Самое лучшее в любви - это заниматься ей

Она родилась практически незаконнорожденной, брак пары не был официально зарегистрирован, хотя  это был уже второй их ребёнок, в городке Сомюр центральной  Франции почти 140 лет назад, в 1883 году. Она сама, правда, несмотря на явные нестыковки, в зрелые годы утверждала, что это событие произошло десятью годами позже, в Оверни. Что тут скажешь? Женщина.

Мать - швея-поденщица. Отец - мелкий торговец-коммивояжер, тот ещё хлыщ, но красивый, улыбчивый, весёлый.

Девочка лишилась матери, когда ей было 11, в 12 её и её четырёх братьев и сестёр отец бросил. Она его любила и ждала, но никогда больше не увидела.

За всеми нами стоит детство. Ею потом всегда тянуло к неординарным мужчинам, а её любовь сопровождали разлуки и предательство.

„Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым!“ - говорила она потом.

Ей дали имя Габриэль, так звали медсестру, принимавшую роды. Но она известна всему миру совсем с другим именем.

Эта женщина, женщина-эпоха, женщина-легенда, икона стиля, смелая, властная, бескомпромиссная, вечная мадмуазель - Габриель Бонёр Шанель, Коко Шанель, одна из самых важных фигур в истории мировой моды, мать-основательница всемирно известного бренда Chanel.

Брошенные дети были некоторое время на попечении родственников, но потом Габриэль попадает в монастырский приют.

Шесть лет она была на попечении у монахинь в Обазине. Какое будущее ее ждало? Ее готовили стать швеей. Тоскливое, серое, беспросветное сиротское житье с масами запретов тогда разбудило её мечты о совсем другой жизни. Возможно, ей уже тогда хотелось шить красивую одежду, в которой и с которой она будет покорять мир.

Невзрачный мотылёк отчаянно хочет жить среди ярких бабочек.

„Если ты родился без крыльев, не мешай им расти.“

Потом были 2 года другого заведения «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена.

Как ей хотелось вырваться из захолустной провинциальной грязи туда, где манили блестящие князи. Из жалкого курятника в стаю лебедей. Сложный, сильный  характер, Лев по зодиаку. Она презирала окружающих и уже тогда была готова пойти на многое ради успеха.

Религиозное воспитание дало ей внутреннюю самодисциплину, организованность и целеустремленность. Она была умна, у ней была воля, были амбиции. Не скажешь, что она была особенно хорошенькой, но зато чудная фигурка, а главное, необъяснимый женский шарм. Она всегда умела себя преподнести. В ней было то, что заводило мужчин, а в них она в дальнейшем научилась разбираться безукоризненно.

«Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость – чтобы мы любили мужчин».

В 20 лет она устраивается  на работу в магазин белья Au Sans Pareil в Мулене, подрабатывая починкой платьев местных  дам, перешивая ненавистные оборки и дотачивая тошнотворные кружева.

Мечтает она теперь  о сцене и видит себя танцовщицей и певицей.

„Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.“ 

Она пытается петь по вечерам в местных кабаре Viсhy и Moulins.
Мулен - гарнизонный городок, в нем квартируется 10-й конный егерский полк. Офицеры - завсегдатаи кафе «Ротонда», она набирается наглости, и несмотря на скромные вокальные данные ее принимают в это отвязное заведение певичкой кафешантана. Пела она может  не очень, но заводить кавалеристов, особенно петушиным припевом своих шлягеров «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», ей было явно по силам. У нее появляются поклонники, у нее появляются коллеги-завистницы, язвящие по поводу её нефигуристой  стройности.

"Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым."

Бравым воякам она явно по вкусу, У Габриэль уже есть и сценическое прозвище - "Коко". Она популярна. А опереточному имени  еще предстоит стать ее творческим псевдонимом.

Там, в  La Rotonde Коко и приметил молодой 26-летний офицер кавалерии Этьен Бальсан, имеющий положение и средства.

„У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.“

Он становится её защитником и любовником. Он же ссужает её деньгами на уроки вокала, и она в 1905 году едет покорять курортный Виши. Кончается этот вояж бесславно. Ангажемент Коко так и не получила, а оставаться разливать минералку богатым курортникам она  не собиралась. Шанель возвращается в Мулен. И если бы только это, из Виши она привозит ещё и не запланированную беременность. Она делает первый аборт. Пока она не думала о последствиях, гены Коко имела  выдающиеся, как никак у ее бабки по папиной линии было 19 детей.

