Личная переписка

ПИСЬМА  ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


  (январь – октябрь 2007г.)

9 января
Здравствуй, Татьяна!
Хотя если честно: мне привычней Таня, Татьяна - так и тянет обращаться  на
ВЫ.
А может так и надо?
 Но пока постараюсь обращаться по - прежнему.
        Таня, ты поставила меня в интересное положение.
Довольно необычно встретиться хотя бы в письмах с самим собой через (ой,
страшно сказать) 36 лет.
Прочитав твое (да и свои письма), я залез в свой заветный чемодан,
который не открывал уже несколько лет, нашел твои письма.
Одно из них на бланке "Комсомольской характеристики»:
Попробуй вспомнить, о чем оно.
Начинается так:
"Ну вот, здравствуй, Сашка. Давай посидим с тобой, покурим и поговорим "про
жизнь". Где мы с тобой расположимся? Давай хотя бы у аэродрома, пусть
внизу будет море саратовских огней и рядом гул прилетающих и улетающих
самолетов".
       Знаешь, когда я снова прочитал эти строки, сейчас, столько лет
спустя, я снова ощутил ту  ночь, до жути волшебную, а сейчас ещё и
подернутую дымкой молодости и мечты.
А тут же жесткий вопрос: узнаю ли я себя? И где больше "нас истинных"?
Наверное, все-таки там или тогда - как правильно?
Конечно, мы тогда многого еще не знали, чего-то не умели, что-то
воспринималось не так, как сейчас, но были искренни, даже если эмоции
захлестывали с головой. И так же как и тогда, я согласен с тем, что
человек без эмоций  это не человек, сейчас бы я сказал, что это запрограммированный или зомби, раньше  я еще не сопоставил бы так, скорее из-за того, что не предполагал, что такое может быть.

      А теперь на вторую часть вопросов:
Работаю я по-прежнему на НПЗ, как перешел в 81-м с "Химпрома", так и работаю здесь. Правда, за эти годы кем только не работал -  от инженера- технолога небольшой установки до ведущего инженера (это будет с 9 января).
Стал ли я другим? Да, наверное, стал, со стороны это виднее. Опыта и
знаний набрался, да и смешно было бы, если бы не так. Стал ли
умнее? Не знаю. Я не кривлю душой, действительно не знаю. Ведь если
отбросить знания, полученные от учебы в институте и прочих курсах (хотя
техникум мне дал больше), умение обращаться с современными телевизорами и
компьютером (что не делает умнее), останется только то, что было.
Конечно, изменилось умение общаться. Я стал более спокоен и больше люблю слушать, чем говорить. Но по - прежнему не нравятся люди, которые в разговоре тянут одеяло на себя и практически требуют, что бы слушали их, любимых, и говорили о них, любимых. В некоторых случаях стал черствее, если вижу, точнее, чувствую или понимаю, что в основе лежит стремление только получить
преимущества для себя. Изменилось отношение к некоторым  поэтам и
писателям: несмотря на то, что у них превосходные произведения, некоторые
их поступки не вписываются  в мои понятия о достоинстве. Пример: Окуджава
за его отзывы (когда еще он был жив) о наших солдатах в войне и в Афгане.
(Не за отношения к войне и Афгану, а именно за ребят обидно). Я могу
привести еще несколько фамилий, но легче от этого не станет. Все равно
тяжело отказываться от тех, кто был почти кумиром. Так же противно слушать
людей,  "сделавших себе имя" при Советской власти, пользовавшихся тогда
уважением, а сейчас с садистким удовольствием пинающих ее и те времена,
или, что еще противней, с мазохистским удовольствием вспоминают, как им было
тяжело.
Мне всегда хочется при этом спросить: а простые трудяги, которые по
существу кормили их, жили легче? Или им сейчас стало легче?
       Вообще-то я мысленно писал это письмо со вчерашнего дня и о много
хотелось сказать, но заметил за собой некую черту, если я хотя бы в мыслях
что-то прокрутил, то уже кажется, я это говорил и боюсь повтора или хуже,
что это будет неинтересно.
      Я по-прежнему люблю много читать, но читаю в последнее время что-то
легкое, типа "русского юмористического фэнтези", и самое смешное в этом,
то, что в этих книгах очень много серьезных и метких наблюдений, конечно, если пишет  умный автор.
По-прежнему люблю слушать песни (но почему-то в основном старые), люблю
бардов.
      А то, что старые песни, в основном, лучше песен сегодняшних,
подтверждается хотя бы новогодними программами, когда, в основном,
исполняются песни прошлого века. Все-таки странно говорить о прошлом веке,
сразу чувствуешь себя жутким старцем.
        По старой привычке пишу письмо на работе. Я сегодня дежурю. Как
сама понимаешь, производство непрерывное.
     Так, хватит корябать, а то надоест тебе читать. А насчет моих писем, можешь их  публиковать в любом виде, ведь это уже не столько мои, сколько твои письма, хотя сомневаюсь, что это будет кому-нибудь еще хотя бы любопытно.
      До свидания, пиши!


