Большесольский уроженец В. Н

Этим словосочетанием подписано первое из исторических описаний посада Большие Соли Костромского уезда (Краткое описание Больших Солей Костромской епархии, с церковью Преображения Господня и приделами ея // сост. Большесольский уроженец В.Н.- М., 1857), словосочетанием «Уроженец Больших Солей В.Н.» – заметка в «Костромских губернских ведомостях» в 1859 году под названием «Желания публики» (Уроженец Больших Солей В.Н.  Желания публики // Костромские губернские ведомости.- Кострома, 1859.- № 16), а инициалами В.Н. – три корреспонденции из Больших Солей через три года в тех же «Костромских губернских ведомостях» под названиями «О деятельности большесольского уроженца К.А. Попова» (В.Н. О деятельности большесольского уроженца К.А. Попова // Там же.- 1862.- № 2), «О приходском двухклассном училище в посаде Большие Соли, Костромской губернии» (В.Н. О приходском двухклассном училище в посаде Большие Соли, Костромской губернии // Там же.- № 3) и «Приглашение к благотворительности» (В.Н. Приглашение к благотворительности // Там же.- № 4).
Весь этот словесный туман, впрочем, напустил, а затем и развеял сам автор, очередную корреспонденцию из Больших Солей под названием «О закладке приходского училища в Больших Солях, Костромской губернии» (Большесольский уроженец В. Назанский. О закладке приходского училища в Больших Солях, Костромской губернии // Там же.- 1859.- № 29) подписавший своей подлинной фамилией «Большесольский уроженец В. Назанский».
Его предыстория довольно подробно представлена в «Ученых делателях Костромского Вертограда» Михаила Яковлевича Диева: «Назанский, Василий Иванович. Был учителем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в Пажеском корпусе, в Морском и Павловском кадетских корпусах и в аудиторской школе около 1832 г. Родился в Посаде Большие Соли; сын священника тамошней Преображенской церкви. Первоначально образование получил в Костромской семинарии; отсюда около 1817 г. поступил в С.-Петербургский Педагогический Институт, потом преобразованный в университет, где и кончил курс учения. Сочинил и издал 1832: «Краткое руководство к познанию правил для производства следственных военно-судных дел» или военное судо-производство; а в 1834 г. – «Производство дел следственных, извлеченное из Свода Законов Российской Империи» (Титов А.А. Материалы для био-библиографического словаря. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии (по рукописи костромского ученого протоиерея М.Я. Диева «Ученые делатели Костромского Вертограда»).- М., 1892.- С. 29).
К этому необходимо прибавить только, что Василий Иванович Назанский был сыном священника Иоанна Андреева (1773-1849) (ГАКО. Ф. 200. Оп. 3. Д. 385. Л. 258 об.-259), Костромскую духовную семинарию закончил и в Главный педагогический институт поступил в 1816 году (Резепин П.П. Замечательные выпускники Костромской духовной семинарии // Светочъ: альманах.- Кострома, 2007.- № 2.- С. 121), за вышеперечисленные книги удостоился бриллиантовых перстней из Кабинета Его Императорского Величества в 1833 и 1839 годах, по окончании педагогической деятельности с 1841 по 1856 год служил столоначальником Кораблестроительного, Комиссариатского и Аудиторского департаментов Морского министерства и был награжден знаком отличия беспорочной службы за XV лет в 1845 и за XX лет и орденом Святой Анны III степени в 1850 году, а в 1858 году в чине коллежского асессора из Санкт-Петербурга возвратился в Кострому, устроился депутатом оценочной комиссии Костромского губернского правления, восстановил связи с родиной и ходатайствовал «о разрешении ему постройки каменного дома в посаде Большие Соли для помещения в оном приходского училища» (ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 977. Л. 1-5 об.), основанного, как известно, другим замечательным большесольским уроженцем – Константином Абрамовичем Поповым (1814-1872).
Назанский упоминается как в «Источниках словаря русских писателей» (Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей: в 4 т.- Пг., 1917.- Т. 4.- С. 481-482), так и «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых (от начала образованности до наших дней)» (Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала образованности до наших дней). Изд. 2-е, совершенно перераб., илл. Предварительный список русских писателей и ученых и первые о них справки.- Пг., 1918.- Т. II.- С. 145) Семена Афанасьевича Венгерова (1855-1920), и оттого приходится лишь недоумевать о том, почему он отсутствует в четырехтомном «Словаре псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» Ивана Филипповича Масанова (1874-1945) (Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т.- М., 1959-1961.- Т. I-IV), который, как сказано во вступительной статье, использовал архив Венгерова.
Ошибка Венгерова, как и составителей Русского биографического словаря, заключается, однако, в том, что годом смерти Назанского объявлен 1867-й, хотя на самом деле статский советник Василий Иванович Назанский умер 25 марта 1877 года и был похоронен на костромском Лазаревском кладбище (ГАКО. Ф. 56. Оп. 3. Д. 56. Л. 108 об.-109).
Еще забавнее – без всяких дат – Василий Иванович Назанский представлен в продолжающемся московско-петербургском издании под названием «Санкт-Петербургская дворянская родословная книга» (Санкт-Петербургская дворянская родословная книга. Литера Н.- СПб., 2001.- С. 8), составителям которой вышеперечисленные издания, надо понимать, неизвестны.


Рецензии