Богатый наследник, страстный лошадник, конезаводчик, любитель поло, Бальсан выходит в отставку в 1906 году и покупает поместье Руайо с замком  XVII века в Компьенском лесу в департаменте Уаза.

Коко напрашивается к нему в гости учиться верховой езде, а остаётся в доме кокоткой Бальсана, каковой себя никогда, впрочем, не считала, ведь она не берет ни денег, ни подарков.

„Самое лучшее в любви — это заниматься ею.“ — 

Отношения длятся около трёх лет. Став в 23 года содержанкой, она наслаждается роскошью. Бальсан никогда не скрывал, что его будет посещать ещё одна его любовница — Эмильенна д’Алансон, светская львица и законодательница моды.

„Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, — вот что такое идеальная женщина.“

Бальсан отбил у Шанель охоту стать певицей и насмешливо относился к её желанию заниматься дизайном женской одежды.

„Дефицит настоящих мужчин не повод цепляться за уродов.“

Коко фантазирует и набирается опыта. Запасная любовница, она начинает придумывать фасоны женских шляпок и предлагать их Эмильенне, её приятельницам и другим подружкам Бальсана. Она начинает верить в себя, как модельера.

„Если в платье, которое висит в твоем шкафу, нельзя пойти в театр, то почему оно до сих пор там?
Про мужчин аналогично — если ты не чувствуешь себя рядом с мужчиной прекрасной и желанной девушкой, окруженной любовью и заботой, то почему ты до сих пор с ним?“

После очередной ссоры с Этьеном, в 1909 году она, стремясь к независимости и чувствуя свой дизайнерский потенциал, решает перебраться в Париж и стать модисткой. Бальсан предоставляет ей свою холостяцкую квартиру и даже даёт немного денег на начало собственного дела. Его по прежнему тянет к ней, они продолжают встречаться. Влиятельный аристократ, он даже вводит её в парижское общество и знакомит со своим приятелем, английским плэйбоем, удачливым предпринимателем,тоже любителем поло, Артуром Кэйпелом.

„Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.“

Артур, более известный как Бой, чуть старше её, хотя Шанель и в 26 выглядела на 18. Бой, опытный ловелас, становится новым любовником Коко,  ее помощником и другом, вдохновением и , наверное, все таки главной любовью ее жизни.

Отношения троицы поначалу становятся жаркой темой для сплетен в обществе, до тех пор пока Бальсан не уезжает в Аргентину. Коко меняя стремя, вместе с Боем становится вхожа в элитные и богемные круги Парижа.

Она продолжает экспериментировать со своими шляпками,  отказываясь от модной тогда громоздкости, преобладающего бархата, излишних перьев и украшений. Ее оригинальные небольшие круглые изделия становятся популярными среди парижских актрис. Некоторые она даже дарит, но это потери на перспективу.

Она становится невероятно модной. Её продукция выходит к людям.
Бой поддерживает её начинания.

Свой первый шляпный магазин Chanel Modes , на деньги Боя, Коко Шанель открывает в 1910 году. Он находился в Париже на Rue Cambon, 31 напротив отеля "Ритц", там и по сей день находится Дом Шанель.

Дело ширится. В 1913 году она открывает уже второй магазин в курортном Довиле. С появлением собственного бизнеса девушка дает полную волю своей фантазии, отсутствие опыта ее не смущало. Теперь она берется и за женское платье. Её заведение в Довиле превращается в модный дом. Модели платьев стоят до 3000 франков и хорошо расходятся.

Чуть позже она открывает свой бутик и на другом курорте - в Биаритце.

У нее чутье на время перемен. Рядом ее любимый мужчина, с которым она успевает отжигать по полной. В её головке рождаются новые революционные идеи.

Шанель видит, как нелепо отягощенные наряды не позволяют курортницам чувствовать себя свободно. Им недоступны ни конные прогулки, ни вождение автомобиля, да собственно, никакой активный отдых

Пленницы корсетов, обливаясь потом, дефилируют под зонтиками, лишая себя удовольствий жизни. Модные каталоги предлагают им огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, пыточные корсеты и невообразимо длинные шлейфы. 

Первой оригинальной одеждой, созданной Коко было платье, переделанное из старого мужского свитера Боя. Знакомые дамы, горя глазами, спрашивали, где она взяла такой чудный наряд, а она предлагала сделать им такой же.

Её кардиганы появились тоже, по легенде, не без участия Боя. На прогулке она подзамерзла, сняла с него пуловер и не задумываясь располовинила спереди ножницами.