Добрый вечер, Татьяна!
Всех разогнал и сел писать ответ…
Сейчас я на работе. Рабочий день кончился, поэтому можно уделить время и своим делам.
      С чего же начать...? Наверное, с того, что  вечные  вопросы  иногда продолжают тревожить и меня. Особенно тогда, когда что-то идет не так. Тогда и всплывают вопросы.
Найти ответ в книгах сложно. Скорее, там я нахожу созвучие своим  желаниям, мыслишкам. Может быть, толчок к дальнейшим  размышлениям. Наверное, это так и должно быть.
Ведь это как в песне:  Каждый выбирает для себя…  
И все-таки:
 Не бывает на свете тропы без конца                                       и следов, что навеки ушли в темноту...


(Сегодня я буду злоупотреблять балладами из  «Волкодава»  Марии Семеновой)
Я не очень то хочу верить в кого-то  сильного и всемогущего, который  отслеживает и наказывает, скорее это виновато наше   «я», когда хочется найти ответы на все. Более того, хочется, чтобы найденное нужно было не только тебе, примерно вот так:

Выясняя вопросы чести,
    Если знаешь: кому-то нужен,
Кто-то ждет о тебе известий…

А когда заросла тропинка,
 И не будет конца разлуке,
Вдруг потянет холодом в спину:
 Для чего?..  И опустишь руки…

А сейчас я просто набросаю еще отрывков из баллад (возможно, ты и читала, но все же):
Когда во Вселенной царило утро,
 И Боги из праха мир создавали,
Они разделили Силу и Мудрость
И людям непоровну их раздали.

Досталась мужчине грозная Сила,
Железные мышцы и взгляд бесстрашный,
Чтоб тех, кто слабей его, защитил он,
Если придется, и в рукопашной.

А Мудрость по праву досталась женам,
Чтобы вручали предков заветы
Детям, в любви и ласке рожденным,
Отблеск нетленный вечного Света.

С тех пор, если надо, встает мужчина,
Свой дом защищая в жестокой схватке;
Доколе ж мирно горит лучина,
Хозяйские у жены повадки.

И если вдруг голос она повысит,
Отнюдь на нее воитель не ропщет:
Не для него премудрости жизни -
Битва страшна, но в битве и проще.

(Возможно,  и поэтому так трудно с нами, мужиками, для нас много проще, или просто не задумываемся).

И что-то овеет от века бесстрастные лица,
И в мягком сиянии чуда расступится тьма,
И самая мудрая скажет: "Идемте, сестрицы.
Пускай выбирает сама и решает сама».

А вот одно из самых точных описаний жизни человека, да и не только:
 
Покуда живешь, поневоле в бессмертие веришь.
А жизнь оборвется -  и мир не заметит потери.
Не вздрогнет луна, не осыпятся звезды с небес,
Единый листок упадет, но останется лес.

В младенчестве сам себе кажешься пупом вселенной,
Венцом и зерцалом, вершиной людских поколений,
Единственным  Я, для которого мир сотворен:
Случится исчезнуть -  тотчас же исчезнет и он.
Но вот впереди распахнутся последние двери,
Погаснет сознанье, и мир не заметит потери.

Ты ревностью бредишь, ты шепчешь заветное имя,
На свадьбе чужой веселишься с гостями чужими,
Ты занят делами, ты грезишь о чем-то желанном,
О завтрашнем дне рассуждаешь, как будто о данном,
Как будто вся вечность лежит у тебя впереди…
А сердце вдруг -  раз!   и споткнулось в груди.

Кому-то за звездами, там, за последним пределом,
Мгновения жизни твоей исчислять надоело,
И все, под ногой пустота, и окончен разбег,
И нет человека, а точно ли был человек?
И нет ни мечты, ни надежд, ни любовного бреда,
Одно Поражение стерло былые победы.

Ты думал: вот-вот полечу, только крылья оперил!
А крылья сломались, и мир не заметил потери.
( Я заметила -21 февраля 2009года…)

И вот продолжение (это другая баллада, но часть ответа есть):

Идем в поводу мимолетных желаний,
Как дети, что ищут забавы,
Последствия нынешних наших деяний
Не пробуем даже представить.
А после рыдаем в жестокой печали:
 Судьба! Что ж ты сделала с нами!..
Забыв в ослепленье, как ей помогали
Своими, своими руками.

За всякое дело придется ответить,
Неправду не спрячешь в потемках:
Сегодняшний грех через десять столетий
Пребольно ударит потомка.
А значит, не траться на гневные речи,
Впустую торгуясь с Богами,
Коль сам посадил себе лихо на плечи
Своими, своими руками.

