Любовь вне правил. Глава первая

ГЛАВА ПЕРВАЯ


                Перед тем, как открыть дверь, я еще раз проверила, все ли у меня в порядке. Вроде бы все нормально - блузка не сбилась набок, на юбке - ни единой соринки, волосы тщательно уложены. «Ну, ни пуха, ни пера!» - пожелала я сама себе и вошла в класс. Десятки пар глаз любопытно посмотрели на меня. Их было много - зеленые, карие, голубые, все такие разные и пока еще чужие.
-Здравствуйте, - громко сказала я, подойдя к столу. Я - ваш новый классный руководитель и буду преподавать у вас русский язык и литературу. Зовут меня Маргарита Витальевна.
-Маргарита, Маргарита! – пропел чей - то грубый юношеский голос.
-Королева Марго! – перебил его другой, принадлежащий высокому худому парню с длинными волосами, собранными в хвост.
Как будто не услышав, я твердо продолжила:
-А теперь я бы хотела познакомиться с вами.
Я отодвинула стул от стола и, сев, раскрыла журнал:
-Асланянц Гриша!
-Я!- из-за парты торопливо поднялся худенький невысокий паренек с огромными черными глазами навыкате.
-Баклакова Юля!- светловолосая тоненькая девушка с двумя длинными косичками смущенно покраснела.
-Верхогляд Гена!
-Здесь! – неохотно отозвался хмурый русоволосый парнишка с длинными руками, торчащими из-под рукавов скромного коричневого костюма.
-Гришкина Наташа! – красивая белокурая девочка с пухлыми губами и вздернутым носиком посмотрела на меня как будто бы со знанием своего превосходства.
-Журбицкая Света! – нескладная девочка-подросток в старенькой вязаной кофточке вскинула большие серые глаза.
-Это я!
      Закончив список, я окинула взглядом класс и спросила:
-Кто сегодня дежурный?
Молчание.
-Кто сегодня дежурный?- повторила я свой вопрос.
-Серега, вставай!- выкрикнул кто-то.
-Итак, кто сегодня дежурный?– терпеливо обратилась я к классу в третий раз.
-Ну, я, - из-за парты нехотя поднялся тот самый парень, который назвал меня королевой Марго.
-Уберите с доски грязь, пожалуйста.
-Щас, - так же лениво он двинулся к моему столу и, небрежно взяв тряпку, сказал:- Тряпка сухая.
-Так пойди, намочи и приведи в порядок доску,- невозмутимо подсказала я.
 Вздохнув, ученик вышел из класса. Вскоре он вернулся и стер с доски чьи-то каракули. Когда дежурный вернулся на свое место, я вышла из-за стола и, взяв в руку мел, сказала, повернувшись лицом к классу:
-Сегодняшняя тема нашего урока…
     Ученики послушно заскрипели ручками. А я, продолжая тему, ходила по кабинету вдоль рядов. Когда до звонка остались чуть больше пяти минут, я спросила:
-Вопросы есть?
-Есть, - не вставая из-за парты, сказал Сергей Свиридов- тот самый парень с длинным пучком светлых волнистых волос.
-Я слушаю. Можете не вставать.
-Я бы хотел узнать, замужем Вы или нет? И сколько Вам лет?
Я, конечно, растерялась, но ответила незамедлительно:
-Эти вопросы не касаются нашей сегодняшней темы.
-Ну, и что! А мы, может, хотим услышать на них ответы. Мы - очень любознательные дети.
 Кто-то фыркнул. Я повернулась спиной к классу и вернулась за свой стол. Спокойно проговорила:
-Мне кажется, в данном случае речь идет не о любознательности, а о простом любопытстве.
-И все-таки? - никак не мог угомониться Свиридов.
-Хорошо, я отвечу. Во-первых, юный джентльмен, если Вы, конечно, таковым себя считаете, у женщины никогда не спрашивают о ее возрасте. А, во-вторых, почему тебе так интересно мое семейное положение? Ты что, ищешь себе невесту?
Все захохотали. Парнишка не растерялся.
-А почему нет?
Я улыбнулась:
-Ну, думаю, я, все же, старовата для тебя.
Он и тут среагировал незамедлительно и ухмыльнулся:
-Что Вы, Маргарита Витальевна! Ведь классик давно еще сказал, что любви все возрасты покорны,- упрямец развел руками и сделал уморительную физиономию,- к тому же,  сейчас модно жениться на девушках старше себя.
-Хорошо, Сережа, твою позицию я поняла. Давай только вернемся к этой теме, когда тебе исполнится восемнадцать. И ты уже сможешь самостоятельно решать вопрос относительно своей женитьбы. Хорошо?
    Двадцать восемь молодых здоровых глоток заржало, как один. Кто-то противненьким деланным голоском пропищал:
-Подрасти, маленький!
Свиридов вспыхнул, зло поискал глазами съехидничавшего одноклассника, но не нашел. Зато перестал доставать меня.