Уже появившиеся слишком просторные и объемные юбки-брюки её не устраивают, Коко тянут мужские стандарты.

У клиенток Шанель всегда  водились деньги, и они по достоинству оценили ее новинки. 

«Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь», — говорила Коко.

Начинает рождаться её собственный стиль. Простота  и элегантность.

Она смело освобождает женское платье от многослойности, перегруженности деталями, начинает использовать элементы мужского гардероба, смело обворовывая моду сильного пола.

В это же время в роскошном Биаррице Бой снимает для нее виллу для нового ателье. На Шанель там работает уже сотня портних. А если считать весь персонал, занятый в её деле с бутиками в Довиле и Париже,  численность его достигает уже 300 работниц. К ним у неё весьма строгий подход, у неё не забалуешь. Здесь нет места лентяйкам и бракоделам. Качество ее изделий всегда отменное, но и стоит недешево. Серьёзные вещи для серьёзных клиенток.

Её стиль работы - без предварительных набросков и выкроек, вручную, с булавками, прямо на манекенщице, отрезая всю лишнюю ткань, Микеланджело моды.

„Оденьтесь плохо, и запомнят вашу одежду; оденьтесь безупречно, и запомнят женщину.“

Её модели начинают публиковаться в «Harper’s Bazaar».

В Париже ей помогает случай. Баронесса Диана, как никак, де Ротшильд ссорится со своим модельером Пуаре и обращается к Коко Шанель. Купив коллекцию из 10 платьев, довольная, она рекомендует Коко родственникам.

Такая реклама дорогого стоит. Деньги теперь плывут к Шанель рекой. .

Часто бывая вместе  с Боем на пляжных курортах, она вопреки правилам хорошего тона смело загорает. Появившись в Каннах с красивым загаром, она сражает светских модниц наповал. Ей начинают подражать. Именно Коко Шанель вводит мировую моду на загар, сведя с ума все человечество.

Наконец то к ней приходит финансовая независимость. Она отдаёт Бою все, что брала у него на свой бизнес до последнего франка. Кончается бремя содержанки, она независима, теперь она не игрушка в чьих то руках.

Она суперпопулярна.

Дом Коко становится феноменом, которого еще не было до этого в истории моды. Она, по сути какая то модистка и содержанка, не стала просто обслугой богатых заказчиков, а водит дружбу с  именитыми аристократами, композиторами, балетмейстерами, художниками, режиссерами, предпринимателями, становясь для них притягательной личностью. Она диктует стиль, диктует моду.

„Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые.“

Начинается Первая Мировая война. Курортный Довиль пустеет. Война не время для моды. Теперь здесь не курортники, а госпиталь и ухаживающие за ними дамы. Но Шанель не сдаётся. Она чувствует сейчас самое время для ее удобной одежды. Её и так популярные функциональные идеи становятся  особенно актуальными  в это время. Без корсетов и громоздких шляп как то сподручнее ухаживать за ранеными. А женщины остаются женщинами и хотят хорошо выглядеть. Это же француженки. Дела идут по нарастающей, заказы множатся.

Бой в армии, и даже весьма отличился, получив Орден Британской Империи.

Деловая хватка у неё железная, чутье обостренное. Война, 1916 год, кончается текстильное сырьё, не из чего шить. Она берется за джерси. Из него шьют мужские кальсоны, Коко берётся делать из него модные фасоны женской одежды. У джерси плотная вязаная структура. Как подчеркнуть изгибы фигуры? К черту лишние складки, можно и не выделять талию, так свободнее движения. И почему бы не начать укорачивать платье, чтобы можно было разглядеть привлекательные икры женских ножек?

Послевоенное время, погибло много мужчин. Оставшиеся хотят любви, как и истосковавшиеся по ней женщины. Время ещё сильнее диктовало  освобождаться от ненужной роскоши  и нагруженности верхней одежды.

„Женщина должна одеваться так, чтобы её было приятно раздевать.“

Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка.

„Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.“

Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов, турнюров Коко предлагает сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Она выводит в свет бижутерию и короткие стрижки.

„Что такое, собственно говоря, плохая фигура? Это фигура, испуганная с головы до ног. Этот испуг в поведении происходит оттого, что женщина не дала своему телу то, что ему полагается. Девочка, которая стесняется оттого, что не сделала домашнего задания производит то же впечатление, что и женщина, не осознающая, что такое природа.“ Для многих прозвучит неубедительно.