Не жди от судьбы милосердных подачек,
И не удивляйся подвохам,
Не жди, что от жалости кто-то заплачет,
Дерись до последнего вздоха!
И, может, твой внук, от далекого деда
Сокрыт, отгорожен веками,
Сумеет добиться хоть малой победы
Своими, своими руками.

Сейчас о том, как можно подвести итоги (наверное, пора думать мне уже и об этом).

Я всякое видел и думал, что знаю, как жить.
Но мне объяснили: не тем я молился Богам.
Я должен был жизнь на добро и любовь положить,
А я предпочел разменять на отмщенье врагам.

Воздастся врагам, мне сказали. Не ты, так другой
Над ними свершит приговор справедливой судьбы.
А ты бы кому-то помог распроститься с тоской,
Надежду узреть и о горе навеки забыть.

Ты грешен, сказали, ты книг золотых не читал.
Ты только сражаться науку одну превзошел.
Когда воцарится на этой земле Доброта,
Такие, как ты, не воссядут за праздничный стол.

Чем Зло сокрушать, мне сказали, ты лучше беречь
Свободы и правды крупицы в душе научись.
Но те, на кого поднимал я свой мстительный меч,
Уже не загубят ничью беззащитную жизнь.

Я буду смотреть издалека на пир мудрецов.
Пир праведных душ, не замаранных черной виной.
И тем буду счастлив, поскольку, в конце-то концов,
Туда соберутся однажды спасенные мной.

     Извини, что так много цитат, но, перечитывая книгу (после того, как посмотрел фильм), и тут твои письма…
Все это перекликается. И очень близко мне.
 Конечно, баллады очень хорошо входят в текст, в котором тоже много раздумий о жизни, но и читать её можно по-всякому. Можно прочитать как приключенческое чтиво, а можно и подумать.
Наверное, сейчас время такое, что философские раздумья лучше всего прятать в одеждах фэнтези. Иначе будут показывать пальцами, хотя это и некультурно, и говорить всякое. Или же просто не сможешь донести свою мысль, просто не напечатают.
На этом же денег не сделаешь.

Два слова о Семеновой. У неё есть и  серьезные  книги о быте и культуре славян, но свои мысли она прячет в фэтези-романах.
Немного еще о себе. (Не очень люблю говорить о себе). На здоровье не жалуюсь, тем более, что дожил до возраста когда (еще одна цитата, но не помню чья):  «Если проснулся и ничего не болит, значит помер». Шучу. Все в пределах нормы. А с сердцем у меня была просто  юношеская аритмия  и пока на него не жалуюсь, если даже во флот брали, значит, ничего серьезного и не было.
Если можно, напиши хоть несколько слов, что с тобой было после того, как ты уехала из Волгограда. Где была, чем занималась?
Всего хорошего тебе и добрых людей рядом!
Пиши!!!! Жду.
Саша


Доброго дня и снова с Новым Годом, Таня!
Получил твое письмо, сразу не отвечал, хотелось немного "переварить" и твое письмо и мой ответ.
      Надо признать, что моя жизнь была не такой бурной и богатой на события.
После службы я поступил и окончил институт и в это же время у нас с Томой родились два  парня. Конечно, в основном, с ними занималась Тома.
Работал я в то время на "Химпроме" в 27 цехе. Там же пробежал ступеньки от аппаратчика до начальника корпуса, был неосвобожденным секретарем парткома цеха. (Об этом говорю только потому, что дальше из-за этого возникли проблемы). Получили квартиру в 80-м. А в 81-м  разошлись во взглядах  на мои обязанности с начальником цеха, я уволился со скандалом. Несмотря на то, что имел специальное образование, меня взяли только на нефтеперерабатывающий (Другие заводы просили придти завтра, а на завтра оказывалось, что места для меня нет, и это в 81-м, когда людей кругом не хватало).
Вот с тех пор и работаю на нефтеперерабатывающем. Тут тоже проскочил от инженера-технолога установки до начальника цеха. Затем попал в "освобожденные," председателем парткомиссии завода. Здесь тоже пытался честно работать, из-за чего попал в некоторых случаях в "неудобные", а это были знаменитые годы "перестройки", в 90-м по решению сверху председателей, да и комиссии сократили, и оказалось, что на заводе для меня почти нет работы. Все-таки нашли общими усилиями. А там 91-й год, который для меня лично оказался трудным (морально). Из-за этого я отдыхал на больничном 9 месяцев, это не сердце и не нервное (психическое), но все болезни, кроме 3-х, от нервов. За эти 9 месяцев (да и во время работы в парткомиссии) немного научился быть более сдержанным, застегнутым на все пуговицы для других, кроме тех, кому мог доверять. Перестал принимать участие в общественной жизни полностью. Даже на выборы не хожу, видя, как это все происходит. Научился носить маску  спокойного, радушного, иногда даже веселого человека. Но в то же время разучился безоглядно доверять людям. В 95-м умерла мама. (Как получили квартиру, я её забрал сюда).
       Ребята за это время выросли. Олег (это старший) закончил военное училище и сейчас служит в Подмосковье, второй раз женился, у него дочка Настя. Ей 8 лет, недавно, в январе была у нас со сватом. Это сорви-голова девчонка. Просто замечательная.
Сергей (это, естественно, младший) закончил "академию муниципального управления" и сейчас кем-то работает в администрации района. Женился, его жена Катя подарила нам двух внуков. Старшему  пять с половиной лет, а младшему чуть больше полугода.
Старший избалован и непоседа, младший будто другой, пока более спокоен.
В этом году снова у нас на заводе реорганизация и я из замов начальника цеха стал ведущим инженером-технологом. Обещают, что в деньгах я не потеряю, а в работе еще не понял, чем же я должен заниматься, пока занимаюсь тем же, что и раньше.
       Так что яркого в моей жизни вроде бы и ничего не было.
        Все в пределах нормы, все в порядке.

