию семье и взял девочку под опеку. Исторический факультет Полина выбрала сама. Красный диплом открывал путь в науку. Вот тут и начались проблемы. Полина продолжила.
    - Понимаете. В аспирантуре я издала несколько работ с критикой некоторых теорий. Я даже не подозревала во что «вляпалась», говоря сленгом.  Если коротко, то вся история , как наука основывается на свидетельствах и летописях. Мотивы «писателей» не учитываются.  Я провела аналогию прошлого и настоящего и получила… выговор от руководства.  Пришлось уйти работать в школу. Потом я узнала причину переезда сюда. Пятьдесят лет назад у нас пропал мой брат, и родители переехали из провинциального города в область. Но, меня нашла бывшая соседка и все рассказала.  В архивы меня не допустили, сославшись на некие ограничения. Я сомневаюсь, что правду узнаю от вас, но для очистки совести все это рассказала…

     Звук звонка прервал беседу. Антон Павлович извинился за приход без приглашения.
    - Я только что узнал о тесте ДНК. Полина права. Миша ее брат… из прошлого.  Невероятный случай со временем.  Наш институт как раз занимается этими проблемами, поэтому я в курсе событий.  Мы всего не знаем, но давайте решать «что делать?» Мальчику всего говорить не надо. Зачем ему такие нагрузки? Предлагаю оставить «все как есть». Финансовую часть забот мы берем на себя на основании научной проблемы.  Ваши пожелания тоже постараемся учесть. Я сказал все что мог. Простите, что не до конца.    

      Полина обещала подумать над всей, на ее голову, информацией. Гость убыл также быстро, не забыв вновь извиниться. Хозяйка проворчала.
      - Еще извиняется. Мне сдается, что он и есть главный виновник происшедшего.  Если бы мы не переехали и… папа был бы жив. Я ведь тогда не знала, что он погиб. Только заметила, когда спрашивала, скоро ли вернется отец, то мама всегда плакала.  Я еще обижалась на нее.
Чтобы сменить тему, Виктор задал несущественный, по его мнению, вопрос.
      - Скажите Полина. В чем Вас конкретно  обвинили в институте? Сейчас у многих ностальгия по тем временам…
      - Я все помню. Состоялось расширенное заседание парткома. Меня, кандидата в члены партии, не собирались слушать. Просто представили мою статью и спросили, все ли с ней знакомы. Один из ректоров заявил, что не читает всякую галиматью, но в обсуждении согласен быть … с большинством.  Множество исторических примеров, которые намеренно трактовали в угоду тогдашней власти, не обсуждали. Вывод был прост. Секретарь, взяв в руки книгу Генерального секретаря партии, изрек.
      - Молодой специалист подвергает сомнению исторически сложившиеся трактовки. В этом есть доля творчества. Но, она идет дальше и связывает все это с сегодняшним днем. Ее методика и есть «семена раздора» в науке.  Принижение значения книги лауреата Ленинской Премии и нашего «Коммуниста номер один», Генерального Секретаря КПСС, не может быть объяснима молодостью или пробелом в образовании. Я сомневаюсь, что такому кандидату кто-то даст рекомендации для вступления в наши ряды.- При мне проголосовали за «строгий выговор». В партию я не вступила еще и потому, что сама не просила  никого.  Аспирантуру закончила позже. Потом начались «дикие девяностые». Я не приветствовала новые веяния, понимая, что подлость проникнет во все сферы жизни и науки. Живу в квартире родителей и просто работаю. Желания «внедряться» в прошлое нет. Мой небольшой опыт говорит, что История, как наука, «вычищена» до блеска. Что ушло, то ушло безвозвратно…

        Ольга кашлянула, но это предупреждение не остановило Виктора.
       - Извините. У Вас, возможно, появится  способ узнать истину. И ответ в Вашем брате. Если он смог прибыть из прошлого, значит, путь этот существует. Будем ждать. Пусть он живет, учится. Вы ему любовь к истории привьете…
       - Каким образом? У меня и в школе не густо.
       - Просто. Историю «делают» люди. А они все интересны. Через мелкие детали можно понять характер и спрогнозировать действия. Приведу пример. Полторы тысячи лет назад на краю китайской деревушки играли дети. Проходящий мимо, старик сообщил, что у скалы при дороге много спелых вишен. И что он сам не может, по причине своих лет, достать их. Дети бегом устремились за добычей. Мальчик, лет пяти, продолжил играть, оставаясь на месте. Прохожий удивился, что малыш не убежал со всеми.  Свое поведение тот объяснил тем, что если бы плоды были вкусными, их давно бы съели. Дорога же рядом. Старик решил задержаться. Вскоре дети вернулись.  Они и сказали, что плоды кислы и несъедобны. Когда прохожий спросил имя мальчика, то услышал, - Ку. Потом весь мир его звал – Конфуций.  Исторических личностей можно любить, можно ненавидеть. При равнодушии к ним события неинтересны. Я думаю, что это один их множества способов заинтересовать учеников. Сами - то Вы тоже пришли к интересу через рассказы отца. Простите, что напомнил о горе.