Пожалуйста еще. „Нет ничего уродливого, пока оно живое.“

Шанель первой предложила женщинам брючные костюмы и показала, что и в них они  выглядят женственно и элегантно.

Сама она считала свою фигуру совершенной и надевала брюки редко.

„Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам — она просто напросто глупа.“

Проекты Шанель были поистине революционными, она первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ей женщины смогли отказаться от неудобных корсетов и пышных юбок. Шанель в первую очередь ценила в одежде удобство и комфорт.

Она богата и знаменита, но о её происхождении и положении содержанки помнит и не забывает весь этот чванливый высший свет, она все ещё не своя. Для её Боя она по прежнему только любовница и никогда не перейдёт в разряд жен.

Что она может сделать?
Мстит по женски, ему нравились её роскошные, спасибо папе, волосы, Коко демонстративно делает короткую стрижку под мальчика. Но это приводит только к тому, что ее прическа производит фурор среди женщин и  тоже входит в моду, дополняя образ от Дома Шанель.

"Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть."
С личной жизнью все непросто.

Их связь с Боем длится уже почти 8 лет.
Шанель забеременела, но и это не сработало. Она узнает, что честолюбивый Артур сделал предложение другой. Бою 37, он стесняется прошлого Шанель и не может на ней жениться, а род уже пора продолжать. Его избранника - вдова сводного брата герцога Вестминстерского и сама она из семейства лорда Риблссдейла. Она подарит Артуру дочь, а Шанель сделает аборт и никогда уже не сможет стать матерью.

Кэйпел продолжал свой роман с Шанель, вплоть до своей трагической гибели в автомобильной катастрофе  в конце 1919 года. Его жена была беременна тогда второй дочерью Боя.

Одна из сестёр Кэйпела писала в некрологе о своём брате: «интеллектуал, политик, олигарх, игрок в поло и любимый мужчина Коко Шанель». Этот неисправимый бабник так и останется, видимо, главной любовью ее жизни. Она много чего терпела от него и даже по слухам шила платье для невесты Артура.

Мужчины Шанель любили её, но предпочитали жениться на аристократках.

„Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка".
Что спасает ее от тоски?

В окружении Шанель всегда было много мужчин и приятельниц.
В депрессии Коко помогает ее подружка Мися. Мися Серт - по своему уникальная женщина. Урожденная Мария-София-Ольга-Зинаида Киприановна Годебская - пианистка, модель известных художников, хозяйка музыкального и литературного салонов, она была в то время уже в третий раз замужем за каталонским художником Сертом. Женщина очень своеобразная, хоть и с подленьким душком, она прошла рядом с Коко 20 лет, как то Шанель скажет, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Это с Мисей Серт она встречается со сливками богемы Парижа. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Ещё в 1913 году Коко случайно попала в парижский театр Champs d'Elisee на премьеру русского балета Сергея Дягилева "Весна священная" с музыкой Игоря Стравинского. Это непривычное, дикое по тем временам для рафинированной публики зрелище повергло зал в шок. Зрители шумели и свистели, спектакль был прерван. А Коко влюбилась в порывистую хореографию Нижинского, в странные костюмы Врубеля, в завораживающую музыку.

Мися знакомит Коко с немалым количеством известных русских эмигрантов, сводит и с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами Шанель видит выкладывающихся на репетициях танцоров. Они поражают ее, позже она говорит, что училась у них отдаче своему делу.

У нее в ателье начинают  работать  рукодельные русские эмигрантки, делая ручную вышивка, привнося в модели Шанель славянские мотивы.

Творческий человек, в прошлом нищая сирота, Шанель готова помогать талантливым людям. 300 000 собственных франков вручила она Дягилеву  на новую постановку «Весны священной», композитор  Игорь Стравинский с больной женой и четырьмя детьми 2 года живёт продолжительное время  на её вилле на  «полном пансионе.

Дружба эта будет казаться многим подозрительно крепкой. Им приписывают роман уверенные в том, что два таких ярких человека просто не могли не сойтись ближе, снято даже кино. Шанель бескорыстно шила костюмы для балетов Стравинского, их многое соединяло. Но есть и другая версия, что Коко не ответила взаимностью на чувства композитора.

„Нет женщины, которая хотя бы во сне не изменила мужу.“

Но ведь Шанель приписывают и короткий роман с Пикассо. Тот тоже крутился в это время рядом с русским балетом. Был явно ей впечатлен.