А теперь еще несколько цитат из той же Семеновой (Только не ругайся, просто хочется поделиться, а рядом не с кем):

     «Ты - все за книгой, в чистом и высоком,
     А я привык тереться меж людьми.
     Тебя тревожат глупость и жестокость,
     А я - мне что! Меня поди пройми.
     Различье наше - в чем-то самом главном.
     Я хмур и зол. Ты - светоч доброты.
     Тебе не стать как я, а мне подавно,
     Мой славный друг, не сделаться как ты».

     "Не строй у дороги себе избы:
     Любовь из дома уйдет.
     И сам не минуешь горькой судьбы,
     Шагая за поворот.
     Идешь ли ты сам, силком ли ведут -
     Дороге разницы нет!
     И тысячи ног сейчас же затрут
     В пыли оставшийся след.
     Дорога тебя научит беречь
     Пожатье дружеских рук:
     На каждую из подаренных встреч
     Придется сотня разлук.
     Научит ценить лесного костра
     Убогий ночной приют...
     Она не бывает к людям добра,
     Как в песнях про то поют.
     Белесая пыль покрыла висок,
     Метель за спиной кружит.
     А горизонт все так же далек,
     Далек и недостижим.
     И сердце порой сжимает тоска
     Под тихий голос певца...
     Вот так и поймешь, что жизнь коротка,
     Но нет дороге конца.
     Следы прошедших по ней вчера
     Она окутала тьмой...
     Она лишь тогда бывает добра,
     Когда ведет нас домой."

    "Я не ведаю страха, пока ты со мной.
     Я от грозного ветра не спрячу лицо,
     И в суде не смолчу, где безвинных винят.
     Это очень легко - быть лихим храбрецом,
     Если ты за спиною стоишь у меня.
     Только даром судьба ничего не дает..."
 
     « Быть может, лучше все простить?
     И не отмщать?
     И жить без злобы?..
     ...Попробуй это докажи,
     Тому, чей сын уже не встанет!
     А те, кого оставил жить,
     Тебя же вздернут на аркане..."

   " На могилах стихают столетий шаги.
     Здесь давно примирились былые враги.
     Их минует горячечных дней череда:
     За порогом земным остается вражда,
     И ничтожная ревность о том, кто сильней,
     Растворилась в дыму погребальных огней.
     Об утраченных царствах никто не скорбит -
     Там, где Вечность, не место для мелких обид."

   
 
     " Эта подлая жизнь не раз и не два   
     Окунала меня в кровищу лицом.
     Потому я давно не верю в слова,
     И особенно - в сказки со счастливым концом.
     Надо ладить с людьми!
     Проживешь сто лет,
     Не погибнув за некий свет впереди.
     Четвертьстолько протянет сказавший "нет":
     Уж его-то судьба навряд ли станет щадить!
     Если выжил герой всему вопреки
     И с победой пришел в родительский дом,
     Это - просто чтоб мы не сдохли с тоски,
     Это - светлая сказка со счастливым концом.
     Если прочь отступил пощадивший враг,
     Или честно сражается грудь на грудь -
     Не смешите меня!
     Не бывало так,
     Чтобы враг отказался ножик в спину воткнуть.
     Если новый рассвет встает из-за крыш,
     И любовь обручальным сплелась кольцом,
     Это - просто чтоб ты не плакал, малыш,
     Это - добрая сказка со счастливым концом.
     Если в гибельный миг прокричал "Держись!"
     И собой заслонил подоспевший друг -
     Это тоже все бред, ибо учит жизнь:
     Не примчатся друзья - им, как всегда, недосуг.
     Но зачем этот бред не дает прожить,
     От несчастий чужих отводя лицо?..
     А затем, чтоб другому помочь сложить
     Рукотворную сказку со счастливым концом."

