Бой Джордж и его мученические мантры

Выхода третьего сольного альбома Боя Джорджа (Boy George; настоящее имя — George Alan O'Dowd, родился 14.06.1961 в Лондоне) поклонники его самобытного таланта ждали с нетерпением почти три года. Но когда в марте 1991-го появился диск «The Martyr Mantras» (его выпустила, как и остальные пластинки Джорджа, фирма «Virgin Records»), их ждало разочарование. За исключением двух композиций — «I Specialize in Loneliness» и «Bow Down Mister» (её-то мы и представляем в звуковом приложении к этому номеру «Кругозора»), остальные восемь звучали на удивление невыразительно, если не сказать — вымученно. Символично в данном плане название альбома — «Мученические мантры», отразившее новые религиозно-духовные искания певца, ставшего приверженцем движения Сознания Кришны. Именно во славу Кришны бесконечно повторяется мантра «hare Krishna» в песне «Bow Down Mister», хотя композиционно и даже мелодически она может показаться немного легкомысленной с точки зрения индуистских мантр, но, с другой стороны, поп-шлягерность и сделала композицию хитом лета и осени 1991 года на многих европейских радиостанциях.

...В жизни Боя Джорджа было множество сценических перевоплощений: он становился то монахиней-отшельницей, то молодой субреткой — начинающей кинозвездой, то «мадам Баттерфляй» — японской гейшей (кимоно, сандалии, длинные волосы, заплетённые в косички, пудра и белила на лице). Певец явно стремился во что бы то ни стало утвердиться в качестве законодателя рок-моды, и поэтому сегодня, после его «Мученических мантр», критики задаются вопросом: а не придумал ли Бой Джордж себе ещё один сценический образ — этакого поп-гуру? Не следует забывать к тому же, что Джордж Элан О'Дауд в юные годы был ведущей фотомоделью рекламного агентства Питера Бенинсона и его изображения появлялись во многих западноевропейских журналах мод, так что парень знал толк в перевоплощениях. Да и в своих музыкальных концепциях он следовал тому же принципу, что особенно заметно на двух первых альбомах созданной им в 1981-м группы «Culture Club» — дисках «Kissing To Be Clever» (1982, Virgin) и «Colour By Numbers» (1983, Virgin). Собственные мелодико-ритмические «перевоплощения» Бой Джордж называл «плейджиэризмом», иначе говоря, «плагиатом», утверждая, что после 70-х рок-музыканты могли лишь компилировать из того, что создали их предшественники, а потому в композициях придерживался идеи «всемирной эклектики», сочетая элементы «чёрной» музыки соул и госпелз, стилей реггей и кантри-энд-вестерн, английского бита, ирландских фолк-баллад, международных поп-стандартов и многих других направлений... Самая знаменитая песня Джорджа того времени — «Karma Chameleon», где также угадываются, между прочим, индуистские мотивы.

В начале 1984-го остальные участники «Калчер Клаб» решили покончить с творческим диктатом своего лидера, и с этого начался закат блестящей карьеры ансамбля. Бой Джордж вскоре начал давать сольные концерты, выступая с другими поп- и рок-звёздами. И хотя группа выпустила с ним ещё два альбома (помимо названных), в 1986-м она прекратила существование. Правда, в 1987-м появился диск «This Time», записанный музыкантами без Джорджа, но разве это был «Калчер Клаб»!

О том, что произошло с коллективом, певец рассказал в автобиографической книге с характерным названием «A Parade Of Assumptions» («Парад самонадеянности», Нью-Йорк, 1985). Летом 1986-го внимание прессы опять было привлечено к экстравагантному О'Дауду — на сей раз из-за скандала с наркотиками (как выяснилось, он тайно от всех потреблял их несколько лет, но в результате вынужден был обратиться к врачам), а также из-за смерти, тоже от наркотиков, у него дома одного из друзей — американского музыканта и поэта Майкла Рудетцки.

 Тем не менее, Бою Джорджу удалось преодолеть кризис именно благодаря его новому мировоззрению. Присоединившись к движению Сознания Кришны, он легко оставил свои пагубные пристрастия — отказался от наркотиков, стал вегетарианцем. Он был буквально покорён глубиной философии «Бхагавад-Гиты», составившей основу его нового восприятия мира. И поэтому на сей раз это был уже не очередной сценический образ — это был новый образ жизни.

 На шестой звуковой дорожке в исполнении Боя Джорджа вы услышите песню «Поклонитесь, Мистер», посвящённую Богу Кришне.

КРУГОЗОР №2 1992


Рецензии