Союз Спасения, рецензия

Отправляясь на просмотр «Союза спасения» я нарочно не стал читать ничьих отзывов и рецензий, чтобы составить личное, полностью независимое мнение. По результату просмотра оно таково: фильм, действительно, очень качественный. В картине можно отметить внятный непротиворечивый сценарий, понятную мотивацию героев, красивую картинку, грамотно сделанные костюмы и антураж, добротную актерскую игру (то есть все то, чего отечественному кино обычно не хватает). Был задействован чуть ли не весь «первый дивизион» молодых российских актеров, но не было примелькавшихся фигур типа Безрукова или Куценко, за что отдельное спасибо. Зато был совершенно шикарный Домогаров в роли Милорадовича. В общем, при том, что отечественный кинематограф редко радует нас чем-то съедобным, получилось кино, за которое не стыдно ни одной минуты хронометража.
«Союз спасения» это политическая драма, ни больше и не меньше. Очень жестко, очень по мужски, очень идеологически заряжено, вообще без соплей и мелодрам и, при этом, повествование не уходит от исторического контекста в область режиссерских фантазий. История Южного и Северного обществ, его лидеров и восстания 14 декабря рассказана на столько подробно, на сколько это позволяют 2 часа экранного времени. Показаны не только события на Сенатской площади, но и бунт Семеновского полка в 1820 году, и планы покушения на Александра Первого на военном смотре, и восстание и разгром Черниговского полка.

Сценарий фильма написал Никита Высоцкий еще в 2013 году ( он же первоначально значился как режиссер). По всей видимости, при работе над сценарием он пользовался историческим романом Ольги Елисеевой «Последний часовой» и это положительно сказалось как на качестве повествования, так и на взвешенности оценок произошедших событий. Даже захотелось перечитать эту книгу. Очень надеюсь, что после выхода фильма роман Ольги Елисеевой переиздадут.

Итак, после наполеоновских войн Российская империя находится в зените могущества, однако накопившиеся проблемы очевидны и для руководства страны, и для мыслящей части общества. Нужно освобождать крестьян, реформировать армию, судебную систему, управление на местах, модернизировать экономику наконец. Масштабы реформ, в которых нуждается страна огромны и, как водится, делать страшно, а не делать нельзя. В этой обстановке созревает заговор молодых амбициозных военных, которые решают свершить государственный переворот, установить в стране военную диктатуру и, опираясь на штыки гвардии, разом разрубить «гордиевы узлы» внутренней политики, избежав при этом новой пугачевщины. ( Получилось бы избежать ее на самом деле или, в случае победы восстания в столице, Россия рухнула бы в водоворот нового «Смутного времени», - отдельный разговор). О заговоре вскоре становится известно, но император Александр Первый не дает делу ход: «Они хотят того же, чего и я хочу». Вероятно, император рассчитывал как-то использовать молодых вольнодумцев-аристократов в своей политической игре. Однако внезапная смерть императора и смутная ситуация с престолонаследием смешала все карты, казалось бы, подарив заговорщикам идеальный шанс на успех. Северное общество, а за ним и Южное поднимают плохо подготовленное, спонтанное восстание, которое будет утоплено в крови.
В картине очень хорошо показаны моменты, когда весы истории качаются в неустойчивом равновесии. Слабость одних и решительность других, последствия того и другого, иногда просто секундная растерянность, и события уже идут по другому руслу. Например, сцена, в которой граф Орлов видит тело генерала Милорадовича: первую кровь восстания. Он даже ничего не говорит, но становится по настоящему жутко. А потом державшая нейтралитет Конная гвардия идет в атаку.

О чем драматургия картины? Да все о том же: о поступке и ответственности за него, о благе страны и цене этого блага, о белых перчатках и грязной работе, и о милосердии, которое является добродетелью только для победителей.
Особенно хочется отметить исполнение роли Николая Первого, прекрасно сыгранного Иваном Колесниковым. Получился почти идеальный портрет твердого государственного руководителя, который делает то, что должно, вопреки собственным чувствам и ради своего понимания блага страны, за которую он, внезапно для самого себя, оказался в ответе. Пожалуй, именно трактовка образа Николая является ключевой в фильме и именно из-за нее фильм сразу же подвергся яростным нападкам из «либерального лагеря». До знаменитой фразы премьер-министра Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, а мне нужна великая Россия» остается почти сто лет, но она так и просится на язык этому императору Николаю.
А еще замечу в скобках, что офицеры-заговорщики, да и вообще «мыслящие люди России» очень любили примерять на себя сюртук Бонапарта, но истинным генералом Бонапартом, начавшим свое восхождение как раз с расстрела Вандемьерского мятежа 1795 года, показал себя в событиях 14 декабря как раз Николай.

В конце фильма мы видим рядом двух императоров, Николая и будущего преобразователя России, а тогда еще мальчика Александра, которому суждено будет претворить в жизнь, в том числе, и планы декабристов, а затем погибнуть от рук заговорщиков уже совсем другого пошиба. Наверное, я сам здесь бы и закончил повествование, но режиссер решил иначе: вставив сцену, где главный герой фильма заговорщик Муравьев-Апостол в кругу гвардейских офицеров и самого императора Александра Первого пьет шампанское за победу над Наполеоном. Виктория, господа! К чему это было? Может быть намек, что не все у нас должно быть так страшно? Что преобразования российской жизни не должны, непременно, идти через кровь одних или других? Хотя бы в мечтах. Возможно и так.

Еще раз скажу: фильм получился во первых хороший, а во вторых просто красивый. И это странно, ведь снимали его, в итоге, те самые люди, что выпустили на экраны страны кошмарного «Викинга». То ли наши молитвы вперемешку с проклятиями были где-то услышаны, то ли «в лесу что-то сдохло». Во всяком случае рекомендую «Союз спасения» к просмотру и лучше бы на широком экране: так и впечатление будет лучше, и сигнал о том, что на хорошее историческое кино у населения есть заказ дойдет вернее.

СПб, январь 2020


Рецензии