  «  По морю, а может, по небу, вдали от земли,
     Где сизая дымка прозрачной легла пеленой,
     Как светлые тени, проходят порой корабли,
     Куда и откуда - нам этого знать не дано.
     На палубах, верно, хлопочут десятки людей,
     И кто-то вздыхает о жизни, потраченной зря,
     И пленники стонут по трюмам, в вонючей воде,
     И крысы друг дружку грызут за кусок сухаря.
     Но с нашего мыса, где чайки бранятся без слов,
     Где пестрая галька шуршит под ударом волны,
     Мы видим плывущие вдаль миражи парусов,
     Нам плача не слышно, и слезы рабов - не видны.
     А им, с кораблей, разоренный не виден причал,
     И дохлая рыба, гниющая между камней, -
     Лишь свежая зелень в глубоких расселинах скал
     Да быстрая речка.
     И радуга в небе над ней..."

  « И когда твое сердце захлестнет темнота,
     И душа онемеет в беспросветной тоске,
     Ты подумай: а может, где-то ждет тебя Та,
     Что выходит навстречу со свечою в руке?
     Эта искра разгонит навалившийся мрак
     И проложит тропинку в непогожей ночи...
     Ты поверь: вдалеке вот-вот зажжется маяк,
     Словно крепкие руки, простирая лучи.
     Ты не знаешь, когда он осенит горизонт
     И откуда прольется избавительный свет.
     Просто верь!
     Эта вера - твой крепчайший заслон.
     Даже думать не смей, что
     Той, единственной - нет..."

"    Нам всем навевают глухую тоску вечера.
     Нам кажется вечер предвестником горькой утраты.
     Еще один день, точно плот по реке, во "вчера"
     Уходит, уходит... ушел...
     И не будет возврата.
     Нам утро подарит и радость, и новую тень,
     И вечной надеждой согреет нас юное солнце,
     Но то, чем хорош или плох был сегодняшний день,
     Уже не вернется обратно, уже не вернется.
     Мелькают недели, и месяцы мчатся бегом...
     Мы вечно спешим к миражу послезавтрашней славы,
     А нынешней глупости, сделавшей друга врагом,
     Уже не исправить, мой милый, уже не исправить.
     Мы время торопим, мечтая, как там, впереди,
     От бед повседневных сумеем куда-нибудь деться...
     А маленький сын лишь сегодня лежал у груди -
     И вдруг повзрослел.
     И уже не вернуть его в детство.
     В минувшее время напрасно душой не тянись -
     Увяли цветы, и соткала им саван пороша.
     Но, может быть, тем-то и светел божественный смысл,
     Что всякое утро, смеясь, разлучается с прошлым?..
     И сколько бы нам ни сулил бесшабашный рассвет
     На деле постигнуть вчерашнюю горькую мудрость,
     Он тем и хорош, что придумает новый ответ...
     А вечеру жизни - какое наследует утро?.."

"    Дома, братцы, у Небес
     Не допросишься чудес.
     День за днем - как те горшки на заборе,
     Дома - скука и печаль;
     Нас притягивает даль -
     Чудеса живут, известно, за морем.
     И народ вокруг - не тот!
     Хоть бы раз пойти в поход:
     Кто же чудо у порога отыщет?
     А за морем - пир горой!
     Что ни парень, то герои,
     Что ни девка - вмиг утонешь в глазищах!..
     Так мы плачемся в глуши.
     И однажды, вняв души
     Устремленьям, да и просто в науку,
     Нас хватает и несет...
     И судьбы водоворот
     С надоевшим домом дарит разлуку.
     ...И окажется, что где б
     Ни прижиться - горек хлеб,
     Не рукою материнской спеченный,
     Не в отеческой печи,
     Не от дедовской свечи,
     Не на пращуров земле разожженной.
     Там героев - как везде:
     Что алмазов в борозде.
     Вместо раскрасавиц, - дура на дуре,
     Ну а чудо из чудес -
     Твой земляк, какой невесть
     В тот заморский край
     Закинутый бурей.
     И на сердце ляжет мрак,
     И назад потянет так,
     Что хоть волком вой на площади людной.
     И поймешь, что дом, где рос,
     Где по тропкам бегал бос,
     Он и есть на свете главное чудо.
     И вспорхнуть бы, полететь...
     Но уж врос в чужую твердь;
     Корни рвать - себе и ближним на муку...
     Что и как в родном краю
     Да про молодость свою -
     Это все теперь рассказывай внуку.
     А взрослеть возьмется внук,
     Он осмотрится вокруг,
     Станет привязью родительский корень:
     Дома чуда ждать сто лет,
     Вот в краях, где вырос дед,
     Там-то жизнь!
     Эх, кабы съездить за море..."