Пабло запомнил, что был поражен как Шанель вдруг по наитию использовала брошь, как украшение на женский свитер, нонсенс по тем временам, сейчас вполне заурядная и модная примочка.

Достоверных сведений по поводу этих мифических отношений нет, но без любви с русским не обошлось.

Ее новым милым другом у 1920 году становится аристократ царской крови.
Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, племянника Николая II. Несмотря на скандальную для тех времен разницу в возрасте, Шанель  было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30, их знакомство быстро перерастает в роман. Он поддерживает Шанель морально, она его с помощью кошелька.

Дмитрий Романов помогает своей  возлюбленной в расширении дела: знакомит с влиятельными людьми, предлагает использовать красивых русских девушек-эмигранток из хороших семей в качестве манекенщиц.

„У судьбы нет причин без причины сводить посторонних.“

Он знакомит её с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо, которого она берет в парфюмерных отдел своего Дома. Коко ненавидела навязчивые цветочные запахи в парфюмерии.

"Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна."

Она подвигает Бо на создание первых духов со сложным ароматом, таких до этого никто ёще не делал.

«Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк».

Эрнест, в прошлом парфюмер царского двора, экспериментирует с целой палитрой запахов (80 ингредиентов) и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Образцы ей нравятся.

Из серии вариантов заказчица выбрала пятый, счастливый для неё, номер. Так в 1921 году родился легендарный парфюм Chanel №;5. Теперь любая женщина мира хотела хотя бы попробовать этот  аромат.

„«Когда надо пользоваться духами?» — спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», — отвечаю я.“

Первые 100 духов Шанель не продала, а подарила – самым влиятельным и красивым женщинам. Аромат становится символом хорошего вкуса и роскоши.

Успеху этого парфюма гораздо позже способствовала Мэрилин Монро, кокетливо признавшись, что на ночь она одевает «только пару капель Chanel №5». Миллионы бутылочек духов моментально разошлись в мире. Женщины услышали.

„Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.“

В 1925 году на флаконе духов впервые появится фирменный знак Шанель. Одна из версий – это всего лишь инициалы Коко Шанель (Coco Chanel),  другая –«двойная подкова», символ удачи из эскиза.Врубеля.

Через год их романа Дмитрий  уезжает в Америку. Там он нашёл состоятельных невесту и неплохо поднялся на продаже шампанского.
Но пара сохранила  дружеские отношения. Шанель называла  князя «гением полезных знакомств."

В 1924 году Коко за сорок, она встречает богатейшего человека Англии Хью Ричарда Артура Гросвенора, 2-го герцога Вестминстерского.  Тот, большой сумасброд по кличке "Бендор", так звали скаковую лошадь в фамильной конюшне,  теряет от неё голову и долго её добивается..  Симпатяга Бонни, которому исполнилось 45; рослый, белокурый с рыжеватым отливом и бледно-голубыми глазами; обожавший женщин, лошадей и яхты, " толстяк-охотник", как его ещё называли, не ждал, что видавшая виды  французская "кокотка" станет для него неприступной крепостью. Он ещё не понимал, кто такая Коко Шанель.

„Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.“

Их связь продолжалась то ли 6, то ли 10 лет. В лондонском престижном районе Мейфэр он купил ей дом, а в 1927 году подарил участок земли во французской Ривьере в Рокебрюн-Кап-Мартен, где Шанель построила виллу Ла Пауза.

Говорят, герцог предлагал ей руку и сердце,  но она  отказала. Сам он успел за это время дважды жениться и развестись. Впоследствии Коко утверждала, что Бонни хотел от неё наследника, но она то знала о своём бесплодии.

„Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные — её тени…“

При прощании, на яхте, по легенде, он подарил ей большой изумруд,  она бросила его в воду. Да кто он был такой, чтобы решиться бросить её?
Всего лишь какой то герцог.

„Если человек говорит плохо обо всех женщинах, это, как правило, означает, что он был сожжен одной из них.“

Кульминацией стиля  Шанель стало ее маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Родом из детских воспоминаний приютской жизни, где она носила нечто подобное с маленьким белым воротником.

„Женщина ближе всего к наготе, когда она хорошо одета."

Безупречные пропорции, аскетичный крой, подчёркивающий фигуру цвет при при изысканности ткани.  Коко превращает цвет траура и бедности в символ элегантности и вкуса. Придуманное ее маленькое черное платье отныне входит в базовый гардероб любой женщины. В 1929 голу американский журнал Vogue назвал его вневременной классикой и сравнивал по универсальности с автомобильной моделью Ford Т.

