Ц-х

Эта подпись под статьей с названием «Местная промышленность» в «Северной правде» 1926 года (Ц-х. Местная промышленность // Северная правда.- Кострома, 1926.- 29 октября.- № 247) среди нескольких сходных по форме псевдонимов едва ли может привлечь внимание, зато вместе с инициалами Б.Н. Ц-х, как на обложке брошюры под названием «Статистика и делопроизводство профсоюзов. Доклад, читанный на 1-й конференции профсоюзов Костромской губернии», вышедшей в Костроме в 1921 году, вызывает интерес, поскольку эти инициалы совпадают с инициалами имени, отчества и фамилии костромского художника Бориса Николаевича Царнаха (22.02.1894-03.10.1938), который, согласно его документам, с сентября 1918 года заведовал секцией труда Костромского губернского статистического бюро (ГАКО. Р. 915. Оп. 1. Д. 129. Л. 170 об.-171).
Он был уроженцем Ярославля и внуком эмигранта из Германии (1881), физико-механика и владельца механической мастерской в Ярославле Карла Альбертовича Царнаха, за 150 рублей серебром из костромской городской казны восстановившего гальваническим путем на бронзовом барельефе памятника Василия Ивановича Демут-Малиновского руку шляхтичу и голову Ивану Сусанину, отломленные в ноябре 1887 года пригородным крестьянином Сергеем Ивановичем Арсеновым (Журналы Костромской городской думы за 1888 год.- Кострома, 1889.- С. 78-79; Журналы Костромской городской думы за 1889 год.- Кострома, 1890.- С. 44; Резепин П.П. Костромские реставраторы XIX века // Страницы времен: историко-краеведческий журнал.- Кострома, 2010.- № 4 (7).- С. 104-106), и таким же, как и дед, противником уничтожения памятников искусства костромичами в Советское время (Царнах Б.Н. К борьбе против уничтожения памятников искусства // Советская газета.- Кострома, 1918.- № 61 (соавтор с Захаровым П.В.).
Подобно таким костромским художникам, как Николай Васильевич Пирогов (1872-1913), Алексей Александрович Писемский (1859-1913) и Николай Павлович Шлейн (1873-1952), он являлся выпускником Костромского реального училища имени Царя Михаила Феодоровича, а также художественной школы Николая Павловича Шлейна, участником Костромской губернской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых сельскохозяйственной, кустарной и промышленной выставки (1913) и секретарем Костромской ассоциации художников революционной России (1925), однако ни традиционалистом, ни пролеткультовцем так и не стал, возглавляя впоследствии костромские товарищество художников «Нео-Аргус» (1927) и филиал Ярославской организации Союза художников СССР (1932).
В досоветской периодической печати он выступил с программным «Письмом костромским художникам» (Царнах Б.Н. Письмо костромским художникам // Новый Поволжский вестник.- Кострома, 1916.- № 12), написанным им, как и воззвание «К борьбе против уничтожения памятников искусства», вместе с его единомышленником Павлом Васильевичем Захаровым (1888-1922).


Рецензии