Путеводительница

Путеводительница

Недавно Костромская область обогатилась очередным путеводителем по ней (Глушкова В.Г. Костромская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры.- М.: Вече, 2012.- 384 с.: ил. / автор идеи и проекта С.М. Бурыгин.- (Исторический путеводитель), произведенным, на первый взгляд, областным департаментом туризма: «Только побывав на Костромской земле, можно познать ритм жизни, уклад, традиции населения Поволжья… [с. 5] Очень многие россияне, и особенно творческие личности, приезжали и приезжают на Костромскую землю во имя творческого вдохновения, обновления и подпитки интеллектуальных возможностей, укрепления духовно-нравственных сил… Все они как один стремились в костромские места ради целительной силы  красоты природы, волжских просторов… [с. 13-14] Поездка на Костромскую землю с ее многочисленными православными храмами, монастырями и пребывающими в них православными святынями и реликвиями, а также посещение мест земной жизни русских святых делают пребывание в Костромской области паломничеством… [с. 16] Поездка на Костромскую землю, гостевой или деловой визит в Костромскую область в той или иной мере непременно превращаются и в паломничество… [с. 19-20] Люди посещают костромские храмы, монастыри, где нередко пребывают веками намоленные, особо почитаемые, чудотворные иконы, святые мощи, другие православные святыни и реликвии… [с. 20-21] Вот почему посещение действующих и недействующих православных религиозных центров и даже мест, где они были, имеют для православных людей особый смысл… [с. 22] Очень много важного, познавательного, приятного и даже философски значимого можно почерпнуть от знакомства и поездки на Костромскую землю… [с. 31] Приехав в Кострому, каждый ощущает, что здесь «всё Русью пахнет»… В Костроме всегда чувствуешь себя как дома – уютно и просторно… Практически все гости Костромы привозят отсюда домой добротные и доступные всем гостинцы… [с. 75] Поездка в Кострому и даже недолгое пребывание в ней навсегда яркой страницей остаются в памяти, рождают и усиливают желание прибыть сюда снова… [с. 76] Приезжающие высокие государственные персоны посещают, как правило, гостевые комнаты и показательные магазины… [с. 92] Посещение Ипатьевского монастыря приносит не только удовлетворение краеведческого, исторического, архитектурно-художественного толков… [с. 166] Посещение Богоявленско-Анастасиина монастыря является паломничеством… [с. 210] Одним словом, приезд в Кострому – это большая радость… На всю жизнь запомнишь поездку в Кострому… [с. 233] Приезжающие в этот монастырь отдают дань… [с. 281] Приезжающие в этот монастырь знакомятся… [с. 303] Паломники и экскурсанты осознают… [с. 334] Знакомство с Костромской землей дает думающему человеку, неравнодушному к судьбе России, богатую пищу… [с. 345] И сейчас как глоток свежего здорового воздуха воспринимаешь поездки на духовно здоровую и экологически чистую Костромскую землю… [с. 349] Вот почему многие приезжают в Кострому… Ну как не приехать в Кострому… [с. 350] Нужно непременно рано или поздно побывать в Костромской области… Вот почему нужно непременно самому и не спеша, да и еще несколько раз приехать на Костромскую землю… Тянет снова и снова посетить эти исконно русские места… Посещение костромских мест дает не только эстетическое наслаждение… [с. 351] Надеемся, что со временем многие россияне приедут на Костромскую землю…» [с. 356]
Но мало-помалу иногороднее происхождение путеводителя все заметнее: «На его широко известной картине «Грачи прилетели» (1871) изображена Воскресенская церковь (1690) в г. Костроме… [с. 14] Митрополит Московский и всея Руси Иона был костромчанином… [с. 73] В 372 км к северо-востоку от Москвы расположен древний русский город Кострома… [с. 74] В городском парке (на месте кремля) – это ротонда-«беседка А.Н. Островского»… [с. 108] Состоятельный чиновник П.И. Сергеев открыл в своем просторном деревянном доме в 1808 г. первый в Костроме публичный театр» [с. 109] Именно в Костроме появились первые в России профессионально-технические училища… [с. 110] В Костроме родился, жил, пользовался заслуженным уважением костромичей герой Отечественной войны 1812 г. – Николай Мартьямович Сипягин… [с. 112] В XIX – начале XX в. в Костроме жили дворяне Бутаковы… [с. 113] Иван Алексеевич Рязановский… директором четырехклассного духовного училища был И.