В 29-ом она с Мисей Серт последними  прощаются с Сергеем Дягилевым, когда он умирал в Венеции. Они же на свои деньги его итзоронят.

„Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.“

В 1931 году она поехала в Голливуд по личному приглашению. Постарался Дмитрий.  Сэмуэль Голдуин приглашает её в Голливуд работать над стилем звезд кино.

„У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей.“

Патриарх Голливуда был настолько впечатлен личностью и работами Шанель, что в одночасье предложил ей миллион долларов (сейчас эта сумма составила бы 75 млн) за то, чтобы она одевала кинозвезд. Кутюрье с радостью согласилась, однако вскоре студия отказалась от сотрудничества с француженкой, так как посчитала, что ее чересчур простые, по понятиям Голливуда, наряды не совсем выгодно смотрятся на экране. С тех пор Шанель считала этот город кино «столицей плохого вкуса».

К 50 годам у Коко всемирная известность, богатство и слава. Но рядом так и нет постоянного спутника.

„После пятидесяти в счёт идут уже дни.“

И тут её взгляд обращается на Поля Ирибарнегаре — журналиста, иллюстратора, декоратора и просто любителя повеселиться. В свете он был известен как  Поль Ириб. То, что начиналось как ни к чему не обязывающий флирт, переросло в серьезные отношения.

Поль, баск по национальности, её ровесник, в своё время окончивший архитектурные курсы при Академии художеств, в 1900 году являлся самым молодым архитектором Всемирной выставки. Остроумный карикатурист, он был близок с Кокто. В мир моды он вошел, создавая в 1908 году модный каталог для вечного конкурента Шанель Поля Пуаре. Он же придумал для того и логотип с розой. С Коко Ириб был лично знаком с 1914 года.

И вот прошли годы. У них, набирая обороты, начинаются отношения. В 30-е годы Ириб из хрупкого юноши превратился в импозантного, элегантного мужчину с густой шевелюрой и пронзительным взглядом умных глаз.

По натуре авантюрист, он был охоч до роскоши. Все его прежние связи и браки были явно по расчету. Ириб уже успел поработать в Голливуде. Со своей последней американской женой он находился на грани развода, успев почти разорить ее. Любвеобильный, весёлый и жизнерадостный, он искал новых приключений во Франции.

Обаятельный прохвост скорей всего нацелился на Коко, как охотничий трофей. Она же загорелась, Коко сняла для встреч с жиголо усадьбу «Ла Жербьер», неподалёку от Парижа. Дальше больше, Шанель покупает новое любовное гнездышко –замок Мениль-Гийом с 350 гектарами земли.

В 1930-ом в своём особняке Коко демонстрирует созданную ей первую коллекцию  ювелирных украшений.

«Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото».

Первую бриллиантовую она представила в 1932 году. У нее все было наоборот, ее вдохновляла Великая Депрессия. В коллекции были  украшения в виде созвездий, на которые смотрят, обычно, в надежде на лучшее.

Эта коллекция вызвала сенсацию, чего чего, а этого от неё не ждали. Все знали, Шанель ненавидит драгоценности.

«Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним».

Появляется знаменитая жемчужная нить – украшение вне времени. Это она сделала его модным.

„Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!“

Она вводит в моду крупную бижутерию,  броши-камелии и искусственный жемчуг.

Флиртуя с Ирибарнегаре, Шанель и предположить не могла, что лёгкая интрижка перерастёт в глубокое чувство. Она серьезно задумывается о замужестве. У Ириба развод еще до конца оформлен не был, но он был готов довести дело до конца. Любовь Ириба к наживе и молоденьким девицам Шанель не смущали. Её друзья считали, что этот демон околдовал её.

Ириб занимается оформлением декоров, сочиняет Коко рекламные слоганы. Изредка они выезжают в свет. Страна в эти чумные предвоенные годы веселилась по полной, костюмированные балы, маскарады с фейерверками шли чередой.

Подвенечную фату Коко не удалось надеть и в этот раз. В знойный сентябрьский день 1935 года парочка находилась в курортном Рокебрюне. Её любимый Поль играл в теннис. Появилась улыбающаяся Коко. Ириб, увидев её, сделал шаг навстречу и рухнул как подкошенный, ухватившись за сердце. Прибывшие медики зафиксировали смерть. Поль Ириб скончался  на руках Коко ещё до их приезда.

