Монастырь Часть первая

Вот он,угрюмый,строгий,покрытый вековой печалью людских судеб в разные века и поколения. Он выстоял,он пережил всех пытавшихся его разрушить в годы гонения. И вновь поднялся,выпрямился и стал лучше чем был. Словно убеждая нас,что не люди построили его,а Сам Всевышний руками людскими и никто и ничто не смогут больше тронуть его купола. Никогда не прекратится его колокольный звон - душевный гимн православных.Стоит и ежедневно напоминает нам,что Бог есть,бойтесь Его,Он любит вас,кайтесь,пока есть время. Только люди вокруг него стали другими, не стоят у ворот монастыря повозки ,и нищие с узлами,а стоят автомобили да бомжи,вечно гоняемые казаками. Пройдя ворота монастыря сразу чувствуешь благодать и защиту Матери Божьей. И все печали,радости и горести забываются,они остались в миру,где то там,их больше нет с тобой,потому что ты под защитой монастыря.
У монастырей всегда крутится нечистая сила,она искушает братьев. Но они своими молитвами незримо борются с ней и своими грехами,принесенными из мира.Не каждый трудник и брат проходит эти испытания.
В этот монастырь и пришел Федор. Он зашел внутрь монастыря через ворота и обратился к послушнику,стоящему недалеко.
- Здравствуй брат,- обратился он к послушнику.
- Здравствуй...,- поклоном поприветствовал его послушник.
- Хотел бы пожить у вас,потрудиться,как у вас с этим делом?.
- Да летом всегда места есть,иди проси благословения у Батюшки,пока он отдыхать не ушел.
- А где его сейчас найти?,
- Да вон он стоит,с прихожанами.
- Спаси Господи тебя,- поблагодарил послушника Федор и направился к игумену.
Не доходя метров десять он остановился чтобы не мешать разговору. Когда игумен освободился, Федор скрестил руки для благословения, подошел к Батюшке и поклонился.
- Благословите,Батюшка,- Тихо сказал Федор.
- Бог благословит,кто такой и откуда будешь?,- спросил настоятель.
- Раб Божий Федор. Родом из Кургана, путь держу От Каменск-Уральского мужского монастыря. Хотел бы у вас потрудиться,если благословите,-
- Кем в миру работал?,-
- Кочегаром,слесарем,мастером,инженером,а последнее время занимался строительными работами.
- В бухгалтерии что нибудь понимаешь?,-
- Когда было свое предприятие отчеты сам делал по упрощенной форме налогообложения,-
- С компьютером как,печатать сможешь?-
- На уровне первоклассника пальцем тыкаю.-
- На каких котлах работал?
- На угле,мазуте, газе,есть допуск на ремонт и обслуживание газовых котельных.-
- Ну прям и не знаешь,куда тебя поставить.Иди сейчас в храм,подойдешь к иконной лавке,там послушник Александр,скажешь ему, что тебя к нему поселили,пусть тебя проводит. У тебя паспорт есть?-
- Есть.-
- Отдашь ему паспорт,пусть сделает ксерокопию. А сейчас можешь идти.
Батюшка пошел к себе в корпус, а Федор в храм.
К вечеру Федор был утроен в келью к Александру.До прихода Александра он разобрал свою сумку,вымыл голову под раковиной, переоделся в чистое белье. Сходил на ужин в трапезную,потом направился в храм и только половина одиннадцатого вечера они встретились в кельи. Александр оказался земляком Федора только по области. В монастыре он уже четыре года. Раньше нес послушание в алтаре ,но был снят с алтаря и поставлен торговать в церковную лавку,за какую-то провинность,он не говорит,за какую. Александр долго рассказывал Федору про порядки в монастыре,но Федор уже спал. За четверо суток он первый раз лег в постель.
Утром после правил монастырский завхоз отвез Федора на работу. Послушанием дали ему побелить потолки, выровнять и покрасить стены,окна и двери в здании,где потом будет размещаться монастырский магазин. И начались для Федора обычные спокойные,монастырские трудовые дни. Подъем,правило,завтрак,работа,обед,работа,ужин,правило и отбой.И так проходили день за днем,дни складывались в недели,недели в месяцы. Федор за два месяца, проведенные в монастыре, сдал в эксплуатацию магазин.Сейчас занимается ремонтом окон в храме. Послушника Александра опять вернули в алтарь. За это время Федор с Александром ближе узнали друг друга,среди них уже не было тайн,они полностью доверяли друг другу.
Александр был среднего роста,рыжая густая борода и такие же волосы придавали ему больше лет,чем было на самом деле. А ему было 32 года.Ходил он все время неопрятный,за собой не следил,волосы и бороду не расчесывал,подрясник никогда не стирал,а только соскабливал с него грязь,да парафиновый воск от свечей. Он носил всего одну пару носков и трусов,не менял их никогда,когда мылся он их здесь же стирал и влажными надевал на себя,не была исключением от этого правила и рубашка. Нельзя сказать,что он подвижничал,он объяснял это просто,зачем копить грязное белье? Но это был человек с чистой душой,он всегда говорил,что думал,а мысли у него были чистыми,как и душа. Он никогда не лукавил, всегда говорил правду.Иногда Федору казалось,что он блаженный,если бы не его вредные привычки,иногда он курил и выпивал.
