Искусство кройки и шитья

Рецензировать незначительное произведение печати трехдесятилетней давности приходится лишь потому, что до настоящего времени на него ссылаются не только младшие, но и старшие научные сотрудники, хотя при наличии первоисточников ссылаться на их компиляции не принято.
Тем более, что научной корректностью в отношении первоисточников произведение И.М. Разумовской под наименованием «Кострома» (Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- 208 с., ил.) не отличается.
Первоисточник: «Стены Ипатьевского монастыря также следуют за естественным рельефом, имеющим склоны на восток к реке Костроме и на юг к речке Игуменке. Каменные стены Старого города сооружены в 1586-1590 годах на средства бояр Годуновых – Бориса и Дмитрия… К концу XVII века оборонное значение монастыря как крепости полностью утрачивается, и новые ворота в монастырь устраиваются без башен и укреплений… Примером таких новых ворот служат ворота в северной стене Нового города. Они сделаны уже одинарными. Над въездной аркой устроен невысокий фронтон. Боковые пилоны ворот украшены квадратными вертикальными ширинками… В 1767 году к приезду Екатерины II в северной стене Старого города были устроены новые ворота, ставшие главным въездом в монастырь… С внешней стороны ворота фланкируются двумя часовенками с высокими кровлями криволинейных очертаний. Над въездной аркой с улицы слелан высокий лучковый аттик, поддерживаемый по бокам массивными волютами. В свободном поле аттика с внешней и с внутренней стороны были написаны живописные панно с изображением Екатерины II и Михаила Романова… Интересно, что среди персонажей, изображенных на дверях, встречаются греческие писатели и философы – Платон, Менандр, Демокрит…» (Бочков В.Н., Тороп К.Г. Кострома: путеводитель.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1970.- С. 62-72).
Компиляция: «Стены Ипатьевского монастыря следуют за естественным рельефом на восток к реке Костроме и на юг к речке Игуменке. В 1585-1590 годах Дмитрий и Борис Годуновы заменили деревянную ограду каменной… В конце XVII века оборонное значение монастыря полностью утрачивается, поэтому новые въездные ворота в монастырь строятся уже без башен и укреплений, как, например, въезд в Новый город, с невысоким фронтоном, одинарными воротами, боковые пилоны которых украшены квадратными ширинками… В 1767 году к приезду Екатерины II в северной стене Старого города построили ворота, которые в настоящее время служат главным въездом в монастырь. Эти ворота фланкируются двумя часовенками с кровлями барочных очертаний. Аттик ворот, в поле которого находилось живописное панно с изображением Екатерины II и Михаила Федоровича, был завершен лучковым фронтоном… Интересно, что среди персонажей изображаются греческие писатели и философы – Гомер, Еврипид, Платон, Менандр…» (Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- С. 26-30).
А поскольку описание составлено из двух путеводителей, составительница описания теряет ориентацию как во времени, так и пространстве.
Во втором первоисточнике: «Монументальный Троицкий собор и звонница, жилые здания высшего духовенства и «Святые ворота» с надвратным церквями формировали парадную часть монастырского двора. Северо-восточный угол его в настоящее время занимает Г-образный в плане Архиерейский корпус. Он расположен вдоль монастырских стен и состоит из разновременных и различных по назначению частей. Северное крыло этого корпуса принято называть «настоятельскими покоями», так как его основу составляет здание первой половины XVII века, служившее местом жительства настоятелей монастыря… В XVIII веке к левому крылу Архиерейского корпуса пристраивается богато убранное изразцами двухъярусное крыльцо… У западных ворот Старого города вплотную к монастырской стене расположены «кельи над погребами» (Кострома: Путеводитель / М.Н. Белов, Е.В. Кудряшов, М.П. Магнитский, А.Н. Мазерина, В.С. Соболев; под ред. М.Н. Белова.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1983.- С. 151-152).
В компиляции: «Троицкий собор, звонница и Архиерейский корпус составляют парадный ансамбль монастырского двора. Архиерейский корпус занимает северо-западный угол парадной центральной площади… Здание включает в себя разновременные и различные по своему назначению части. Нижний этаж корпуса построен в конце XVI века, а второй – покои настоятелей – в первой половине XVII века… К южному фасаду Архиерейского корпуса было пристроено двухъярусное крыльцо, убранное изразцами… Корпус «келий над погребами расположен слева от «братского корпуса» (Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- С. 31-32).
Вот что написал искусствовед: «Четырехстолпный, кубический, с тремя апсидами, с членением каждого фасада лопатками на три части, имевший изначально покрытие по килевидным закомарам (ныне выровненным под четырехскатной кровлей), он целиком повторяет традиционную схему зданий соборного типа московского зодчества первой половины XVI в. Храм поставлен на подклет; он имел галереи или гульбище с лестницами и крыльцами, ныне не сохранившиеся. Этот архитектурный образ известен также по сооруженным в то же время соборам в ростовском Авраамиевском монастыре (1554) и переяславском Федоровском (1557)» (Иванов В.Н. Кострома: Художественные памятники.- Изд. 2-е, доп.- М.: Издательство «Искусство», 1978.- С. 135).