"    Раскинув стынущие руки,
     Не видя неба в серой мгле,
     Уже на том краю разлуки -
     Убитый парень на земле.
     Он, может, сам во всем виновен
     И получил, что заслужил.
     Но ток живой горячей крови
     Не дрогнет больше в руслах жил.
     Пусть оправдают, пусть осудят -
     Ему едино.
     Он ушел.
     Теперь угадывайте, люди,
     Кому с ним было хорошо.
     А он не сможет оглянуться
     Из-за последнего угла
     И протрезветь, и ужаснуться
     Своим же собственным делам.
     Нам словно мало тех напастей,
     Что посылают небеса.
     С какой неодолимой страстью
     Себя двуногий губит сам!..
     Пока ты жив, еще не поздно
     Начать с начала бренный путь.
     Там, наверху, пылают звезды.
     Там, дальше, - есть ли что-нибудь?
     Дано ли будет нам обратно
     Сойти во славе новых тел
     И смыть всю грязь, и выжечь пятна,
     Коль в этой жизни не успел?..
     Быть может, вправду наше семя
     Бессмертным спит в кругу планет
     И ждет, когда настанет время,
     И прорастет... А если нет?
     А вдруг ни ангелы, ни черти
     Не пронесутся в пустоте,
     И что душа избегнет смерти -
     Всего лишь сказка для детей?
     А вдруг в последний раз, не в первый
     Приходим мы на этот свет?
     И впереди, - лишь тьма и черви?
     И рая нет? И ада нет?..
     И нет суда, и нету судей,
     И ни похвал, ни укоризн,
     На что, мол, тринькаете, люди,
     Одну-единственную жизнь?..
     Иди, не опуская веки,
     Живи мгновенья, как года,
     Но каждый след чтоб был - навеки.
     И каждый шаг - как в никуда."

"    Все мы что-то не успели
     В отведенный срок."

"    Наши судьбы текут, как ручьи,
     Как прибрежный песок.
     Что - песчинка? Что - капля?..
     И все-таки в жизни не раз
     Каждый делает выбор.
     И выбор порою жесток.
     Даже если судьба королевств
     Не зависит от нас.
     Если Зло и Добро
     В откровенной схватились борьбе
     И последним пророчествам
     Сбыться мгновенье пришло,
     Загляни в свою душу:
     Что вправду милее тебе,
     Что влечет тебя с большею силой -
     Добро или Зло?
     А потом присмотрись,
     Кто силен и наденет венец,
     А кого проклянут
     И навеки забудут как звать.
     И опять загляни себе в душу:
     Хорош ли конец? И спроси себя снова:
     Неужто охота встревать?..
     Что за радость -
     Безвестно погибнуть в неравном бою?
     Может, спрятать глаза,
     Ведь уже никого не спасти?..
     Мало толку в геройстве,
     Которого не воспоют...
     Время лечит -
     Однажды и сам себя сможешь простить.
     А еще - ты поверь, так бывает! -
     Нет хуже врагов,
     Забывающих в битве жестокой
     Про всякую честь,
     Чем стоящие - тот и другой! -
     За Добро и Любовь...
     Где меж ними различье?
     С кем правда?
     Кого предпочесть?..
     ...А потом победитель
     Устало опустит свой меч -
     Враг стоит на коленях,
     И мир не постигла беда...
     И раздастся приказ:
     "Всем ослушникам - головы с плеч!"
     С кем пребудет твой выбор,
     Мой доблестный друг?
     С кем тогда?.."


"    С младенческого крика
     До самого "прости"
     Таинственную книгу
     Слагаем по пути.
     Теснятся чьи-то лица
     За каждою строкой...


     Мы черкаем страницы
     Бестрепетной рукой.
     Мы веселы и правы,
     Мы скачем напрямик -
     Размашистые главы
     Заносятся в дневник.
     А если и помаркой
     Испорчена строка -
     Ни холодно ни жарко
     Нам с этого пока.
     Успеем возвратиться,
     Попридержать коней...
     Подумаешь, страница!
     Их много в книге дней.
     Что гоже, что негоже
     И кто кому должник?
     Когда-нибудь попозже
     Исправим черновик...
     ...Но поздно, милый, поздно.
     Не отыскать мостов.
     И делается грозным
     Шуршание листов.
     Обиженные люди,
     Забытые долги...
     Поправлено не будет
     В минувшем ни строки.
     Кому мы, обещая,
     Солгали без стыда,
     Уходят не прощаясь,
     Уходят навсегда.
     Кого мы оттолкнули
     Кого мы подвели...
     Корявых загогулин
     Напрасно не скобли.
     И наша повесть мчится
     К финалу... А потом
     Последняя страница
     Покроет, пухлый том.
     И так же, запоздало
     Стирая слезы с глаз,
     Как мы иных, бывало, -
     Другие вспомнят нас."

Да, а насчет твоих писем. В чем трудности?
Как только сможешь, приезжай.
Доброго тебе настроения, Таня!