Отчитав вечерние правила после крестного хода к Федору подошел Александр:
- Пошли со мной,- сказал он.
- Случилось что?- спросил Федор и молча пошел за ним.
Они пошли за летнюю трапезную,там по тайной лазейке покинули территорию монастыря и очутились на кладбище. По кладбищенским тропкам дошли до скамейки,где они часто сидели в свободное от службы время. Александр сел и пригласил Федора:
- Садись,я быстро.
Он пошел в кусты,достал оттуда пятилитровую пластиковую бутылку и подошел к нему,подавая бутыль.
- Держи.
Сам достал из кармана пластиковые стаканы протянул Федору.
- Наливай!
- Что случилось? Что это?
- Ничего не случилось,это кагор.
Федор разлил вино по стаканам и они выпили.Подождав,когда кагор рассосется по уже опустевшему после ужина желудку,Федор достал под лавкой,спрятанные им сигареты и они закурили.
- Сегодня вызвал меня к себе Батюшка и сказал,чтобы я готовился к постригу и подыскивал себе имя,-
начал Александр.
- Ну и какое ты себе выбрал имя?
- Иуда...
- Я знал,что ты дурак,но не до такой же степени?!
- А чем оно тебе не нравится?
- Да не встречал я в монастырях отцов с таким именем.
- Вот перед тобой первый.
- Теперь я понял в чем дело. Ты юродствуешь? Ты хочешь,чтобы о тебе все плохо говорили,а ты будешь собирать благодать еще при своей жизни.
Александр протянул стаканы и сказал:
- Наливай,а то уйду.
они налили по полному стакану и опять выпили.
- Да не хочу я постриг пока принимать. Не готов я.Ты сам видишь какой я.Со страстями бороться не умею, я из алтаря специально кагор взял,чтобы напиться.Я бы лучше в поле поработал,работал же раньше. А тебя он не выгонит,он первый раз всех прощает.
- Саша,а ведь это кража,кагор-то ты украл. Выходит так,как ты думаешь?
- Давай рассуждать трезвыми мозгами.Кагор монастырский?
- Ну монастырский.
- Только без ну.Значит он принадлежит братиям?
- Ну братьям.
- А мы с тобой кто?
- А кто мы с тобой?
- Ты Федор пьяный или совсем тупой? Мы с тобой и есть братья.Значит пьем свой кагор.А это уже тайное питье,как тайноядение,это грех небольшой.Ты понял брат?
Они обнялись,хлопая друг друга по плечу и радуясь,как они ловко все придумали. Налив еще по стакану они выпили еще. Уже стемнело,погода стояла теплая. Александр встал,потянулся и сказал:
- Ты посмотри,брат,с нами и погода радуется,- и он запел:
- И после смерти не найти уже покой,я душу дьяволу...Я что ,совсем рехнулся?
И он закричал громко,поворачиваясь во все стороны:
- Эй,ты,дьявол! Тебе не получить мою душу! Где ты там,вот тебе!
И он показал жест рукой от себя,другой рукой отсекая локоть.
Он сел на лавку и на некоторое время задумался. В это время опьяневший Федор налил опять по стакану и они выпили. Потом они запели,сначала тихо,потом громче и громче,да так,что в полночи было слышно,как с кладбища доносятся патриотические песни. Шум был слышен не только у батюшки в келье,но и в открытых окнах,проезжающих автомашин.
Федор проснулся рано утром. Он долго соображал,где он находится.Сквозь полумрак он увидел кресты,оградки,холмики поросшие травой. На одном из холмиков и лежал Федор. он достал телефон,чтобы посмотреть сколько сейчас времени.Но руки не слушались его,то ли от холода.то ли с похмелья его трясло.Наконец он нашел нужную кнопку и посмотрел на часы,время показывало 5 часов 30 минут.
- Где Александр? Почему я ночевал здесь? Скоро утреннее правило,как я пойду на правило?- Сам себе задавал вопросы Федор. Наконец он поднялся,отряхнулся и решил идти в келью,пока не было подъема. В кельи Александра тоже не оказалось. Федор умылся,расчесался,переоделся и лег на кровать.Болело тело,но больше всего ныла душа,на нее давило чувство вины,страх и переживание за Александра. Молитва не читалась,стыдно было просить прощения за поступки,которые мог и не совершать. В голове крутилось:
- Тайное питье,-
И одновременно:
- Это пьянство.
Послышалась молитва за дверью.
- Аминь,- сказал Федор.
Вошел келейник Батюшки.
- Где Александр?- с порога спросил он.
- Не знаю,- встав,сказал Федор.
- Храм закрыт,сейчас Батюшка туда пойдет. Что делать будем?
- Сейчас ключи в тумбочке посмотрю,вот они!