Наконец-то, прозвенел звонок, который избавил меня от неловкой ситуации. Все шумно повскакивали со своих мест. Стайкой выпорхнули из кабинета девушки, небольшими группами разошлись юноши. Последними уходили Сергей Свиридов и симпатичный парень по фамилии Куприянов. Проходя мимо учительского стола, он хмуро глянул на меня. Если бы я не знала, что ему шестнадцать-семнадцать, я дала бы ему лет на пять больше, такой завершено красивой была его фигура, и таким взрослым выглядело лицо. Я подумала, что он наверняка занимается спортом. Вздохнула, вспомнив своего бывшего мужа, который тоже увлекался спортом. И его, к сожалению, больше ничего не интересовало, кроме тренировок. Я не любила вспоминать об Игоре, ведь при этом в сердце моем всегда что-то екало. Пусть даже это была уже не острая, а глухая боль…
      Я прибралась на своем столе и, взяв под мышку классный журнал, покинула кабинет.
       
     В учительской царило оживление. Все о чем-то говорили, но, когда я зашла, разговор стих и все посмотрели на меня.
-Ну, и как Ваш первый урок, Маргарита Витальевна?– деловито поинтересовалась пожилая строгая завуч с крашеными в рыжий цвет волосами.
Я улыбнулась:
-Спасибо, хорошо.
-Это поначалу хорошо, - скептически заметил седой учитель черчения, которого звали Станислав Николаевич, - потом все будет отвратительно. Такой возраст, знаете ли. А уж в Вашем одиннадцатом «Б» собрались отъявленные бандиты.
-При чем тут возраст? Да и какие они бандиты! – возмутилась белокурая хорошенькая преподаватель немецкого языка, - у меня на уроках они ведут себя нормально.
-Ну, Ирина Витальевна! Вы молоды, хороши собой, за это они Вам многое прощают.
-Глупости, Станислав Николаевич! Дети видят, как я отношусь к ним, и в этом все дело.
 -Вы хотите сказать, что я к ним отношусь плохо?! – пожилой учитель с возмущением поднялся со стула и нервно одернул пиджак мышиного цвета.
-Ну, не то, чтобы плохо, а просто Вы смотрите на них, как на хулиганов. Вот они Вам и отвечают тем же. Помните, как Горький, кажется, сказал: « Если человеку все время говорить, что он - свинья, он, того и глядишь, и в самом деле захрюкает»?
В углу учительской хохотнули двое молодых мужчин - учитель физкультуры и учитель трудового обучения. Станислав Николаевич покраснел от злости, оглянулся на них и выскочил из кабинета.
-Вот, пожалуйста, Ирина Сергеевна, - недовольно сказала завуч, - пожилого человека обидели.
-Никто его не обижал, - вмешался в разговор учитель физкультуры, - просто правду сказали. А она, сами знаете, глаза колет.
-Хоть бы нового человека постеснялись, - укоризненно сказала миловидная немолодая женщина, преподающая в школе географию, - Маргарита Витальевна, Вы не подумайте, у нас замечательные учителя и милые дети…
-Дети? – прыснул со смеху щеголеватый, одетый с иголочки, историк, - эти дети, между прочим, давным-давно уже взрослыми делами занимаются.
-Ну, как Вам не стыдно! – вспыхнула «географичка».
-Что естественно, то не безобразно, Ольга Ивановна, - поддержал историка физкультурник Сергей Викторович, - если им сейчас на уроках показывают, как пользоваться презервативами, чего же Вы хотите? Чтобы они эти знания на практике не закрепили? Им же по шестнадцать – семнадцать лет. Самый что ни на есть возраст!
-Ну, знаете ли, Сергей Викторович, - опять подала голос завуч Нина Александровна, - мы в шестнадцать лет и не думали об этом…
-Ну, не сравнивайте ваше время, Нина Александровна, и нынешнее!
-При чем тут время? Все зависит от воспитания! – вступила в разговор «математичка» Инна Павловна, высокая сухопарая дама в очках, лет сорока. И неожиданно повернулась ко мне:
-А Вы как считаете?
Я пожала плечами.
-Думаю, дело и в воспитании, и в характере, и во внешних факторах, влияющих на подростков. Все зависит  и от среды общения и от темпов времени, естественно. А, вообще, это нескончаемая тема и каждый все-равно останется при своем мнении.
-Я с Вами абсолютно во всем согласен,- поддержала меня симпатичная Ирина Сергеевна.
         Раздался звонок, и больше никто ничего не успел сказать. У меня было «окно», и я осталась в учительской, в то время как все учителя спешно разбежались по своим кабинетам.
         От нечего делать я посмотрела в окно и увиденная мной картина если не обрадовала, то, по крайней мере, немного подняла настроение. Сентябрь нежился в золотых лучах осеннего солнца, только начавшая желтеть листва радовала глаз разнообразием оттенков. Даже небольшие лужицы на асфальте - следы прошедшего ночного дождя, не наводили уныния. Я любила такую вот раннюю осень. С ней у меня было связано много воспоминаний. Вот таким же сентябрьским утром, пять лет назад, я произвела на свет свою белокурую прелестницу Алису. А годом ранее, тоже в сентябре, я казалась себе самой счастливой невестой на свете.