А вот что сталось: «Богоявленский собор был построен по типу московских храмов [? – П.Р.]. Основной куб [? – П.Р.] здания на высоком подклете был окружен с трех сторон галереей. Собор является современником Авраамиевского монастыря (1554) в Ростове Великом и Федоровского (1557) в Переславле» (Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- С. 20).
Отношение к неуказанным источникам в компиляции еще менее корректно.
Сравните: «Арки ворот опираются на приземистые столбы-кубышки. Поле стены ворот украшают квадратные ширинки, в которые вкомпанованы резные клейма из белого камня… Позднее, очевидно в середине XVIII века, к западному крыльцу были приложены боковые стенки, соединившие ворота с папертью… В 1871-1873 гг. в торце южной галереи, с восточной стороны, была пристроена еще одна алтарная апсида, переложены своды галереи, расширены окна в четверике. По всей вероятности, к этому времени относится и пестрая раскраска фасадов «в шашку». Первоначально здание имело известковую обмазку стен. Цветными были только изображения в полукружиях закомар, в нишах придела и над арками ворот… Белокаменные резные вставки введены повсюду: в столбики аркатуры барабанов глав, в колонки оконных наличников; резные гирьки подвешены в арках галереи и крылец. Простые и крупные членения рельефов белокаменных вставок аркатуры барабанов глав и наличников окон, удаленных от зрителя, заменяются сложными сочетаниями геометрических и растительных орнаментов и плетенок в деталях, декорирующих доступный для обзора нижний ярус памятника…» (Тороп К.Г, Кильдышев А.В. Церковь Воскресения на Дебре.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, [1971].- С. 1-2).
И: «Арки ворот опираются на приземистые столбы-кубышки… поле стены украшено квадратными ширинками, в которых вкомпанованы разные [? – П.Р.] клейма из белого резного камня… В конце XVII века [? – П.Р.] западное крыльцо было соединено со Святыми воротами перекрытием, пристроены были боковые стенки… В 1871-1873 годах церковь претерпела более значительные изменения: с восточной стороны ее была пристроена еще одна алтарная абсида… увеличено количество окон в четверике [? – П.Р.], переложены своды в галерее. К этому же времени относится и пестрая, в шашку, раскраска церкви. Первоначально цветными были только живописные изображения в полукружьях закомар, в нишах приделов и над воротами… Белокаменные резные вставки были введены в столбики аркатуры барабанов глав, в колонки оконных наличников и резные гирьки [? – П.Р.], подвешенные в арках галереи и крылец. Причем вставки и аркатуры барабанов глав и наличников окон, удаленные от зрителя и выполненные в высоком рельефе, заменяются сложными геометрическим и растительным орнаментом и плетенками, декорирующими доступный для обозрения нижний ярус памятника…» (Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- С. 38).
Даже про шитье кое-как списано у искусствоведа: «Техника шитья тамбуром не сложная, не требует длительного обучения. Шов «в цепки» выполнялся тамбурным крючком (тип тонкого вязального крючка). Уже в XVIII в. в «строчке по письму» тамбур употреблялся для обшивки контура рисунка. Так же и в ранних костромских вышивках тамбур исполнял роль контурного рисунка, изображение расцвечивали «верхошовом» цветной шерстью или шелком. Костромской тамбур быстро приобрел самостоятельность, выработал свои художественно-выразительные средства и яркий образный строй. Свободный, подвижный шов «в цепки» легко скользит по контуру любого рисунка. По своему характеру он близок к графике» Кострома: Путеводитель / М.Н. Белов, Е.В. Кудряшов, М.П. Магнитский, А.Н. Мазерина, В.С. Соболев; под ред. М.Н. Белова.- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1983.- С. 98-101) – «Техника такой вышивки не сложна – шов в «цепки» выполнялся тамбурным крючком, типа тонкого вязального. Тамбурный шов в ранних костромских вышивках исполнял роль контура, а само изображение расцвечивали «верхошвом» цветной шерстью или шелком. Однако костромской тамбур быстро приобрел самостоятельность, выработав свои художественно-выразительные средства и яркий образный строй. Свободный, подвижной шов тамбура в «цепки» графичен по своему характеру» (Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- С. 187).
Как видно, компилятор не справляется не только с простейшей терминологией, но и общеупотребительным русским языком. Начиная с аннотации и заканчивая послетекстовыми примечаниями: «Временный диапазон представленного в книге изобразительного материала – XVI-XX века… Собирателем орнамента костромских полушубков был Н.А. Калиткин» Разумовская И.М. Кострома.- Л.: Художник РСФСР, 1989.- С. 200).
И это особенно привлекает как младших, так и старших научных сотрудников.
Старший научный сотрудник: «Читается книга легко. Импонирует и то, что автор выходит в популярном издании за рамки традиционно-безличной формы» (Шевелев И.Ш. Книга о Костроме // Северная правда.- Кострома, 1990.- 25 апреля).
Младший научный сотрудник: «Мы ознакомились с новым изданием книги о Костроме, в которой представлено немало интересного исторического и искусствоведческого материала, способствующего духовному росту человека и воспитанию нравственных качеств личности через познание историко-культурного наследия одного из древних городов России» (Уткин С.А. Новая книга о Костроме // Северная правда.- Кострома, 1989.- 13 декабря).


Рецензии