Федор подал ключи келейнику и они пошли вместе в храм. Открыв храм Михаил,так звали келейника,пошел в алтарь,а Федор остался в храме. Через некоторое время,когда братия вся начала уже собираться,в храм вошел Батюшка.Все по очереди пошли за благословением,последним подошел Федор. Батюшка всех благословил и направился в алтарь.Из алтаря через несколько минут вышел келейник Михаил.
- Федор,ну давай иди сюда,- сказал он.
Федор трясущимися ногами,предчувствуя беду пошел за Михаилом.Прошли мимо алтаря,зашли в ризницу,на полу которой лежал Александр.Рядом стояла распечатанная новая бутыль кагора. Здесь же стоял Батюшка и сурово смотрел на Федора.
- Ты с ним вчера пил?,- спросил он.
Федор,опустив глаза,помотал головой ему,дал понять,что нет.
- Уберите его отсюда и закройте в келье на ключ.
Федор с Михаилом растолкали Александра,взяли его под руки и потащили запевшее тело:
- Едут,едут по Берлину наши казаки!- к себе в келью.
На следующий день Александр был направлен в поле на работу,чему он был очень рад.А Федор продолжал заниматься строительными работами.Через неделю его забрал батюшка к себе келейником.Теперь Федор жил в игуменском корпусе,с Александром встречались редко.
При монастыре была гостинница,в ней поселялись паломники,посещавшие монастырь. Паломники могли бесплатно жить и питаться в монастырской трапезной три дня.По истечение трех дней они должны были оплачивать проживание или выполнять послушание в монастыре. Из Казахстана приехала и остановилась девушка двадцати двух лет. Звали ее Ольга,она ушла из дома родителей и держала путь на поселение в женский монастырь. Когда закончились три дня,Оля получила благословение от Батюшки пожить еще неделю и выполнять послушание на полевых работах.
Оля была невысокого роста,черные глаза и длинные черные волосы ее едва умещались во всегда подвязанном платке. Ходила она в длинных темных юбках и темной кофточке,наклонив голову вниз,как бы пряча свою молодость и красоту. Это было хрупкое создание с тонкими детскими ручками,никак не приспособленными для полевых работ. Она не избежала внимания Александра.Для полевых работ монастырь вынужден был нанимать женское население с ближних деревень,так как не хватало братьев. Александр был единственный мужчина,он выполнял поливные работы,а в свободное время помогал женщинам на поле. Оля ,по сравнению с деревенскими женщинами выглядела.как ребенок.Каждые свои свободные минуты Александр бежал к ней и помогал далеко отставшей от женщин Ольге ,делать свою норму.Она не могла продолжить свой путь в женский монастырь ввиду отсутствия денег. Александр пообещал отправить ее с паломниками.
Время шло,а машины так и не было.
Огненный шар наполовину спрятался за горизонтом бесконечно тянувшихся верхушек сосен. На кладбище в тени кленовых деревьев на лавочке молча сидел послушник. Он слушал тишину прохладного вечера,постоянно оглядываясь назад. Это был Александр,ждавший Федора.Через некоторое время из проема монастырского забора показался Федор. Ускоренным шагом он приближался к скамейке,на которой сидел Александр. Он молчком сел рядом с ним, достал из тайника сигареты и закурил. Посидев минуты две молча,Федор начал разговор:
- Ну что скажешь,брат?
Александр молча смотрел на него,глаза его ждали ответ от самого Федора.
- Да,натворил ты дел опять,додумался к Батюшке идти,благословение на венчание просить,послушник монастырский,называется,- начал Федор.
- Ты знаешь чем закончилось твое обращение к Батюшке?
- Чем?
-Завтра завхоз в город поедет и Ольгу посадят в машину,а в городе высадят на железнодорожном вокзале и оставят ее там.
- Как оставят?
- Так и оставят,дальше добираться будет сама.,а ты же понимаешь,она блаженная,она одна не доедет,-
Настойчиво объяснил Федор.
- Денег на дорогу дали ей?
- Ты же знаешь,как Батюшка денег дает.
Александр вскочил с лавки, глаза его выражали одновременно и любовь и ненависть. Любовь по отношению к Ольге и ненависть к человеку обидевшему его любовь.
- Я завтра с ней поеду,я уйду из монастыря,нас обвенчают в женском монастыре.А сам пойду в другой монастырь.Ну,Батюшка! Ну Батюшка! Ну почему он не понимает,ведь мы же любим друг друга,почему нельзя по-хорошему?.....
До самой полуночи беседовали Александр с Федором. Александр говорил ему о их чистых взаимоотношениях с Ольгой. О том,как они любят друг друга, что она не хочет в мир идти и поехать на родину к нему.На венчание и житье в монастырях она согласилась.
Солнце давно уже ушло,скамейку,где сидели друзья освещала луна и бесконечное количество звезд,высыпанных в этот вечер...
   Утром завхоз увез Ольгу в город.Александр,узнав об этом,забрал документы и ушел их монастыря. Больше о них ничего слышно не было...


Рецензии