П. Виноградов… известным местным меценатом был А.Н. Григоров… а его сын А.А. Григоров прославился как деятельный и результативный историк Костромской земли… [с. 114-115] Нина Павловна Демме… среди губернаторов был генерал А.В. Веретенников… в конце XIX в. вице-губернатор И.К. Васьков, друг С.Т. Аксакова… [с. 116] В Костроме построили в 1797 г. специальное помещение – гауптвахту (это здание до наших дней сохранилось в центральной части города)… [с. 130] Раньше эта площадь называлась Екатерининской… [с. 145] Капитан-лейтенанту Н.К. Бошнякову… вдоль Лесной улицы протянулась набережная, где находится Речной вокзал… [с. 146] Ипатьевский монастырь возник на стрелке р. Волги и р. Костромы, которая теперь отделена от монастырских стен Нижегородским (Горьковским) водохранилищем… [с. 151] На самом деле предками бояр Годуновых были природные костромичи – бояре Зерновы… [с. 153] Однако в памяти многих доверчивых потомков Ипатьевский монастырь остается истоком двух царских фамилий – Годуновых и Романовых… [с. 155] Екатерина II и Павел I при своих посещениях подарили Костроме гербы… [с. 162] В подклете Троицкого собора…  находилась и могила национального героя Ивана Сусанина… [с. 164] на р. Суде… [с. 187] Игуменья Мария устроила в монастыре училище для бедных девочек и девушек, из которых готовили сельских учительниц, в 1873 г. открыла первую в России лечебницу для селян… [с. 200] Богоявленский Анастасиин монастырь имеет подворье в Сусанинском райне в селе Домнино-Сусанино… [с. 200, 259] Иеродьякон костромского Ипатьевского монастыря Лонгин… [с. 205] Протодиакона Василия Разумнова… [с. 210] Архиепископ Никодим (Коротков)… [с. 231] Татарская слобода, официально основанная переселенными сюда в 1761 г. из Тутаева… [с. 233] Ферапонта Монзейского … Адриана Монзейского [с. 282, 283] В древности Галич носил не только имя Мерьский, но и Галич Мерьский… [с. 285] В этих местах – Кологриве и его окрестностях – родились герой Отечественной войны 1812 г. А.С. Фигнер, декабрист М.А. Фонвизин и его жена Н.Д. Фонвизина (в девичестве Апухтина, прообраз Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), поэт и театральный деятель П.А. Катенин… Академик А.П. Герасимов…» [с. 338]
Не менее легко пересматриваются биографии еще более известных лиц: «Последний русский царь-император Николай II… (он несколько раз прибывал в Кострому и посещал костромские храмы и монастыри)… [с. 73] Среди уроженцев Костромы особое место занимают… драматург В.С. Розов… [с. 95] Н.А. Лесков в рассказе «Однодум»… [с. 116] Алексей Константинович Саврасов… [с. 117] В Костроме жил и работал известный советский психиатр Андрей Владимирович Снежинский… [с. 130] Художественные полотна И.В. Айвазовского, А.К. Васнецова, А.И. Иванова… [с. 148] Инокиня Марфа (черкешенка Ксения Ивановна Шестова…)… [с. 158] К.М. Минин… [с. 43, 191] Великая княгиня московская Софья Витовна… [с. 283, 286, 287-292, 296-297] Епископа Ипатия Гангарского…» [с. 350]
Общеизвестным лицам к тому же выписаны весьма нелицеприятные характеристики. Например: «А.Н. Островский чувствовал себя свободным от семейных уз человеком, в обществе всегда был без Агафьи, возвращался в дом, когда хотел, часто крепко навеселе… У Островского был с его стороны страстный роман (его пик пришелся на 1859 г., ему 36) с известной, красивой и очень талантливой актрисой родом из Поволжья, Любовью Петровной Косицкой… Стареющая актриса, покинутая молодым шалопаем, все-таки не захотела стать законной женой нелюбимого, хотя и знаменитого, драматурга Островского. Подступающая старость, болезни, бедность привели к смерти Косицкой в 1868 г. А годом раньше умерла Агафья Ивановна, А.Н. Островский слишком поздно понял, что только она одна бескорыстно, самозабвенно, жертвенно любила его, была единственной женщиной, до конца преданной ему… К этому времени у Островского было уже двое детей от молоденькой красивой выпускницы театральной школы Марии Васильевны Бахметьевой, цепкой, ловкой, почти алчной женщины, сущность которой он долго не мог разгадать; а она требовала, чтобы он бросил Агафью (тем более что дети от нее умерли) и женился на ней… 46-летний Островский все-таки женился на Марии, хотя догадывался о ее алчности… Обвенчавшись с Бахметьевой, Островский поначалу тяготился молодой женой, старался почаще уезжать от нее, особенно в Щёлыково…» (с. 246-248)