Летом 36-го года Париж охватывает массовая забастовка. По призыву левых сил работники требуют повышения зарплаты и новых профсоюзных договоров. Её портнихи не пускают Шанель в собственный Дом моды. Она разъярена. Приходится идти на мировую. Ведь они сорвут выставку новой коллекции.

„Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье. Элегантна – потому что элегантна, новое платье тут ни при чем.“

"… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, которые более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин».

Началась Вторая мировая война, Её она перенесла гораздо тяжелее, совсем не так как Первую, когда её дело бурно росло. Шанель принимает решение  закрыть ателье и магазины.  Работал только один ее бутик аксессуаров и парфюмерии. Она решает, что в войну людям не до моды, но хорошие запахи и в дурное время никто не отменял.Другие дома мод не были столь категорично.

В оккупированном Париже работали и модные магазины, и шикарные рестораны, и кабаре.

В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь вызволить его, Шанель обращается к давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. Племянника освободили, а фон Динклаге становится любовником 56-летней Шанель.

До 1944 года они, не особо таясь, жили в Париже в одном доме.
Динклаге наполовину англичанин, прекрасно говорил  по-французски, был профессиональным разведчиком. Находясь на дипломатической работе, он не носил военной формы. Этот элегантный гурман был наи 13 лет моложе Коко.

В оккупированном Париже Шанель ведёт уединенный образ жизни, но  по-прежнему посещает дорогие рестораны вместе с кем-то из знакомых. Ее можно было увидеть в  «Максиме» и «Серебряной башне», в модном баре «Каррера». Обычно Коко сопровождает Серж Лифарь, они были близки в то время. Он развлекал её.

„Каждая женщина имеет тот возраст, который заслуживает.“

Существует версия, что она  числилась в штате  немецкой разведке, Шанель пытались использовать для подготовки секретных англо-германских переговоров с Черчиллем о перемирии в Мадриде, Операция "Модная шляпка" провалилась.

У Шанель были загадочные отношения с Вальтером Шелленбергом, главой разведки СС. Некоторые  утверждают, что роман. Шелленберг был на 17 лет младше, но кто знает. Во всяком случае она опекала его после войны вплоть до смерти в 1952 голу.

За связи с нацистами в сентябре 44-го Коко была арестована, но через несколько часов её отпустили. Есть слухи, что по совету Черчилля.

„Так как всё находится в голове, не надо её терять.“

Решив не рисковать, Шанель перебирается  в Швейцарию.
В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет.
Динклаге тоже сумел скрыться в нейтральной Швейцарии и поселился в Лозанне.

Связь бывших любовников продолжалась ещё несколько лет, но отношения в конце концов испортились окончательно. Шелленберг после непродолжительной тюремной отсидки, после Швеции тоже перебирается в Швейцарию, где в возрасте 42 лет и заканчивает свои дни.

 Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”

Ее слава уходит в прошлое, в Париже популярны новые лица. Царит модный дом «Диор»,  не оставляя никому никаких шансов, включая и Шанель. Но её это не пугает.

„Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остаётся.“

Когда Диор на показе «New Look» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки, все то, с чем Шанель отчаянно  боролась, она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”

В 1953 году она возвращается в Париж и открывает свой салон.

„Чтобы быть незаменимой, нужно всё время меняться.“

Ей было уже 70, когда в столице мировой моды снова появляется Дом Шанель. Критики ее не щадили, она не обращала внимания на их выпады.

„Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.“

Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы.

В 1955 году, когда ей 71, мир опять ошеломила ее элегантная прямоугольная стеганая сумочка 2.55 на длинной ручке-цепочке. Это продолжение её революционной идеи 1929 года.

До конца 1920-х годов дамская мода на сумки ограничивалась исключительно небольшими ридикюлями, носить которые полагалось строго в руках. Стоит ли говорить, что для Шанель, ценящей комфорт и простоту во всем, такие модели стали объектом ненависти №1. В 1929 году она представила во всех смыслах революционный дизайн кожаной сумки на позолоченной цепочке, позволяющей носить ее на плече.
Наконец то женщина могла хоть на время забыть об этом аксессуаре., пусть себе болтается на плече.

Дизайн сумки был обновлен и представлен широкой общественности в феврале 1955 года (отсюда и название «2.55»). С тех пор ее внешний вид претерпевает лишь незначительные изменения в соответствии с веяниями времени.

В 1957 году Коко  Шанель показывает свои знаменитые двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой.

«Если женщина хорошо обута, значит, она хорошо одета».

Три года и Коко Шанель с триумфом возвращается на модный олимп. Ее стиль остается доминирующим.