        Наступила тишина. Потом гости собрались уходить. В дверях услышали.
- Спасибо. Заходите чаще. Мне кажется, что вы знаете больше, чем говорите. Я подумаю и об этом примере с мудрецом. В любом случае у меня на вас обид нет. Уже.

      Дома Ольга выговорила Виктору за «болтливость». Муж не оправдывался.
      - Может быть ты и права. Все наши прошлые жизни растворяются в настоящем. У меня создалось впечатление, что скоро мы все забудем. А тут случай помочь человеку вернуть веру в свои силы. Да и Мише в таком случае будет легче. Я одного опасаюсь, как бы наш руководитель не использовал ситуацию «в темную». Ты понимаешь, что это такое.

       Прошел год. Ничего необычного. Антон Павлович изредка звонил. Предложений не было. Спокойствия тоже. Казалось, что вот-вот произойдет неприятность, ожидание которой мешало обычным житейским радостям. Виктор подолгу устраивался в кресле напротив окна. Там беззаботные воробьи и синички делили «хлеб насущный» в виде зерна и семечек. Ольга вернулась на работу в школу. Осенью приехала Полина.
      - Я специально не звонила. Здравствуйте. Миша пропал. Вот записка от него. Он пишет, что «все исправит».
В результате обсуждения выяснилось, что проблемы зрели постепенно. У Миши не было друзей. Он говорил, что «дети сейчас плохие, хлебом могут бросаться». Потом, ему не нравились некоторые предметы и учителя. Про экзамены говорил, что они для «дурачков», которые выбирают варианты. Единственной «отдушиной» были старые советские фильмы. Историю, как науку, он не признавал. Его слова «они все врут» были камнем, об который разбивались все теории прошлого. Еще его огорчало, что через год получать паспорт. Он боялся, что став «гражданином», застрянет здесь навсегда. Любимый предмет - математика. Он мог играть цифрами, как оловянными солдатиками. Учитель говорил, что способности у мальчика большие.

        Позвонили Антону Павловичу. Услышав короткое «вылетаю», на некоторое время успокоились.  Полина осталась на ночь. Только на следующий день, который был выходным, отправились в область. Полину беспокоил один вопрос.
     - Завтра из школы позвонят. Потом опекунский совет, потом милиция. Что я им скажу? Кошмар.
Антон Павлович успокоил. Вот письмо от академии наук. В нем ответы всем. Миша вызван в Москву на слет «юных дарований». За ним придется «сходить». Полина остается здесь, а Виктору и Ольге командировка.
    - На час?
     - Нет уже. На несколько дней. Мы повысили емкость батарей, наши сотрудники уже работают, вы понимаете.  Теперь надо подумать о мотивации возвращения мальчику. 

    Вновь наступил день, бывший красным в календарях. Антон Павлович остался в доме Виктора и Ольги. Девять утра. «Брелок» мигнул красным индикатором и тени растворились в пространстве.

     Тысячи людей на площади. На трибуне несколько людей в шляпах. Остальные в шапках и платках. Холод. От толпы отделился мальчик
     - А Вы кто? Милиция?
     - Вежливые люди в начале беседы говорят свое имя.
     - Миша Медведев. А вы Виктор и Ольга. Спасибо вам, что показали мне будущее. Оно мне не понравилось. Я остаюсь. Хотите познакомиться с моими родителями?
     - Молодец. Когда вырастешь, …приходи в гости. Адрес знаешь.

     Антон Павлович удивился.
     - Что-то вы быстро вернулись. Никого не нашли? Его там нет?
     - Наоборот. Миша там, и он принял самое верное решение. Оставшись, возможно исправит цепь событий…
В дверь постучали. На пороге стоял мужчина шестидесяти с лишним лет.
    - Здравствуйте. Я Михаил Александрович Медведев…


Рецензии