         Я задумалась. Вроде бы все поначалу складывалось в моей жизни, как надо. Школа, институт, замужество на четвертом курсе, которому завидовали многие институтские девчонки. Надо же, такого парня я отхватила – красавец, рубаха-парень, спортивная гордость нашего института. А этот «гордость», через каких-то пару лет после нашей свадьбы, показал себя эгоистом и бабником. Когда мы разошлись, Алисе было всего два с половиной, и отца своего она не запомнила. На ее требовательные вопросы я все время изворачивалась, придумывая долгосрочную командировку.
-Когда же он приедет, мой папочка? – спрашивала меня Алиса, а ее чистые, светло-голубые глаза выжидающе смотрели на меня.
-Скоро, моя милая, скоро, - успокаивала я дочь, а сама потом не спала всю ночь, терзая простыню и орошая подушку глупыми бабскими слезами. Теперь Алиса все реже спрашивала об отце, особенно, когда рядом с ней оказалась всегда далекая любимая бабушка, новый детский сад и, тем более, интересный незнакомый город.
       Мысли мои текли плавно, размеренно, постепенно переходя от одного события к другому. Я вздрогнула от разливавшегося трелью звонка. Через пару минут учительскую стали заполнять мои коллеги. Я поспешила выйти, чтобы опять не ввязаться в какую-нибудь бесполезную дискуссию. Тем более что у меня был урок в другом одиннадцатом классе.
  Отведя, наконец, последний урок и, поставив в учительской на полку журнал, я покинула свою новую школу. Первый день прошел, в общем-то, гладко и я могла гордиться собой. Первые три года после института дались мне не так уж легко. Видимо, поначалу мне не хватало опыта, хотя общение с детьми всегда у меня получалось неплохо. Они это чувствовали, где-то и я шла им на уступки. Помню, как в тот день, когда я покидала ставший для меня неудачливым город, вся моя девчачья половина класса размазывала слезы по щекам и ныла:
-Не уезжайте, Маргарита Витальевна! Ну, не уезжайте, пожалуйста!
      Это был мой первый преподавательский опыт, мой первый шестой «Г». Придя в нынешнюю школу, я тоже надеялась учить малышей. Но в девятых–одиннадцатых классах не было преподавателя русского языка и литературы. Татьяна Николаевна, что вела эти предметы прежде, уехала на постоянное место жительства в Германию. Теперь же мне дали класс, где многие ученики на голову были выше меня. А некоторые смотрели на меня не как на учительницу, а как на молодую женщину. Это наполняло меня неуверенностью и страхом.
        Одевшись в учительской раздевалке, я вышла из здания школы с портфелем в руке. Солнце ударило мне в глаза, и я зажмурилась.
-Хороший денек, Маргарита Витальевна! – раздался над моим ухом чей-то знакомый голос.
-Свиридов! Что ты здесь делаешь?- я недоуменно окинула взглядом группу ребят из моего одиннадцатого «Б».
-Вас жду.
-Зачем? – не обращая внимания на ужимки Свиридова, я спустилась по ступеням крыльца.
-Проводить хочу.
-Спасибо, Сережа, я доберусь сама. Иди, учи уроки, завтра вызову к доске.
Настырный ученик с компанией все же пристроился ко мне и шел рядом.
-Ну, зачем Вы так сразу, Маргарита Витальевна? Раз - и поставили на место. Так?
-Может быть. Извините, ребята, я тороплюсь, - я прибавила шаг.
-Муж ждет, да? Волнуется, наверное?
Это было уже плохо прикрытым хамством, но я предпочла решить все мирным путем.
-Конечно, волнуется, Сережа. До свидания, - я резко повернулась и зашагала прочь.
Парень все-таки отстал.
« Боже мой, - подумала я, - ученик после первого урока пристает к учителю. « О, времена, о, нравы!» - как сказал классик. Что же будет дальше?
     Старательно обходя лужицы, встречающиеся на пути, я вспомнила, что Алису обещала забрать мама и не стала уже так торопиться. Я словно заново присматривалась к родному городу, в котором не жила почти десять лет. Я узнавала и не узнавала его. Появились новые здания, состарились прежние дома, заметно выросли деревья в парках. Да и люди, как мне казалось, стали какие-то другие. Вели себя они раскованней, непринужденней. Лица в большинстве своем были злыми и сердитыми. Наверное, тяготы сегодняшней жизни так повлияли на моих земляков.
« И все-таки, - подумала я облегченно, - мне здесь хорошо. Все такое родное и знакомое. И, кажется, нет за моими плечами двадцати семи лет, а только семнадцать. Я вздохнула полной грудью и улыбнулась. Сентябрю, солнцу, людям.
 


Рецензии