 
 Добрый  день, Татьяна!
Извини за то, что сразу не отвечаю.
Причина если честно одна: я укладывал в себе впечатления от нашей встречи, а нормально и спокойно укладывать не всегда удается, то одно, то другое.
Ведь ты после встречи с нами, еще встретилась и собой прежней, у меня же эта встреча, благодаря тебе и твоему брату, произошла раньше. Об этом мы уже обменивались мнениями.
Жаль, конечно, что нам не удалось поболтать как раньше, попросту…
Надеюсь, это еще будет. И в письмах и при личных встречах.
Впечатление конечно необычное: вместо романтической и доверчивой девушки передо мной предстала дама, обладающая  многим, чего в тебе раньше не было заметно (или я не разглядел). И в то же время в тебе осталась страсть к новому, к путешествиям…
Нет, еще не уложилось ещё.
Наверное, стал тугодумом.
Ладно, хватит об этом.
Татьяна, поздравляю тебя с Татьяниным днем! Желаю тебе (и не только в этот день):
Хорошего настроения, добрых друзей, и  исполнения желаний, радуйся жизни, доброго здоровья и всего, всего, всего !!!!!!!!!!!
Сейчас вошел в почту и увидел еще одно письмо от тебя.
Все-таки я не очень хороший человек, так долго молчал.
А насчет того права или не права  та девочка, я с тобой не очень согласен.
Почему не очень? Да, все мы в чем - то бываем не правы, но, по-моему, не это главное, а главное и важное в том, чтобы не лгать самому (самой) себе.   А ты не лгала ни себе, ни мне.  Мы не могли знать, что нас ждёт, но хотели жить полной грудью.

7 апреля.
Здравствуй, Татьяна!
Я подозреваю, что ты уже начала или обижаться на меня, или подумала, что мне не хочется писать.
Нет, это не так.
Сейчас у меня какой-то странный период.
На работе с нового года прошла реорганизация, в итоге мы снова  поменяли  места работы  и должности, хотя все осталось вроде бы на своих местах.
     Но идет такой поток бумаг и пересмотра всех действующих документов, что во время работы влезть в интернет и написать что-то связное нет времени, и так приходится торчать до 8 вечера, а дома, компьютер занят (Сережка лазит по сети, соскучился после командировки в Москву), так что  поем и брык.  
     И вот эта напряженная (к тому же без необходимости) обстановка выбивает из себя (кажется, что у меня даже характер начал портиться), а, учитывая, что начальники никогда не были хорошими, а сейчас тем более, сама понимаешь. Из опыта предполагаю, что такой напряг на работе будет примерно до конца лета. А там все устаканится. Так, что переживем. Не в первый раз.
    Вообще-то я составлял тебе это письмо несколько раз, правда, мысленно.      В свободное время, в основном по пути куда-нибудь, я набрасывал письмо в голове. Но у меня есть такая черта (возможно, она не очень): когда прокручиваю в голове разговор или письмо, то кажется, что они происходят наяву, и потом думаю, что этим уже поделился. А, зная, что никто не любит, когда повторяют одно и то же, уже теряюсь: говорил я это (или писал), наяву или только в голове. Так что, если где-то повторюсь, сильно не ругайся.
      Попробую все-таки продолжить письмо.
Сейчас я читаю (точнее перечитываю) очередную серию фэнтези, на этот раз Юрий Никитин, серия  Трое из леса. Написано на мой вкус очень хорошо, и порой в юмористической форме высказываются очень важные и интересные мысли, а иногда даже философские, но замаскированные под шутливое.
     Так там я прочитал про то, что каждый по существу живет в своем мире, (точнее каждый воспринимает реальный мир по-своему) созданным его воспитанием, окружением, поступками, и миры далеко не всегда одинаковы, иногда даже и не пересекаются. Самый простой пример: кто-то землю воспринимает круглой, а для кого то она плоская, хотя знает, что она круглая и не центр мироздания. Или другой пример: бог, или сверхразум (как хочешь), для кого-то это всемогущий поводырь, а для кого-то замена совести, мог бы сделать плохое, но  бог видит, а кому-то бог и не нужен совсем
      Наверное, еще и поэтому, каждый относится  ко многому по разному.
И даже со временем изменясь, изменяются и поступки и отношения к другим, изменяется и мир. Ведь в детстве  деревья были большими, в юности  зелеными, сейчас иногда и пыльными. Изменяются и  нормы, то что раньше было нельзя или стыдно, у некоторых сейчас запросто и все можно. У некоторых, но не у всех. Для тех, кто нормы для себя держит повыше, тем тяжелее. Не скажу хуже, но тяжелее, и  иногда нужнее для себя.
     Можно еще много сказать по этому поводу, но хочется видеть реакцию: нужно ли это?
     А так у меня все в пределах нормы.
И полное очарование наступает, когда прихожу домой и вижу торопящегося ко мне неуверенной, но быстрой походкой, с радостной улыбкой, Андрюшку. Вот у кого все, наверное, еще впереди. Но такой безоглядной радости познания, и чистой горечи обиды нам уже не ощутить. Но он делится этим, доставляя  радость.
   Пока всё.
С наступающим светлым праздником  Пасхи  тебя.
Пусть все твои желания сбудутся!
Пиши, очень жду.
И не обижайся, если отвечаю не сразу.
Честное слово, говорю с тобой каждый день.