О Фонвизине: «Жена М.А. Фонвизина в известной мере была причиной его бед, поскольку она способствовала активизации его деятельности в тайной организации декабристов… До брака с богатым М.А. Фонвизиным обедневшая дворянка Н.Д. Апухтина пережила сильное увлечение, неразделенную первую любовь в годы ранней молодости. Позже она отказывала другим женихам, но в 16 лет согласилась стать женой своего двоюродного дяди… Фонвизина была по-своему счастлива с мужем, хотя в их жизни был тяжелый период его каторги… Своему второму мужу она признавалась, что ее первый супруг не соответствовал ее бурному темпераменту… А еще раньше, в ссылке и в период жизни на поселении с первым мужем, свои чувства по отношению к И.И. Пущину и П.С. Бобрищеву-Пушкину (1802-1865) она называла «святым чувством сестры к братьям…» (с. 342-344)
Об Отрепьеве: «Жизнь россиян, в первую очередь, москвичей, при нем стала невыносимой… Провинциальная ущербность, болезненная гордыня, мечты о богатствах, власти, славе, успехах у женщин, причем достигаемые любыми путями, привели Отрепьева к моральной деградации и физическому краху… [с. 265]
О галичских удельных князьях: «Юрий Дмитриевич без боя вступил в Москву победителем… Он устроил пир для родных и москвичей и был доволен… но он недоучел психологию огромного большинства москвичей: они не привыкли подчиняться удельным князьям и ожидали, что пришлый князь и его люди принесут им новые беды (Тогда москвичи не допускали, чтобы ими правили не знающие Москву и москвичей пришлые из провинции люди и их ставленники)… Из-за слепоты Василия II прозвали Темным, но слепота не помешала ему тонко вести борьбу за власть с удельными князьями, достигать успеха на пути централизации государства, доказать, что урожденные москвичи могут навести порядок в столице и всей России…» [с. 293-299]
Зато провинциалы незаменимы в качестве обслуги, поскольку «меньше, чем жители крупных городов, испорчены… [с. 5] Московские князья и церковные иерархи оценивали Костромскую землю как надежное место, где можно собрать войско для борьбы с врагами, а Кострому ценили как безопасное место, где в трудный период можно переждать опасность и невзгоды… С давних времен костромичи были добрыми, терпеливыми, доверчивыми, в массе своей небогатыми людьми… [с. 43] И в наши дни плоды рук неизменно скромных костромичей греют благодарные души гостей их мест, ведь они на память о Костромской земле наряду с назидательными уроками ее жизненной мудрости увезут прелестные и недорогие ювелирные серебряные украшения, изделия изо льна, воспоминания о вкусе настоящих молочных продуктов… В Костроме и ее окрестностях нужно создать условия, чтобы дельно и оздоровляюще проводить время в период новогодних и рождественских праздников, отмечать уход Зимы и наступление Весны или Лета, Осени… Исходя из экологических позиций (относительно благополучное или даже хорошее экологическое состояние большей части Костромской области), а также особенностей климата и не чрезмерной насыщенности этих мест загрязняющими хозяйственными объектами, здесь целесообразно создавать (производить) экологически благополучную сельскохозяйственную продукцию…» [с. 352-353]
Злодеев, соответственно, повсюду настигает идентификация: «Лев Давидович Троцкий (1879-1940 гг., Лейба Бронштейн)… [с. 25, 27-28, 184-185] Емельян Михайлович Ярославский (Миней Израилевич Губельман, 1878-1943 гг.)… [с. 25-26, ] Ц.С. Бобровская (Цецилия Зеликсон)…[с. 45, 89] А.Г. Белобородов (Янкель Вайсбарт, 1891-1938 гг.)… [с. 184-185] Я.М. Юровский (Янкель Хаимович Юровский, 1878-1938)… [с. 185] Ф.И. Голощекин (Шая Исакович Голочекин, 1876-1941)… [с. 185] П.Л. Войков (Пинхус Лазаревич Вайнер, 1888-1927)…» [с. 185], а самый отъявленный из них – «Яков Михайлович Свердлов (Янкель, или Янош, Соломон Мовшевич, 1885-1919 гг.)… [с. 16] Яков Михайлович Свердлов (1885-1919 гг.; Янкель, или Янош Соломон Мовшевич»… [с. 25] Я.М. Свердлов (Янкель Соломон Мовшевич)… [с. 45] Я.М. Свердлов (Янкель Соломон Мовшевич)… [с. 89] М.Я. Свердлов (Янкель, или Янош Соломон Мовшевич, 1885-1919 гг.)…» [с. 184]
Непосредственность, доброжелательность и высокообразованность «единоличного автора 23 книг-монографий» [c. 380], одним словом, очевидны, а Костромскую область, можно не сомневаться, ожидают и другие путеводители, если не издавать свои. Природа, как известно, пустоты не терпит.


Рецензии