„Шанель — это не мода, Шанель — это стиль.“

Посетительницы ее показов - богатые и знаменитые женщины. Твидовый костюм «от Шанель», узкая юбка и обшитый тесьмой приталенный жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами, становится символом успешности владелицы.

Свой первый твидовый костюм с приталенным жакетом и юбкой Коко представила еще в 1925 году. Это был манифест комфорта и простоты, а также один из первых примеров того, как вещи из мужского гардероба могут перекочевать в женский. В те времена твид не был новинкой, однако использовался отнюдь не для леди, а исключительно для джентельменов.

Шанель вновь  сотрудничает  с голливудскими студиями, она одевает Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор. Наконец ее клиенткой становится первая леди США Жаклин Кеннеди.

Она все также близка с богемой. Она близка с Сальвадором Дали и Пабло Пикассо.

В 60-е  Шанель совершает стратегическую ошибку и напрочь  отвергает идею мини-юбок. Ее модный дом начинает сдавать  позиции.

«Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда».

Её стилю  упрощения женского костюма с заимствованием элементов  мужского гардероба, минимализма и удобства был изначально присущ  принцип «роскошной простоты» (le luxe de la simplicit;). Но не до такой же степени. Мини она не приняла.

«Мода проходит, стиль остается».

Шанель была всегда  в отличной профессиональной форме. Свою последнюю коллекцию Коко представила миру, когда ей было уже за восемьдесят.

Полностью отдаваясь работе, Коко позволяла себе одинокие периоды полного безделья в загородном доме, наслаждаясь свободой и свежим воздухом. Любила рыбачить, разводить цветы, заботиться об окрестных собаках, ездила верхом, память от Этьена Бальзама , приучившего её к верховой езде.

„Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой.“

По жизни она была «жаворонком», строго придерживалась  распорядка дня, спала не менее семи-восьми часов. Не отказывалась от бокала шампанского, но считала алкоголь и излишества в еде врагами красоты.

„К безобразию ещё можно привыкнуть, к неряшеству — никогда!“

Тем не менее она много и постоянно курила. Она не потеряла девичьей стройности. За столом отдавала предпочтение овощам, фруктам и рыбе.

Любовница пережила всех своих любовников, так и не обретя личного счастья, отдав все силы души своей работе.

„Так вот что такое слава: одиночество.“

Как всегда, новые идеи приходили к ней во сне.
Ее утро начиналось в отеле «Ritz», к 9-00 являлся визажист с тушью и губной помадой. Женщина, не пользующаяся косметикой, по мнению Шанель, слишком высокого мнения о себе.

„У меня осталось только одно неудовлетворенное любопытство — смерть.“

Она умерла в номере люкс отеля "Ритц", в котором жила последние 30 лет,  как раз напротив Дома Шанель, от сердечного приступа 10 января 1971 года на пороге 88 лет.

Похоронная служба состоялась в помпезной церкви Мадлен в центре Парижа. К ее гробу, заваленному белыми цветами, пришли проститься с легендой такие коллеги ыИв Сен-Лоран, Пьер Бальмен и Кристобаль Баленсиага.

Были романы, мимолетные и продолжительные, но Коко так и не вышла замуж, не родила ребенка, о котором так мечтала.

Осталась  империя моды с ежегодным доходом в 160 миллионов долларов, но в ее гардеробе нашли всего лишь три великолепных костюма.

Коко Шанель похоронена в Швейцарии, в Лозанне.

Она изменила представление мира о творчестве, о моде и дизайне, о женской красоте и месте женщины в жизни, о сути женственности, умирая все еще великолепной, много чего повидавшей, мудрой, но по сути одинокой прокуренной весьма пожилой дамой. Нет, все еще мадмуазель. Может быть, в глубине души  даже той маленькой девочкой, брошенной отцом, кто знает, боявшейся остаться наедине с собой.  Без той любви, о которой мечтают все, но которая редко кому достается. Она была очень счастлива в работе, но, судя по всему, довольно несчастна в отношениях. Что более важно для человека решает он сам, его природа, страсти и выбранный путь.

„Прекрасное остается, красивое проходит.“


Рецензии
Очень информативно и интересно. Я этих фактов не знала. А вообще,наверное,не бывает "золотой середины во всём". В карьере-триумф,в отношениях-провал. Где-то убыло, где-то прибыло...Баланс.Такова жизнь!

Туууузя   12.02.2020 01:12     Заявить о нарушении