Мы останемся советскими людьми...

Недавно  прочла в  соцсети  пост  девушки  с  просьбой  посоветовать  что-то  из  советской  литературы,  наиболее   понятно  раскрывающей  дух  той  эпохи.  Задумалась….   Пройдет  еще  пару  десяток  лет  и  молодому  поколению  практически  невозможно  будет  понять,  что  лежало  в  основе  того  сумасшедшего  энтузиазма,  с  которым  наши  деды  и  отцы  строили  справедливое  социалистическое  государство,  в  основе  которого  лежало  равенство  и  вера  в  победу  коммунизма.  А  с  такими  темпами  переписывания  и  осквернения  истории  дело  не  за  горами.   Я  даже  собственным  детям  не  могу  доказать,  что  не  вся  так  плохо  было  в  нашу   золотую  Эпоху застоя…

Как  же  я  люблю  свое  советское  детство!  Можно  часами  рассказывать  о  безраздельной  свободе   горячего   лета,   когда   мы  до  одури    носились  по  окрестностям  то  в  образе  индейцев,  то   казаков-разбойников,  а   родители  до  хрипоты  кричали    с  балконов,  в   попытке   загнать  нас  домой.   Дружили  всем  двором,   без   статусов,   возраста  и   национальности.  Но  кодекс  чести   чтили   неукоснительно -  трусов,  предателей,   и  врунов  наказывали  всеобщим  презрением.   Как  многое   изменилось  с  тех  времен….
Как  не  хотелось  бы  мне  окунуться  в  просторы  воспоминаний,  но  я  все-таки  вернусь  к   вопросу  литературы.  Написано  бесконечно  много  и  на  разные  темы:  революция,   коллективизация,  война,  сталинизм,  «железный  занавес»  и  далее  по  хронологии.  Но  есть  автор,   лично  для  меня,   который   является  летописцем  советской  эпохи,  с  самого  ее   зарождения  и  до  лучших  времен.  Это  Анатолий  Степанович  Иванов.   Что   бы  потом  не  происходило,  какие  бы  события  и  эпизоды  не  отражали  действительность  тех  лет,  но  главное  для  понимания  Советской  эпохи  является   процесс  формирования   особого   мировоззрения   советского  человека.   Именно  это  и  является  отправной  точкой,   фундаментом   построения   социалистической   страны,  социалистической  идеологии.

Я  была   практически  еще  ребенком,  когда  на  экраны  вышел   фильм  «Тени  исчезают  в  полдень»,  а  позже  «Вечный  зов»  по  одноименным   произведениям   Анатолия  Иванова.  Сказать,  что  я  была  потрясена  -  ничего  не  сказать.  И  дело  не  в  том,  что  это  был  первый  взрослый  фильм,  который   отложился   у  меня  в  памяти.  С  позиции  сегодняшнего  дня,  я  понимаю – это  и  было,  как  раз,  воспитание   советского  человека.  В  окружении  своих  бабушек   деда  Коли,  единственного  вернувшегося  с  войны,  я  каждый  вечер  прилипала  к  телевизору  и   постигала   азы  советской   морали.   Слушала,    как  они   тихо  переговаривались,   пыталась   вникнуть  в   судьбы   и   поступки  экранных   героев.  Два  поколения,  разделенных   почти   полувековым   сроком,  мы   были   едиными   советскими  людьми.   Возможно,  я  не  поняла  тогда  каких-то  любовных  переплетов,  но  то,  что  советский  человек  и  это  звучит  гордо  и  достойно  -  я  усвоила  навсегда.

Уже  нет  Советского  Союза,  в  Лету  ушла  советская  эпоха,    либеральная  общественность  и  некоторые  современные   политологи  обвиняют  в  тоталитаризме   режим,  в   беспросветной  цензуре  и   оголтелой   пропаганде  советскую  литературу  -  спорить  не  буду,  имелись,  конечно  же,  перегибы.  Но  то,  что  литература   учила  добру,  мужеству,  героизму,  учила  мечтать  и  верить -  это  неоспоримый  факт.
 
Можно  сегодня   почитать  Довлатова  и  посмеяться  над   образом  хмельного  наивного  советского  человека,   готового    пахать  за  нищенскую  зарплату,  всю  жизнь  стоять  в  очереди  на  квартиру  и  уехать,  захватив  с  собой  весь  свой   драгоценный  скарб  -  потертый  чемодан  с  упаковкой  нейлоновых  носков,  а  потом   страдать  до  конца  дней  о  непонятой  русской  душе…

Да,  мы  были  во  многом   наивны  в  своей  вере,  но  это  была  наша  жизнь….     И  если  вы   хотите  понять   и  осознать   советский  период  -  читайте  таких  авторов,  как  Анатолий  Иванов.  Я  умышленно  не  перечисляю  -  этот  список   велик.  Иванов  -  это  мое  советское  предпочтение.  Недавно  пробовала  перечитать  -  не  смогла,  слишком  больно.  Для  нас ,  живущих  в  нынешней  Украине,  советских   людей   это  как   надгробная  эпитафия   по  близкому  и  родному….

 


Рецензии
Как вы хорошо выразили мысли многих о той эпохе..

Наташа Левкина   21.11.2023 12:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.