Пусть в праздник будет светло и чисто на душе!
Пусть сбудется все, что ты хочешь!

8 июля. Долго молчал

Доброго дня Татьяне, а быть может вечера….
Я все-таки решился взяться за письмо.   Не знаю, выйдет ли что-то путное, но понимаю, что тянуть дальше просто нехорошо.
С чего начать? Даже не представляю. За это время, что считаюсь больным, абсолютно разленился, и это касается не только физических усилий, но и умственных.
Наверное, начну все-таки с самого смешного и непонятного: как я стал больным.
Я захотел поехать в профилакторий, у нашего завода еще остался пока такой: днем работаешь, а в свободное от работы время отдыхаешь, если надо лечишься, в общем, живешь на берегу Волги и отдыхаешь от домашней суеты.
Для этого понадобилось сдать анализы и пройти ЭКГ. Безо всякой задней мысли  я отпросился с работы на часок, точнее, договорился опоздать и пошел сдавать анализы, но, оказалось по случаю, что в кабинет ЭКГ никого нет (я хотел туда попасть вечером, после работы), решил по пути пройти ЭКГ, а вот оттуда попал сначала к зав отделением (терапевту), а затем на скорой в Каустик (Бывшая медсанчасть химкомбината «Каустик», в кардиологию. При этом чувствовал (и чувствую) себя абсолютно нормально. Чем болею? Говорят, был какой-то инфаркт, короче не запомнил, как называется, если интересно, то потом спишу, все, что нашли у меня с эпикриза, мне это не интересно. А дальше включилась технология лечения, сначала Каустик, затем 3 городская больница, санаторий «Волгоград», а теперь сижу на больничном дома, мне пообещали, что курс лечения около 120 дней. Вот сейчас и сижу дома, глотаю иногда таблетки, да выхожу на профилактические или уже лечебные? прогулки. Чем занимаюсь? Да практически ничем. Читаю, а чаще перечитываю книжки. Играю в компьютерные игры. Если доверяют или позволяют, то вожусь с внуками. Веду короче такой «полу» образ жизни. Конечно, мыслей приходит в голову разных много.  
         Только сразу хочу сказать: я не предаюсь мрачным мыслям и настроению. И упадка в мыслях тоже нет. Так что если, что и покажется, то попробуй понять: все это надо читать с большой долей юмора.
        Повторюсь: мыслей много и разных. Не обо всех стоит говорить…. Но и залазить в черепок не запретишь. Насмотрелся на больных и на тех, кто очень любит болеть. На тех, кто едва выкарабкался, после чего если не веселится, то с юмором, и на тех, кто пугается собственного чиха, требуя при этом повышенного внимания. Не зря раньше больницы называли скорбными домами.
        Наверное, потому, что надоела обыденность, я читаю, читая фэнтези, иногда поражаешься глубине мыслей, спрятанных  за маской выдумок или откровенного стеба. Наверное, сейчас «не время» для серьезных книг (фильмов, передач…), нельзя допустить, чтобы задумались, особенно молодежь. Вот и приходится прятать их за масками фэнтези или детективов. Я, конечно, не имею в виду перепевы американских, точнее американизированных сюжетов, которых сейчас очень много и написанных по пособию, которое предложили еще Стругацкие в 60-70-х годах. Есть и оригинальные авторы, но мало, вот их и люблю выискивать.
Так навскидку: Макс Фрай, Ю.Никитин, Белянин, Панов, Первухина, Рудазов, М.Семенова, Ч.Абдуллаев.
Читая их, можно задуматься о многом: от того: для чего мы все-таки живем и до того: правильно ли мы это делаем.
Наверное, самое непонятное для меня в этих вопросах то, что я, дожив до такого возраста, еще не нашел, хотя бы для себя, ответов на них.
       Советов и вариантов ответов много, но вот что-то мешает их принять за полные, а вместе сложить не получается, точнее, получается неудобоваримая каша. Наверное, верующим все-таки легче, для них есть высший суд (разум), который знает все…
      Фу, какая смесь получается…
Мне все-таки легче или отвечать на вопросы, или разговаривать, видя реакцию собеседника. Так что Татьяна, ты лучше спрашивай…
Как у вас со встречей?
О чем сейчас больше думаешь, чем занимаешься…
Пиши, все что захочешь, мне очень интересно.

Жду письма.  Это я…, а это вид на канал:



продолжение http://www.proza.ru/2018/09/04/1822


Рецензии