За грибами

     Товарищ решил показать удивительные грибные места и на машине « Нива» мы кружили по лесным дорогам. Ощущалась глубина лесного массива, через который мы ехали и ехали. Нам не столько были нужны грибы, сколько мы наслаждались лесными просторами и белым мхом, который встретишь не в каждом лесу. И вот неожиданно лес расступился, и мы въехали в деревню, ещё немного по ней проехав, дорога привела нас прямо к церкви. Огромный храм из кирпича, удивил нас своим появлением здесь в дикой глуши. Оглядев  деревенские постройки, мы больше не увидели ничего из кирпича, даже сельсовет был деревянный.
    
     Как, откуда здесь такая махина? Храм был удручающего вида. Верхняя часть колокольни была разворочена. Облезлые стены, на крыше росла трава, и молодые деревца уже закрепились своими корнями.
    
     Трёх ярусная колокольня была обрамлена колоннами, даже в таком виде всё строение выглядело монументально!
     Мы решили осмотреть храм. Зайдя внутрь, нам стало не по себе от такого удручающего вида, все стены были в таком состоянии,  как будто их кто нещадно колупал.
     Было похоже, что что-то искали под штукатуркой.
    
     Мы обошли все помещения и абсолютно, везде,  было то же самое, стены нещадно были исколупаны.
     Пол под ногами, который был сделан когда-то на века, в своё время его заливали каким-то составом, некогда хорошей толщины, был просто выворочен, и разломан на куски и это было сделано по всей поверхности. Видно под полом, тоже искали клад! Я поднял с пола кусок, из чего он был, мы не смогли определить, какой состав использовался для заливки полов? Это был не цемент, куски имели желтоватый вид.
     Я всегда возил с собой бумагу и карандаш. Взяв их, стал зарисовывать ещё проступающие части орнамента, в которых обязательно изображался крест. Что интересно, в пяти разных местах стилизация креста встроенного в растительный орнамент была разная и не повторялась. В одном месте под куполом проступали очертания фрески с изображением людей, краски потеряли свои свойства.
    
     Зайдя в одну из комнат и осмотрев её стены я обратил внимание, что и без того толстая внутренняя стена первоначальной кладки была дополнена ещё одним слоем в пол кирпича. Она резко отделялась от старой и время его не пощадило, в районе дверного проёма кирпич всей своей плоскостью,  отделился от основной кирпичной стены на столько, что не заметить это было просто не возможно. Всё это говорило о том, что делал это случайный человек, который не знал, как скреплять новую кладку со стеной. Судя по её виду, кладка была выполнена в спешке. То есть, не важно, как она бы выглядела, важно было добиться результата и видно это удалось!
     Если говорить о целесообразности этого утолщения, то комната эта и без того очень узкая, потеряла ещё так важное для неё пространство, для чего? Большой вопрос!
     В общем, эта тайна храма так и осталась не раскрытой, мы поехали дальше за грибами.
     Уже потом я стал интересоваться, и как выяснилось, это вообще историческое место, здесь проходил «Сибирский тракт» из Москвы в Китай, а церковь, которую построили в 1826 г. Имела название «Михайло-Архангельская» но с 1843г. стала называться» Вознесенской».
    
     Это был самый древний, самый красивый, самый крупный храм на Сибирском тракте. Его называют «Жемчужиной Сибирского тракта».
    
     Колокольня в стиле классицизма по проекту С.Е. Дудина была трёх –ярусной. На ней висело 7 колоколов. Их называли «Чудо колокола», большой «Воскресный» в 24 пуда, отлит в 1902 г., колокол «Полиелей» в 103 пуда отлит в 1854 г. Оба на заводе Бакулевых.
     В 1930 г. Они были уничтожены.
    
     Композиция храма удивительна и выразительна. Здесь оригинально соединились «Вятское барокко», ранний «Классицизм» и «Русский романтизм».
     Вообще «Вятское барокко», не разрывно с природой, оно с ней одно целое.
    
     Уехав из этих мест, и поколесив ещё по лесным дорогам, мы уже с грибами поехали домой.            


Рецензии